Многие в нашей стране, даже на самом верху, по сей день уверены, что все новейшие технологии Поднебесной - результат примитивного копирования чужих достижений. А раз там могут только повторять, развитые страны априори будут впереди. Это глубокое заблуждение.
Казалось бы, выставка в Чжухае под названием «Чайна эйршоу 2014» только подтверждает укоренившееся мнение о бесчисленных китайских клонах. Действительно, зенитно-ракетные комплексы собственного производства, стоящие на вооружении Народно-освободительной армии Китая, очень напоминают наши ЗРК С-300П. Военно-транспортный Уай-20 кажется точной копией еще советского Ил-76. Палубный истребитель Джей-15 - наш морской Су-33. А уж бомбардировщик-ракетносец Эйч-6Эм - это внешне древний Ту-16.
Да, китайцы многое скопировали. Надо ли их осуждать за это? Слишком долго страна плелась в хвосте мирового научно-технического прогресса, оставаясь преимущественно сельскохозяйственной.
И когда появилась возможность технологического рывка, в Пекине задумываться не стали. Была дана команда: брать все лучшее в мире и адаптировать к своим условиям.
Точно также, кстати, поступила Япония после Второй мировой. Да и в СССР многие прорывные достижения 1930-1950 годов были скопированы с зарубежных, в основном - американских образцов.
Однако китайское копирование стоит особняком. Взять хотя бы комплексы ПВО. В лихие девяностые в России были закуплены С-300ПМУ - большой дальности. И «Торы» - малой дальности. Одновременно Пекин договорился с Москвой о технической поддержке в создании собственных мобильных зенитно-ракетных комплексов. Наша страна поделилась и документацией, и технологиями, и специалистами. И в те же девяностые годы китайские спецы за большие деньги смогли купить в Израиле новейший тогда комплекс «Пэтриот», поставленный в эту страну из США, да еще с секретными чертежами в придачу. Купили в одном экземпляре. Разразился скандал, но потом в Вашингтоне смирились.
А китайцы, взяв все лучшее, что удалось у России и что добыли у США, создали ряд своих зенитно-ракетных систем. Некоторые из них чисто внешне напоминают С-300. Другие - полностью отличаются. И сейчас основу ПВО этой страны составляют свои системы - разные, но под одним названием: «Красное знамя». В экспортном исполнении - «Небесный дракон».
Настоящей сенсацией выставки в Чжухае стала крылатая сверхзвуковая ракета СиЭкс-1. Это аналог российско-индийского «БраМоса» или чисто российского «Яхонта». Ракета мощная, и она уже проходит летные испытания. Конечно, вряд ли китайцам в ближайшее время удастся достичь характеристик «БраМоса». Но дело даже не в этом. СиЭкс-1 - это часть целого комплекса, единой армейской ударной системы. Модульная универсальная пусковая установка позволяет размещать на ней в типовых контейнерах ракеты самого различного назначения. Мы к такому построению своих ракетно-артиллерийских подразделений только приближаемся.
В те же дурные девяностые годы Россия продала Китаю техдокументацию и право выпуска управляемых 152 мм артиллерийских снарядов «Краснополь». Сейчас китайцы переходят на калибр 155 мм. И свои «Краснополи» адаптировали к этим стволам. Более того, управляемые снаряды вошли в арсенал НОАК как само собой разумеющееся. А где наши «Краснополи»? Где их применяли? Они так и «сгнили» в артиллерийских арсеналах, хотя Российская армия почти десять лет вела настоящую войну на Северном Кавказе. Там палили по площадям, а не били в точку.
У нас военные мудрецы все еще определяются с концепцией тяжелых беспилотных летательных аппаратов, способных нести ракетно-бомбовое вооружение. В Китае ударные беспилотники давно стали в армии явлением совершенно привычным.
На выставке в Чжухае были представлены самые различные боевые дроны, как их называют.
Да что там беспилотники! В России, в Москве, на предприятии «Базальт» двадцать с лишним лет назад разработали специальные крылья, делающие любую тяжелую авиабомбу управляемой. Система оказалась достаточно дешевой и очень эффективной. Бомбы можно было сбрасывать за десятки километров от атакуемого объекта. И они сами, при помощи спутниковой навигации или лазерной подсветки на конечном отрезке полета, наводились точно в цель. Даже в США ничего подобного не существовало. За океаном выпускали дорогущие корректируемые бомбы с телевизионными головками наведения. А в России сделали крылья и простенькую, но оригинальную систему корректировки полета. Результат тот же самый. Где все это?
«Базальт» разгромили, директора - создателя этих чудо-бомб и других не менее интересных боеприпасов - уволили и даже пытались посадить в тюрьму. Про планирующие авиабомбы никто в наших ВВС уже и не вспоминает.
В Китае же работает несколько предприятий, занимающихся производством, поставкой в войска и на экспорт именно планирующих авиабомб. На салоне в Чжухае они представлялись в избытке. Думаю, китайцы ничего не украли. Они просто позаимствовали идею, которая лежала на поверхности. Тем более что бомбы с крыльями еще в прошлом веке демонстрировались на наших авиасалонах МАКС.
Стыдно, но китайцы опережают нас даже в создании артиллерии, бронетехники и просто транспортной техники для сухопутных войск.
На вроде бы авиационном салоне «Чайна эйршоу 2014» показывалось огромное количество техники сухопутных войск. По мнению российских специалистов, ряд артиллерийских систем, выпускаемых в Китае, превосходит наши аналоги. Стоит повторить, в арсеналы поступает огромное количество управляемых снарядов, мин и ракет для реактивных систем залпового огня. У нас все это - в перспективе.
На вооружении Народно-освободительной армии Китая - значительное количество небольших, почти игрушечных, машин с различной колесной формулой. Они просто незаменимы как транспортные средства в аэромобильных подразделениях, погранвойсках, разведподразделениях. У нас аналогичные транспортные средства даже в перспективе не рассматриваются. КамАЗ - основной автомобиль Российской армии.
На авиакосмическом салоне в Чжухае стоит копия лунохода «Нефритовый заяц». Пусть простят его разработчики, но примитив полнейший. Советский «Луноход», созданный много лет назад, в сравнении с ним - инопланетная по конструкции и возможностям машина. Вот только этот примитивный внешне «заяц» катался по Луне совсем недавно. Наши древние лунные роботы давно замерзли на естественном спутнике Земли и покрылись толстым слоем космической пыли. А новейший «Фобос-грунт» лежит на дне Тихого океана...
Пока еще можно порадоваться за боевую авиацию. Китайцы так и не смогли спроектировать собственный тяжелый бомбардировщик. И продолжают выпускать Ту-16. Хотя, конечно, их Эйч-6Эм лишь внешне напоминает туполевскую машину. По начинке и боевой насыщенности это уже китайский продукт. Тем не менее, сей бомбер принадлежит ушедшему веку, но никак не XXI.
Военно-транспортные машины - перепевы различных «Антоновых», в основном - Ан-12. Кстати, об Украине.
Товарищи из «незалежной» продали за копейки в Китай все, что можно было продать. От авианосца вкупе с палубным истребителем, до военно-промышленных технологий. Высосав все из Украины, китайцы потеряли к этой стране всякий интерес.
По инерции Киев прислал свою делегацию в Чжухай, павильон «Укроборонпрома» находился рядом с российской экспозицией. Среди многолюднейшего салона «Чайна эйршоу 2014» он отличался полным безлюдием. Его обходили стороной, не задерживаясь, там просто не на что было смотреть, да и ничего с этой страны уже и взять нельзя.
Российский Су-35 стал звездой салона в первый же день прилета. Этот уникальный по летным характеристикам и боевым возможностям истребитель собирал вокруг себя, наверное, десятки тысяч любопытствующих китайцев ежедневно. Сейчас идут достаточно сложные переговоры о продаже партии Су-35 Китаю. У будущего контракта есть горячие сторонники и ярые противники, как в нашей стране, так и в КНР.
Есть опасность клонирования. Но те, кто ведут переговоры по контракту, заверили, что в соглашении будут положения, исключающие технологическое воровство. А, по мнению президента Объединенной авиастроительной корпорации Михаила Погосяна, тупо скопировать Су-35 просто невозможно. Китайцы, скорее всего, это понимают. Поэтому на том же салоне в Чжухае все чаще говорили о будущих совместных проектах, а не просто о купле-продаже.
И действительно, нам надо стремиться развивать партнерские отношения, а не пытаться обмануть друг друга ради мелочной выгоды. Если два великих народа станут друзьями - наши страны горы свернут. Правда, для этого России надо вновь стать великой не только по территории. Тогда нас будут уважать, и стремиться стать нашими друзьями - по всему миру, а не только в Китае.
Специально для Столетия