Хоть день, да мой - и пред престолом Божиим!

Новости Москвы 
0
499
Время на чтение 6 минут

Мы продолжаем вспоминать святых XX века - новомучеников и исповедников Российских. Это не просто дань истории - совсем недавней, если подумать, истории нашей Церкви. Это рассказы о людях, священниках и мирянах, обремененных бытом, семьями, переездами, проблемами - и тем не менее никогда не колебавшихся в выборе, жить ли бесскорбно или жить со Христом. В этом выпуске - рассказы о тех подвижниках, память которых празднуется в апреле.

10 апреля (здесь и далее - по новому стилю) - день памяти мученика Иоанна Чернова. Иван Алексеевич Чернов родился в 1880 году в деревне Алексеевка Калужской губернии в семье крестьянина. Окончив школу, Иван, как и отец, стал заниматься сельским хозяйством. После коллективизации он уехал из родных мест и устроился работать на Наро-Фоминскую фабрику, но когда администрации стало известно, что он исполняет в местной церкви обязанности псаломщика, с фабрики его тут же уволили, и пришлось вернуться в деревню.

Все жители Алексеевки были прихожанами Введенского храма в соседнем селе Котово; к концу тридцатых годов священники, служившие там, были арестованы, и богослужения прекратились. Иван Алексеевич стал добиваться назначения в храм священника и возобновления жизни прихода. Составив соответствующее письмо, он ходил по домам крестьян, собирая подписи за открытие храма. В день выборов в Верховный Совет Иван Алексеевич, придя на избирательный участок, вместе с бюллетенем опустил в урну письмо на имя кандидата в депутаты от их района. «Добрый день, многоуважаемый наш помощник и посредник народа Михаил Петрович, - писал он. - Мы Вас посылаем все наши нужды рассказать перед высшими органами. Мы, граждане Советской республики, считаем себя свободными гражданами по сталинской Конституции. Можем свободно выявлять свои нужды от лица верующих в Бога и Святую Церковь. Посодействуй за нас, старичков и старушек, дайте нам молиться Богу за весь мир и за Вас, Михаил Петрович, чтобы нам под Вашим руководством проводить тихую жизнь и ходить в церковь молиться Богу, где мы ощущаем отраду души. Мы радуемся за Конституцию, которая в статье 124‑й говорит о свободе отправления религиозных обрядов, что нам дороже всего на свете. Молодым нужно повеселиться, песни попеть, а нам, старичкам и старушкам, в Божий храм сходить, приобщиться и отпеть усопшего. Вот что нам дороже всего земного богатства, все на земле временно, а за гробом вечно. Дорогие наши собратья и друзья, почтите нашу старость, нам нужны псалмопение, молитва, пост, кротость, повиновение властям. Всякая власть от Бога. Глас народа - глас Божий. Дорогой друг народа, будь защитником партийных и непартийных, верующих в Бога и не верующих, будь ко всем ровным».

Письмо сразу попало в НКВД. Установить, кто его написал, не составило большого труда. В июне 1938 года Ивана Чернова обвинили в сборе подписей за открытие церкви, арестовали и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве.

На допросе он не отрицал, что написал письмо религиозного характера на имя депутата Верховного Совета товарища Петрова, но виновным в контрреволюционной деятельности себя не признал.

В августе следствие было закончено, и через месяц Особое совещание при НКВД приговорило псаломщика к пяти годам заключения в одном из Беломорско-Балтийских лагерей.

Иван Алексеевич Чернов скончался от голода в лазарете 14‑го лагерного пункта Семеново Пудожского района Карелии 10 апреля 1939 года и был погребен на кладбище в километре от лагеря в безвестной могиле.

* * *

30 апреля Церковь вспоминает священномученика Феодора Недосекина. Священномученик Феодор родился 10 ноября 1889 года в селе Новоселки Смоленской губернии в семье священнослужителя. Окончив учительскую семинарию, он много лет работал учителем, а затем окружным инспектором школ.

В 1913 году Федор Георгиевич женился на дочери протодиакона Иоанна Мухина - школьной учительнице Зинаиде Мухиной. У Недосекиных родилось восемь детей - пять мальчиков и три девочки.

После революции 1917 года Федор Георгиевич в течение нескольких лет оставался учителем Новоселковской школы. Его сын - Федор Федорович - в своей рукописи «Для семьи моей (немного родословной)» приводит характеристику, выданную Федору Георгиевичу Недосекину председателем сельсовета: «Поступив в нашу школу учителем, он немедленно организовал культурно-просветительный кружок, в котором работал не покладая рук до сего времени в качестве председателя кружка, за что неоднократно получал искреннюю благодарность от населения <...> Он всеми способами старался поднять культурный уровень местных граждан: читал лекции, вел беседы по сельскому хозяйству, организовал при школе читальню, приобрел книги и составил библиотеку, организовал школу для взрослых и сам учил их грамоте и, наконец, организовал в нашей деревне хор. Стараясь как можно больше дать развития нашим детям, он устраивал с детьми экскурсии, литературно-вокальные вечера, организовал при школе выставку ученических работ и картин. Чтобы больше развить детей и принести им пользы, он вел занятия с учениками не только днем, но и вечером».

В 1921 году Федор Георгиевич был рукоположен в сан диакона, через год - во священника и направлен служить во Введенский храм села Семеновское. В конце двадцатых годов, когда усилились гонения на Русскую Православную Церковь, власти потребовали от отца Феодора уплаты большого налога. Когда он уплатил, налог удвоили - и эта сумма оказалась непосильной. За неуплату священника арестовали, приговорили к одному году заключения и отправили на каторжные работы.

После ареста отца Феодора все его имущество, включая дом, было отобрано. Жена и дети, оставшись без крова, поехали вслед за ссыльным. Местная администрация сжалилась над семьей священника, им разрешили поселиться в «красном уголке». Отца Феодора вскоре оправдали, семья вернулась в Семеновское, но их дом был занят, а храм закрыт. Тогда Недосекины переехали в Донбасс, и отец Феодор вместе со старшим сыном стали работать шахтерами на угольной шахте.

Во время командировки в 1932 году в Москву отец Феодор отправился в Патриархию, чтобы испросить место священника в одном из храмов Московской епархии. Его просьбу удовлетворили и направили служить в Казанский храм села Иванисово Ногинского района, туда же переехала его супруга с детьми.

Прихожане сразу полюбили нового батюшку за ревностное совершение богослужений, за искренние проповеди и нестяжательность. Куда бы и в какое время дня или ночи его ни позвали к больному или умирающему, он никогда не отказывался - сразу собирался и ехал, а чаще всего шел пешком. Прихожанами Казанского храма были не только местные жители - приходили к отцу Феодору и из соседних сел, и из строящегося города Электросталь.

В 1937 году гонения на Церковь усилились. Некоторые прихожане говорили отцу Феодору: «Батюшка, смотрите, всех священников забирают, может быть, Вам оставить служение?». Но он на подобного рода предупреждения всегда отвечал одинаково: «Хоть день, да мой - и пред престолом Божиим!».

В этом же году, осенней октябрьской ночью, в дверь сторожки, где жил священник с семьей, постучали. Зинаида Ивановна открыла дверь - за спиной председателя колхоза стояли военные. Отец Феодор сразу все понял: «Вы, очевидно, за мной. Прошу детей не будить».

Сотрудники НКВД предъявили ордер на обыск. В ходе обыска забрали серебряный наперсный крест отца Феодора и два наперсных креста, которые принадлежали его отцу, протоиерею Георгию. Удовлетворившись этим, конвоиры сказали священнику: «Собирайтесь, одевайтесь, пойдем». Отец Феодор благословил детей, надел теплую рясу и вышел из дома.

На время следствия отец Феодор был заключен в тюрьму в Ногинске. Власти обвиняли его в контр­революционной и антисоветской деятельности. Священник эти обвинения отрицал. И все-таки 15 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила Феодора Недосекина к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Священник был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала.

Из лагеря священник писал сыну Федору, которому тогда было двенадцать лет: «Вот уже десять месяцев исполнилось сегодня, как я с вами расстался. Как хочется теперь мне всех вас видеть! За это время ты, наверное, подрос и развился, и поумнел еще более <...> Будь здоров, счастлив и хорошо учись».

Работая на лесоповале, отец Феодор сломал ногу и был переведен в бондарную мастерскую. Здесь, несмотря на высокие нормы выработки, было полегче. С началом Великой Отечественной войны условия содержания заключенных в лагере резко ухудшились, иногда их совсем не кормили. Вскоре священника перевели в Онежский лагерь в Архангельской области. Невыносимо тяжелые условия заключения оказались для него непосильными. Священник Феодор Недосекин скончался 30 апреля 1942 года и был погребен в безвестной могиле.

По материалам книги: Дамаскин (Орловский), игум.

Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. [Апрель]. М.: Булат, 2006.

Газета «Православная вера» № 06 (554)

[Подготовила Яна Конченко]

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/khot-den-da-mojj-i-pred-prestolom-bozhiim
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Дамаскин (Орловский)
7 дней в камере смертников
Священномученик Григорий Аверин 1889-1937
20.09.2016
«Союзплодовощ» или смерть за Христа
Cвященномученик Виктор (Моригеровский), мученица Ирина (Смирнова). Расстреляны 07.03.1938
08.03.2016
Cвященномученик Иван Калабухов (1873-26.02.1938)
Как Клавдия мать хоронила
26.02.2016
Все статьи Архимандрит Дамаскин (Орловский)
Яна Конченко
Все статьи Яна Конченко
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
28.12.2024 07:45
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.12.2024 05:14
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от учитель
28.12.2024 04:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от учитель
28.12.2024 03:30
Ханука становится главным праздником современной Украины
Новый комментарий от Наблюдатель
28.12.2024 01:54
Трагедия деревни
Новый комментарий от учитель
28.12.2024 00:02
Раздел «Важное» на РНЛ
Новый комментарий от Александр Миронов
27.12.2024 22:02