Андрей Рогозянский: Не стоит придавать чрезмерного значения этому проекту

Известный публицист о значении документа «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления»

Новости Москвы  Архиерейский Собор 2011 
0
1349
Не стоит придавать чрезмерно большого значения документу «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления». Сейчас от Межсоборного присутствия пойдёт опубликовываться всё больше разноречивых проектов и далеко не всегда они будут преследовать прямую цель. Многие, я думаю, будут иметь характер социологических экспериментов и тестов, выявляющих разные позиции. Одна из задач организаторов Межсобора - заставить, чтобы о нём непрерывно говорили. Каждый новый текст поэтому подбрасывает порцию топлива в топку, заставляет всё большее число людей вовлекаться в дискуссии, спорить, расходиться во мнениях. И таким образом общее мирное расположение духа остаётся в прошлом, тогда как «необходимость срочного принятия решений» прямо-таки вопиет. Вот вам простейшая технология, посредством которой в течение 3-4 лет ситуацию можно запросто разогреть до такой степени, что нельзя станет жить без соответствующего арбитража и без компромиссов, потребности в которых сегодня вроде бы как и нет.

Поэтому следует быть сдержанными и не искать буквально в каждом опубликованном проекте стратегических подтекстов. В частности, решение о перераспределении полномочий между Поместным и Архиерейским Соборами, даже если таковое будет принято (в чём я по многим причинам сомневаюсь), имеет довольно ограниченный, технический характер. Оно, может быть, немного поменяет организацию и управление Собором и голосованием, но никого не ущемит против того, как имеется.

Кажется, всем понятно, что на мероприятии такого уровня, как Поместный Собор Русской Православной Церкви, не будет допущено случайных выступлений, коллективных демаршей против официальной позиции и пр. На Архиерейских Соборах в течение 1990-2000-х острые выступления и разного рода щекотливые ситуации, к слову, бывали множество раз. В присутствии же делегатов-мирян и приходского священства у епископата возникает меньше желания оглашать злобу дня и свою принципиальную позицию. Остальное не так важно.

Я, даже наоборот, - опасаюсь того, что теперь, по прочтении этого текста многие бросятся сгоряча защищать решения Собора 1917-18 гг., в которых записаны и богослужебная реформа, и выборность духовенства и много-много всего ещё. Мы не знаем, как жить по решениям Собора 1917-18 гг., поскольку в истории реализации их помешала революция и установление большевистского правления. Обстановка принятия постановлений была специфической. Сперва над аудиторией витал феврализм, потом на ход заседаний сильно воздействовала обстановка в Москве в ноябре-декабре 1917 года. Практической апробации нового Устава, соответственно, не было, а некоторые соборные тезисы в свете обновленческой смуты зарекомендовали себя скорей с отрицательной стороны. Так что тема о современном отношении к Собору 1917-1918 гг. - это, как говорится, пуд соли съесть. Так просто взять и заявить, что образ современных церковных организации и управления обязан приближаться к тому стандарту, было бы слишком упрощённым и даже рискованным видением. Стандарта никакого не было, была попытка такой стандарт получить.

Что касается участия мирян и священников в Соборе и «голоса церковного народа»... «Голос церковного народа» в истории обычно проявляется не прениями и вотированием, а другим образом. Народ, как обычно, безмолвствует. А после берёт и de facto игнорирует то, что не соответствует церковному учению и традиции. Проблема рецепции массовым церковным сознанием нововведений, во всяком случае, предостерегает против реформаторства больше в настоящий момент, чем перспектива несогласий на любом из Соборов, весьма и весьма, нужно сказать, маловероятная.

Андрей Рогозянский, специально для «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Брониславович Рогозянский
Преображение Господне и наше
6/19 августа - праздник Фаворского света
18.08.2024
Духовное завещание отца Василия Ермакова
3 февраля - 17 лет со дня преставления прославленного петербургского пастыря
03.02.2024
Стоящий на границе двух заветов
7 июля - Рождество св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
07.07.2023
Все статьи Андрей Брониславович Рогозянский
Новости Москвы
Все статьи темы
Архиерейский Собор 2011
Диакон Владимир Василик: Меня огорчают и беспокоят планы по ослаблению Поместного Собора
Известный богослов проанализировал проект документа «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления»
14.02.2011
Протоиерей Георгий Городенцев: «Кто боится голоса церковного народа?»
По словам известного священника, права Поместного Собора не должны быть ущемлены
12.02.2011
«Я готов дискутировать с теми, кто считает, что Поместный Собор не нужен»
Протоиерей Владимир Сорокин выступил против умаления роли Поместного Собора
11.02.2011
Какова должна быть роль Поместного Собора?
В проекте документа Межсоборного присутствия предлагается большую часть полномочий Поместного Собора передать Архиерейскому Собору
11.02.2011
Владыка Питирим: «Дискуссии проходили очень конструктивно»
Епископ Сыктывкарский и Воркутинский поделился впечатлениями от работы Архиерейского Собора
08.02.2011
Все статьи темы
Последние комментарии
Как отличить собственные мысли от внушаемых
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 21:31
К юбилею А.Пахмутовой
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 21:11
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от учитель
06.11.2024 20:41
Уроки от Иуды
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 20:35
Разговор со стеной
Новый комментарий от Бузина Олесь
06.11.2024 20:17
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от учитель
06.11.2024 19:42