«Нам нужно не терять умение различать грех и праведность. Нам нужно не терять возможность различать, скажем, щедрость и скупость, или щедрость и расточительство», - пишет в тлг-канале настоятель Храма Троицы Живоначальной в Хохлах, проповедник и миссионер, телеведущий митрофорный протоиерей Андрей Ткачев.
«Есть скупость и есть расточительство – и то и другое плохо есть, но есть некая разумная щедрость. Нам нужно различать многие вещи. Это, вообще, упражнения целое. Надо различать трусость, храбрость и наглость. Одно дело быть трусом, одно дело быть наглым, одно дело быть сдержанно-храбрым. Различать – это не значит быть толерантным», - отметил священник.
«Вот мы видим, что человек согрешает, и мы точно знаем, что он согрешает... Например, он заработанные деньги вместо того, чтобы нести их семью, вкладывает в тотализатор, в надежде заработать много и сразу. “Рулетка закрутилась, шарик упадет, и я из двадцати тысяч сделаю два миллиона”. Так он думает, но, в результате – он идет домой без денег. Согрешает, желая на халяву и быстро обогатиться, и теряет то, что имеет», - добавил он.
«Как мы это называем для себя? “Это – грех! Это – глупость! Это – обман!” Я так поступать не буду. Но я не буду говорить об этом человеке, что он пропащий, проклятый, дурной, безнадежный. Вот это и есть осуждение», - пишет о. Андрей.
«То, что он грешит сейчас, совершает глупость – это я знаю, и я сам себе это говорю. Говорю ли я это ему? Наверное, нет. Зачем? Во-первых, он не услышит – сейчас он в азарте. Во-вторых, это будет просто способ поссориться», - заметил он.
«Если меня спросят: “как ты оцениваешь это поведение?”, я скажу: “мне кажется, это глупо и грешно”. Осуждаю ли я его за это? Нет, я просто считаю, что это глупая модель поведения», - подчеркнул о. Андрей.
«По сути, в осуждении и в оценке действий мы разделяем то, что делается, и личность делающего. Осуждение относится к личности делающего. Например, я говорю: “он нечестивец, негодяй проклятый, такой-сякой, чтобы ему то..., чтобы ему это…”, – это слова, относящиеся к личности. Значит, это и есть осуждение. А если я говорю: “этот добрый человек совершает великую глупость”, – то здесь есть осуждение греха, и отсутствует осуждение личности. Я надеюсь, вы поняли, что я имею в виду», - пишет протоиерей.
«Когда я говорю: “Этот хороший человек не пошел домой, а пошел к любовнице”, – это ужасно. Это ужасно для него и для его жены. “Он хороший человек, но вот такая чушь с ним случилась», – здесь я избегаю осуждать его, но я явно выражаю свое недвусмысленное отношение к этому поступку, к этому греху», - подчеркнул священник.
«Надо назвать грех – грехом. Если мы этого не сделаем, мы прогневаем Бога Преблагого, мы назовем черное белым, и будем виноваты. Но мы должны воздерживаться от того, чтобы быть судьей согрешившего человека: “он вор и будет убит”, или “будет гореть в аду”, или “будет повешен за ноги вниз головой над унитазом” – это конкретное осуждение конкретного человека», - отметил о. Андрей.
«Если мы научимся говорить так, как я только что сказал: “к сожалению, умный и добрый человек не сумел побороться с этой страстью, и она его пленила, и он сделал то-то и то-то – это плохо, жалко для всех”, - так мы исполним заповедь о неосуждении, и исполним заповедь о том, чтобы мы грех называли грехом. Это требует умственной дисциплины – не смешивать одно с другим. Надо стараться именно так поступать. Оценивать дело, избегая крайних характеристик и суда над личностью», - заключил протоиерей Андрей Ткачев.
2.
Но вначале - паралогизм чистого разума, а потом - совесть.
Именно в этом метафизика прощения. Иначе нет свободы.
Мы все обречены на хитрость, на ошибку идеала и на прощение. Иначе мы не разумные.
Миллионы немцев были обмануты идеалом. В том числе и Хайдеггер.
Но, чтобы простить нацизм в метафизическом смысле ( не убийство миллионов, а - метафизику), надо понять, что любой идеал есть паралогизм чистого разума. То есть - всегда есть прелесть. Иллюзия истины. И содержит в себе разделение единого. На добро и зло. То есть, идеал истины есть ложь. Поэтому дана заповедь и совесть. Последние и есть критическое мышление, ибо основано на проверки совестью идеала - сопоставление. Однако, совесть есть чувство, но влияет на весь ум. Нрав. Ибо ум и есть те же чувства, только наоборот.
Вот это наоборот единого и есть Бытие Хайдеггера.
А мы - простили ли нацизм в метафизическом смысле? То есть, поняли ли его по правде, по совести. Поняли ли обман?
Вот и встречный вопрос - а свою, русскую историю народа в двадцатом веке - мы простили, в смысле метафизическом?
В чем идеал нашей правды в двадцатом веке? В чем паралогизм? Как мы понимаем единое и его наоборот в двадцатом веке? Или мы до сих пор не ставим этот вопрос?
Да, наша идея по этому вопросу молчит. Вот поэтому говорит бытие - языком СВО.
Потому, что когда разум молчит, тогда роль языка исполняет опыт - деструкция войны отождествляются. Ведь разум молчит именно потому, что согласен с этим паралогизмом.
Пора пробудиться к бытию!
1.
Тех кто не пустил основы, правосл культ в школу нужно осуждать только за это их действие или чётко называть их подонками и просто судить за вредительство?