Виталий Аверьянов:
Ушел в 52 года от роду АЛЕКСАНДР ЕЛИСЕЕВ, выдающийся историк, постоянный автор газеты «Завтра», активно ведший на сайте zavtra.ru свой интереснейший блог. С юности он деятельно проявил себя как гражданин и патриот, был среди защитников Белого дома в 1993 году, организовал газету «Правое сопротивление», редактировал и вел патриотические сайты. При этом он изначально обладал вкусом и чувством правды «красно-белого» синтеза, очень многое сделал для этого синтеза. Правое для него означало не столько «бело-монархическое», сколько связанное с Высшей Правдой.
Елисеев стал ведущим экспертом Изборского клуба, соавтором большинства его коллективных докладов, но также и создателем имеющих свой неповторимый облик авторских работ.
За свою небольшую творческую жизнь он многое успел, выпустил глубокие, своеобразные книги: «Преданный социализм», «Социализм с русским лицом», «Как обуздать олигархов», «Скифия против Запада», целый ряд книг о Сталине и сталинском государстве, и многих других.
Утонченное, профессиональное знание истории у него сочеталось с пронзительной одухотворенностью, любовью к России, к ее исконной традиции, со своего рода художественностью. Взгляд его всегда устремлялся в будущее, историю он мыслил как фундамент и источник для развития.
Саша очень переживал за свой народ и за свое государство, за все общественные, политические события, принимал их близко к сердцу, откликался на них.
Еще совсем недавно, несколько недель назад, он написал большой цикл очерков для нового проекта Изборского клуба. Остался мыслителем и творцом до конца.
Покойся с миром, дорогой друг! Мы будем тебя помнить всегда преданным и надежным бойцом на поле духовной брани.
Напишу немного о Сане Елисееве. Это не некролог – просто несколько слов, отправленные вдаль, вслед, куда ничего не доходит, кроме нас самих и, похоже, весы уже почти уравнены, нас, людей нашего поколения, Там уже не меньше, чем тут.
Вспоминается летний солнечный день, мы стоим, курим на Рождественском бульваре, неподалеку от нашего тогдашнего офиса – некоторое время мы совместно выпускали газету о недвижимости. Настроение беззаботное, мы то ли только что сдали номер, то ли находимся в начальной стадии. О чём-то болтаем – вероятно, как часто бывает у нас, обсуждаем нечто в духе «русского космизма» – что и как должно быть «по-настоящему» и когда, как, каким образом этот неясный, но столь необычный, чудесный национальный миф прорастет сквозь реальность – вот хотя бы прямо тут, на Рождественском бульваре, где вечером водят циркового верблюда, и его горбы видны в низком окне нашего офиса на первом этаже, а вниз по улице и налево – ещё советская пирожковая, а вверх – Сретенский монастырь. Мы молоды, Саня тяжеловат, мощен, усат, русые волосы зачесаны вбок, ходит чуть вразвалочку, ему очень подходят имя и фамилия – я редко встречал таких очевидных «Сань», а фамилия тем паче – славянский, почти сказочный герой, королевич Елисей, Еруслан Лазаревич...
Мы сдружились во второй половине девяностых, то есть были знакомы и ранее, но стали друзьями году в 95-м. Поначалу мы принадлежали к отчасти союзным небольшим национал-патриотическим партиям, отчасти и конкурирующим – в области стиля, мысли, будетлянства. С Саней мы сблизились, почувствовав, что оба испытываем интерес не только к политике и не столько даже к ней, сколько к тому, что находится за её фасадом, в глубине, а, может быть, даже к тому, для чего политика есть только отправная точка. Нас интересовал миф, сказка, поэзия, традиция, футуризм, стиль. В этом мы были единомышленниками с Викой Ванюшкиной, Димой Жуковым, Сергеем Антоненко... С ними, а часто и втроем встречались у Вики, а еще чаще – в «Чайной русского народа» (так её называли) – недорогой столовой на последнем этаже ГУМа. Пили дешевый «Московский» коньяк, смотрели через Красную площадь на Кремль, погружаясь в очередные обсуждения мифов и разного рода проектов; были мы, сказка и Кремль – всегда чудесный, торжественный, подлинный. Скитались по улицам, бывали у Белого дома – оба защищали его в 93-м, Сане оттуда было совсем рядом до дома... Он писал статьи, программные тексты, передовицы, стихи – во всём чувствовались его талант, глубина, сердечное горение – даже в проходных вещах.
Саня взялся за дело надолго и всерьёз – за национальное дело. Верю и надеюсь, что будет памятен он, Александр Елисеев, как будут памятны Александр Непомнящий, Виктория Ванюшкина, Константин Крылов, другие – странники, скитальцы, даже и юродивые с точки зрения мира сего, чьё сердечное горение, чья правда были подлинны, были (есть) – для Родины.
Газета в начале 2000-х стала нашим последним совместным проектом. Потом были встречи, небольшие общие дела, хотели сделать на сайте «Завтра» мемуарный проект (помянник) о 90-х. Увы, не сложилось. Все (особенно после смерти Вики Ванюшкиной) пошли своими, редко пересекающимися путями.
Я вспоминаю Саню на Рождественском бульваре, где вниз – пирожковая, а вверх – монастырь, вспоминаю у Белого дома, горят костры, отсветы на лицах, вспоминаю «Чайную русского народа», вечер, уже поздно, скоро закрытие, а напротив – Кремль, удивительный, чудесный, настоящий – будто ключ к чаемому миру.
Ты уже видишь его, Саня.