Встречи редакций изданий - и печатных, и электронных - со своими читателями, видимо, становятся проявлением того общественного диалога, который почти отсутствует в других сферах: между властью и обществом, между народом и его интеллектуальной элитой.
После встречи «Русской народной линии» со своей аудиторией 15 декабря состоялась похожая встреча петербургских представителей «Литературной газеты» с публикой в Доме книги на Невском проспекте. На встрече присутствовали обозреватель «Литературки» по Петербургу, писатель и колумнист Дмитрий Каралис, философ Александр Казин, сотрудничающий и с этой газетой, и с РНЛ, а также автор этих строк.
Дмитрий Каралис открыл это импровизированное собрание, рассказав немного о славном юбилее «Литературки», у основания которой были Пушкин, а затем и Горький, о характере издания, который предоставляет слово самым ярким представителям творческой элиты страны, не чураясь ни «левых», ни «правых». Затем он представил свою новую книгу, которая посвящена поискам утраченных предков и подробно проконсультировал аудиторию, что и как предпринимать, если захочешь узнать историю своей семьи, перестав наконец быть «иваном, родства не помнящим». Каралис поведал, как увлекательно искать свои корни, сколько новых интересных знакомств, сколько знания об истории страны это может принести современному человеку.
Затем слово было предоставлено А.Л.Казину, который поделился со слушателями своим видением русской истории. Он рассказал о непрерывном характере бытия России в истории, о тех «антиномиях русского духа», которые позволяют России, иногда меняясь до неузнаваемости, все-таки не терять своих метаисторических, духовных основ. Он также представил на суд читателям свою новую книгу «Русские чудеса».
М.С.Фомина поведала о своей работе обозревателя отдела искусств «Литературки», сказав, что в газете отсутствует всякая цензура, и автор свободен писать на любую тему. При этом «Литературка» остается единственным печатным органом для интеллигенции, этой вымирающей прослойки в современной России. Поэтому газета призвана играть роль общественной трибуны, на которой могут сойтись рядом не только известные писатели, но и представители т.н. »трудовой интеллигенции» - врачи, учителя, инженеры из русской провинции. И надо отдать должное редакционной политике нынешней «Литературки», которая говорит о проблемах и болевых точках русской провинции, об острых политических вопросах, не замалчивая ни социальных, ни национальных проблем. Фомина высказала мысль, что телевизионная аналитика в «Литературной газете» - лучшая в стране, что никто с такой болью и яростным сарказмом не пишет о «зомбоящике» и его самоназванных «просветителях», этих «светских кокотках» и поп-тусовке, как авторы раздела ЛГ «Телеведение». И Казин, и Фомина процитировали свежий номер «Литературной газеты», в котором уже на первой странице, в передовицах, говорилось о событиях на Манежной площади в Москве как отражении пагубности того олигархо-капиталистического пути, по которому Россию ведут уже 20 лет, об отсутствии работы в провинции, о фактической гибели русской глубинки.
Затем собравшиеся в зале Дома книги задавали свои вопросы. Их интересовала социология на страницах ЛГ ( в которой выступали С.Кара-Мурза, А.Кива, И.Бестужев-Лада); судьба русских в современной России - в частности, был задан вопрос об исследованиях американских ученых, показавших непрерывность «гена русскости» на протяжении нескольких тысячелетий; о том, что же нас объединяет - генетическая память предков или русская культура; волновали вопросы бытовой морали - как вели себя ленинградцы раньше и как сейчас в «культурной столице».
Некоторые читатели сказали, что с нетерпением ждут среды, когда выходит очередной номер газеты, и говорят о ее сюжетах в студенческой аудитории. Помимо сидевших в зале, периодически подходили и просто покупатели книг, зашедшие «на огонек».
Мне представляется, что при отсутствии таких информационно-аналитических сил, как РНЛ или «Литературная газета», на ТВ или радио, встречи с читателями становятся нашей духовно-просветительской обязанностью. Мы должны оказывать противодействие той промывке мозгов, тому оболваниванию и глумлению над нашей культурой и историей, которые льются мутным потоком из теле и радиопередач. В конце концов, капля точит камень, а история в России скорее случается, как процитировав Бердяева, сказал А.Л.Казин. И завтра мы может проснуться уже совсем в другой стране. Но мы должны быть соработниками благих сил, мы должны сами «перебирать лапками», чтобы «сбить масло» полезных для страны изменений. Поэтому я предлагаю продолжать такие встречи, чаще проводить их в молодежной, студенческой аудитории. Словом, бороться за умы и сердца. Ведь наше дело правое, и победа должна быть за нами!
Мария Фомина, искусствовед, член Союза художников России, специально для «Русской народной линии»