«Я готов дискутировать с теми, кто считает, что Поместный Собор не нужен»

Протоиерей Владимир Сорокин выступил против умаления роли Поместного Собора

Постановления прошедшего Архиерейского Собора и вообще церковная линия Святейшего Патриарха Кирилла направлены на то, чтобы сделать Поместный Собор 1918 года эталоном для нас. Эта форма соборности, которая у нас все-таки была, доказала свою работоспособность, поэтому я думаю, что надо стремиться к воплощению этой формы. На Поместном Соборе 1918 года заседали представители всех слоев верующих. Это был действительно всенародный, общецерковный Собор.

Правда в истории Церкви преобладали Архиерейские Соборы, но история нашей Русской Церкви знает такой переломный и важный эталон, на который сейчас все время ссылается Патриарх Кирилл и который прослеживается в документах прошедшего Архиерейского Собора, как Поместный Собор 1918 года. Патриарх Кирилл предлагает продолжить линию этого Собора. Я считаю, что это правильная и своевременная установка. Это позволит в большей степени отражать намерения соборного разума Церкви, что в свою очередь облегчит осуществление и проведение в жизнь постановлений того или иного Собора. Другое дело, что проведение Поместного Собора потребует большой подготовительной работы.

Некоторыми высказываются опасения относительно того, что Поместный Собор может превратиться в неуправляемое, неорганизованное мероприятие, но это все-таки зависит от компетентности, порядочности и серьезности подготовки членов Поместного Собора и степени разработанности основных документов. Если документы будут сначала проходить обсуждение на приходском уровне, потом на уровне благочиний, потом на епархиальном уровне, потом на уровне Священного Синода, затем на архиерейском уровне и только тогда поступать на обсуждение и принятие Поместным Собором, то тогда Поместный Собор будет именно тем моментом, который зафиксирует соборное согласие Церкви. Если соборный разум будет задействован с самого нижнего звена, начиная от приходского уровня, тогда Поместный Собор должен стать праздником для Церкви.

Но есть опасность, что Поместный Собор может превратиться, грубо выражаясь, в базар. Это может произойти, если документы, выносимые на Поместный Собор, будут не подготовлены и не обсуждены предварительно экспертами. В таком случае голосование на Поместном Соборе выродится в крики и перебранки. А ведь Поместный Собор должен являть наше соборное единство, воплощая тезис: «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Я бывал на многих совещаниях и собраниях, в том числе международных, и если документ плохо подготовлен, если его не обсудили ни сверху, ни снизу, если его не проработали специалисты, тогда это приводит к беспорядочным и бесплотным спорам. Если документ или какое-то положение не подготовлены, то нечего их и выносить на Поместный Собор. Не следует даже созывать Собор, если документы не подготовлены, иначе это может вызвать неприемлемую ситуацию.

Поместный Собор должен быть окончательной инстанцией, свидетельствующей единство, святость, соборность, торжество соборного начала, которое сегодня есть в Церкви. К организации Поместного Собора надо отнестись серьезно, надо внимательно и очень скрупулезно изучить этот вопрос, тогда Поместный Собор будет великим праздником для Церкви, а если подготовку к работе Поместного Собора проводить, как в современных парламентах, например, в нашей Государственной Думе, где проходят драки, где крик влияет на голосование, то ни к чему хорошему это не приведет.

При созыве Поместного Собора нужно всем проникнуться ответственностью, накопить знаний и почувствовать свою сопричастность к тому, что происходит в Церкви. Поместный Собор должен созываться тогда, когда назрел какой-нибудь вопрос, а если будет зафиксирована определенная регулярность созыва Поместного Собора, жесткие сроки времени его проведения, тогда его работа будет носить авральный характер. На Собор надо выносить те вопросы, которые не вызывают ни у кого агрессивных эмоций, которые в достаточной мере прояснены и по которым требуется выработать церковную позицию, в таком случае проведение Поместного Собора воспринимается как праздник. То же касается и вопроса об избрании Патриарха на Поместном Соборе, прежде чем выбирать Патриарха, необходимо сначала сформулировать критерии, которым должен соответствовать кандидат, а потом уже подбирать под эти критерии личность. Надо исходить не от личности исходить, а от пользы Церкви. Соборные принципы предполагают изначальную договоренность на счет критериев, которым должен соответствовать кандидат в Патриархи, а уже потом подбирается человек. Тогда выборы будут проходить проще, напротив, когда выборы сводятся к борьбе за личность, тогда в обществе происходят противостояния.

Поместный Собор как высшая инстанция Церкви должен фиксировать то состояние, в котором находится сегодня церковное общество или вероучительная сторона. По любому вопросу Поместный Собор должен сказать, что для нас является идеалом, что для нас является нормой, которая на сегодняшний день должна быть обязательной для всех. Решения Поместного Собора должны носить обязательный характер. Мы же не оспариваем решения Вселенских Соборов.

На данный момент в Церкви задействовано среднее и высшее звено, а низшее пока еще не задействовано, а нужно, чтобы в Церкви работал весь организм. Когда организм здоровый и живой, в нем все органы работают в согласии. Поместный Собор должен засвидетельствовать, что организм Церкви здоров, что все его органы работают, что имеется ясное представление о вероучительной стороне, о подходе к Священному Писанию, к Священному Преданию, канонам, обычаям, традициям. Это особенно важно в наше время, когда возникают вопросы по биоэтике, по социальному служению и даже по устройству нашей общественной жизни. Важно достижение соборного согласия в условиях, когда все размыто, все пущено на самотек, когда так много разногласий. Поместный Собор существует как раз для того, чтобы выносить исчерпывающие окончательные решения спорных вопросов. Если его работа будет проходить таким образом, тогда его решения будут носить прозрачный, ясный характер для верующих людей.

Я считаю, что Поместный Собор 1918 года ценен тем, что он после синодального периода избрал Патриарха. И много ли сейчас людей, которые считают, что Русской Православной Церкви не нужен Святейший Патриарх? Конечно, есть и такие люди. Я в свое время судился с газетой «Новый Санкт-Петербург», требуя, чтобы они опубликовали опровержение на свою публикацию о том, что в России никогда не было Патриарха, что его придумал КГБ. Я позвонил в редакцию и попросил опубликовать опровержение, но они отказались это делать, предложив мне обратиться в суд. Тогда я подал в суд иск за клевету, и выиграл это дело. Кто сегодня сомневается в необходимости Патриаршества? Если ко мне подойдет верующий человек, который ходит в храм, причащается, и скажет, что Русской Церкви не нужен Патриарх, то я ему скажу, что он не православный человек. А почему я ему так скажу, потому что Патриаршество восстановил Поместный Собор, а решения Поместного Собора должны быть обязательными. Я готов дискутировать с теми, кто считает, что Поместный Собор не нужен.

Протоиерей Владимир Сорокин, председатель Комиссии Санкт-Петербургской епархии по канонизации, профессор СПбДА, благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, настоятель Князь-Владимирского собора, кандидат богословия, специально для «Русской народной линии»
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

68. Re: «Я готов дискутировать с теми, кто считает, что Поместный Собор не нужен»

Все вроде красиво написано, НО я НЕ ВЕРЮ экуменистам и модернистам, к которым, к сожалению, относится и о. Владимир. Его приход - начальный экуменистический центр города, теперь его "дело" продолжает его сын Александр Сорокин в Феодоровском Соборе, где они молятся за Литургией с католическими монахинями из дружеской им католической экуменистической общины Тезэ. Проводят экуменистическое наставление в "вере" новоначальных - вербуют кадры. Почитают о. Гергия Кочеткова, о. Александра Меня ну и т.д., о. Георгий Митрофанов частый гость на их "собраниях", в нижнем пределе храма сооружают католический алтарь без иконостаса "как у первых христиан", этим делом заведует у них небезызвестный арх. Зинон (Теодор)http://antimodern.wo...m/2009/05/28/zinon/.

А Вы, видимо, - борец за "чистоту Православия"? При всем моем сложном отношении к о.Георгию Кочеткову и о.Георгию Митрофанову, в Ваших словах скорее ощущается готовность бороться в первую очередь с внешними "врагами Православия", чем с собственными грехами. Интересно, а если Вам предложит свое общение католик или протестант, Вы как отреагируете? И как поступите в случае с атеистом?

Дормидонт / 21.02.2011

67. Иерею Илье

Добавлю на прощание <..>. От имени священников не надо говорить. Вы здесь - иерей Илья Мотыка, без полномочий от РПЦ МК. Никогда - ни одного - священника лично! я худым словом не тронула. А знаю их очень многих - не только в нашей стране. Душой болею за них и понимаю, каково им еще придется. Сегодня - это еще пока цветочки. С Вами разговаривать я больше не стану: Вы хитрый <...>

66. Иерею Илье Мотыка

Все, иерей Илья, больше не стучите по голове: "тук-тук-тук", сидите спокойно, читайте и пишите, я сама открою. До свидания, иду к дверям, открывать. Это, конечно, тоже непонятно. Все.

65. Елене Родченковой- Новик

Уважаемая Елена что вам сделал Московский патриахат? Чем не угодили вам наши епископы и священники, что вы их пинаете при первой возможности.

64. Иерею Илье Мотыка

Я буду Вам писать полчаса,уважаемый иерей Илья, а мой труд опять пропадет даром. Ваш вопрос - самый главный вопрос сегодняшнего дня. Не могу сказать, что я знаю абсолютно точный ответ на него, Вы богослов и лучше меня знаете, каков путь освобождения от греха. И Вы, должно быть, прекрасно понимаете, что этот путь РПЦ МК не пройдет. Был момент /и я голосила так, что однажды внутренним слухом, в метро услышала: "Да ты тут нас всех оглушила!"/ был момент, когда /по чувству/ - не была еще пройдена так называемая точка возврата. А теперь, думается, пройдена, теперь каждый должен решать сам. Возможно, я опять все путаю. Есть одна огромная беда и хитрость - как потом не спутать Царя и Антихриста. Дьявол не дурак, и своего ставленника он ведет именно ка русского Царя, готовит почву в русском народе - ослабляя доверие к власти, и церкови, на этом тяжелом фоне придет самозванец. Я потом напишу, как его узнать. При этом самозванец-то будет еще и уверен, что является истинным Царем, посланным Богом. Но душа все скажет тем, у кого души еще будут говорить. Его протолкнут несколько раз на радио, телевидение, он крайне искусный оратор, говорит очень убедительно и многое из его пророчеств/мелких и близких/ сбываются. Но не все. Я знаю, о чем говорю. И ему поверят. Не с кем будет сравнить. А сравнивать нужно будет с Христом и совестью своей. Он будет нести в совокупности черты своих предшественников : визгун Гитлер, малыш Наполеон, трепло неостановимое Ленин, острозлобный Троцкий, подозрительный, мстительный и закомплексованный тиран Сталин, бледный Медведев, альфа-самец Путин, пьяница Эльцин. /Не обвиняйте в неточности, предвзятости - не особо думаю, пишу быстро, спешу/ Вопрос о покаянии - очень тонкий. С одной стороны нельзя не каяться, ибо есть в чем, с другой стороны - нельзя каяться в чужих грехах и брать их на себя, превращаясь в стадо свиней, летящих с обрыва, или в козлов отпущения, обреченных на смерть в пустыне. У меня есть свои взгляды, они - как соль, которой посыпают рану. Соль - это правда. Я понимаю, что больно, но соль убивает червей и оставляет процесс гниения. Скажу Вам так: я лично покаялась в грехе богоотступничества и клятвопреступления. Дала обет верности до смерти грядущему Царю /имя Его Господь знает/. В грехе цареубийства не каялась. Цареубийство совершено не русским народом, а действующей властью иудеев. На сегодня хватит. извините, пожалуйста. Lucia Коты от забот не дохнут - поели и вот спят.

63. Re: «Я готов дискутировать с теми, кто считает, что Поместный Собор не нужен»

От забот сдохнет и кот.

lucia / 16.02.2011

62. Елене Родченковой- Новик

Уважаемая Елена ваша позиция о февральской революции понятно. Снизойдите и сделайте милость, что по вашему мнению нужно сделать сегодня через 94 года после революции. Ответе пожалуйста.

61. 58 Илье Муромцу

Я пишу подробные комментарии, трачу на них уйму времени, а ведь у меня тоже - дом, семья, работа, с неба не сыплется, времени не хватает. Я уже задавала вопрос модератору - где они, куда девались? Модератор пропускает только "дурачение" про котов и кошек, про бабу Ягу. Но ему такое нравится, он в душе, видно, ребенок, любит детские стихи. Простите, но что же я могу поделать? Зачем и почему Вы мне предъявляетет претензии? Не могу же я с некими котами и кошками, медведями и пятачками говорить серьезно? Серьезно я говорю с иереем Ильей, но модератору /этому ребенку/ разговор наш не нравится. Извините, думайте сами, что могла, я написала. На все происходящее и грядущее смотрите сквозь февраль 17 года и глазами Царя Николая 2. Все увидите. Кстати, некоторые посты опубликованы, там все есть, зачем пятнадцать раз одно и то же писать. Так что, может быть, модератор прав.

60. Голевой Г.

Я и не думал ждать покаяния от Русской церкви. Так как был в ней крещен. Был прихожанином. Теперь клирик. Мне просто надоело противопоставление "белоризцев" из Русской Зарубежной Церкви и моей многострадальной Матери Церкви Московской Патриархии, в которой наша Елена Родченкова видит причины всех бед.

59. на пост 50

Покаяние Московской патриархии выразилось в самоотверженной позиции патриарха Алексия Второго, до самой своей кончины бывшего духовником Российского императорского дома. Покаяние зарубежной церкви также выразилось в поддержке(с1929г) Российского императорского дома во главе с Императором в изгнании Кириллом Владимировичем Романовым.

Голева Т. / 16.02.2011
Владимир Сорокин:
«Меня опечалил и огорчил прогноз правительства»
О многодетности, причинах сокращения численности населения России и способах решения демографической проблемы
19.10.2020
Мы живем в очень хорошее время
Великий пост необходим для того, чтобы подкорректировать свою духовную жизнь
02.03.2020
С надеждой жду конструктивных предложений
Ответ протоиерея Владимира Сорокина на критику составленного в Князь-Владимирском соборе Синодика
05.11.2018
Все статьи автора
"Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2011 года"
Диакон Владимир Василик: Меня огорчают и беспокоят планы по ослаблению Поместного Собора
Известный богослов проанализировал проект документа «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления»
14.02.2011
Андрей Рогозянский: Не стоит придавать чрезмерного значения этому проекту
Известный публицист о значении документа «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления»
14.02.2011
Протоиерей Георгий Городенцев: «Кто боится голоса церковного народа?»
По словам известного священника, права Поместного Собора не должны быть ущемлены
12.02.2011
«Я готов дискутировать с теми, кто считает, что Поместный Собор не нужен»
Протоиерей Владимир Сорокин выступил против умаления роли Поместного Собора
11.02.2011
Какова должна быть роль Поместного Собора?
В проекте документа Межсоборного присутствия предлагается большую часть полномочий Поместного Собора передать Архиерейскому Собору
11.02.2011
Все статьи темы
Последние комментарии
О. Алексий Денисов: Ковид-диссиденты сильно заблуждаются
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-11-23 23:50
Взвешенное, глубоко продуманное, выстраданное мнение
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-11-23 22:25
Не вернувшийся в Церковь…
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-11-23 20:56
Перед Кипрской Церковью стоит поистине судьбоносный выбор
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-11-23 20:48
«Цветная революция» под сенью хоругвей
Новый комментарий от Алина
2020-11-23 20:40
Искусство жить среди людей с пёсьими головами
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-11-23 20:15
Скончался Патриарх Сербский Ириней
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-11-23 19:03