Диакон Владимир Василик: Меня огорчают и беспокоят планы по ослаблению Поместного Собора

Известный богослов проанализировал проект документа «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления»

Относительно планов ограничения компетенции Поместного Собора я должен сказать, что они вызывают у меня огорчение и беспокойство. Другое дело, что статус носителей этих планов неизвестен. Это пока лишь предложения одной из комиссий Межсоборного присутствия, это отнюдь ни воля Патриарха, тем более ни Священного Синода или Архиерейского Собора. Поэтому здесь возможна и законна дискуссия.

К сожалению, в последнее время у нас появилась такая не очень хорошая традиция среди некоторых церковных публицистов – оспаривать статус Поместного Собора и говорить, что с точки зрения классической каноники он-де не законен и что подобает быть одним только Архиерейским Соборам. Подобная точка зрения вызывает у меня некое удивление. Стержнем нашего церковного управления является, безусловно, Святейший Патриарх Московский и всея Руси, а известно, что восстановил Патриаршество на Руси Поместный Собор. Соответственно, оспаривая статус Поместного Собора, мы оспариваем по сути дела статус Патриаршества, потому что в истории известно, что источником Патриаршества на Руси являлась либо царская воля, как это было в 1589 году, либо Поместный Собор, как в 1917 году. Но поскольку Царя у нас, к сожалению, нет, то соответственно у нас остается Поместный Собор. И если мы его делигитимизируем, то тем самым делигитимизируем и статус Патриаршества.

Вторая точка зрения заключается в том, что Поместный Собор 1917-18 г.г. созывался в революционную эпоху, он предложил много сомнительных вещей, единственное, что доброе он сделал, так это восстановил Патриаршество, а про все остальные его дела вполне можно забыть. Такая точка зрения у меня тоже вызывает некое удивление. Как говорится, или признайте плод хорошим и дерево хорошим, или признайте плод плохим и дерево плохим. Как говорится: «Но да будет слово ваше: "да, да", "нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5:37). Напомню, что значительная часть, если не большинство участники этого Поместного Собора, в последствие стали новомученниками и исповедниками Российскими. На их богомудрый разум мы, хоть и в новых условиях, должны ориентироваться.

Теперь относительно формы Поместного Собора. То, что мы знаем про Апостольский Собор 51 года, говорит о том, что это не был Собор одних только апостолов, но собрание, по сути, всех верующих. Хотя ведущая роль на этом Соборе действительно принадлежала святым апостолам. Что касается Доникейских Соборов, в частности, в Карфагене, то мы знаем, что на них пресвитеры и диаконы не только присутствовали, но и имели на них известный голос. В Никейскую эпоху роль священства и мирян с одной стороны резко уменьшается, епископат занимает первенство и получает первенствующий голос, но появляется и новая сторона, а именно, император, который сам созывал Собор, сам или через своих представителей его направлял. Император в известном смысле являл голос верующего народа. Про это забывать не следует. Императорское присутствие на Вселенских и Поместных Соборах уравновешивало отсутствие мирян.

Не стоит забывать о такой специфической форме, которая была в жизни отдельных Поместных Церквей, Вселенской Церкви, как церковно-народные Соборы. Ими прославилась Сербия, в частности, стоит вспомнить хотя бы знаменитый Собор 1220 года, именно, церковно-народный, когда святитель Савва Сербский был не только интронизирован, но и венчал своего брата Стефана Первовенчанного королевской короной. На этом Соборе не только утверждались дела церковные, но и дела государственные. Показательна та беседа о правой вере, которую произнес святой Савва на этом Соборе, когда он призывал своих чад хранить правую веру и заповеди Христовы, провозгласив: «Храня и соблюдая заповеди Христовы, мы не умрем вовек».

Стоит также вспомнить, что и в ситуации отсутствия Императора, во время туркократии Соборы Константинопольского Патриархата также носили церковно-народный характер. В настоящее время в Болгарии тоже существует форма церковно-народных Соборов. В связи с наличием такого опыта, я считаю, что такая форма как Поместный Собор весьма полезна.

Стоит выразить сожаление, что в последние десятилетия Поместные Соборы созывались чрезвычайно редко. Возникает опасение того, что Поместный Собор может стать поводом для церковных нестроений, для смут, для ненужных споров. Я не думаю, что нам надо бояться своего собственного церковного народа, потому что Церковь наша должна быть народной. Другое дело, что подобные опасности могут действительно быть, но их легко устранить, благодаря тщательной подготовительной работе, разумному и репрезентативному подбору делегатов. Кстати, последний Поместный Собор показал, что это вполне реально и осуществимо. Он прошел не только тихо, но и организованно.

Теперь, что касается планов устранить из Поместного Собора вопросы вероучения. Я считаю эти планы глубоко не верными, не правильными, потому что согласно Посланию восточных Патриархов 1848 года, а этот документ в новое время получил статус канонического: вера есть достояние не только Патриархов, не только архиереев, не только клира, но всего народа Божия. Поэтому православное священство и православные миряне должны принимать участие в обсуждении этих вопросов, должны иметь свой голос, чтобы потом не раздавалось голосов типа: «Вы нас не представляете»; чтобы не только архиереи, священноначалие, иереи, но и вся Церковь несла всю полноту ответственности за принятые решения.

У нас любят приводить аналогию между пастырем и стадом, но забывают о том, что овцы-то словесные, то есть овцы разумные. А посему с ними не пристало обращаться как с овцами обыкновенными, в том числе «резать и стричь». Когда Спаситель произносил эту притчу, то имел в виду нечто другое, а именно - жертвенность пастыря и ответное послушание и любовь «овец». Он предлагал слушателям знакомый образ взаимной любви, а не навязчивое подчинение и эксплуатацию. В случае верного понимания пастырства в Церкви, мне думается, что мы найдем правильное понимание проблемы Поместных Соборов и соборности в Церкви и избежим ненужных коллизий, когда у нас по слову блаженного Августина, будет в главном – согласие, в прочем – свобода и во всем – любовь.

Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

42. Сельскiй бригадиръ

...? Откр.22:20

41. 40. Сергей Швецов

Лк.22:31 Лк.18:8.

40. 38. Сельскiй бригадиръ

Матф.5:15 Лук.8:16 Лук.11:33 Мар.4:21

39. Еве

Не знаю что вам сказать. У нас не лестно вообще отзываются о петербургских духовных школах, относятся с подозрением их выпускникам. Хотя я знал пару выпускников Петербургской Духовной Академии, люди очень достойные ничего плохого сказать о них не могу. С большим удовольствием читал статьи отцов Геннадия Белоболова, Александра Мороза и Владимира Василика очень интересные работы. Что происходит у вас в епархии сказать не могу. Обо всем сужу с мордовской колокольни. Я надеюсь ваш чудик остынет и не будет пороть горячки со своей художественной самодеятельностью. А книги бы модернистов я бы сжег, что бы не смущать малых сих.

38. 35. Сергей Швецов

Ин.6:44

37. 32. Сельскiй бригадиръ

Я как раз понял. Это у Вас противоречие. Раньше литурическая практика могла меняться, а теперь нет? Раньше Церковь имела право на каноническое творчество, а теперь нет? Вместо белокаменного Кремля можно было возвести краснокирпичный, а теперь? Речь ведь не о возврате к каким-то древним обрядам. Какое отношение к древности имеют григорианский календарь и современный русский язык? А вообще интересно, если у Вас нет, попробуйте вот здесь http://clck.ru/6kAL по ссылке скачать Остромирово Евангелие в фотокопиях. Так выглядел ЦСЯ 1000 лет назад. Сможете что-нибудь прочесть? И кто по-Вашему, будет ратовать за отмену знаков препинания, пробелов, печати (возврат к рукописи). А ведь наверняка были "консерваторы", считавшие все это модернизмом?

36. 32. Сельскiй бригадиръ

Иак. 3:8-10.

35. 29. Сергей Швецов

//Так согласно нынешним консерваторам строить можно только так, как раньше - из бревна и кирпича. И никакого жидкого бетона// Эх,Сергей,видили бы Вы какие добротные дома получаются из хороших бревен,не то,что эти панельные коробки,которые трещат по швам да постоянно сквозят...))

Ева / 16.02.2011

34. 32. Сельскiй бригадиръ

Да,сохранить бы что имеем....А Вы о Древней Церкви,хотя,что там такого ужасного, ничего не вижу.Нет этих реформаторов,которые хотели бы вернуться к Древней Церкви.А если и есть,то это просто фантасты.Древняя Церковь для РПЦ это архаика .Единоверие - как альтернатива и не более того.

Ева / 16.02.2011

33. 22. Илья Муромец

""Я знал очень консервативного батюшку, который серьезно относился к богослужению и канонам. Но иногда в его практике богослужения были такие действия, которые не знало вся вселенская церковь."" Это,наверное,его бесы смущали за его консерватизм...)))) Не знаю насчет того обновленчество это или оплошность с тем или иным священником,лучше,конечно,разобираться.Например как хорошо разъяснила Екатерина Домбровская насчет прп.Иустина Поповича . Но вот,интересно,те священники,которые радеют за частое Причащение без традиционной подготовки,это как по оплошности или нет?! Я ведь,простите,что так вдруг включилась в разговор -встретила недавно знакомого,так он начитался о.Шмемана,и слышать ничего не хочет,говорит,что вся эта русская многовековая сложившаяся практика Причащения не та,что была у ранних христиан.Теперь он ратует за реформы в Церкви,и ищет приход,где бы батюшка помог воплотить его идеи в реальность,а не найдет,в чем я сомневаюсь, займется самочинением.

Ева / 16.02.2011
Владимир Василик:
Конъюнктурщик или предатель?
Если Познер считает СССР фашистским государством, то, значит, он и сам является геббельсовцем
18.11.2020
Последний герой
Памяти Михаила Владимировича Ашика († 9.11.2020)
11.11.2020
Попрание религиозных чувств превратит нас в стадо горилл-каннибалов
Владимир Путин поддержал идею принять на международном уровне законодательство, защищающее чувства верующих
07.11.2020
Выведение старообрядцев из революционной исключительности
Следует ли Русской Православной Церкви принимать участие в праздновании 400-летия протопопа Аввакума?
20.10.2020
Все статьи автора
"Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2011 года"
Диакон Владимир Василик: Меня огорчают и беспокоят планы по ослаблению Поместного Собора
Известный богослов проанализировал проект документа «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления»
14.02.2011
Андрей Рогозянский: Не стоит придавать чрезмерного значения этому проекту
Известный публицист о значении документа «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления»
14.02.2011
Протоиерей Георгий Городенцев: «Кто боится голоса церковного народа?»
По словам известного священника, права Поместного Собора не должны быть ущемлены
12.02.2011
«Я готов дискутировать с теми, кто считает, что Поместный Собор не нужен»
Протоиерей Владимир Сорокин выступил против умаления роли Поместного Собора
11.02.2011
Какова должна быть роль Поместного Собора?
В проекте документа Межсоборного присутствия предлагается большую часть полномочий Поместного Собора передать Архиерейскому Собору
11.02.2011
Все статьи темы
Последние комментарии
Нацизм национальности не имеет
Новый комментарий от Vladimir
2020-11-23 00:47
Взвешенное, глубоко продуманное, выстраданное мнение
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-11-23 00:17
Джулиани разоблачает властителей мира сего
Новый комментарий от Брат
2020-11-23 00:09
«Общая исповедь» в наших храмах – теперь «норма»?
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-11-22 21:25
О русской идее и Поместном соборе Русской Церкви
Новый комментарий от Серёга Чудиса
2020-11-22 18:48
Рукотворная пандемия
Новый комментарий от электрик
2020-11-22 18:24
День памяти выдающегося русского поэта-баснописца И.А.Крылова
Новый комментарий от Александр Терлецкий
2020-11-22 16:29