Хоть день, да мой - и пред престолом Божиим!

Архимандрит Дамаскин (Орловский)  Яна Конченко 
0
09.04.2016 216

Мы продолжаем вспоминать святых XX века - новомучеников и исповедников Российских. Это не просто дань истории - совсем недавней, если подумать, истории нашей Церкви. Это рассказы о людях, священниках и мирянах, обремененных бытом, семьями, переездами, проблемами - и тем не менее никогда не колебавшихся в выборе, жить ли бесскорбно или жить со Христом. В этом выпуске - рассказы о тех подвижниках, память которых празднуется в апреле.

10 апреля (здесь и далее - по новому стилю) - день памяти мученика Иоанна Чернова. Иван Алексеевич Чернов родился в 1880 году в деревне Алексеевка Калужской губернии в семье крестьянина. Окончив школу, Иван, как и отец, стал заниматься сельским хозяйством. После коллективизации он уехал из родных мест и устроился работать на Наро-Фоминскую фабрику, но когда администрации стало известно, что он исполняет в местной церкви обязанности псаломщика, с фабрики его тут же уволили, и пришлось вернуться в деревню.

Все жители Алексеевки были прихожанами Введенского храма в соседнем селе Котово; к концу тридцатых годов священники, служившие там, были арестованы, и богослужения прекратились. Иван Алексеевич стал добиваться назначения в храм священника и возобновления жизни прихода. Составив соответствующее письмо, он ходил по домам крестьян, собирая подписи за открытие храма. В день выборов в Верховный Совет Иван Алексеевич, придя на избирательный участок, вместе с бюллетенем опустил в урну письмо на имя кандидата в депутаты от их района. «Добрый день, многоуважаемый наш помощник и посредник народа Михаил Петрович, - писал он. - Мы Вас посылаем все наши нужды рассказать перед высшими органами. Мы, граждане Советской республики, считаем себя свободными гражданами по сталинской Конституции. Можем свободно выявлять свои нужды от лица верующих в Бога и Святую Церковь. Посодействуй за нас, старичков и старушек, дайте нам молиться Богу за весь мир и за Вас, Михаил Петрович, чтобы нам под Вашим руководством проводить тихую жизнь и ходить в церковь молиться Богу, где мы ощущаем отраду души. Мы радуемся за Конституцию, которая в статье 124‑й говорит о свободе отправления религиозных обрядов, что нам дороже всего на свете. Молодым нужно повеселиться, песни попеть, а нам, старичкам и старушкам, в Божий храм сходить, приобщиться и отпеть усопшего. Вот что нам дороже всего земного богатства, все на земле временно, а за гробом вечно. Дорогие наши собратья и друзья, почтите нашу старость, нам нужны псалмопение, молитва, пост, кротость, повиновение властям. Всякая власть от Бога. Глас народа - глас Божий. Дорогой друг народа, будь защитником партийных и непартийных, верующих в Бога и не верующих, будь ко всем ровным».

Письмо сразу попало в НКВД. Установить, кто его написал, не составило большого труда. В июне 1938 года Ивана Чернова обвинили в сборе подписей за открытие церкви, арестовали и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве.

На допросе он не отрицал, что написал письмо религиозного характера на имя депутата Верховного Совета товарища Петрова, но виновным в контрреволюционной деятельности себя не признал.

В августе следствие было закончено, и через месяц Особое совещание при НКВД приговорило псаломщика к пяти годам заключения в одном из Беломорско-Балтийских лагерей.

Иван Алексеевич Чернов скончался от голода в лазарете 14‑го лагерного пункта Семеново Пудожского района Карелии 10 апреля 1939 года и был погребен на кладбище в километре от лагеря в безвестной могиле.

* * *

30 апреля Церковь вспоминает священномученика Феодора Недосекина. Священномученик Феодор родился 10 ноября 1889 года в селе Новоселки Смоленской губернии в семье священнослужителя. Окончив учительскую семинарию, он много лет работал учителем, а затем окружным инспектором школ.

В 1913 году Федор Георгиевич женился на дочери протодиакона Иоанна Мухина - школьной учительнице Зинаиде Мухиной. У Недосекиных родилось восемь детей - пять мальчиков и три девочки.

После революции 1917 года Федор Георгиевич в течение нескольких лет оставался учителем Новоселковской школы. Его сын - Федор Федорович - в своей рукописи «Для семьи моей (немного родословной)» приводит характеристику, выданную Федору Георгиевичу Недосекину председателем сельсовета: «Поступив в нашу школу учителем, он немедленно организовал культурно-просветительный кружок, в котором работал не покладая рук до сего времени в качестве председателя кружка, за что неоднократно получал искреннюю благодарность от населения <...> Он всеми способами старался поднять культурный уровень местных граждан: читал лекции, вел беседы по сельскому хозяйству, организовал при школе читальню, приобрел книги и составил библиотеку, организовал школу для взрослых и сам учил их грамоте и, наконец, организовал в нашей деревне хор. Стараясь как можно больше дать развития нашим детям, он устраивал с детьми экскурсии, литературно-вокальные вечера, организовал при школе выставку ученических работ и картин. Чтобы больше развить детей и принести им пользы, он вел занятия с учениками не только днем, но и вечером».

В 1921 году Федор Георгиевич был рукоположен в сан диакона, через год - во священника и направлен служить во Введенский храм села Семеновское. В конце двадцатых годов, когда усилились гонения на Русскую Православную Церковь, власти потребовали от отца Феодора уплаты большого налога. Когда он уплатил, налог удвоили - и эта сумма оказалась непосильной. За неуплату священника арестовали, приговорили к одному году заключения и отправили на каторжные работы.

После ареста отца Феодора все его имущество, включая дом, было отобрано. Жена и дети, оставшись без крова, поехали вслед за ссыльным. Местная администрация сжалилась над семьей священника, им разрешили поселиться в «красном уголке». Отца Феодора вскоре оправдали, семья вернулась в Семеновское, но их дом был занят, а храм закрыт. Тогда Недосекины переехали в Донбасс, и отец Феодор вместе со старшим сыном стали работать шахтерами на угольной шахте.

Во время командировки в 1932 году в Москву отец Феодор отправился в Патриархию, чтобы испросить место священника в одном из храмов Московской епархии. Его просьбу удовлетворили и направили служить в Казанский храм села Иванисово Ногинского района, туда же переехала его супруга с детьми.

Прихожане сразу полюбили нового батюшку за ревностное совершение богослужений, за искренние проповеди и нестяжательность. Куда бы и в какое время дня или ночи его ни позвали к больному или умирающему, он никогда не отказывался - сразу собирался и ехал, а чаще всего шел пешком. Прихожанами Казанского храма были не только местные жители - приходили к отцу Феодору и из соседних сел, и из строящегося города Электросталь.

В 1937 году гонения на Церковь усилились. Некоторые прихожане говорили отцу Феодору: «Батюшка, смотрите, всех священников забирают, может быть, Вам оставить служение?». Но он на подобного рода предупреждения всегда отвечал одинаково: «Хоть день, да мой - и пред престолом Божиим!».

В этом же году, осенней октябрьской ночью, в дверь сторожки, где жил священник с семьей, постучали. Зинаида Ивановна открыла дверь - за спиной председателя колхоза стояли военные. Отец Феодор сразу все понял: «Вы, очевидно, за мной. Прошу детей не будить».

Сотрудники НКВД предъявили ордер на обыск. В ходе обыска забрали серебряный наперсный крест отца Феодора и два наперсных креста, которые принадлежали его отцу, протоиерею Георгию. Удовлетворившись этим, конвоиры сказали священнику: «Собирайтесь, одевайтесь, пойдем». Отец Феодор благословил детей, надел теплую рясу и вышел из дома.

На время следствия отец Феодор был заключен в тюрьму в Ногинске. Власти обвиняли его в контр­революционной и антисоветской деятельности. Священник эти обвинения отрицал. И все-таки 15 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила Феодора Недосекина к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Священник был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала.

Из лагеря священник писал сыну Федору, которому тогда было двенадцать лет: «Вот уже десять месяцев исполнилось сегодня, как я с вами расстался. Как хочется теперь мне всех вас видеть! За это время ты, наверное, подрос и развился, и поумнел еще более <...> Будь здоров, счастлив и хорошо учись».

Работая на лесоповале, отец Феодор сломал ногу и был переведен в бондарную мастерскую. Здесь, несмотря на высокие нормы выработки, было полегче. С началом Великой Отечественной войны условия содержания заключенных в лагере резко ухудшились, иногда их совсем не кормили. Вскоре священника перевели в Онежский лагерь в Архангельской области. Невыносимо тяжелые условия заключения оказались для него непосильными. Священник Феодор Недосекин скончался 30 апреля 1942 года и был погребен в безвестной могиле.

По материалам книги: Дамаскин (Орловский), игум.

Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. [Апрель]. М.: Булат, 2006.

Газета «Православная вера» № 06 (554)

[Подготовила Яна Конченко]

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/khot-den-da-mojj-i-pred-prestolom-bozhiim
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Архимандрит Дамаскин (Орловский)
7 дней в камере смертников
Священномученик Григорий Аверин 1889-1937
20.09.2016
«Союзплодовощ» или смерть за Христа
Cвященномученик Виктор (Моригеровский), мученица Ирина (Смирнова). Расстреляны 07.03.1938
08.03.2016
Все статьи Архимандрит Дамаскин (Орловский)
Яна Конченко
Все статьи Яна Конченко
Последние комментарии
Научатся ли «красные» и «белые» патриоты не воевать, а обмениваться мнениями?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
09.06.2021 14:52
Три источника и три составных части русского национализма
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
09.06.2021 14:27
«Слова уст человеческих – глубокие воды»
Новый комментарий от В.Р.
09.06.2021 12:48
Ваенга – апологет сатанинской церкви
Новый комментарий от Silvio63
09.06.2021 10:26
«Для хороших дел нужно объединяться!»
Новый комментарий от Сант
09.06.2021 09:37
«Нужно активно атаковать»
Новый комментарий от Советский недобиток
09.06.2021 07:16