Как горят рукописи

Александр Сергеевич Пушкин 
0
761
Время на чтение 8 минут

Всем известно утверждение из романа Булгакова о том, что рукописи не горят. Не пытаясь спорить с ним, автор приглашает задуматься об ответственности художника за своё творение и о том, что остаться собой, отказаться от неправды важнее, чем создать даже нечто прекрасное: будь то рукопись или что-то другое.

Те, кто жгли рукописи, знают, как это происходит. Сначала сквозь бумагу виден свет, мягкий и умиротворяющий, словно вечернее окно на окраине. Но почти сразу через край листа перегибаются язычки пламени, на бумаге чётко выделяются строчки. Какое-то мгновение есть только они - посреди огня, уже часть огня. Из них поднимаются сполохи, складываясь в удивительные фразы, которые секунду спустя растворяются - в угольках и дыме. Можно предположить, что рассыпавшиеся буквы ещё тлеют, пробегают искрами по золе, но нет, тронешь кочергой: только хрусткий пепел, серая тень.

Но начать следует с особняка, московского особняка в изморози, посреди сугробов, в котором сидит очень усталый, исхудавший человек. Некоторое время спустя почти так же, рядом с домом, будет сидеть его памятник, но сейчас сидит он сам - наклонив голову, с исписанными тетрадками в руках. Ему осталось совсем немного жить, он слышит, уже давно, как внутри хрипят и бьют старые часы. Он очень боится, что его похоронят заживо, но как же вместить в гроб не это исхудавшее тело, нет - его самого, ведь он стал огромным, словно таинственный витязь на Карпатах; как свернёшь его шинель, которая словно сумерки укрывает всё вокруг: в одном кармане - Петербург, а в другом - Рим, и звёзды блестят на ней латунными пуговицами. Он будто уже не здесь, в доме - бричка остановилась у белой хаты, лошадки жуют траву. Где-то позади колесо катится к Казани, а нос-беглец паломником пробирается сквозь леса, поля и времена: не его ли, мыс Святой Нос, огибает на корабле преподобный Варлаам Керетский? А сам человек уже идёт к Днепру, который раскинулся до горизонта: замёрзший Днепр с синими весенними проталинами, над которым несутся облака, разноцветные, подобно сорочинским ярмаркам. Но всё же нельзя спешить: тут ещё осталось дело - подтопить печь, остановить холод, который подбирается из ночных углов. Он долго собирается, шарит руками по тетрадкам, сминает пальцами листы, исписанные, с помарками и длинными хвостами букв; потом поджигает всё разом, огонь горит плохо, и он вырывает страницу за страницей - пока не разгорится пламя.

Сожжение второго тома «Мертвых душ» повторится ещё не раз. Многие авторы представят себя в гоголевском кресле, повторят движение руки, поджигающей рукопись. (Удивительно, что почти все авторы, которые писали о нём, словно бы отражаются в Гоголе: его зеркало действует и после смерти.) И сложно различить, Гоголь это или уже Набоков выпускает огненных бабочек, летающих между язычками пламени: «Последнее озарение, последняя вспышка художественной правды заставила писателя уничтожить конец „Мёртвых душ". <...> Оконченная книга предавала его гений; Чичиков, вместо того чтобы набожно угасать в деревянной часовне среди суровых елей на берегу легендарного озера, был возвращён своей природной стихии - синим огонькам домашнего пекла». Если уж рассматривать путешествие внутри «Мёртвых душ» как спуск по концентрическим кругам ада, то в конце просто должно быть пекло.

Даниил Андреев, описывая Гоголя, будто создаёт автопортрет: «Известна картина Репина: „Самосожжение Гоголя". <...> Когда <...> вглядываешься в эту картину, ощущаешь себя невольно втягиваемым в душевную пропасть сквозь последовательные психофизические слои. Сначала видишь больного, полупомешанного, может быть, даже и совсем помешанного, изнемогающего в борьбе с каким-то, пожалуй, галлюцинаторным видением. <...> Но вот этот слой спадает, как шелуха; внезапно различаешь искажённое предсмертным томлением лицо человеческого существа, принёсшего и приносящего в жертву кому-то всё своё драгоценнейшее, всё, чем жил: заветнейшие помыслы, любимейшие творения, сокровеннейшие мечты - весь смысл жизни. <...> Ужас передаётся зрителю, смешивается с жалостью, и кажется, что такого накала чувств не сможет выдержать сердце. И тогда делается видным третий слой - не знаю, впрочем, последний ли. Те же самые потухающие глаза, те же губы, сведённые то ли судорогой, то ли дикою, отчаянною улыбкой, начинают лучиться детскою, чистой, непоколебимой верой и той любовью, с какой припадает рыдающий ребёнок к коленям матери. „Я всё Тебе отдал, - прими меня, любимый Господи! Утешь, обойми!" - говорят очи умирающего». (Александр Воронский пишет о том, как Гоголь ездил к Преображенской больнице для умалишённых: долго ходил-бродил рядом с ней по снегу, как птица с подбитым крылом. Он так и не зашёл в больницу; в отличие от несчастных Мопассана и Ницше, у него хватило сил самому пройти оставшийся коротенький путь.)

Константин Мочульский говорит об искушении и борении Гоголя, повторяет его молитву: «Гоголь совершил сожжение в состоянии умоисступления; очнувшись, он раскаивался в нём и плакал. Таково объяснение в плане психологическом; но возможно и другое объяснение, в плане мистическом. <...> В трагическую ночь на 12 февраля в душе Гоголя свершилась последняя борьба с дьяволом. Дьявол „раздул до чудовищной преувеличенности", до „страшных призраков" его сомнения в пользе своего литературного наследия. Он подсунул ему тетрадки, перевязанные тесёмкой, он заставил его бросить их в огонь. „Вообразите, как силён злой дух!" - сказал Гоголь А. П. Толстому. А в предсмертной молитве написал: „Прости, Господи. Свяжи вновь сатану таинственною силою неисповедимого Креста"».

...Сложно сказать, насколько удачной в художественном плане была бы вторая часть «Мёртвых душ». Есть мнения, что - ещё в черновиках - она не уступала первой. Но нужно ли было это исстрадавшемуся человеку, который писал своему другу, поэту Языкову: «Всё ведёт к тому, чтобы мы крепче, чем когда-либо прежде, ухватясь за крест, плыли поперёк скорбей». Нужна ли была тщательно выписанная утопия поэту-пророку, который ощущал, как ледяной ветерок гуляет по углам-щелям вроде бы крепкого мира; знал, как умирает в 1918 году выстуженный хлестаковским ветерком Розанов и перед смертью признаёт гоголевскую горькую правоту. Нужно ли было рассуждать о рачительных помещиках, когда некий вездесущий Собакевич уже проник в экономическую целесообразность и политическую экономию, и они уподобляются ему: в чванности, плоскости и тотальности. Когда ноздрёвские самодурство и похвальба развяжут войну - не одну войну: «Всё, что ни видишь по эту сторону, всё это моё, и даже по ту сторону, весь этот лес, который вон синеет, и всё, что за лесом, всё это моё». Когда он - Гоголь - слышал, как многократно умноженные маниловы наполняют пространство шумом, гулом и бессмыслицей, а повзрослевшие фемистоклюсы и алкиды дополняют меру своих отцов. И вот, вместо птицы-тройки, на адамовой бричке, позаимствованной у тётушки Шпоньки, в город вползает Коробочка, для которой что капуста, что души - всё товар. Как писал Леон Блуа: «Они проходят бесконечной чередой по лужайке, которая упирается в небо. И вдруг оказывается, что птицы падают с облаков, цветы вянут, всё, что встречается на их пути, гибнет, словом, они оставляют за собой смрад и тлен».

Положим, что не все так мрачно, и толика похожести на Собакевича идёт на пользу крепости мебели, болтовня в духе Манилова позволяет заполнить паузы в застольной беседе. Что хозяйственность Коробочки просто необходима при закатывании банок с вареньем и грибами. Для того, чтобы это оставалось мирным и неопасным, нужна малость: здравый смысл и совесть, которые мешают признать синеющий лес - своим, людей и их души - товаром, а хлёсткую фразу - лозунгом, который перевернёт мир. Ещё требуются простота и открытость, даже уязвимость, о которой писал митрополит Антоний Сурожский: «Стремясь пройти по жизни целыми и невредимыми, мы укрываемся в башне из слоновой кости, закрываем ум, подавляем воображение, сердцем делаемся жёсткими, как можно более бесчувственными, потому что больше всего нас страшит, как бы нам не причинили боль, не ранили нас. В результате мы становимся подобными хрупким и легко ранимым морским существам, которые создают вокруг себя твёрдое покрытие. Оно обеспечивает их безопасность, но держит их словно в тюрьме, в жёстком коралловом панцире, который постепенно удушает их. Защищённость и смерть взаимосвязаны. Только риск и незащищённость совместимы с жизнью». И когда Николай Гоголь незадолго до смерти написал: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом», - он закончил свою поэму. Отбросил уже ненужный буланый (бумажный) меч и встал у Креста.

Но была еще одна рукопись, даже книга, которая не сгорела, воспротивилась автору. Во время её создания он пишет в дневнике: «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. Этот шум слышал Гоголь (чтобы заглушить его - призывы к семейному порядку и православию)... Сегодня я - гений». Этот автор - Александр Блок, поэма - «Двенадцать». Спустя три года, на смертном одре он снова вспомнит Гоголя, точнее, опыт Гоголя: «Блок бредил об одном и том же: все ли экземпляры „Двенадцати" уничтожены? Не остался ли где-нибудь хоть один? - „Люба, хорошенько поищи, и сожги, все сожги". Любовь Дмитриевна, жена Блока, терпеливо повторяла, что все уничтожены, ни одного не осталось. Блок ненадолго успокаивался, потом опять начинал: заставлял жену клясться, что она его не обманывает, вспомнив об экземпляре, посланном Брюсову, требовал везти себя в Москву... - „Я заставлю его отдать, я убью его..."» (Георгий Иванов).

Сложно сказать, умалило бы отсутствие «Двенадцати» в числе завершённых произведений самого Блока. Видимо, нет. В любом случае - это сильное произведение мастера. Однако можно представить, что Блок всё же сжёг рукопись поэмы или даже весь тираж книги: собрал и спалил всё, а те, кто её прочёл, чудесным образом об этом позабыли. Идеи и качество «Двенадцати» стали темой исследований, но единственным реальным свидетельством были бы два обгорелых листа бумаги, которые Любовь Дмитриевна тайком вытащила из остывшей печки. Большой, с текстом: «Чёрный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер на всём Божьем свете!». И поменьше, с одним словом, как в предсмертной записке Гоголя: «...Христос». Возможно, так и хотел написать Блок - в соавторстве с огнём.

...Заключительная строфа последнего стихотворения Блока «Пушкинскому дому» звучит так: «Вот зачем, в часы заката, уходя в ночную тьму с белой площади Сената тихо кланяюсь ему». И, может быть, эта тьма - вовсе и не тьма, а синие предрассветные сумерки, мягкие сумерки той самой шинели Гоголя, в одном кармане которой - Петербург, а в другом - Рим, и латунные пуговицы светятся, словно звёзды. Не только Достоевский, все мы вышли из этой гоголевской шинели. И возвращаемся в неё.

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/kak_gorjat_rukopisi.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Максим Шмырев
Все статьи Максим Шмырев
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти поэта К.Н. Батюшкова
Также сегодня мы вспоминаем командира крейсера «Варяг» В.Ф.Руднева, дипломата Я.И.Булгакова, архитектора В.Г.Сретенского, математика А.А.Маркова, ректора МГУ А.А.Мануйлова, историка Н.Д.Шаховскую-Шик, поэта М.В.Исаковского и генерала армии Д.Д.Лелюшенко
20.07.2025
Мы горды, что являемся Вашими современниками
Приношение народному артисту Василию Ливанову в честь его 90-летия
18.07.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Принятие Божией воли о нашей истории
Новый комментарий от С. Югов
15.08.2025 23:58
Впечатления от просмотра фильма «Вызов»
Новый комментарий от Туляк
15.08.2025 22:42
Не «красный» и не «белый» – я русский!
Новый комментарий от Русский танкист
15.08.2025 20:43
«О! Сколько нам событий чудных готовит Просвещенья дух...»
Новый комментарий от Александр Волков
15.08.2025 19:56
Поможем молитвенно нашему Президенту!
Новый комментарий от Игорь Ал
15.08.2025 18:01
Испытание духа и воли
Новый комментарий от Человек
15.08.2025 17:29