Но мы знали митрополита Кирилла, что же сказать о Патриархе Кирилле и его трудах? Каждое время предъявляет Церкви свои «вызовы». Поэтому перед каждым Предстоятелем Церкви стоит своя задача, которую он обязан решить. Патриархи «советского времени» истории Русской Православной Церкви должны были во что бы то ни стало просто физически сохранить Церковь от уничтожения атеистической властью, идя на определенные политические компромиссы с этой властью, но оставляя неповрежденным Священное Предание, данное Церкви Богом. Это была задача святого Патриарха Тихона (Белавина), Патриархов Сергия (Страгородского), Алексия I (Симанского), Пимена (Извекова). Перед Патриархом Алексием II (Ридигером) встала новая задача: восстановить Церковь из руин, вывести ее из «гетто», в котором она находилась семь десятков лет. И эта задача, не без помощи Божьей, была выполнена. Последние десятилетия многие называют временем религиозно-церковного ренессанса в России. Это факт неоспоримый.
Перед Патриархом Кириллом сегодня стоит особая задача, и я не знаю, насколько ее выполнение «легче» предыдущих. Он призван, как мне представляется, изменить саму парадигму отношений клира и паствы, решить проблему существования «номинально православных» и «номинального православия» в принципе.
Думаю, все отдают себе отчет, что сегодня реально воцерковленных людей (т.е. членов Церкви) в самой Церкви наберется не более 3-5%, по самым оптимистическим оценкам 10% от всех называющих себя православными. Остальные – это «номинальные православные». Люди, которые крещены, но не воцерковлены, которые могут просто идентифицировать себя с православной культурой, будучи русскими и крещенными в детстве. Не более того. Отношения этих людей с Церковью строятся часто по принципу: «поставил свечку – спи спокойно». То есть за последние семь десятков лет Церковь превратилась во многом в некий «религиозный магазин», в «бюро ритуальных» услуг, в котором все отношения между служителями и прихожанами напоминают отношения «клиент — продавец религиозных товаров и услуг».
Постоянные усилия Святейшего изменить ситуацию «паллиативным путем», введением должностей приходских и епархиальных миссионеров, катехизаторов, специалистов по работе с молодежью, по социальной работе и т.д. пока, как мне кажется, вязнут в «болоте» инерционной массы священнослужителей продолжающих жить по принципу «на наш век треб хватит». Чего греха таить, так проще. Послужить с утра, исполнить ряд «перспективных треб» и до вечерней службы (если она есть) весь день свободен. Весь ужас положения заключается в том, что парадигма отношений Церкви и паствы по принципу «жертва (деньги) – услуга (треба)» вполне устраивает подавляющее число «номинально-православных» захожан. Зачем знать основы своей веры, приходить с утра на совместное богослужение, выполнять на приходе социальное служение, воспитывать детей в православных традициях? Как просто: пришел, заплатил (пожертвовал) и жди исполнения «оплаченной ритуальной услуги»!
Можно создать достаточный набор условий для воцерковления всех желающих: от городских православных лекториев и киноклубов до огласительных бесед и создания многочисленных клубов по интересам на приходах. Придут ли люди? Захотят ли? Большой вопрос. Рано или поздно не может не встать проблема пусть поэтапного, пусть мягкого, понуждения людей к воцерковлению. Конечно, здесь есть опасности. Оттолкнуть энное количество «покупателей религиозных услуг (что скажется на финансовом положении Церкви), показать реальное, а не номинальное число членов Церкви власти (что может привести к снижению авторитета Церкви в глазах власть придержащих). Но, с другой стороны, если этого не делать, не менять парадигмы, оставить все, как есть, то же самое произойдет, но несколько позже. Церковь должна превратиться из «бюро ритуальных услуг» в общину, в «Церковь-семью». Это главный вызов, стоящий перед всей церковной Полнотой и перед Патриархом Кириллом.
Насколько сложна эта задача, говорит и то недомогание, которое почувствовал этот молодой еще и физически крепкий человек во время богослужения в Храме Христа Спасителя в день своего 65-летия.
Хочется пожелать Его Святейшеству здоровья, телесных сил, верных единомышленников и соработников, а самое главное, помощи Божьей в исполнении главной задачи, которую поставила сегодня перед Русской Церковью сама История.
Валерий Отставных, православный религиовед и журналист, «Русская народная линия»
36. Re: Патриарх Кирилл обречен стать Патриархом реформ
35. 31. Светлана Афанасьева : Воцерковлены ли Вы сами достаточно, чтобы судить о том кто воцерковлен, а кто нет?
34. Ответ на 33., Светлана Афанасьева:
33. Ответ на 32. С. Швецов : Ответ на 30., Светлана Афанасьева: 2011-11-24 в 18:16 Пожалуйста http://www.sova-cent...any/2011/04/d21486/
32. Ответ на 30., Светлана Афанасьева:
31. Ответ на 16. дед пенсионер : 4. Светлана Афанасьева : Те так называемые невоцерковленные, которые приходят просто поставить свечку в церковь иной раз более верующие, чем посещающее храмы кадное воскресение. То что люди приходит
30. 23. С. Швецов : Re: Патриарх Кирилл обречен стать Патриархом реформ 2011-11-24 в 11:58
29. Ответ на 27., Православный Антивирус:
28. Ответ на 27., Православный Антивирус:
27. Re: Патриарх Кирилл обречен стать Патриархом реформ