Сердце мученика

0
701
Время на чтение 5 минут
cover

Новые мученики и древние мученики не отличаются друг от друга решительно ничем. Тот же подвиг за Христа, то же показание своей верности и веры. Человек называется мучеником не тогда, когда он пострадал от насильственной смерти, а при условии, что государство стремится уничтожить Церковь. В этом случае появляются мученики.

Древние мученики и новомученики

Само слово «новомученики» появилось, когда греческие православные противостояли турецкому господству, оно же возникло в России в XX в., когда государство отрицало Церковь и значение веры. Конечно, проблема восприятия мучеников в древней Церкви была точно такая же, как сейчас. Когда мы смотрим с близкого расстояния, то нам не очень понятны переживания человека страдающего, где грань между верностью Христу и отпадениями от Христа. Потом проходит время, тысячелетие, и все кажется ясным. Конечно, перед Церковью в XX в. возникла огромная проблема: кого считать мучениками, как различить подвиг за Христа пострадавшего человека от вообще человека пострадавшего. При всех выяснениях стало ясно, что мученики - это не те люди, которые нарушили заповеди, лжесвидетельствовали, подписывали показания против себя или других, не те, которые сотрудничали с органами власти, гонящими Церковь, не те, которые вели образ жизни, далекий от нравственного. Здесь есть большая разница между древним миром и нашим: в древнем мире человек мог жить грешной жизнью, потом прийти ко Христу, креститься и пострадать. А люди XX в. в большинстве своем крестились в детстве, знали закон Божий, всему были научены, и если при этом, в обстановке гонений, они вели образ жизни, далекий от христианского, то становится ясно, что они Христа не исповедовали хотя бы в силу внешних обстоятельств, - но были убиты, заключены в лагерь или иным образом погибли насильственной смертью. При рассмотрении подвига новомученичества очень важно, не нарушил ли человек заповеди Христовы, не был ли лжесвидетелем, осведомителем, не было ли отступления от Христа.

Священномученик Владимир (Богоявленский)

Митрополит Владимир (Богоявленский) представляет собой типичного русского пастыря и священника. Родившись в 1848 г., он застал еще дореформенное время, когда в семинарии царила так называемая бурса, то есть было больше элементов муштры, чем воспитания человека в религиозном духе. Обладая природным качеством миролюбия, он окончил духовную семинарию и академию, был рукоположен во епископа. И вот здесь он стал проявлять выдающиеся качества и способности, потому что не всякий епископ шел в то время на общественное делание, как владыка Владимир. В Самаре, например, когда там случилась эпидемия холеры и он не побоялся входить в бараки, служить молебны и обращаться к государственной власти для оказания помощи бедствующим. Будущий митрополит Киевский Владимир открывал столовые, занимался миссионерской и церковно-благотворительной деятельностью, не очень распространенной в XIX в.

Митрополит Владимир в Лужецком монастыре в 1908 году

Митрополит Владимир в Лужецком монастыре в 1908 году

Оказавшись потом на Кавказе и в Киеве, он столкнулся с явлением, с которым встречается народ и государство во всякую трагическую минуту, в период хаоса, распада, когда местные национальные интересы ставятся выше общецерковных, когда забывается, кто на самом деле освящает народное начало - Христос или государство. Благодаря реформам в стране начались быстрые перемены, и человеческое сознание не было к ним готово.

Конец ХIХ и начало ХХ в. стали для России временем переустройства хозяйственной и государственной жизни. Менялись сословные, правовые, земельные и хозяйственные отношения, и за несколько десятилетий столичные города оказались заполненными мастеровой молодежью. Приехав в города на заработки и для приобретения профессии, она оказалась в вертепе безнравственности и разврата. Столкнувшись с этой проблемой, митрополит Владимир стал организовывать миссию, обращенную к русскому населению для его просвещения и даже воцерковления. Он оказал содействие выдающемуся миссионеру, протоиерею Иоанну Восторгову.

Священномученик Владимир понимал, что воцерковление проходит очень сложно для человека, если тот обладает закоренелыми грехами и является рабом страстей. Поэтому митрополит Владимир стал бороться с пьянством, осознавая, что, пока человек не освободится от этой страсти, он будет плохим христианином, плохим семьянином и гражданином. Митрополит Владимир старался всячески, чтобы население Москвы, особенно рабочее, освободилось от этого порока, устраивал в Историческом музее лекции, сам в них участвовал, то есть был человеком, который тихо, мирно, упорно шел навстречу народу, вглубь народа, сам становился не только церковным администратором, но и простым пастырем. Читал лекции, служил молебны, не чуждался никакой малой или большой работы.

Митрополита Владимира ведут на казнь, клеймо иконы.jpg

Митрополита Владимира ведут на казнь, клеймо иконы.jpg

Оказавшись на Петербургской кафедре, митрополит Владимир столкнулся с некоторыми отрицательными явлениями, в частности, с влиянием Распутина на государственную жизнь страны. Многие с тревогой смотрели на это влияние. Сопереживая, митрополит решил высказаться по этому вопросу, в результате чего был переведен на место своего последнего служения - Киевскую кафедру.

Свидетельства о кончине
Поскольку смерть митрополита Владимира была первой среди новомучеников XX в., то ее обстоятельства достаточно открыты. Остались свидетельства, архивные записи, которые позволили осознать суть того дня, когда был убит митрополит Владимир, восстановить часы этой смерти, войти не только во внешнее описание, но через документы во внутреннюю суть этих событий, в сопереживание им, в их трагизм.

Изучением биографии митрополита Владимира и его последних часов жизни я занимался давно, еще в советское время, когда не было возможности его прославления. Это очень редкий и драматический образец того, когда мы можем восстановить внутренние, человеческие переживания, когда митрополит прощается со своими близкими, останавливается перед иконой и молится, когда он уже знает, на что идет. Он понимает, что умереть надо достойно, и его психическое и физическое существо остается тем же самым - он идет на страдания такой же тихий, скромный, замкнутый и молчаливый.

Рака с мощами митрополита Владимира (Богоявленского)

Рака с мощами митрополита Владимира (Богоявленского)

В 1980-х гг. еще остались в живых свидетели захвата Киево-Печерской Лавры большевиками. Их рассказы, архивные записи, свидетельства дали возможность воссоздать полную картину кончины митрополита Владимира. Он перед смертью спокойно попросил, чтобы ему дали помолиться, у него хватило воли и богоблагодатной наполненности для прощения своих убийц. Чтобы простить, надо любить, потому что прощение - это не просто слова. Прощение митрополита Владимира шло из глубины души, которое может быть только у человека любящего. Чтобы любить своих врагов и убийц, нужно обладать не просто добродетелью, нужно, чтобы Господь присутствовал и вместе с тобой их любил.

Невозможно написать житие мученика, если ты ему не сочувствуешь, не входишь в глубину его внутренних переживаний. Есть вещи сокровенные - сложно открыть сердце мученика и показать, что в нем было, надо быть деликатным и открывать его переживания через внешние описания. Если мы не вникаем в смерть мученика, в его страдания, если не плачем вместе с ним, то никогда не поймем, что такое крайние страдания, что значит стоять между выбором. Надо жить этим, чтобы понять, кто такие мученики.

Игумен Дамаскин (Орловский)

Игумен Дамаскин (Орловский)

Материал подготовлен Анной Котовой на основе интервью игумена Дамаскина (Орловского)

Покров 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Дамаскин (Орловский)
7 дней в камере смертников
Священномученик Григорий Аверин 1889-1937
20.09.2016
«Союзплодовощ» или смерть за Христа
Cвященномученик Виктор (Моригеровский), мученица Ирина (Смирнова). Расстреляны 07.03.1938
08.03.2016
Cвященномученик Иван Калабухов (1873-26.02.1938)
Как Клавдия мать хоронила
26.02.2016
Все статьи Архимандрит Дамаскин (Орловский)
Последние комментарии
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 10:43
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
22.11.2024 10:40
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16