Однако у проблемы есть и важнейшая духовная составляющая, волнующая большинство православных, которая подробно описана в заявлении Почаевской Лавры. В этом документе сказано, что электронная идентификация – это действительно душевредное деяние. Потому что оно мало того что подготавливает техническую основу воцарения антихриста (Откр. 13,17), оно имеет еще одну духовную сторону – отречение от имени, которое мы получаем в крещении. Присвоение цифрового имени пожизненно и посмертно, согласие отзываться на него делает цифровой код главным индивидуализирующим признаком человека, а его словесное имя переходит в разряд второстепенных сведений о нем.
Таким образом, потребность в таком документе, который отражал бы и духовные аспекты проблемы и исходил бы от всей полноты Православной Церкви, конечно, есть. Требуется серьезная детальная проработка вопроса. Главное, насколько такой документ принесет конкретные плоды в нашей жизни. Наши оппоненты чутко реагируют, насколько вся православная общественность серьезно рассматривает угрозу цифровой идентификации человека. Примером в этом отношении для нас должна стать Греческая Церковь, которая резко выступает против подобного нововведения. Другое дело, как это решение проявится в жизни, потому что покойный Святейший Патриарх Алексий неоднократно обращался по этому вопросу к государственным властям, но что-то они не очень идут на уступки. Примечательно, что пока этой системы нет ни в одной стране мира. Опять нам уготована роль площадки для экспериментов.
Протоиерей Алексий Масюк, настоятель Свято-Пантелеимоновской церкви в Удельной (Санкт-Петербург), специально для «Русской народной линии»