Карпатская Русь - изначальная Русь

Сокращенный текст выступления на международной конференции "Москва - Третий Рим" (Саров, декабрь 2006)

Генассамблея ООН по Украине  Новости Москвы  Русинский вопрос 
0
259
Время на чтение 6 минут
Известно, что первые русы-христиане в Киевской Руси появились во времена правления князя Игоря, о чем свидетельствует текст договора Руси с греками: христианской тогда была часть пришлой варяжской княжеской дружины. Причем летописец подчеркивает: "Было много христиан среди (пришлых) варягов". Но откуда они пришли, летописец не говорит прямо. Более того, у пришлых русов-христиан была и своя сфера влияния - соборная церковь в Киеве - церковь св. Ильи. Если это была соборная церковь, то вокруг неё были и рядовые храмы русо-русинов-христиан.

Так как и откуда появились первые русы-христиане в Киеве? Почему этот вопрос и летописец обходит, и то же делают историки-норманисты? Несомненно, это были те самые русы-русины, которые, начиная с 40-х годов X века, особенно после 863 года, переселялись по разным причинам в Приднепровье из Моравии и Карпатской Руси, территории входившей тогда ещё в состав Болгарского Царства (1). Только они могли быть на тот момент уже крещёными от свв. Кирилла и Мефодия и, перебравшись в Киев, создать влиятельную христианскую общину в Киеве. Именно к середине X в. относятся погребения по христианскому обряду, часто практиковавшиеся в Киеве. Подобное есть только в христианских погребениях Моравии и Карпатской Руси. Никаких связей с новгородскими словенами в то время не было, ибо христианство придёт в Новгород после 988 года и то "с огнём и мечём Путяты" (2).

На будущую Русь, согласно летописи преподобного Нестора, приглашают править государством менеджера Рюрика. Однако менеджер приезжает с "латышскими стрелками" и фактически захватывает власть. Его потомок злодейски убивает киевских князей Аскольда и Дира, и это летописец особо не осуждает.

Ясно и то, что менеджер Рюрик не принёс в Новгород и Киев этноним "Русь", тем более не принёс он с собой ни письменность, ни источник новой духовной культуры - Крещение Руси. Род Рюриковичей вроде бы силой меча объединяет Русь, но это только на время и только внешне. Очень скоро слабо объединённая страна легко распадётся на противоборствующие княжества. Шла братоубийственная война потомков приглашённого менеджера. Нет веских доказательств о сильном древнерусском государстве до принятия Русью христианства. Это была скорее старорусская земля, готовившаяся принять семена Православия и возродить к жизни уникальный духовный род русский. И в этом самом начале, определяющем будущие судьбы русских, русы-русины из Карпатской Руси сыграли свою важную роль.

В 959 г. княгиня Ольга, познакомившись с христианством в Киеве от пришлых русов-христиан, побывала в Византии и там крестилась в христианскую веру, частью по политическим соображениям, получивши в крещении имя Елены. Однако сын Ольги, князь Святослав, не захотел принимать христианской веры и до конца жизни оставался язычником. Язычником в первые годы правления был и киевский князь Владимир.

Влияние русов-русинов возросло в Киеве необычайно в период Крещения Киевской Руси. Ведь греки, крестившие киевлян, не могли знать славяно-русский (древне-русинский) язык. Тут свою лепту внесли и местные русы-русины, и приглашённые из Болгарии официально священники и миссионеры угрины-русины со славянскими богослужебными книгами. В то время в Моравии и Карпатской Руси уже звучала проповедь Кирилла и Мефодия, люди принимали христианство и имели письменность.

Ещё в первые годы после принятия христианства в Киевской Руси, особенно в Десятинной церкви, поддерживался пришлыми русами-христианами особый культ святого Климента, мощи которого святые братья Кирилл и Мефодий принесли в Рим в дар папе римскому (3). Особое почитание святого Климента Римского в раннем "русьском" христианстве свидетельствует о том, что в конце X - начале XI вв. в Киевской Руси ведущей была карпато-русская кирилло-мефодиевская традиция, которая поддерживалась соборным храмом пророка Илии. И киевляне через это могли иметь добрую память о Карпатской Руси и о трудах руссов-русинов в деле Крещения Руси.

Не случайно, та часть святых мощей святого Климента и его ученика Фивы, которую вывез из Корсуни в Киев князь Владимир, бережно хранилась в Десятинной церкви в особом приделе в честь святого Климента (4). Вероятно, в этом храме хранилось правдивое предание о крещении Киева и о священниках-угринах из Карпатской Руси, подданных Болгарского Царства. Обратим внимание и на то, что мозаичное изображение святого Климента Римского присутствует даже в киевском Софийском соборе. В XI в. Климент Римский почитался как главный "заступник" всей "Русьской земли" и "русьского народа" (5). И даже в XII в. к святому Клименту обращались ещё в тех случаях, когда необходимо было подчеркнуть независимость Русской Церкви от Константинополя. В 1147 г. "честной главой" мощей святого Климента предлагалось венчать в киевские митрополиты Климента Смолятича без утверждения на то в Константинополе.

Началось постепенное оттеснение культа Климента Римского на Руси с 80-х гг. XI в. В этом было заинтересовано новое греческое руководство Русской Церкви, стремившееся вытеснить карпатское кирилло-мефодиевское наследие и утвердить на Руси иную - византийскую традицию. Карпатская Русь переставала быть прежним мостом с Византией, да и сама она постепенно стала подпадать под влияние мадьяров. Культ Климента заменяется культом Николая Мир Ликийского Чудотворца, который особенно поддерживался митрополитами-греками. В сказании "Чудо о некоем детищи утопшем" показывалось, что теперь не св. Климент, а уже святитель Николай проявил себя защитником и спасителем "русьских людей", а значит взял под свое чудесное покровительство и саму Русь. И так же Софийский собор в значении главного храма Киевской Руси стал постепенно заменять в том же значении Десятинную церковь, напоминавшую о Карпатской Руси.

Позже, после XIV века, Московская Русь тем более не хотела вспоминать о Карпатской Руси, ибо мадьяры на то время уже приняли католичество, а юго-западная Русь отходила под влияние Польши. А как могла Москва допустить даже мысль, что имеет своё духовное начало из каких-то угорских (мадьярских) земель, если и сама часто бывала оккупирована? Выход был найден позже в норманнской теории: начало Руси было объявлено не через Карпатскую Русь, а через Север - из Новгорода!

Речь Посполита, цепко державшая в своих объятиях половину Малороссии и Галичину, также формировала историю Киевской Руси под себя. А потому не могло быть речи, чтобы поляки допустили начало Руси с Московского Севера. В Малороссии считалось, что слово "Русь" произошло от киевской речки Рось. Киевская Русь, внушалось людям поляками, началась в лоно Великой Польши - Речи Посполитой, а не из презренных угорских-мадьярских гор или из ненавистной Северной Московии.

Так Великая Русь (Киевская и Московская) постепенно стали забывать, а потом и вовсе забыли о Карпатской Руси как о духовно-национальном мосте, через который пришли на в Киев и Москву христианство и славянская письменность. Но самое главное, Московская Русь потеряла Карпатскую Русь как духовно-историческое звено, связующее её с Византией, от которой она приняла преемство (Второй Рим - Третий Рим).

Сама же Карпатская Русь, в отличие от Великой Руси, превращённой в ХХ веке в Советский Союз, помнит до сего дня о своих русьских-русинских корнях.

Ослеплённая большевиками российская историческая наука также похоронила русинов как свидетелей связующего звена Москвы с Византией в центре Европы. Такая уж судьба у свидетелей - жить в опасности быть похороненными врагами-норманистами.

То же ослепление постигло и украинскую историческую науку, сотканную из примитивных мифов и политических новоимперских домыслов, где придуман миф о "Великой Украине" (от Татр до Кавказа и от Новгорода до Крыма), а этноним "русин" объявлен с одной стороны только бывшим украинским, а с другой - почти запрещён к упоминанию(6). Вот откуда у русинов Закарпатья сегодня такие же проблемы с украинскими националистами, какие были с мадьярами, чехами, российскими историками-норманистами, советскими большевиками.

Весь мир уже восстает против нарушения прав русинов в Украине. Пробуждается и Россия. В августе 2006 года ООН настойчиво порекомендовала Украине признать права и свободы подкарпатских русинов Закарпатья. Этого же требуют и условия вступления Украины в ВТО.

Русины во всех случаях добьются своего признания, добьются реализации своих конституционных прав и свобод. Мы, русины, и после признания и регистрации нашей русинской национальности (как коренного народа в Закарпатье) останемся такими же этно- и веротерпимыми, какими были на протяжении последних 1100 лет. Такими знают нас Россия, Европа и Америка. Такими знает нас и лучшая часть граждан Украины.

Уж если придерживаться фактов истории и помнить, что русины имели государственность с 1918-го по 1946 год, то есть раньше независимой Украины на 50 лет, то известное приветствие должно бы звучать так: Слава Руси-Украине и Матери её Карпатской Руси! А Москве - быть Третьим Римом, если только она восстановит свою национальную память и попытается найти утерянное духовно-историческое звено - Карпатскую Русь и живых свидетелей древней, неразделённой русскости русинов Закарпатья!



(1) Русины уверены (Юрий Венелин-Гуцу), что именно часть их предков, белых хорватов-русов ославянили древних болгар, принявши их этноним. Северная часть Болгарского Царства, имевшая соляной путь из Марамороша на Болгарию, чудесно осталась мало изменённой с древних времен, сохранив и до сего дня в русинском богослужении болгарские напевы.

(2) Часть руссов-хорватов из-под Карпат могли перейти на север и поселиться в Прибалтике и у озера Ильмень, принеся позже уже знакомый и принятый этноним "Русь" в Новгород и Киев.

(3) Культ почитаемого в народе святого - это важное свидетельство принадлежности к той или иной духовно-национальной традиции в христианстве. Через него жила в народе память "откуду пошла русская земля" (т.е. откуда получила свой первый духовно-национальный толчок).

(4) Показательно, что побывавший в Киеве около 1017 г. представитель "католического запада" Титмар Мерзебургский называл Десятинную церковь "храмом (их?) Климента".

(5) Об этом сообщает "Слово на обновление Десятинной церкви".

(6) К кому всё-таки причислять псковских, новгородских и подкарпатских русинов, у украинских националистов нет сомнения: всех русинов, русичей, русинов объявить "щирими українцями".


http://odnarodyna.ru/articles/4/140.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Димитрий Сидор
Подкарпатская Русь - плод государственно-образующей русинской нации
Доклад на <a href="http://www.rusk.ru/st.php?idar=183553">конференции "Прикарпатская Русь и Русская цивилизация"</a>
03.07.2009
Протоиерей Димитрий Сидор: "На конференции царил общий дух - дух понимания"
Глава Сойма подкарпатских русинов поделился своими впечатлениями о конференции <a href="http://www.rusk.ru/st.php?idar=183553">"Прикарпатская Русь и Русская цивилизация"</a>
26.06.2009
Все статьи Протоиерей Димитрий Сидор
Генассамблея ООН по Украине
О Пашиняне и Алиеве, Путине и Пезешкияне,
Эрдогане, Макроне и тюркском мире
30.09.2024
Постпред России на заседании СовБеза
ООН об использовании западного оружия для ударов по России
14.06.2024
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Русинский вопрос
Воскрешение Подкарпатской Руси
Доклад на Круглом столе Института стран СНГ по карпаторусскому вопросу
17.07.2025
Будущее Подкарпатской Руси с Россией
В Институте стран СНГ обсудили судьбу русинов
03.07.2025
Кто такие подкарпатские русины, карпатороссы?
Выступление на Круглом Столе в Институте стран СНГ в честь 80-летия воссоединения Подкарпатской Руси с Россией (на тот момент СССР)
03.07.2025
«Нам нужна реконкиста Русского Мира»
Общерусская идея – это преодоление архаизма мелких восточнославянских национализмов, которые возникли как наследие польско-австрийской оккупации
24.04.2025
С любовью о русинах
Выступление на Круглом столе в журнале «Международная жизнь»
14.03.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Проект «Мумия» потерпел фиаско
Новый комментарий от учитель
21.07.2025 15:46
Мумия возвращается
Новый комментарий от Дмитрий Ефремов
21.07.2025 15:29
Коммунизм и революция – вовсе не слова-синонимы
Новый комментарий от С. Югов
21.07.2025 15:27
Диверсии против Русской истории
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.07.2025 14:03
Брак под ударом из засады
Новый комментарий от Константин В.
21.07.2025 14:01