В начале своего чрезвычайно интересного выступления Е.С.Холмогоров сделал краткий экскурс в историю русского национально-патриотического движения - от славянофилов до старых, дореволюционных, и новых, времен РФ, русских националистов. Информационным поводом здесь послужило создание новой Национально-демократической партии, в оргкомитет которой вошел Егор Холмогоров. Он рассказал об эволюции взглядов внутри русского национального движения, которое постепенно убеждалось в необходимости не только патриотической риторики и полемики с либералами, которую легко и в свою пользу «заимствует» власть, но и в неизбежности «этноцентризма» и обращения к подлинным формам народовластия.
Холмогоров провел интересные исторические параллели: так, он упомянул о становлении Арабского халифата, который возник после принятия арабами ислама, причем арабы, проживавшие в большом количестве на территории Византии, примкнули к исламизированным арабам как к «передовому» этническому отряду. В этом смысле, по мнению Холмогорова, опасность неконтролируемой миграции состоит именно в этом вторжении иноцивилизационного и иноконфессионального элемента, который может послужить своего рода зародышем новой «Орды». «Миграция – это нож, занесенный над Россией» - образно выразился публицист. Поэтому требования о жесткой миграционной политике – это не ксенофобия, а попытка предотвратить нашествие «Орды» и разрушение российской государственности.
Егор Холмогоров напомнил, что демократические ценности долгое время отвергались русским патриотическим движением. Так, история славянофилов свидетельствует, что Хомяков, Киреевские, Аксаковы были людьми демократических взглядов, выступали против крепостного права. А Ю.Самарин написал текст «Письма из Риги» об угнетении остзейскими баронами не только латышского и эстонского, но и русского населения, которое вызвало негодование Николая I, считавшего российских немцев самым верным своим оплотом. Это послужило славянофилам уроком, и дальше К.Аксаков сформулировал теорию о негосударственности русского народа, об отсутствии у него претензий на политические права. И хотя русская монархия все больше «славянофильствовала» во второй половине Х1Х столетия, каждое следующее поколение русских патриотов-славянофилов становилось все более охранительским. В то же время Холмогоров повторил некоторые идеи славянофилов о характере послепетровской России, в которой элита была оторвана от жизни народа, а крепостное право долгое время лишь ужесточалось (что не отменяло высочайшего уровня русской культуры Имперского периода и укрепления государственной и военной мощи Империи).
Выдающийся мыслитель Константин Леонтьев, продолжил Холмогоров, явился апологетом примата государства над народом и критиком «пошлого европеичанья». И уже дальше патриотическая мысль с этой колеи не сходила.
Современные задачи русского национального движения состоят не в том, чтобы занимать охранительские или, наоборот, оппозиционные рубежи, – сказал Холмогоров, – а в том, чтобы в каждый исторический отрезок времени отстаивать выгодные для русского народа положения.
После 1991 года русские патриоты опять занялись поиском «доброго русского царя», который хотя бы из соображений государственной необходимости возлюбит русский народ. Но оказалось, что нынешнее государство может прекрасно обходиться без русских, т.к. русские – цивилизованный народ, с довольно высоким уровнем запросов и требований к политическим правам. Поэтому, как выразился Е.Холмогоров, такому государству кажется лучше заменить русское население толпами среднеазиатов с кавказцами-надсмотрщиками, чтобы бесперебойно качать нефть на Запад. «Авторитарная власть нуждается в подданных, а не в гражданах», - заявил Е.Холмогоров. Поэтому власти внятен, скорее, язык «улицы», «Манежки», язык давления и страха. Челобитные же «государю от его верных холопов» здесь не помогут. «Мы пытались донести до власти необходимость программы борьбы с русской смертностью, - рассказал Холмогоров - введения всеобщей диспансеризации, но все ушло, как в песок». Только связка русского национального движения с демократическими институтами может быть эффективна. А демократия начинается с гражданских прав, с идеи неприкосновенности личности, как афинская демократия началась с отмены долгового рабства, утверждает Холмогоров. Демократия необходима русским, потому что они составляют абсолютное (80%) большинство населения РФ, и поэтому в рамках обычной честной демократической процедуры, честных выборов, честной конкуренции легальных партий, русский народ будет принимать выгодные для себя и всей России решения. Россия нуждается в верно истолкованном, просвещенном православном национализме и в подлинной демократии, завершил свое выступление Егор Холмогоров.
Далее публицист ответил на многочисленные и заинтересованные вопросы аудитории. Встреча прошла в дружеской атмосфере и дала много пищи для ума всем, думающим о судьбах Родины.
Мария Фомина, доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова и Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Российской академии художеств, кандидат искусствоведения
1. «Миграция – это нож, занесенный над Россией»