Впервые чисто авиационный салон в столице Франции состоялся в 1909 году. До этого летательные аппараты выставлялись в рамках салонов автомобилей. Перерывы были связаны с двумя мировыми войнами. Наша страна традиционно принимала участие в этом салоне еще с первой половины ХХ века. С 1957 года СССР, а затем Россия - постоянные участники Парижского авиашоу, как официально называется салон. И немало международных премьер самых передовых отечественных разработок в области авиа- и ракетостроения состоялось именно здесь.
В 2013 году, например, были показаны на стоянках и в полете новейший истребитель Су-35, новейший учебно-боевой Як-130 и двухместный ударно-разведывательный вертолет Ка-52 «Аллигатор». А среди гражданских лайнеров выделялся наш «Сухой Суперджет 100».
В этом году участие России было скромнее. И не потому, что нам нечего показать: крылья подрезали санкции.
Живьем самолеты и вертолеты мы не привезли, словно предчувствуя проблемы, которые начнутся с российской зарубежной собственностью после решения Гаагского суда по делу ЮКОСа. Существовала реальная опасность ареста нашей авиатехники.
К тому же, не хотелось лишний раз навлекать гнев Вашингтона на организаторов авиасалона во Франции.
Впрочем, Россию на авиасалоне все-таки представлял один самолет. Это был «Сухой Суперджет 100», построенный по заказу Мексики и уже окрашенный в цвета одной из авиакомпаний этой страны. Сегодня в Мексике летают 15 таких машин. Всего заказано 30 самолетов. Мексиканцы очень довольны «Суперджетом», который стал там настоящим воздушным извозчиком, причем весьма комфортабельным.
В Ле Бурже прошли переговоры с представителями одной из китайских лизинговых компаний на предмет поставок этих лайнеров в Поднебесную. Авиарынок КНР - один из самых перспективных в мире, и мы должны на нем работать.
Открывал авиасалон президент Франции. Показательно, что когда он проходил мимо российской экспозиции, то демонстративно смотрел в пустую стену, а не на экспонаты, что привезла в Ле Бурже наша страна. Хотя чувство вежливости взяло верх. Франсуа Олланд нашел силы повернуться, кивком головы все-таки поприветствовать руководителей нашей делегации, и сразу отвернуться.
Под давлением США руководство Франции вынуждено демонстрировать охлаждение отношений, однако настоящие патриоты этой страны помнят и чтут времена нашей дружбы.
В год семидесятилетия Победы перед началом работы авиашоу на территории аэродрома Ле Бурже открыли небольшой музей, посвященный эскадрилье «Нормандия-Неман».
Все поясняющие надписи к выставленным в нем экспонатам - на английском, французском и русском языках. Это для Запада не характерно, и не могло не радовать. Да, когда-то мы были по одну линию фронта.
В Ле Бурже из России прилетело немало так называемых вип-персон. Они провели, надо отметить, ряд важных переговоров. Но работали на салоне всего один день, затем почти все улетели в Москву, на встречи с Сергеем Шойгу, которые были запланированы в подмосковной Кубинке на форуме «Армия-2015».
Как уже было сказано, в Ле Бурже мы летающих самолетов и вертолетов не привезли. И Запад не выставил ярких новинок, поэтому летная программа смотрелась невзрачно. Точнее, она вообще не смотрелась. Для сравнения: в 2013 году настоящие овации гостей салона вызывал пилотаж истребителя Су-35.
А ведь и на этом салоне вполне можно было бы устроить мировую премьеру прототипа истребителя пятого поколения Т-50. Это точно стало бы сенсацией. Интерес вызвал бы и МиГ-35, и Су-34. Можно было показать уже созданную морскую версию «Аллигатора» - Ка-52К «Катран». Можно было прислать в Ле Бурже пилотажные группы ВВС. И авиашоу 2015 года стало бы действительно зрелищным праздником авиации...
Зато бахвалилась собственным авиастроением Украина.
Сейчас авиапром «незалежной» дышит на ладан. Тем не менее, для участия в Парижском авиашоу из Киева прилетел Ан-178, существующий, кстати, в единственном экземпляре. Удивительно, страна, развязавшая гражданскую войну на собственной территории, сбившая пассажирский малайзийский «Боинг» - сомнений в этом уже практически нет - не боится никаких санкций и настырно лезет в Европу со своими самолетами, которые кроме России никогда никому и нужны-то не были. А то, что транспортные «Аны» до сих пор летают в других странах - заслуга Советского Союза, но никак не времен нынешней национальной раздробленности.
Оказывается, можно совершать любые преступления, и оставаться уважаемым на Западе, если ты публично во всех бедах на планете обвиняешь Москву.
Транспортный Ан-178, который прилетел из Киева в Ле Бурже, похоже, станет последней украинской машиной, созданной компанией «Антонов». Это стало очевидно на пресс-конференции, проведенной в рамках авиасалона. Хотя амбиций было заявлено, как говорится, выше крыши. Но что станет реальностью?
Мировому сообществу лишний раз напомнили, что Украина сегодня независима и очень национальна. Имена спикеров пресс-конференции обозначили так: Роман Романов - менеджер «Оборонпрома», Дмитро Кива - генеральный конструктор, до недавнего времени руководитель госпредприятия «Антонов», и Михайло Гвоздев - «эффективный» менеджер.
Выступил и заместитель какого-то министра Руслан Корж. Он сразу сказал, что будет говорить по-английски, и говорил правильно, но с русским акцентом. Корж дал понять, что предпочитает говорить на языке своих хозяев. А вот Роман, Дмитро и Михайло изъяснялись по-русски. Остается констатировать, что настоящие профессионалы в промышленности все еще говорят и думают по-русски. Но это продлится недолго. Придут щирые хлопцы в вышиванках, напроектируют, навыпускают такого... Они реально не понимают, что такое авиационная промышленность.
Великий президент великой Украины Петро Порошенко поставил перед компанией «Антонов» амбициозную, как сказали выступавшие, задачу, которая, конечно будет выполнена: наладить выпуск двухсот различных типов самолетов «Ан» в год. Двести в год!
Интересно, новые руководители авиапрома Украины понимают, сколько стоит производство одного самолета, и сколько будет стоить госзаказ двухсот машин в год? Кто за все это заплатит? Америка или Европа?
Тема войны на пресс-коференции «Антонова» поднималась не один раз. Оказывается, она истощает силы Украины. А кто эту войну ведет, если не Киев? Война требует поставок военно-транспортных самолетов, поэтому у фирмы «Антонов» есть будущее. Но что и куда будут перевозить сотни транспортников очень средней вместимости? Вопрос этот не задали, но и ответа, скорее всего, не получили бы. Кстати, мировой рынок Ан-178 украинские маркетологи оценили более чем в тысячу машин. Это как же они считали?
Выяснилось: начались работы по переоснащению турбовинтового Ан-70 реактивными двигателями. Новую машину назовут Ан-188. Ее рынок тоже около 1000 машин, по мнению украинских экспертов. На пресс-конференции проговорились, что реактивные двигатели будут либо американские, либо британские. То есть, украинскому предприятию «Мотор Сич» в будущем авиапроме «незалежной» места нет?
Спикеры пресс-конференции всячески старались подчеркнуть солидность фирмы «Антонов». Вспомнили, что 50 лет назад впервые именно в Ле Бурже состоялась мировая премьера Ан-22 «Антей» - лучшего на то время крылатого транспортника в мире. А 30 лет назад в Ле Бурже приземлился Ан-124 «Руслан» - до сего времени не превзойденный крылатый тяжеловес. Потом была еще более уникальная «Мрия» - Ан-225. Это нынешние украинцы записали только в свой актив. Россия к тем, действительно триумфальным событиям, отношения как бы и не имела.
Верховная Рада признала все советское преступным. А ведь реальные активы «Антонова» и все лучшие проекты уходят корнями в советское украинское прошлое. Так что это: преступление, или гордость сегодняшней Украины?
Спикерам пресс-конференции задали вопрос: а как вы будете работать без поддержки российской авиационной науки? Ответа не последовало.
Между тем, без ЦАГИ, института авиационного моторостроения и института авиационного материаловедения ни о каких прорывных разработках будущего речи быть не может. Но официальный Киев запретил своим авиастроителям даже думать о сотрудничестве с этими «рассадниками российской агрессии». Там самоуверенно решили, что Запад им станет помогать абсолютно во всем, в том числе - в воссоздании промышленности на новой технологической базе.
Вопрос: нужен ли Европе украинский авиапром? Не нужен! У них собственный есть. Зачем плодить конкурентов? В лучшем случае, «Антонову» отведут роль отверточной сборки западных моделей.
И еще. Транспортный самолет Ан-178, стоявший на летном поле Ле Бурже, по заявлениям самих украинцев, будет сертифицирован как гражданский. Но окрасили его по-военному.
Впрочем, похоже и Запад на пути милитаризации всего и вся. Там продолжают адаптировать гражданские, причем винтовые самолеты к военным целям. На авиасалоне в Ле Бурже такие машины были. Достаточно грозно смотрелся американский АТ-6 с хищной акульей раскраской. Абсолютно гражданский самолет несет под крыльями солидный боекомплект и позиционируется как штурмовик. Показали еще и заокеанский «сельскохозяйственный» штурмовик, без ложной скромности названный «Архангел». За основу взята машина, обычно используемая в сельхозавиации для опыления полей различными химикатами. В США, видимо, решили, что такие самолеты могут уничтожать не только вредителей-насекомых, но и вредных, с их точки зрения, людей.
«Архангел» имеет семь точек подвески для различного вооружения и наблюдательных приборов. На них крепится самое современное авиационное вооружение - от пушек и бомб до высокоточных управляемых ракет. Система управления полетом и вооружением - самая современная, не уступающая той, что стоит на реактивных боевых самолетах последних поколений.
«Архангел», окрашенный в черный цвет, привлекал внимание посетителей Ле Бурже. Между тем, сама концепция какого-то мобилизационного переоборудования гражданской авиации в боевую настораживает. Так обычно поступают накануне больших войн.
США выставили на статической стоянке разведывательный самолет ВМС «Посейдон». На его борту были изображены силуэты двадцати восьми подводных лодок. Именно столько российских атомных субмарин будто бы разведал и отследил в различных океанах этот самолет.
И все-таки звездой салона в Ле Бурже стал не чей-то военный показ, а эффектно оформленная экспозиция посадки европейского космического аппарата «Фила» на комету Чурюмова-Герасименко. Макет кометы и траектории десятилетнего полета к нему рукотворного аппарата с планеты Земля свидетельствуют: невозможное становится реальностью. Аппарат запустили в 2004 году. Десять лет спустя, преодолев сотни миллионов километров пути, он точно вышел на космическое тело размерами всего в несколько километров, сфотографировал комету, выбрал точку посадки и мягко сел. Фантастика, ставшая реальностью.
Из космоса Земля смотрится очень красиво. Неужели человечество не сможет сохранить свою прекрасную планету? Думать об этом даже не хочется.
Российские самолеты не летали в небе Франции в этот раз. Но нельзя сказать, что мы вообще пролетели, как фанера над Парижем. Вовсе нет. По словам президента Объединенной авиастроительной корпорации Юрия Слюсаря, салон в Ле Бурже показал, что, несмотря на санкции, практически все зарубежные партнеры ОАК высказали намерения продолжить деловое и взаимовыгодное сотрудничество. В частности, были подтверждены ранее заключенные контракты по перспективному магистральному авиалайнеру МС-21.Он создается в рамках широкой международной кооперации.
Уже в конце этого года в Иркутске состоится торжественная выкатка первого лайнера. На середину 2016 года запланирован первый взлет. До 2018 года должны пройти комплексные испытания и завершиться процедура сертификации МС-21, а с 2019 года машины должны поставляться заказчикам. На сегодняшний день заключено твердых контрактов с предоплатой на 175 лайнеров МС-21. Самолет может стать одним из самых массовых в гражданском флоте России.
И Запад нам в этом поможет.
http://www.stoletie.ru/tekuschiiy_moment/sankcii_podrezajut_krylja_147.htm