Требования Азербайджана о повышении арендной платы за использование Россией РЛС дальнего обнаружения, расположенной в Габале, более чем в сорок раз - с 7 до 300 миллионов долларов - удивительным образом совпали с обострением обстановки вокруг Сирии и Ирана. При этом переговоры России и США по ЕвроПРО зашли в тупик - об этом заявил 29 февраля заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин, который находился в Калининграде на заседании Межведомственной рабочей группы по взаимодействию с НАТО в области противоракетной обороны.
И это дает повод увидеть в действиях официального Баку не только грубый экономический интерес, но и своеобразную политику, при этом - четко ориентированную. Да, нашлись эксперты, которые сразу усмотрели в финансовых претензиях Азербайджана лишь экономическую составляющую. Будто бы торг на самом деле идет вокруг распределения неких газовых потоков, а сама Габала - только рычаг давления на Москву в этом споре. Как известно, Азербайджан не исключает своего участия в проекте Транскаспийского газопровода в обход России. «Труба» позволит транспортировать газ из Туркмении в газопровод «Набукко», который является конкурентом трубопровода «Южный поток».
Впрочем, официальный Баку газовую подоплеку отвергает и говорит о том, что арендная плата должна осуществляться с учетом реальной ценности РЛС в системе Воздушно-космической обороны России. Там почему-то уверены, что ценность эта - очень большая. Член парламентского комитета Милли меджлиса по обороне и безопасности Фарадж Гулиев заявил, что если Габалинская РЛС и далее будет предоставляться в аренду России, то это должно быть осуществлено с учетом реальной цены. «Считаю, что азербайджанская сторона полностью права, если в переговорах с Россией ставит определенные условия и запрашивает высокую цену за аренду этого объекта», - подчеркнул парламентарий. При этом он сказал, что в Баку понимают необходимость функционирования этой станции в качестве военного объекта России в регионе.
Пикантность ситуации в том, что в самой России давно уже сомневаются в необходимости тратить ежегодно миллионы долларов на аренду РЛС в Габале и миллионы на ее обслуживание.
Повышение арендной платы до 300 миллионов долларов сделает эксплуатацию РЛС в Закавказье поистине кабальной, нерентабельной во всех отношениях - экономических и военных.
Надо вспомнить историю. В СССР с начала 1970-х начала создаваться очень мощная и эффективная стратегическая ПРО. Одной из ее главных составных частей должны были стать мощные комплексы загоризонтной радиолокации, входившие в единую систему о раннем ракетном нападении. В различных точках СССР строились огромные радары, которые могли контролировать воздушно-космическое пространство на удалении в тысячи километров.
Место РЛС типа «Дарьял» 5Н79 на территории Азербайджанской ССР в районе населенного пункта Габала было определено в то время, когда шахский Иран был самым верным союзником США в регионе. Тогда существовала реальная опасность размещения в этой стране - как минимум - американских оперативно-тактических ракет с ядерными боеголовками. И РЛС в Габале была нацелена, в основном, на контроль воздушно-космического пространства над Ираном, хотя ее возможности позволяли вести наблюдение на дальности в 8000 километров в секторе от Бирмы до Центральной Африки. Первый камень в фундамент будущей РЛС в 1976-м заложил тогдашний первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана Гейдар Алиев, отец нынешнего президента страны Ильхама Алиева. В строй станцию ввели в 1985-м.
После развала СССР общегосударственная система ПРО стала стремительно приходить в упадок. Физически сохранились, но фактически были выведены из-под контроля Москвы две мощные РЛС в Севастополе и Мукачево на Украине. Взорвали загоризонтную РЛС в Скрунде в Латвии. В реальности Россия потеряла эффективный контроль за воздушно-космическим направлением по самым ракетоопасным направлениям.
Удивительно, но в «лихих» девяностых у нас без лишнего шума начались работы по созданию принципиально новых радарных систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства. Была создана серия новых загоризонтных РЛС высокой заводской готовности модульного типа. Из готовых блоков, наподобие детской игрушки «Лего», можно было формировать любой облик РЛС под конкретную задачу, наращивать или, наоборот, снижать энергетический потенциал и разрешающие способности радаров. Создание загоризонтных радарных систем, имевших шифр «Изделие 77Я6» с различным литерным обозначением - М, ДМ, ВП - можно считать революционным прорывом в стратегической ПРО, а сейчас - в системе ВКО. Запад такого технологического рывка от России точно не ожидал.
Модульные РЛС, названные «Воронеж», возводятся достаточно быстро на заранее подготовленных площадках размером с футбольное поле. Если РЛС в Габале строили почти десять лет, то сейчас станцию даже с лучшими характеристиками можно возвести за два года. А в ближайшей перспективе ожидается появление совершенно уникальных мобильных многофункциональных адаптивных загоризонтных РЛС типа «Марс». Эти радары можно очень быстро перебазировать на любое ракетоопасное направление, размещать на морских судах. «Воронеж», не уступая станциям типа «Дарьял», потребляет несопоставимо меньше электроэнергии - всего 0,7 МВт. Для сравнения: станция в Габале требует 50 МВт, и содержание ее там влетает поистине в золотую копеечку.
В настоящее время на боевом дежурстве стоит РЛС система предупреждения о ракетном нападении «Воронеж-М» в Ленинградской области. Вводятся в строй две станции «Воронеж-ДМ» - недалеко от Армавира и в Калининградской области. В этом году планируется принятие в опытную эксплуатацию радарного комплекса «Воронеж-ВП» в Иркутской области. Должно начаться строительство аналогичных станций в республике Коми и в Мурманской области.
С появлением РЛС типа «Марс» вообще отпадет проблема контроля воздушно-космического пространства в любой точке России, в том числе - вплотную приближенной к Азербайджану.
То есть, надобность в Габалинской РЛС будет утрачена естественным образом.
Действительно, зачем России РЛС, контролирующая воздушно-космическое пространство над Ираном и способная засечь пуск даже самой маленькой ракеты с территории этой страны и полеты над ней всех типов летательных аппаратов? Нам Иран агрессией не грозит, ракетно-ядерной дубинкой над нашими головами не размахивает. А ракетные комплексы США на территории данной страны, понятное дело, размещены быть не могут.
Единственно, кто должен быть заинтересован в сохранении Габалинской РЛС - это США и Израиль. Да и то лишь в том случае, если между этими странами и Россией будут заключены соответствующие соглашения об обмене информацией о возможном ракетном нападении. Причем - соглашения взаимовыгодные. В 2007-м Россия предложила США совместно использовать Габалинскую РЛС и отказаться от размещения элементов своей ПРО в Европе. Раз американцы боятся иранского ракетного удара, мы готовы были дать им гарантию, что неожиданным удар не станет. Как отметил занимавший тогда пост президента Владимир Путин, «эта станция покрывает весь район, который вызывает подозрения у наших американских коллег».
Вашингтон рассмотрел предложение Москвы и ответил отказом. А сейчас демарш Азербайджана лишь подтвердил: Соединенные Штаты, конечно же, не опасаются ракетного удара со стороны Ирана.
Задача ЕвроПРО совсем иная - тотальный контроль воздушно-космического пространства над территорией Российской Федерации.
Можно предположить, что принуждение нашей страны к ликвидации РЛС в Габале связано с тем, что ни США, ни Израиль не хотят, чтобы Москва - если случится час «Х» - ни в коем случае не знала, откуда, куда и какие ракеты на самом деле полетят в этом регионе.
Вот и весь секрет «европрошного Полишинеля» в азербайджанской Габале.http://www.stoletie.ru/tekuschiiy_moment/kabala_gabaly_2012-03-02.htm