Православные петербуржцы знают протоиерея Алексия Масюка в первую очередь как приверженца национальной идеи, борца за возрождение русской монархии. Но сегодня нам хотелось бы поговорить с о.Алексием о другом: о православном взгляде на человеческое здоровье, и в первую очередь - на здоровье психическое. Ведь храм, в котором настоятельствует батюшка, освящён во имя великомученика и целителя Пантелеимона. Когда-то, до революции, эта церковь принадлежала Дому призрения душевнобольных. Но и сейчас близость больницы им.Скворцова-Степанова даёт о себе знать...
- Отец Алексий, расскажите немного об истории вашего настоятельства. Как вы впервые попали в храм вмч.Пантелеимона? В каком тогда он был состоянии?
- Возрождение нашего храма началось в 1991 году. Община получила обгоревшие руины деревянного храма постройки 1873 года, находящегося на территории Городской психиатрической больницы № 3. Тот, кто помнит экономическое положение страны в те годы, знает, как тяжело пришлось сотням православных общин по всей стране. Они подвижнически, Божьим чудом, голыми руками поднимали осквернённые безбожной властью храмы. Такой же путь прошла и наша община. Если задуматься, то в «лихие девяностые», когда либералы отдали страну на разграбление, только Русская Православная Церковь шла против течения. Верующие, несмотря на дух времени, жертвовали, строили, восстанавливали, «обустраивали» Россию. Именно этим Церковь привлекала к себе здоровые силы народа. Урок на все времена.
- У вас по средам совершается молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Расскажите, случалось ли вам видеть людей, исцелившихся от недуга пьянства? Ведь многие думают, что это неисцелимо...
- Приведу только один пример. От наших прихожан, родственников человека, страдающего запоями, я слышал, что после того, как они всей семьёй сорок раз прочли Акафист иконе Божьей Матери «Неупиваемая Чаша», запои прекратились.
- Говорят, что в последнее время в России стали пить меньше. Каково Ваше мнение на этот счёт?
- Можно только радоваться таким наблюдениям. Наша страна, наше общество нуждается в духовном выздоровлении. А оно возможно, как и всякое выздоровление, только при молитвенном содействии. Один из самых востребованных акафистов сегодня именно Акафист иконе Божьей Матери «Неупиваемая Чаша». Это говорит о том, что люди молятся, обращаются к Божьей Матери и в домашней, и в церковной молитве, - вот и результат: пить стали меньше. Как говорит верующий народ, «молитва на пол не падает». Она обязательно принесёт плоды.
- Как по-вашему, до какой степени духовные недуги связаны с душевными, психическими заболеваниями? Есть ли тут связь и какова она? Непременно ли душевнобольной человек страдает именно по причине своего духовного неустройства?
- Психиатрические заболевания - одни из самых тяжёлых и неисцелимых заболеваний. В психике человека разрушается орган, контролирующий его поведение. Как это происходит - загадка. Как разнятся судьбы разных людей, так разнятся причины, приводящие к психиатрическим расстройствам. Это и наследственность, и органические повреждения - например, алкогольные или наркотические интоксикации, контузии, психические травмы, стрессы, даже участие в тех или иных сектах, медитативные практики. И конечно, необузданные страсти гордости, гнева, похоти, скаредности. Одним словом, всевозможная невоздержанность и распущенность ведёт к разрушению «критики», как говорят психиатры, т.е. самоконтроля. Психиатрические заболевания - это определённо попущение Божие: «Во измождение плоти да спасется дух», - говорит об этом свт.Игнатий Брянчанинов, цитируя апостола Павла. Именно плоть страждет в результате выпадения больного из социума, потери социальных связей. Невыразимо страдает и душа, но смиряется дух, очищается для будущего Суда. Психиатрические больные - как бы предупреждение для нас, здоровых и благополучных. Если так страшно измождается плоть здесь, на земле, то каковы же будут страдания грешников в вечности? Не поменяемся ли мы ролями с нынешними страдальцами в будущей жизни? Ведь в Евангелии было сказано богачу: «Помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем, и Лазарь такожде злая: ныне же зде утешается, ты же страждеши» (Лк.16,25).
- Возможно ли выработать какие-то правила «душевной гигиены», профилактики душевных расстройств?
- Из той же притчи о богаче и Лазаре следует, что профилактика наших скорбей вечных и временных, к коим относятся и психиатрические заболевания, - это усердное исполнение заповеди Божьей о любви к Господу и ближнему. А это, в свою очередь, невозможно без благодатной помощи, подаваемой в Церкви через Таинства - Крещения, Исповеди, Причащения.
- Каковы ваши наблюдения: есть ли среди современных душевнобольных люди, одержимые бесами?
- Да, многие проявления психиатрических болезней напоминают поведение бесноватых, описанных в Евангелии. Помню, например, как один больной, которого привели в церковь, кричал: «Я не раб Божий, не раб!». И другой случай вспоминается, когда щупленькая болящая, которую подвели под благословение, с небывалой силой сорвала с меня наперсный крест и через весь храм бросила его в Царские врата. Слово Божие говорит, что Бог смерти не сотворил. Смерть и всякие болезни - следствие грехопадения, через которое человек подпал власти диавола и бесов. Таким образом, после падения ветхого Адама всё человечество так или иначе бесноватое. Избавление дано нам только во Христе - Новом Адаме.
Вопросы задавал Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ
Адрес храма св.вмч. и целителя Пантелеимона в Удельной: 194214, СПб, Фермское шоссе, д.36. Тел. 3018576http://pravpiter.ru/pspb/n271/ta007.htm