Конечно, не сговариваясь, эти люди как верующие, православные христиане отвергают монархию конституционную, видят в служении Царя прежде всего религиозное призвание покорствовать лишь воле Божьей, а не человеческой, защищать веру и Церковь Православную, быть праведным судьей для своего народа, содействовать вечному спасению душ подданных, быть Удерживающим перед лицом нарастающего мирового зла, наибольшим проявлением которого станет воцарение антихриста. Причем всякое отклонение от этого идеала понимается как подмена, как дискредитация и опошление монархии. Такое единство в понимании духовных задач монархии у людей вряд ли лично общающихся не может не радовать, не может не вызывать сочувствия еще и потому что оно (это единство) убедительно свидетельствует о том, что возможность соборного избрания Грядущего Царя – духовная реальность. Ведь если огромное большинство сторонников монархии без всяких агитаций, дебатов, подсчетов поданных голосов так единодушно и до деталей согласны в том, какому идеалу должен соответствовать будущий избранник на царский престол, то это уже отнюдь не единство демократического земного свойства, но единство соборное, церковное, единство, идеже Дух веет. Вот такое Единство и его очевидность призваны стать основой будущего Собора. Животворящим Духом, «наставляющим верующих на всякую истину», грядущий Собор и отличается от демократического парламента, где главенствует человеческого своекорыстие, сдерживаемое лишь вынужденным компромиссом.
Мне возразят, что, мол, высокая цель, пожалуй, и вправду ясна, но каковы пути ее достижения, средства ее практического осуществления? То есть как же собирать этот Собор? Кто претендент на Престол? Как узнать его? Отвечу опять же в согласии со всеми православными, что это дело Божественного произволения. И Царя нужно не только «выстрадать» по словам Степанова, но и вымолить, то есть активно, а не пассивно созидать нашу общую цель в духовном пространстве, в общении с Богом. И здесь бесспорно первенствующее водительство принадлежит нашим архипастырям и пастырям. Они прежде всего должны на всякое время и на всякий час призывать верных молиться о даровании нам Помазанника Божия. Если бы Церковь в лице своих иерархов возглавила просвещение народа, научила видеть в Самодержавной монархии единственно Богоустановленную власть, и ее несравненные заслуги перед Россией, тогда только она имела бы естественное право дать благословение и на избрание будущего Царя, и на будущее царствование. Сегодня же (здесь уместно возразить протоиерею Геннадию Беловолову), когда едва ли не большинство священников, например, в Санкт-Петербургской епархии в лучшем случае равнодушно к идее монархии, будет ли это благословение осознанным плодом внутренней духовной работы проповедничества и молитвы? Но начать эту духовную работу следует, как верно подчеркивает иерей Сергий Карамышев, с покаяния, т.е. с соборного осуждения равнодушного отношения Церковной иерархии в лице Святейшего Синода к свержению Царской власти и поминовению масонского Временного правительства в 1917 году. Иначе это слепотствующее равнодушие не даст духовных сил нашим пастырям быть активными вождями в преодолении нынешней вот уже столетие длящейся Смуты, и по образу духовных пастырей семнадцатого столетия быть во главе «учинения наряда», т.е. порядка Русской земли, завершившегося призванием на царство Михаила Романова.
Не хватает активности и монархическим партиям и организациям. Помимо просветительской деятельности, они могли бы сосредоточиться на поиске правдивой, легитимной и всем понятной процедуре сначала избрания претендента на престол, а затем его соборного призвания на Царство. Нахождение нужной процедуры уже будет Божьим чудом, настолько в наш коррумпированный век это стало выше человеческих возможностей. Следовательно, для активистов монархических партий как для православных христиан, а значит тоже членов Церкви, это будет духовным и христианским подвигом в сфере общественной активности.
Итак, пассивное отношение православных монархистов к восстановлению самодержавной власти в России роняет авторитет идеи самодержавия, изобличает наше собственное неверие в такую возможность, развязывает руки политическим наперсточникам, у которых уже заготовлены всевозможные фальшивки для России, в том числе и в царской порфире.
Протоиерей Алексий Масюк, настоятель Свято-Пантелеимоновской церкви в Удельной (Санкт-Петербург), специально для «Русской народной линии»