В прошлом году это мероприятие было сорвано благодаря изобретательности радикально настроенных местных молодежных активистов, недвусмысленной позиции Церкви, а также общему настроению, присущему сербскому народу.
В этом году все было по-другому.
Мозги населения были основательно промыты. Хулиганство, направленное против тех, кто публично демонстрировал свой позор, приравняли к проявлению Страшного и Ужасного фашизма, а представители Церкви демократично промолчали, мотивируя свое молчание тем, что «вопросы организации шествий не являются вероучительными вопросами».
Увы, это «оглушительное» молчание является весьма показательным.
5 октября группа активистов - двое мирян и один монах - подали заявку на проведение крестного хода. Крестный ход поначалу разрешили, потом пытались было запретить под предлогом того, «что заявка была подана за 4 суток, а не за 5». Об этом нависшем над литией запретом стало известно после пресс-конференции, организованной в четверг, 7 октября, организаторами крестного хода. Однако, поскольку кроме звонка никаких письменных бумаг из МВД не исходило, в субботу, 9 октября, крестный ход состоялся.
Ход был малолюдным. Удручающе малолюдным. Как сообщают организаторы, вышли пара десятков братьев из числа разгромленного косовского монашества, был известный протоиерей Жарко Гаврилович, а также менее тысячи белградцев.
Можно говорить о нескольких причинах малолюдности хода.
Во-первых, умолчание. Священноначалие СПЦ ни словом не выказывало своего отношения к содомитской акции. Поэтому складывалось ощущение, что «Церковь не против». О пресс-конференции, которую провели организаторы хода, не было в СМИ и малейшего упоминания.
Во-вторых, православная общественность Сербии, точно так же, как и политическая оппозиция, безнадежно расколоты. Так организаторы Крестного хода внутри Церкви были преподнесены в качестве «людей владыки Артемия», а сама акция протеста превращалась в манифестацию приверженности «потенциальному расколу», «зилотству» и т.п.
Тем не менее, можно с удовлетворением отметить, что сегодня можно говорить о возрождении «Богомольческого движения», которое в 20-30 годы прошлого века преобразило Сербское Православие. Интересно, что история с богомольцами во многом повторяется. Тогда, в 20-е годы со стороны архипастырей тоже звучали обвинения богомольцев в сектантстве, раскольничестве и т.п.
Вот и теперь, несмотря на то, что монах Антоний собрал 15 тыс. подписей протеста, которые после указанной пресс-конференции были вручены архипастырю Сербской Церкви, к литии присоединилось всего-то тысяча человек. А те, кто поставил свои подписи, приняли участие не в Крестном ходе, подготовленном «Богомольческим движением» в атмосфере безмолвствующего Синода, а в акции, срочно организованной «людьми владыки Афанасия». Сербский собор «Двери», выдержав паузу, провел свою подчеркнуто автономную от литии акцию - «Семейную прогулку».
Есть причина и духовного порядка. На пресс-конференции монах Антоний высказал мысль, которая в течение нескольких суток превратилась в настоящий девиз: «Гомосексуализм и экуменизм - близнецы-братья: первый является извращением телесным, а второй - извращением духовным».
Сербский Патриарх, как известно, свой первый визит в качестве Предстоятеля Сербской Православной Церкви нанес в Вену, что для Сербии особенно символично. В XIX веке, завоевав независимость от Турции, сербские властьпредержащие ориентировались либо на Петербург, либо на Вену. В столице Австрии Патриарх высказал много такого, что вызвало в сербской православной среде форменное замешательство. Поэтому от человека, громогласно позиционировавшего себя «экуменистом и пацифистом», наивно было ожидать какой-то иной реакции на подготовку к «параду победы гомосексуалистов».
После пресс-конференции, проведенной организаторами литии, совсем уж молчать было невозможно, и тогда Синод вяло высказался в духе того, что «Церковь, конечно же, не одобряет демонстрацию распущенности нравов, но хулиганы, которые собираются нарушать общественный порядок, вызывают куда большее неодобрение». А реплика Патриарха по поводу того, что «отношение к шествию <гомосексуалистов> не относится к вероучительным вопросам» родила еще один саркастический лозунг: «Оказывается, Содом и Гоморра были стерты с лица земли из-за проблемы, которая не относится к вероучительным вопросам»!
В пятницу в Белграде произошел также весьма символичный инцидент.
В Соборной Церкви - через дорогу от канцелярии Патриархата - проходило культурное мероприятие: выступление католического хора из Словении. Для гостей были установлены скамейки - как и положено в католическом храме. В первом ряду сидел надбискуп Словении Станислав Хочевар, известный своим скандальным высказыванием, что «сербы могут войти в Европу только расставшись со свт. Саввой».
К надбискупу подошёл молодой человек, и заявил: «Как Вам не стыдно призывать сербов отрекаться от своей культуры!». В этот момент к молодому человеку подскочил настоятель церкви, известный «рок-н-ролльный миссионер» о. Петар Лукич и грубо оттолкнул его, а также пнул ногой стоявшую рядом девушку. Нечего нарушать порядок на концерте! Как уже упоминалось, концерт латинского песенного творчества проходил в православной Соборной Церкви.
Возможно, если бы на месте молодого человека оказался настоящий зилот или футбольный болельщик, то «рок-н-ролльный авва» вел бы себя посмиреннее. Но с богомольцами-то чего церемониться! Сдачи не дадут.
Увы, атмосфера современного Белграда формируется не только галдящими соросовскими СМИ, но и безмолвствующим Синодом.
Ранко Гойкович, Павел Тихомиров, специально для «Русской народной линии»