Карпатская Русь - изначальная Русь

Сокращенный текст выступления на международной конференции "Москва - Третий Рим" (Саров, декабрь 2006)

Генассамблея ООН по Украине  Новости Москвы  Русинский вопрос 
0
246
Время на чтение 6 минут
Известно, что первые русы-христиане в Киевской Руси появились во времена правления князя Игоря, о чем свидетельствует текст договора Руси с греками: христианской тогда была часть пришлой варяжской княжеской дружины. Причем летописец подчеркивает: "Было много христиан среди (пришлых) варягов". Но откуда они пришли, летописец не говорит прямо. Более того, у пришлых русов-христиан была и своя сфера влияния - соборная церковь в Киеве - церковь св. Ильи. Если это была соборная церковь, то вокруг неё были и рядовые храмы русо-русинов-христиан.

Так как и откуда появились первые русы-христиане в Киеве? Почему этот вопрос и летописец обходит, и то же делают историки-норманисты? Несомненно, это были те самые русы-русины, которые, начиная с 40-х годов X века, особенно после 863 года, переселялись по разным причинам в Приднепровье из Моравии и Карпатской Руси, территории входившей тогда ещё в состав Болгарского Царства (1). Только они могли быть на тот момент уже крещёными от свв. Кирилла и Мефодия и, перебравшись в Киев, создать влиятельную христианскую общину в Киеве. Именно к середине X в. относятся погребения по христианскому обряду, часто практиковавшиеся в Киеве. Подобное есть только в христианских погребениях Моравии и Карпатской Руси. Никаких связей с новгородскими словенами в то время не было, ибо христианство придёт в Новгород после 988 года и то "с огнём и мечём Путяты" (2).

На будущую Русь, согласно летописи преподобного Нестора, приглашают править государством менеджера Рюрика. Однако менеджер приезжает с "латышскими стрелками" и фактически захватывает власть. Его потомок злодейски убивает киевских князей Аскольда и Дира, и это летописец особо не осуждает.

Ясно и то, что менеджер Рюрик не принёс в Новгород и Киев этноним "Русь", тем более не принёс он с собой ни письменность, ни источник новой духовной культуры - Крещение Руси. Род Рюриковичей вроде бы силой меча объединяет Русь, но это только на время и только внешне. Очень скоро слабо объединённая страна легко распадётся на противоборствующие княжества. Шла братоубийственная война потомков приглашённого менеджера. Нет веских доказательств о сильном древнерусском государстве до принятия Русью христианства. Это была скорее старорусская земля, готовившаяся принять семена Православия и возродить к жизни уникальный духовный род русский. И в этом самом начале, определяющем будущие судьбы русских, русы-русины из Карпатской Руси сыграли свою важную роль.

В 959 г. княгиня Ольга, познакомившись с христианством в Киеве от пришлых русов-христиан, побывала в Византии и там крестилась в христианскую веру, частью по политическим соображениям, получивши в крещении имя Елены. Однако сын Ольги, князь Святослав, не захотел принимать христианской веры и до конца жизни оставался язычником. Язычником в первые годы правления был и киевский князь Владимир.

Влияние русов-русинов возросло в Киеве необычайно в период Крещения Киевской Руси. Ведь греки, крестившие киевлян, не могли знать славяно-русский (древне-русинский) язык. Тут свою лепту внесли и местные русы-русины, и приглашённые из Болгарии официально священники и миссионеры угрины-русины со славянскими богослужебными книгами. В то время в Моравии и Карпатской Руси уже звучала проповедь Кирилла и Мефодия, люди принимали христианство и имели письменность.

Ещё в первые годы после принятия христианства в Киевской Руси, особенно в Десятинной церкви, поддерживался пришлыми русами-христианами особый культ святого Климента, мощи которого святые братья Кирилл и Мефодий принесли в Рим в дар папе римскому (3). Особое почитание святого Климента Римского в раннем "русьском" христианстве свидетельствует о том, что в конце X - начале XI вв. в Киевской Руси ведущей была карпато-русская кирилло-мефодиевская традиция, которая поддерживалась соборным храмом пророка Илии. И киевляне через это могли иметь добрую память о Карпатской Руси и о трудах руссов-русинов в деле Крещения Руси.

Не случайно, та часть святых мощей святого Климента и его ученика Фивы, которую вывез из Корсуни в Киев князь Владимир, бережно хранилась в Десятинной церкви в особом приделе в честь святого Климента (4). Вероятно, в этом храме хранилось правдивое предание о крещении Киева и о священниках-угринах из Карпатской Руси, подданных Болгарского Царства. Обратим внимание и на то, что мозаичное изображение святого Климента Римского присутствует даже в киевском Софийском соборе. В XI в. Климент Римский почитался как главный "заступник" всей "Русьской земли" и "русьского народа" (5). И даже в XII в. к святому Клименту обращались ещё в тех случаях, когда необходимо было подчеркнуть независимость Русской Церкви от Константинополя. В 1147 г. "честной главой" мощей святого Климента предлагалось венчать в киевские митрополиты Климента Смолятича без утверждения на то в Константинополе.

Началось постепенное оттеснение культа Климента Римского на Руси с 80-х гг. XI в. В этом было заинтересовано новое греческое руководство Русской Церкви, стремившееся вытеснить карпатское кирилло-мефодиевское наследие и утвердить на Руси иную - византийскую традицию. Карпатская Русь переставала быть прежним мостом с Византией, да и сама она постепенно стала подпадать под влияние мадьяров. Культ Климента заменяется культом Николая Мир Ликийского Чудотворца, который особенно поддерживался митрополитами-греками. В сказании "Чудо о некоем детищи утопшем" показывалось, что теперь не св. Климент, а уже святитель Николай проявил себя защитником и спасителем "русьских людей", а значит взял под свое чудесное покровительство и саму Русь. И так же Софийский собор в значении главного храма Киевской Руси стал постепенно заменять в том же значении Десятинную церковь, напоминавшую о Карпатской Руси.

Позже, после XIV века, Московская Русь тем более не хотела вспоминать о Карпатской Руси, ибо мадьяры на то время уже приняли католичество, а юго-западная Русь отходила под влияние Польши. А как могла Москва допустить даже мысль, что имеет своё духовное начало из каких-то угорских (мадьярских) земель, если и сама часто бывала оккупирована? Выход был найден позже в норманнской теории: начало Руси было объявлено не через Карпатскую Русь, а через Север - из Новгорода!

Речь Посполита, цепко державшая в своих объятиях половину Малороссии и Галичину, также формировала историю Киевской Руси под себя. А потому не могло быть речи, чтобы поляки допустили начало Руси с Московского Севера. В Малороссии считалось, что слово "Русь" произошло от киевской речки Рось. Киевская Русь, внушалось людям поляками, началась в лоно Великой Польши - Речи Посполитой, а не из презренных угорских-мадьярских гор или из ненавистной Северной Московии.

Так Великая Русь (Киевская и Московская) постепенно стали забывать, а потом и вовсе забыли о Карпатской Руси как о духовно-национальном мосте, через который пришли на в Киев и Москву христианство и славянская письменность. Но самое главное, Московская Русь потеряла Карпатскую Русь как духовно-историческое звено, связующее её с Византией, от которой она приняла преемство (Второй Рим - Третий Рим).

Сама же Карпатская Русь, в отличие от Великой Руси, превращённой в ХХ веке в Советский Союз, помнит до сего дня о своих русьских-русинских корнях.

Ослеплённая большевиками российская историческая наука также похоронила русинов как свидетелей связующего звена Москвы с Византией в центре Европы. Такая уж судьба у свидетелей - жить в опасности быть похороненными врагами-норманистами.

То же ослепление постигло и украинскую историческую науку, сотканную из примитивных мифов и политических новоимперских домыслов, где придуман миф о "Великой Украине" (от Татр до Кавказа и от Новгорода до Крыма), а этноним "русин" объявлен с одной стороны только бывшим украинским, а с другой - почти запрещён к упоминанию(6). Вот откуда у русинов Закарпатья сегодня такие же проблемы с украинскими националистами, какие были с мадьярами, чехами, российскими историками-норманистами, советскими большевиками.

Весь мир уже восстает против нарушения прав русинов в Украине. Пробуждается и Россия. В августе 2006 года ООН настойчиво порекомендовала Украине признать права и свободы подкарпатских русинов Закарпатья. Этого же требуют и условия вступления Украины в ВТО.

Русины во всех случаях добьются своего признания, добьются реализации своих конституционных прав и свобод. Мы, русины, и после признания и регистрации нашей русинской национальности (как коренного народа в Закарпатье) останемся такими же этно- и веротерпимыми, какими были на протяжении последних 1100 лет. Такими знают нас Россия, Европа и Америка. Такими знает нас и лучшая часть граждан Украины.

Уж если придерживаться фактов истории и помнить, что русины имели государственность с 1918-го по 1946 год, то есть раньше независимой Украины на 50 лет, то известное приветствие должно бы звучать так: Слава Руси-Украине и Матери её Карпатской Руси! А Москве - быть Третьим Римом, если только она восстановит свою национальную память и попытается найти утерянное духовно-историческое звено - Карпатскую Русь и живых свидетелей древней, неразделённой русскости русинов Закарпатья!



(1) Русины уверены (Юрий Венелин-Гуцу), что именно часть их предков, белых хорватов-русов ославянили древних болгар, принявши их этноним. Северная часть Болгарского Царства, имевшая соляной путь из Марамороша на Болгарию, чудесно осталась мало изменённой с древних времен, сохранив и до сего дня в русинском богослужении болгарские напевы.

(2) Часть руссов-хорватов из-под Карпат могли перейти на север и поселиться в Прибалтике и у озера Ильмень, принеся позже уже знакомый и принятый этноним "Русь" в Новгород и Киев.

(3) Культ почитаемого в народе святого - это важное свидетельство принадлежности к той или иной духовно-национальной традиции в христианстве. Через него жила в народе память "откуду пошла русская земля" (т.е. откуда получила свой первый духовно-национальный толчок).

(4) Показательно, что побывавший в Киеве около 1017 г. представитель "католического запада" Титмар Мерзебургский называл Десятинную церковь "храмом (их?) Климента".

(5) Об этом сообщает "Слово на обновление Десятинной церкви".

(6) К кому всё-таки причислять псковских, новгородских и подкарпатских русинов, у украинских националистов нет сомнения: всех русинов, русичей, русинов объявить "щирими українцями".


http://odnarodyna.ru/articles/4/140.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Димитрий Сидор
Подкарпатская Русь - плод государственно-образующей русинской нации
Доклад на <a href="http://www.rusk.ru/st.php?idar=183553">конференции "Прикарпатская Русь и Русская цивилизация"</a>
03.07.2009
Протоиерей Димитрий Сидор: "На конференции царил общий дух - дух понимания"
Глава Сойма подкарпатских русинов поделился своими впечатлениями о конференции <a href="http://www.rusk.ru/st.php?idar=183553">"Прикарпатская Русь и Русская цивилизация"</a>
26.06.2009
Все статьи Протоиерей Димитрий Сидор
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Русинский вопрос
«Первую украинскую газету в Ужгороде напечатали чехи…»
Технологии украинизации Подкарпатской Руси правительством Чехословакии в 1920-1930-е и реакция карпато-русской общественности. Ч.2.
24.04.2024
Укрорейх перешел к жёсткой политике уничтожения Православия в преддверие срока окончания полномочий Зеленского
Выступление на Круглом Столе движения «Русская весна» 13 марта 2024 го года
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 18:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
26.04.2024 18:06
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 17:17
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:38