Философ вечной России

0
15
Время на чтение 4 минуты

Источник: Литературная газета

Мария Фомина-Семанова, искусствовед

А.П. Казин. Космос, хаос и совершенство. Русский опыт. В 2 т. – Т. 1: Философия. – СПб.: Петрополис, 2025. – 400 с.; Т. 2: Литература. – СПб.: Петрополис, 2025. – 348 с.

В 2025 году исполняется 80 лет одному из самых крупных мыслителей современной России и Европы – Александру Леонидовичу Казину. К юбилею вышли его избранные труды в двух томах, которые собрали самое важное из написанного автором. Главной темой и предметом осмысления философа из Петербурга стала сама русская цивилизация в её развитии, катастрофах, историческом и религиозном смыслах. Православное царство во взлётах и падениях, под сенью Святой Руси и под атаками недругов с запада и востока, под тяжестью собственных ошибок и грехов – вот краеугольный камень, на котором строится мысль Александра Казина. Выходец из петербургской семьи с дворянскими корнями, родившийся в самом центре имперского города с видом на ангела Петропавловского собора из окна коммунальной квартиры, Казин не мог не стать поэтом и любомудром в русско-европейском духе и стиле. От Андрея Белого к Сергию Радонежскому, от преодоления марксизма и либерализма в молодые годы к приятию и осмыслению наследия русской религиозной мысли. Таков сложный и в то же время очень цельный путь петербургского философа, юность которого пришлась на оттепельные 60 е, так и не выросшие из своей дедовской шинели времён Гражданской войны. Но для него самого противоречия русской мысли и русской истории снимаются их экзистенциальным содержанием, отсюда стремление примирить белых и красных, завершить Гражданскую войну в головах интеллигенции. И в то же время духовно вразумить этого вечно недовольного, вечно страдающего российского интеллигента, члена беспочвенного ордена с претензией на мессианство.

Казин, начавший с изучения петербургского Серебряного века с его вершинами и низинами духа, прошёл путём всея земли к постижению христианства и пониманию России через призму православия. Во времена нового западничества и поистине смердяковской русофобии 1990 х он возвысил свой голос в защиту русской культурной традиции и создавшего её народа. Поистине глотком чистого воздуха стала для всех думающих о судьбах отечества его определяющая по направлению мысли книга 1998 года «Последнее царство. Русская православная цивилизация». Темы русской красоты, России в мировой культуре и понятие верующего разума стали важнейшими в философской проблематике Александра Казина. Он занимался сюжетами русской эстетики начала ХХ века, диалектикой художественного образа (сквозные темы его двух диссертаций), творчеством Пушкина, Достоевского и Андрея Тарковского, заведовал сектором кино в Институте искусствознания и кафедрами в вузах, читал лекции по философии культуры и истории русской мысли… Но сквозь все его тексты, глубокие и лёгкие по стилю одновременно, проходила основная мысль: фаустовская западная идея и связанный с ней кризис гуманизма приводят к «закату Европы», им противостоит «русская идея» как ядро православной культуры, как последний «удерживающий» в мире постмодернистского разрушения образ человека.

Нынешний двухтомник, подводящий итоги нескольких десятилетий напряжённых размышлений и исканий, назван «Космос, хаос и совершенство. Русский опыт». Первый том посвящён философии, второй – литературе. Казин принадлежит к поколению литературоцентричной русской и советской интеллигенции, и для него философия и литература равновелики, а русские гении и русские святые становятся частью единой православной культурной традиции. В жизни Пушкин и Серафим Саровский не были знакомы, но в пространстве «вечной России» (название одной из книг Казина) они становятся рядом в противостоянии мировой энтропии и саморазрушению человека.

Назовём лишь некоторые из заглавий. Первый том делится на «Философию философии» (имя, символ, верующий разум), «Философию России» и «Философию искусства». Для Казина, как и для Бердяева, очень важна антиномичность истории, антиномичность самой русской судьбы, и он собирает здесь воедино свои блестящие и парадоксальные умозаключения. Он проводит границы между молитвой и творчеством, между классикой как совершенным, модерном как «слишком человеческим» и постмодерном как тотально игровым. Его вывод о западной постхристианской цивилизации неутешителен: смерть Бога (по мрачной мысли Ницше) приводит к смерти не только автора, творца, но и самого человека. Человек сращивается с компьютером, становится частью матрицы, утрачивает индивидуальность вместе с верой в Бога и верой в себя самого. Мысль Казина не противоречит святым отцам: человек, забыв о Богочеловеке, не становится сверхчеловеком, напротив, он устремляется в небытие. Даже если это небытие обставлено с комфортом цифрового рая. Антиутопия – это, как известно, осуществлённая утопия. Рай обезбоженного человека оборачивается адом. И здесь, по Казину, только русская культура, симфонически соединённая с православной цивилизацией, может стать выходом из тупика постхристианского и постгуманистического безвременья. Во втором томе собраны литературные эссе, опыты философской биографии (простирающейся на просторах от Александровского парка до Купчино), философский словарь (от «Америки» до «Я» – того «Я», что живёт для Бога, но в пограничной области между светом и тьмой). Впрочем, не будем нудно перечислять части так увлекательно написанного Казиным романа с философией. Так писать умеет только он. В его текстах есть и глубина мысли, и полёт литературной фантазии, и простота в выражении очень сложных идей. Там много чувств – к людям, литературным произведениям, гениям слова, Петербургу и, конечно, России. Собственно, любовью всё начинается и всё завершается. Любовь в душе философа неотделима от непрестанного поиска истины, и в итоге они соединяются вместе: это любовь к той самой православной русской цивилизации, которую автор полагает единственно истинной на пути к совершенству. А значит – к Богу. Присутствие Бога философ ощутил ещё в раннем детстве, услышав ночную молитву своей бабушки, к Нему обратился в зрелые годы и никогда уже не покидал в своём творчестве – во славу Его и русской мысли.

 

Мария Фомина

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Сергеевна Фомина
К цивилизации через катаклизмы
О русской духовной традиции ХХ столетия
07.11.2019
«Семенов - пример соединения православной веры и научной мысли»
Редакция «Русской народной линии» поздравляет профессора Валентина Евгеньевича Семенова с 70-летием
03.04.2012
Егор Холмогоров о нынешнем состоянии русского вопроса
В Петербурге прошла встреча с известным публицистом
31.03.2012
«Он выглядит значительно моложе своих далеко не юношеских лет»
Мария Фомина поздравляет Алексея Николаевича Швечикова с 75-летием
20.12.2011
Все статьи Мария Сергеевна Фомина
Последние комментарии
Кто же такие русские?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.06.2025 17:49
Что делали Русские Святые 22 июня 1941 года?
Новый комментарий от Русский танкист
26.06.2025 16:55
Споры о Революции – это споры о будущем России
Новый комментарий от влдмр
26.06.2025 16:40
Фестиваль в контакте с демонами и молчание патриотов
Новый комментарий от влдмр
26.06.2025 16:38
Два ложных допущения Толстого
Новый комментарий от учитель
26.06.2025 16:28
Кого Бог предузнал, того предопределил
Новый комментарий от Александр Волков
26.06.2025 13:29
«Богатые должны делиться!»
Новый комментарий от Александр Волков
26.06.2025 13:09