Воскресный день. Прохладно, пасмурно, чуть порошит снег - к прогулкам такая погода не очень располагает, разве что... Есть такие темы, погружаться в которые лучше всего как раз в такой неуютный ноябрь - тогда воображение, словно маслом по холсту, рисует на фоне серого, в дымке города удивительные картины прошлого...
В роли проводника по прошедшим столетиям - сотрудник Зональной научной библиотеки СГУ им. В.А. Артисевич, выпускница курсов «Утраченные храмы Саратова», организованных молодежным отделом епархии совместно с Культурным центром имени П. А. Столыпина, Светлана Викторовна Клейменова. Экскурсия, которую она готова провести, уникальна - точнее, уникален найденный для нее материал.
То, о чем собирается рассказать Светлана Викторовна, собрано ею по крупицам в процессе работы в отделе редких книг, сотрудником которого она является. Дополнительная информация была взята из разных источников: это и краеведческая литература, и мемуары, что-то из Интернета, но в основном из тех дореволюционных саратовских изданий, которые хранятся в Зональной научной библиотеке.
И вот все готовы, и наш экскурсовод ведет группу по местам, где до революции находились домовые храмы...
Что же такое домовый храм?
От приходских и монастырских храмов домовая церковь в первую очередь отличается тем, что устраивается при общественных - богоугодных, благотворительных, исправительных или образовательных - учреждениях. Такой храм может быть открыт или закрыт для «посторонних» лиц, в зависимости от режима работы заведения.
Домовая церковь могла иметь и отдельно стоящее здание, и располагаться во внутреннем помещении. Такой храм не имел приписанных к нему по территориальному признаку прихожан. Иногда он устраивался на частной территории (например, в усадьбе), а не в общественном месте, но в таком случае не имел и собственного причта (подобного рода храмы были приписными к близлежащим приходским). При учебных заведениях настоятелем домового храма, как правило, был законоучитель, так как Закон Божий был обязательным предметом для всех учащихся.
В «Памятной книжке Саратовской губернии на 1859 год» говорится: «В Саратове 16 православных приходских и кладбищенских церквей - все каменные, 6 - домовых». В Адрес-календаре на 1902 год отдельно перечислено 15 домовых церквей с указанием настоятелей. В «Памятной книжке на 1907 год» - уже 17, к списку добавлена и крестовая церковь, имевшая особый статус. Как правило, домовые храмы устраивались на средства частных лиц.
***
Крестовая церковь архиерейского дома (Волжская, 36)
Архиерейские домовые церкви по сложившейся традиции принято называть крестовыми.
Открытие самостоятельной епископской кафедры состоялось в Саратове в 1828 году. Тогда же в город прибыл Преосвященный Моисей (Богданов-Платонов-Антипов). Епископу предстояло выбрать место для своей резиденции. Ему понравился деревянный дом напротив Соборной площади, принадлежавший купеческому обществу. Впоследствии там было воздвигнуто каменное здание архиерейского дома, на втором этаже которого, с юго-восточной стороны, и размещалась крестовая церковь.
После революции в бывшем архиерейском доме располагался Отдел церковно-художественной старины при Губернском музее, затем была организована клиника детских болезней СГМУ, и только в перестроечное время здание архиерейского дома было возвращено епархии.
***
Домовый храм Мариинского приюта (Комсомольская, 20)
В 1842 году по благословению епископа Саратовского и Царицынского Иакова (Вечеркова) в Саратове начало работу Губернское попечительство детских приютов. Уже на следующий год открылся первый в нашем городе Мариинский приют для детей из малообеспеченных семей, существовавший на пожертвования состоятельных лиц.
В 1852 году для приюта было приобретено собственное здание на Сергиевском взвозе. Дом имел обширный двор с хозяйственными постройками и сад с фонтаном. В приюте были свой лазарет, столовая, прачечная, баня, а 4 августа 1859 года на третьем этаже появилась и домовая церковь. Епископ Иоанникий (Горский) освятил храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Средства на благоустройство пожертвовал купец Георгий Петрович Шортан. Около ворот под навесом висело четыре колокола. «На верхнем этаже находится церковь с небогатым, но изящным иконостасом», - говорится в книге «Благотворительные учреждения России».
***
Домовый храм во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при 1й Саратовской мужской гимназии (Мичурина, 115)
Саратовская гимназия (впоследствии - 1‑я мужская) была открыта в 1820 году на основе Главного народного училища, существовавшего в Саратове с 1786 года. В ней учились химики Н. Н. Зинин и В. В. Челинцев, врач Г. А. Захарьин, биолог С. Г. Навашин и другие известные деятели культуры и науки.
В 1870 году в одной из комнат на втором этаже основного здания была устроена домовая церковь. Краевед А. А. Гераклитов, учившийся в этом учебном заведении в 1870‑е годы, писал: «С любовью, нежностью и какой-то щемящей тоской о невозвратном прошлом вспоминаю нашу милую гимназическую церковь до ее переделки. Была она необыкновенно мила и изящна со своим простеньким иконостасом из орехового дерева (а, быть может, и просто «под орех»). Батюшка служил великолепно, а певчие пели, и совсем недурно, под управлением хромого Григория Петровича Жуковского. Дьяческую должность исполняли гимназисты. Сначала за дьячка был Солонин, по преданию, ушедший на Афон в монахи, а потом мой товарищ Линденберг...».
В 1878 году педагогический совет поставил вопрос об учреждении при гимназии «Общества вспомоществования недостаточным ученикам» в форме православного братства. С 1885 года оно стало называться Братством во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Гимназисты устраивали благотворительные вечера, концерты, спектакли.
В 1895 году было решено сделать пристрой к основному зданию - специально для домовой церкви. 27 мая 1897 года состоялась закладка первого камня. Построили храм «тщанием окружного начальства и на пожертвования начальствующих в гимназии преподавателей и частных лиц». 21 февраля 1899 года домовая церковь была освящена - также во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла.
В 1918‑м местными властями была сделана попытка закрыть домовый храм при 1‑й мужской гимназии. Тогда жители Гимназической улицы попросили исполком Саратовского совета превратить церковь в приходскую, подчеркивая, что она построена «на пожертвования от разных лиц, обществ и учреждений, а также на собранные трудовые копейки, вследствие этого должна принадлежать народу». Однако Совет народного образования предложил школьному совету 1-го реального училища приспособить церковь под классы. В конечном итоге в помещении храма был размещен спортивный зал общества «Динамо», просуществовавший до самого сноса здания. В 1930-е годы пострадал весь гимназический комплекс: в результате ремонта и перестроек уничтожили все элементы декора, надстроили третий этаж, здание стало неузнаваемым. В годы советской власти гимназия была ликвидирована и вместо нее открыта школа № 1.
Сейчас на месте гимназического храма построен 16‑этажный жилой дом.
***
Домовый храм во имя святого благоверного князя Александра Невского при Александровском ремесленном училище (Н. Сакко и Б. Ванцетти, 15)
Александровское городское ремесленное училище было открыто в 1871 году в память избавления императора Александра II от смерти при двух покушениях. Это было первое в городе ремесленное училище для мальчиков из беднейших слоев населения. Располагалось оно на улице Дмитриевской (улицу так называли по имени жившей здесь Марии Дмитриевой - известной жертвовательницы кафедрального собора, другое название - Большая Кострижная), ныне - улице Н. Сакко и Б. Ванцетти.
Домовый храм во имя святого благоверного князя Александра Невского был устроен в этом учебном заведении в 1873 году на средства купеческой жены Софии Никаноровны Парусиновой. Располагался он на втором этаже училища, звонница стояла во дворе у ворот. Церковь была освящена 31 марта 1873 года епископом Иоанникием (Рудневым). Настоятелем и законоучителем храма долгое время был протоиерей Лев Владыкин (1838-1908), живший здесь же, в одноэтажном доме. В 1909-1915 годах эту должность занимал священник Николай Рахинский. В праздничные дни он проводил с учащимися беседы.
В истории училища большую роль сыграла прихожанка храма Аполлинария Киприановна Керсновская - вдова генерала, педагог. Она также была в числе учредителей богадельни во имя Тита Чудотворца.
В 1879 году прихожане АлександроНевского собора решили учредить богадельню в благодарность Господу за избавление Александра II от очередного покушения, произошедшего в Петербурге. По церковному календарю это был день памяти преподобного Тита Чудотворца, постника и аскета, известного также борьбой с еретиками.
Первоначально предполагалось ограничиться содержанием в богадельне десяти старушек. Но попечительский совет не оставил без внимания тот факт, что «ежегодно некоторые юноши из беднейших семей, хотя и сдавали успешно экзамены, не имели возможности учиться», так как в общежитии мест не хватало, а снимать комнату или угол не было средств. Беднота обычно обитала на окраинах города, добираться до училища было тяжело. На них-то и обратила внимание Аполлинария Киприановна. В 1884 году она основала при богадельне общежитие для учащихся - пансион. Керсновская много лет безвозмездно заведовала училищным хозяйством, ученики ласково называли ее бабусей. В 1902 году благодетельница скончалась и была похоронена на Воскресенском кладбище. Училищный совет поставил на ее могиле памятник, изготовленный учениками, а в комнате, где она жила, служились панихиды.
В 1906 году протоиерей Лев Владыкин написал о Керсновской брошюру «Что может сделать женщина?». Есть там и такие слова: «Вот женщина, которая жила, можно сказать, полной жизнью служения ближнему своему. Вот человек, которому некогда было скучать в жизни. Будучи бездетна, она была матерью для многих: была и бабушкой родненькой для тех, на кого положила массу забот, на кого постоянно изливала свою любовь. А как в жизни много людей, которые жалуются на скуку! Сколько проходит мимо лиц, которые не видят цели и смысла в жизни. И - лишают себя жизни. Отчего это такая скука? Почему это не видят цели и смысла в жизни? От того, что очень далеко отошли от Христа. Он указал нам цель и смысл в жизни, сказав: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою твоею и всей мыслию твоею и ближнего твоего как самого себя (ср.: Мф. 22, 37, 39)».
После революции домовый храм был закрыт. Училище было преобразовано в индустриально-педагогический техникум, где, как известно, учился первый космонавт Ю. А. Гагарин.
Домовый храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины при Саратовском Мариинском институте благородных девиц (2‑я Садовая, 23а)
Этот храм неоднократно менял место пребывания. Сначала институт временно располагался в усадьбе на Малой Сергиевской улице (ныне - улица Мичурина) - трехэтажный каменный дом в настоящее время снесен, на его месте построен многоэтажный жилой дом.
На добровольные пожертвования горожан в усадьбе была устроена домовая церковь во имя святой мученицы императрицы Александры Римской, святой покровительницы государыни Александры Феодоровны. Ее освятили в 1855 году. В этом храме служил протоиерей Павел Смирнов. Перед воскресными и праздничными богослужениями он объяснял воспитанницам очередное евангельское чтение. От этой первой институтской церкви сохранялись до 1917 года «две небольшие, в виде медальонов, иконы, писанные на бумажном картоне» - Архистратига Михаила и святой Александры.
В новом институтском здании, на третьем этаже, устроили домовую церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Храм в 1857 году освятил епископ Иоанникий (Горский).
Как пишет историк Н. И. Теодорович, Преосвященный передал в дар институту икону святой первомученицы Феклы и святой Марии Магдалины с благословляющим их Спасителем на облаках. Образ был в серебряной рамке с драгоценными камнями. Иконаблагословение бережно хранилась в учебном заведении до 1917 года.
Церковь была очень тесна, поэтому было решено пристроить к корпусу института каменное здание - по проекту А. М. Салько. В 1896 году с левой стороны главного корпуса были возведены две пристройки: двухэтажная и присоединенная к ней одноэтажная. В бывшей церкви главного здания был устроен дортуар (общая спальня для учащихся). На месте же, где стоял престол, установили дубовый резной киот с иконами святой Александры и святой Марии Магдалины, обнесенный деревянной балюстрадой.
Новый - обширный и светлый - храм расположился на втором этаже пристроя, вход в него вел из классного коридора главного корпуса. 28 сентября 1897 года епископ Николай (Налимов) совершил Чин Великого освящения. Иконостас был сделан мастером Игнатием Парфеновичем Кузьминым.
Службы проходили по воскресным, праздничным и так называемым табельным дням, за исключением летних каникул. На клиросе пели сами воспитанницы.
Большим событием стало посещение институтской церкви святым праведным Иоанном Кронштадтским. В эти годы законоучителем института был священник Сергий Ильменский - будущий священномученик Феофан, епископ Соликамский.
О закрытии, вернее сказать, разгроме института рассказал в своих воспоминаниях саратовский писатель-большевик Виктор Бабушкин. По его словам, в исполком Саратовского Совета поступило заявление трудящихся с требованием отдать здание института под клуб железнодорожников.
«Институт - это большое белое здание старинной постройки, уютно стоит в вековом парке, выходя фасадом на пустынную площадь, - пишет автор. - Институт когда-то был за городом, но теперь деревянные домишки железнодорожников стали его соседями. <...>
Парадная стеклянная дверь. В вестибюле умопомрачительная чистота, ковры, цветы, стоит огромный, весь в золотых позументах, швейцар с булавой. К нам подошла какая-то дама, одетая в синюю форму, спросила, что нам нужно.
- Начальника института, - сказал я.
Дама ехидно улыбнулась:
- Простите, у нас женское закрытое учебное заведение, у нас - начальница».
Далее описано, как разгоряченный большевик, которому везде мерещилась контрреволюция, невзирая на протесты начальницы, врывался в дортуары воспитанниц и искал под кроватями пулеметы. Начальница института отправила срочную телеграмму наркому просвещения А. В. Луначарскому. Тот прислал ответ: «Институт не трогать до весны, до сдачи экзаменов, до каникул».
После закрытия учебного заведения железнодорожники устроили в домовой церкви театр. В советские годы в главном здании института также размещались «Дом труда и просвещения», «Дворец культуры железнодорожников им. К. Либкнехта», мужская и женская средняя общеобразовательная школа, а потом средняя школа № 95.
В 2004 году здание было передано Саратовской епархии. В настоящее время храм восстановлен, но реставрационные работы еще не полностью закончены.
Экскурсии по маршруту «Домовые храмы Саратова» будут продолжаться. Следите за объявлениями на сайте Саратовской епархии www.eparhia-saratov.ru.
Газета «Православная вера» № 22 (594)
Яна КонченкоИсточник: Православие и современность