К цивилизации через катаклизмы

О русской духовной традиции ХХ столетия

0
515
Время на чтение 9 минут

Источник: Литературная газета

К цивилизации через катаклизмыЗаметное внимание литературоведы Санкт-Петербурга на страницах издания уделили фигурам Н. Гумилёва и А. Ахматовой (на фото они с сыном Львом)

Отечественная гуманитарная научная мысль может гордиться появлением на свет четырёх томов исследования петербургских литературоведов, искусствоведов, театральных и кинокритиков «Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве» (СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2016; ПЕТРОПОЛИС, 2017–2018).

15-Обложка. Том3. Ч.2.jpgПоистине это невиданное ещё на просторах России комплексное фундаментальное издание, в котором прослежена судьба той христианской составляющей культуры, которая, сплавляясь с народными традициями, составила уникальный образ русской культуры и даже шире – русской цивилизации. Не случайно оно было отмечено Национальной премией Российской государственной библиотеки среди лучших книг года, а также премией «Просвещение через книгу» Русской православной церкви.

Это монументальное сочинение было задумано как коллективная монография под редакцией известного петербургского философа Александра Казина, в которой сквозь катаклизмы ХХ столетия авторы пытаются разглядеть контуры русской цивилизационной модели. По сути, это научное произведение, новаторское по форме и содержанию, но рассчитанное на широкий круг читателей, интересующихся судьбой России и русской культурной традиции. Выход первой части этой интеллектуальной эпопеи был приурочен к юбилеям двух революций – Февральской и Октябрьской, которые пришлись на 2017 год.

Замысел произведения состоял в том, чтобы проследить, как на протяжении ХХ века христианские истоки русской культуры умудрялись пробиваться, как росток сквозь асфальт, через препоны идеократии, богоборческой политики и цензуры. Исследователи поставили себе задачу увидеть, как во всех основных видах искусства, от литературы до кино, сохранялось ядро русской православной традиции. Введение и заключение в томах издания принадлежат перу доктора философии А.Л. Казина, ставшего идейным вдохновителем этого исследования.

 

От Гумилёва до Бунина

В каждом томе отражены главные виды искусств. В первом томе литературный раздел охватывает монографические очерки – от Гумилёва и Андрея Белого до Есенина и Бунина, включая литературу русского зарубежья и «столпов» соцреализма, которые приоткрываются с новой, неожиданной стороны (так, лауреат Сталинской премии В. Шишков оказывается не только популярным романистом, но и убеждённым, воцерковлённым христианином в жизни). Вот ряд выразительных названий из литературоведческой части тома: «Апологет России: духовный и творческий путь Максимилиана Волошина» (Ю.В. Зобнин), «Немыслимая любовь» Маяковского (Е.Ш. Галимова), «Боги Бунина» (А.В. Моторин), «Кроткий Куприн» (М.А. Дмитриева).

 

Раздел «Дар веры» о православных писателях русского зарубежья полностью написан известным петербургским литературоведом, доктором филологии Алексеем Любомудровым. Раздел музыки составлен коллективом авторов под руководством О.И. Гладковой, которая поставила задачу не только осветить певческую традицию РПЦ, сохранявшуюся во все годы государственного атеизма, но и рассказать о христианских образах в творчестве Гречанинова или почти неизвестного в России Ивана Вышнеградского.

Автор «отдела ИЗО» Е.В. Жданова заострила внимание на переходе от «антиканона» русского авангарда и «левого» искусства к реализму как возращению к традиции ХIХ века, но в новых социально-политических условиях. Театральная часть написана одним из ветеранов театроведческого цеха М.Н. Любомудровым («Театральная культура России после катастрофы») и филологом М.А. Дмитриевой, сделавшей очерк русской драматургии в Европе. Наконец, обзор «Кино на переломе истории» составлен В.А. Гусаком, который завершает первый том этого поистине уникального исследования, объединившего искусства древние (музыка, литература) и новейшие (кино, авангард в изобразительном искусстве).

Один из авторов тома – доктор культурологи О.Б. Сокурова подчеркнула, что история переломов, поворотов и заблуждений характерна для русского духовно-исторического пути и она должна быть осмыслена в наше время, ибо мы уже не имеем права на ошибки и метания предшественников. У нас просто нет исторического времени, чтобы наступать на те же метафизические и политические «грабли».

 

Зрелый сталинизм и хрущёвская оттепель

Второй том исследования «Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве ХХ – начала ХХI века» посвящён 1935–1964 годам – трагическому и творчески противоречивому периоду, который приходится на годы зрелого сталинизма и хрущёвской оттепели. Вступительная статья и составление, как и в первом томе о послереволюционной культуре, – А.Л. Казина.

Главная, сквозная тема тома – прорастание дореволюционных культурных установок и приёмов реалистического творчества сквозь кровавую пелену эпохи репрессий и войн, в столкновении с мертвящей идеологией марксизма-ленинизма и догм соцреализма с уходящим авангардом и вечно живым художественным самовыражением.

Самый обширный отдел – конечно, литературный, ибо наша страна, под какими именами она бы ни бытовала в истории, до недавнего времени оставалась страной логосоцентричной. Раздел литературоведения включает в себя целый ряд публикаций: о Николае Клюеве и Николае Заболоцком, о «борьбе» Пастернака и «колючем веночке» Ахматовой, а поэзия фронтового поколения соседствует с возвращением имени репрессированного христианского поэта Александра Солодовникова.

Раздел прозы не мог обойти вниманием постижение духовного мира Шолохова и Платонова с их сложным сплавом христианского и языческого, тему подвижничества в творчестве Н. Островского и Фадеева, языковой микрокосм Бориса Шергина и «хаосмос» Владимира Набокова.

Последний неологизм, как и сам текст, создан составителем издания, и в нём Александр Казин анализирует этико-эстетическую составляющую русско-английского автора. «Хаосмос» Набокова, по мысли философа, – это словесное узорочье, которое служит Красоте, а за легко проницаемой границей добра и зла «для ума внимательного нет границы» и можно расслышать рыдания по утраченному раю.

Отдельный очерк посвящён «Мастеру и Маргарите», и его автор, доктор культурологии Ольга Сокурова, вносит в обширное «мастероведение» своё представление об этом мифосозидающем романе, слишком сложном для того, чтобы быть гениальным, но неотразимо обаятельном для читателя ХХ века, чьё обаяние может даже стать прелестью – в церковном смысле слова.

Изобразительное искусство эпохи большого террора и великой войны отмечено несколькими очерками, в которых кратко говорится о судьбе русской иконописи на фоне «безбожных пятилеток», о крестьянской теме, об отражениях войны в зеркале искусства. Наконец, самый пространный и глубокий очерк исследователя христианских мотивов в искусстве ХХ века Анны Шаманьковой посвящён художественному творчеству времён оттепели. Особой бескомпромиссностью отличаются театроведческие воззрения одного из старейшин цеха Марка Николаевича Любомудрова. Он безжалостно препарирует «театр времён Сталина и Хрущёва» как выросший на обломках русской театральной традиции в эпоху превращения страны в политический концлагерь и существовавший в борьбе авангардного формотворчества и психологического реализма. Театр, который существовал под диктатом госидеологии и соцреалистических требований, но сумел стать живым творчеством «многосмысленного» спектакля и общественной трибуной.

 

Уходящая натура советской эпохи

Третий и четвёртый тома, объединённые одной обложкой, завершают современное осмысление уходящей натуры советской эпохи. Они посвящены позднесоветскому, «вегетарианскому», по выражению Ахматовой, периоду и той же теме – сохранению «драгоценного христианского ядра» отечественной культуры (А.Л. Казин). Которое по высшей милости не до конца было задавлено глыбами интернационал-коммунизма, подавлявшего любую свободную мысль и сами основы русской цивилизации. Темы по-прежнему охватывают основные виды искусств: здесь поэзия (знаковые имена – Бродский, Тарковский), проза – лагерная и историко-политическая, Шаламов и Солженицын, деревенщики с их драматическими путями-дорогами – Белов, Распутин, военные и городские скрещения дорог и судеб Леонова и Бондарева.

Изобразительные искусства представлены очерками Скоробогачевой и уже упомянутой Шаманьковой, они дают художественный образ России через значимую, хотя и спорную фигуру И. Глазунова и религиозные мотивы светской живописи. Раздел кино осмысляет сложнейшую фигуру А. Тарковского, а М.Н.  Любомудров продолжает своё беспощадное препарирование взлётов и падений отечественного театра.

Безусловно, эта монументальная коллективная монография останется на долгие годы крупнейшим источником знаний по русской культуре ХХ века – как она бытовала под серпом и молотом, под чуждым небосклоном, на тяжких, но бессмертных путях Святой Руси. Есть надежда, что исследование будет продолжено на новом витке жизни русской культуры – поверх барьеров истории, политики и идеологии.

Мария Фомина, кандидат искусствоведения, доцент, член Союза художников России

Источник: Литературная газета

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Сергеевна Фомина
«Семенов - пример соединения православной веры и научной мысли»
Редакция «Русской народной линии» поздравляет профессора Валентина Евгеньевича Семенова с 70-летием
03.04.2012
Егор Холмогоров о нынешнем состоянии русского вопроса
В Петербурге прошла встреча с известным публицистом
31.03.2012
«Он выглядит значительно моложе своих далеко не юношеских лет»
Мария Фомина поздравляет Алексея Николаевича Швечикова с 75-летием
20.12.2011
«Для единой славы российской», или русская Жанна
Ко дню рождения Татьяны Валериановны Ильиной
21.01.2011
Все статьи Мария Сергеевна Фомина
Последние комментарии
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Русский танкист
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
26.12.2024 17:12
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.12.2024 16:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Владимир С.М.
26.12.2024 16:42