Туда, где раньше возвышался крест

0
808
Время на чтение 12 минут

Воскресный день. Прохладно, пасмурно, чуть порошит снег - к прогулкам такая погода не очень располагает, разве что... Есть такие темы, погружаться в которые лучше всего как раз в такой неуютный ноябрь - тогда воображение, словно маслом по холсту, рисует на фоне серого, в дымке города удивительные картины прошлого...

В роли проводника по прошедшим столетиям - сотрудник Зональной научной биб­лиотеки СГУ им. В.А. Артисевич, выпускница курсов «Утраченные храмы Саратова», организованных молодежным отделом епархии совместно с Культурным центром имени П. А. Столыпина, Светлана Викторовна Клейменова. Экскурсия, которую она готова провести, уникальна - точнее, уникален найденный для нее материал.

То, о чем собирается рассказать Светлана Викторовна, собрано ею по крупицам в процессе работы в отделе редких книг, сотрудником которого она является. Дополнительная информация была взята из разных источников: это и краеведческая литература, и мемуары, что-то из Интернета, но в основном из тех дореволюционных саратовских изданий, которые хранятся в Зональной научной библиотеке.

И вот все готовы, и наш экскурсовод ведет группу по местам, где до революции находились домовые храмы...

Что же такое домовый храм?

От приходских и монастырских храмов домовая церковь в первую очередь отличается тем, что устраивается при общественных - богоугодных, благотворительных, ис­правительных или образовательных - учреждениях. Такой храм может быть открыт или закрыт для «посторонних» лиц, в зависимости от режима работы заведения.

Домовая церковь могла иметь и отдельно стоящее здание, и располагаться во внутреннем помещении. Такой храм не имел приписанных к нему по территориальному признаку прихожан. Иногда он устраивался на частной территории (например, в усадьбе), а не в общественном месте, но в таком случае не имел и собственного причта (подобного рода храмы были приписными к близлежащим приходским). При учебных заведениях настоятелем домового храма, как правило, был законоучитель, так как Закон Божий был обязательным предметом для всех учащихся.

В «Памятной книжке Саратовской губернии на 1859 год» говорится: «В Саратове 16 православных приходских и кладбищенских церквей - все каменные, 6 - домовых». В Адрес-календаре на 1902 год отдельно перечислено 15 домовых церквей с указанием настоятелей. В «Памятной книжке на 1907 год» - уже 17, к списку добавлена и крестовая церковь, имевшая особый статус. Как правило, домовые храмы устраивались на средства частных лиц.

***

Крестовая церковь архиерейского дома (Волжская, 36)Крестовая церковь архиерейского дома (Волжская, 36)

Архиерейские домовые церкви по сложившейся традиции принято называть крестовыми.

Открытие самостоятельной епископской кафедры состоялось в Саратове в 1828 году. Тогда же в город прибыл Преосвященный Моисей (Богданов-Платонов-Антипов). Епископу предстояло выбрать место для своей резиденции. Ему понравился деревянный дом напротив Соборной площади, принадлежавший купеческому обществу. Впоследствии там было воздвигнуто каменное здание архиерейского дома, на втором этаже которого, с юго-восточной стороны, и размещалась крестовая церковь.

После революции в бывшем архиерейском доме располагался Отдел церковно-художественной старины при Губернском музее, затем была организована клиника детских болезней СГМУ, и только в перестроечное время здание архиерейского дома было возвращено епархии.

***

Домовый храм Мариинского приюта (Комсомольская, 20)Домовый храм Мариинского приюта (Комсомольская, 20)

В 1842 году по благословению епископа Саратовского и Царицынского Иакова (Вечеркова) в Саратове начало работу Губернское попечительство детских приютов. Уже на следующий год открылся первый в нашем городе Мариинский приют для детей из малообеспеченных семей, существовавший на пожертвования состоятельных лиц.

В 1852 году для приюта было приобретено собственное здание на Сергиевском взвозе. Дом имел обширный двор с хозяйственными постройками и сад с фонтаном. В приюте были свой лазарет, столовая, прачечная, баня, а 4 августа 1859 года на третьем этаже появилась и домовая церковь. Епископ Иоанникий (Горский) освятил храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Средства на благо­устройство пожертвовал купец Георгий Петрович Шортан. Около ворот под навесом висело четыре колокола. «На верхнем этаже находится церковь с небогатым, но изящным иконостасом», - говорится в книге «Благотворительные учреждения России».

 

***

Домовый храм во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при 1­й Саратовской мужской гимназии (Мичурина, 115)Домовый храм во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при 1­й Саратовской мужской гимназии (Мичурина, 115)

Саратовская гимназия (впоследствии - 1‑я мужская) была открыта в 1820 году на основе Главного народного училища, существовавшего в Саратове с 1786 года. В ней учились химики Н. Н. Зинин и В. В. Челинцев, врач Г. А. Захарьин, биолог С. Г. Навашин и другие известные деятели культуры и науки.

В 1870 году в одной из комнат на втором этаже основного здания была устроена домовая церковь. Краевед А. А. Гераклитов, учившийся в этом учебном заведении в 1870‑е годы, писал: «С любовью, нежностью и какой-то щемящей тоской о невозвратном прошлом вспоминаю нашу милую гимназическую церковь до ее переделки. Была она необыкновенно мила и изящна со своим простеньким иконостасом из орехового дерева (а, быть может, и просто «под орех»). Батюшка служил великолепно, а певчие пели, и совсем недурно, под управлением хромого Григория Петровича Жуковского. Дьяческую должность исполняли гимназисты. Сначала за дьячка был Солонин, по преданию, ушедший на Афон в монахи, а потом мой товарищ Линденберг...».

В 1878 году педагогический совет поставил вопрос об учреждении при гимназии «Общества вспомоществования недостаточным ученикам» в форме православного братства. С 1885 года оно стало называться Братством во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Гимназисты устраивали благотворительные вечера, концерты, спектакли.

В 1895 году было решено сделать пристрой к основному зданию - специально для домовой церкви. 27 мая 1897 года состоялась закладка первого камня. Построили храм «тщанием окружного начальства и на пожертвования начальствующих в гимназии преподавателей и частных лиц». 21 февраля 1899 года домовая церковь была освящена - также во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла.

В 1918‑м местными властями была сделана попытка закрыть домовый храм при 1‑й мужской гимназии. Тогда жители Гимназической улицы попросили исполком Саратовского совета превратить церковь в приходскую, подчеркивая, что она построена «на пожертвования от разных лиц, обществ и учреждений, а также на собранные трудовые копейки, вследствие этого должна принадлежать народу». Однако Совет народного образования предложил школьному совету 1-го реального училища приспособить церковь под классы. В конечном итоге в помещении храма был размещен спортивный зал общества «Динамо», просуществовавший до самого сноса здания. В 1930-е годы пострадал весь гимназический комплекс: в результате ремонта и перестроек уничтожили все элементы декора, надстроили третий этаж, здание стало неузнаваемым. В годы советской власти гимназия была ликвидирована и вместо нее открыта школа № 1.

Сейчас на месте гимназического храма построен 16‑этажный жилой дом.

***

Домовый храм во имя святого благоверного князя Александра Невского при Александровском ремесленном училище (Н. Сакко и Б. Ванцетти, 15)

Александровское городское ремесленное училище было открыто в 1871 году в память избавления императора Александра II от смерти при двух покушениях. Это было первое в городе ремесленное училище для мальчиков из беднейших слоев населения. Располагалось оно на улице Дмитриевской (улицу так называли по имени жившей здесь Марии Дмитриевой - известной жертвовательницы кафедрального собора, другое название - Большая Кострижная), ныне - улице Н. Сакко и Б. Ванцетти.

Домовый храм во имя святого благоверного князя Александра Невского был устроен в этом учебном заведении в 1873 году на средства купеческой жены Софии Никаноровны Парусиновой. Располагался он на втором этаже училища, звонница стояла во дворе у ворот. Церковь была освящена 31 марта 1873 года епископом Иоанникием (Рудневым). Настоятелем и законоучителем храма долгое время был протоиерей Лев Владыкин (1838-1908), живший здесь же, в одноэтажном доме. В 1909-1915 годах эту должность занимал священник Николай Рахинский. В праздничные дни он проводил с учащимися беседы.

В истории училища большую роль сыграла прихожанка храма Аполлинария Киприановна Керсновская - вдова генерала, педагог. Она также была в числе учредителей богадельни во имя Тита Чудотворца.

 

Александровское городское ремесленное училище Протоиерей Лев ВладыкинАполлинария Киприановна Керсновская

 

В 1879 году прихожане Александро­Невского собора решили учредить богадельню в благодарность Господу за избавление Александра II от очередного покушения, произошедшего в Петербурге. По церковному календарю это был день памяти преподобного Тита Чудотворца, постника и аскета, известного также борьбой с еретиками.

Домовый храм во имя святого благоверного князя Александра Невского при Александровском ремесленном училище (Н. Сакко и Б. Ванцетти, 15)Первоначально предполагалось ограничиться содержанием в богадельне десяти старушек. Но попечительский совет не оставил без внимания тот факт, что «ежегодно некоторые юноши из беднейших семей, хотя и сдавали успешно экзамены, не имели возможности учиться», так как в общежитии мест не хватало, а снимать комнату или угол не было средств. Беднота обычно обитала на окраинах города, добираться до училища было тяжело. На них-то и обратила внимание Аполлинария Киприановна. В 1884 году она основала при богадельне общежитие для учащихся - пансион. Керсновская много лет безвозмездно заведовала училищным хозяйством, ученики ласково называли ее бабусей. В 1902 году благодетельница скончалась и была похоронена на Воскресенском кладбище. Училищный совет поставил на ее могиле памятник, изготовленный учениками, а в комнате, где она жила, служились панихиды.

В 1906 году протоиерей Лев Владыкин написал о Керсновской брошюру «Что может сделать женщина?». Есть там и такие слова: «Вот женщина, которая жила, можно сказать, полной жизнью служения ближнему своему. Вот человек, которому некогда было скучать в жизни. Будучи бездетна, она была матерью для многих: была и бабушкой родненькой для тех, на кого положила массу забот, на кого постоянно изливала свою любовь. А как в жизни много людей, которые жалуются на скуку! Сколько проходит мимо лиц, которые не видят цели и смысла в жизни. И - лишают себя жизни. Отчего это такая скука? Почему это не видят цели и смысла в жизни? От того, что очень далеко отошли от Христа. Он указал нам цель и смысл в жизни, сказав: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою твоею и всей мыслию твоею и ближнего твоего как самого себя (ср.: Мф. 22, 37, 39)».

После революции домовый храм был закрыт. Училище было преобразовано в индустриально-педагогический техникум, где, как известно, учился первый космонавт Ю. А. Гагарин.

Мариинский женский институтДомовый храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины при Саратовском Мариинском институте благородных девиц (2‑я Са­довая, 23а)

Этот храм неоднократно менял место пребывания. Сначала институт временно располагался в усадьбе на Малой Сергиевской улице (ныне - улица Мичурина) - трехэтажный каменный дом в настоящее время снесен, на его месте построен многоэтажный жилой дом.

На добровольные пожертвования горожан в усадьбе была устроена домовая церковь во имя святой мученицы императрицы Александры Римской, святой покровительницы государыни Александры Феодоровны. Ее освятили в 1855 году. В этом храме служил протоиерей Павел Смирнов. Перед воскресными и праздничными богослужениями он объяснял воспитанницам очередное евангельское чтение. От этой первой институтской церкви сохранялись до 1917 года «две небольшие, в виде медальонов, иконы, писанные на бумажном картоне» - Архистратига Михаила и святой Александры.

В новом институтском здании, на третьем этаже, устроили домовую церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Храм в 1857 году освятил епископ Иоанникий (Горский).

Как пишет историк Н. И. Теодорович, Преосвященный передал в дар институту икону святой первомученицы Феклы и святой Марии Магдалины с благословляющим их Спасителем на облаках. Образ был в серебряной рамке с драгоценными камнями. Икона­благословение бережно хранилась в учебном заведении до 1917 года.

Домовый храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины при Саратовском Мариинском институте благородных девиц (2‑я Са­довая, 23а)Церковь была очень тесна, поэтому было решено пристроить к корпусу института каменное здание - по проекту А. М. Салько. В 1896 году с левой стороны главного корпуса были возведены две пристройки: двухэтажная и присоединенная к ней одноэтажная. В бывшей церкви главного здания был устроен дортуар (общая спальня для учащихся). На месте же, где стоял престол, установили дубовый резной киот с иконами святой Александры и святой Марии Магдалины, обнесенный деревянной балюстрадой.

Новый - обширный и светлый - храм расположился на втором этаже пристроя, вход в него вел из классного коридора главного корпуса. 28 сентября 1897 года епископ Николай (Налимов) совершил Чин Великого освящения. Иконостас был сделан мастером Игнатием Парфеновичем Кузьминым.

Службы проходили по воскресным, праздничным и так называемым табельным дням, за исключением летних каникул. На клиросе пели сами воспитанницы.

Большим событием стало посещение институтской церкви святым праведным Иоанном Кронштадтским. В эти годы законоучителем института был священник Сергий Ильменский - будущий священномученик Феофан, епископ Соликамский.

О закрытии, вернее сказать, разгроме института рассказал в своих воспоминаниях саратовский писатель-большевик Виктор Бабушкин. По его словам, в исполком Саратовского Совета поступило заявление трудящихся с требованием отдать здание института под клуб железнодорожников.

«Институт - это большое белое здание старинной постройки, уютно стоит в вековом парке, выходя фасадом на пустынную площадь, - пишет автор. - Институт когда-то был за городом, но теперь деревянные домишки железнодорожников стали его соседями. <...>

Парадная стеклянная дверь. В вестибюле умопомрачительная чистота, ковры, цветы, стоит огромный, весь в золотых позументах, швейцар с булавой. К нам подошла какая-то дама, одетая в синюю форму, спросила, что нам нужно.

- Начальника института, - сказал я.

Дама ехидно улыбнулась:

- Простите, у нас женское закрытое учебное заведение, у нас - начальница».

Далее описано, как разгоряченный большевик, которому везде мерещилась контрреволюция, невзирая на протесты начальницы, врывался в дортуары воспитанниц и искал под кроватями пулеметы. Начальница института отправила срочную телеграмму наркому просвещения А. В. Луначарскому. Тот прислал ответ: «Институт не трогать до весны, до сдачи экзаменов, до каникул».

После закрытия учебного заведения железнодорожники устроили в домовой церкви театр. В советские годы в главном здании института также размещались «Дом труда и просвещения», «Дворец культуры железнодорожников им. К. Либкнехта», мужская и женская средняя общеобразовательная школа, а потом средняя школа № 95.

В 2004 году здание было передано Саратовской епархии. В настоящее время храм восстановлен, но реставрационные работы еще не полностью закончены.

Экскурсии по маршруту «Домовые храмы Саратова» будут продолжаться. Следите за объявлениями на сайте Саратовской епархии www.eparhia-saratov.ru.

Газета «Православная вера» № 22 (594)

Яна Конченко

Источник: Православие и современность
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Яна Конченко
Все статьи Яна Конченко
Последние комментарии
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 00:29
Трагедия деревни
Новый комментарий от учитель
28.12.2024 00:02
Раздел «Важное» на РНЛ
Новый комментарий от Александр Миронов
27.12.2024 22:02
Имеет ли силу церковная анафема?
Новый комментарий от Апографъ
27.12.2024 20:07
«Этого прощать нельзя!»
Новый комментарий от Человек
27.12.2024 19:21