«Архиерей-немец»

О том как «борьба с немецким засильем» приобретала антицерковный и антигосударственный характер

«Могильщики Русского царства»  100 лет с начала Первой мировой войны 
0
864
Время на чтение 5 минут

Газета *Вечернее время*

«Борьба с немецким засильем», развернувшаяся в годы Первой мировой войны, приобретала порой самые причудливые и уродливые формы. Начавшись с кампании против немецких подданных и лиц с двойным подданством, она быстро вышла за эти рамки, превратившись в травлю «немцев» как таковых. Раздуваемая прессой антигерманская истерия привела к тому, что простой народ стал воспринимать лозунги борьбы с «немецким засильем» как призыв к борьбе с русскими немцами. Особенно усердствовали в этом газеты братьев Сувориных «Новое время» и «Вечернее время», из номера в номер писавшие о происках немцев и «немецком засилье» чуть ли не во всех сферах русской жизни.

«Эта травля была в высокой степени неумна, несправедлива, неблагородна и даже бесчестна», - сетовал видный правый деятель, носитель немецкой фамилии полковник Ф.В.Винберг. А одна из офицерских жен, чей супруг, Георгиевский кавалер, русский немец, сражался в это время на фронте, писала в связи этим к лидеру правых Государственного совета графу А.А.Бобринскому, умоляя его остановить начавшуюся в прессе травлю людей с немецкими фамилиями: «Обратите внимание, пока не поздно. Ах! вы не знаете, что делается, не видите, что готовится. (...) Ведь простой народ говорит: надо всех господ перебить, а не одних немцев. (...) Государство должно различать врага и недостойное популярничанье. Издайте приказ о неприкосновенности людей с немецкими фамилиями, выдумайте, что хотите, чтобы на этом не играли бесстыдные люди». Антинемецкие погромы 1915 года наглядно показали, к чему вела эта бездумная пропаганда.

В этом плане очень показательна публикация газеты «Вечернее время», увидевшая свет ровно сто лет назад 11/24 декабря 1915 года, под интригующим названием «Архиерей-немец». «Немецкое засилье захватило, как оказывается, не только нашу политику, финансы, промышленность, торговлю, науку и проч., но проникло даже в ту область, где ему совершенно бы не место - в область высшего управления Православной церковью», ‒ сообщало читателям издание.

епископ Леонтий (фон Вимпфен)

Объектом газетной травли был избран епископ Леонтий (фон Вимпфен). Сообщив своим читателям о том, что в 1896 году «в Казанскую духовную академию поступил только что окончивший курс пензенской гимназии барон фон-Вимпфен, германский поданный», «Вечернее время» без всяких на то оснований утверждало, что несмотря на то, что немецкий барон был «не сосем еще тверд был в догматах православной веры», благодаря покровительству ректора ‒ архиепископа Антония (Храповицкого), он был пострижен в монашество. «Баронский титул, иностранное происхождение и монашеский клобук двинули нового инока по служебной лестнице с невероятной быстротой, и через восемь лет барон фон Вимпфен, принявший в монашестве имя Леонтия, оказывается уже настоятелем посольской церкви в Афинах в сане архимандрита, побывав предварительно в духовно-учебных заведениях Уфы, Вольска, Курска и даже пекинской миссии», ‒ говорилось в газетной заметке, целью которой определенно было сформировать у читающей публики негативное отношение к немецкому барону, ставшему русским православным архиереем.

Далее из газетного очерка «становилось ясно», что в управление Русской Церкви пробрался если не враг, то пособник врага, которому покровительствовал в Св. Синоде другой «немец» ‒ обер-прокурор В.К.Саблер. Издание на полном серьезе, как само собой разумеющееся, заявляло, что в годы войны с Германией «неудобно», чтобы церковную кафедру занимал «епископ-немец» и выражало надежду, что при новом обер-прокуроре Синод «сумеет поставить немца-архиерея в надлежащие рамки».

На кого же столь яростно нападало сочувствующее русским националистам «Вечернее время»?

Епископ Леонтий (в миру Владимир Федорович фон Вимпфен) родился в 1873 году в знатной дворянской семье. Его отец был германским подданным, а мать ‒ русской дворянкой. Будущий православный епископ был крещен в лютеранской церкви с именем Леопольд и уже в сознательном возрасте, под влиянием матери перешел в Православие, получив при миропомазании имя Владимир и принял российское подданство. Окончив Пензенскую мужскую гимназию и Казанскую духовную академию, Владимир в 1897 году принял монашеский постриг с именем Леонтий, в 1906-м был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем посольской церкви в Афинах, в сентябре 1914 года стал епископом Чебоксарским, позже будучи викарием Грузинского экзархата, Оренбургской, Саратовской и Астраханской епархий. После прихода к власти большевиков, владыка выступил за установление деловых контактов с советской властью, поддержав декрет об отделении Церкви от государства. Из-за конфликта с правящим архиереем, епископ Леонтий был отстранен от управления викариатством и назначен управляющим Иоанно-Предтеченским монастырем.

В 1919 году владыка поддержал призыв «Союза религиозных общин» обратиться к православному населению с призывом «оказать помощь раненым и больным воинам» белой и красной армии. Воззвание заканчивалось ссылкой на Евангелие: «Помните слова Христа: "Я был наг и вы не одели Меня, был болен, и вы не посетили Меня"». Однако большевики расценили это обращение не как призыв к милосердию, а как акцию по подрыву авторитета советской власти и по приказу председателя Ревкома С.М.Кирова епископ Леонтий был арестован. 6 июля того же года владыка был расстрелян вместе с архиепископом Митрофаном (Краснопольским) по обвинению в организации белогвардейского заговора.

епископ Леонтий (фон Вимпфен)

Во многих биографиях владыки отмечается, что он почитался верующими за праведную жизнь и подвижничество, был человеком совершенно нестяжательным и никому не отказывал в помощи. Среди верующих Астраханской епархии существует традиция почитания владыки Леонтия как подвижника благочестия. В частности, он изображен на иконе Собора святых и подвижников благочестия Астраханской епархии (без нимба) и в настоящее время осуществляется сбор материалов к прославлению епископа Леонтия в лике святых новомучеников Российских. Однако серьезным препятствием к прославлению владыки является протокол его допроса, в котором содержатся показания против архиепископа Митрофана (некоторые биографы владыки, впрочем, полагают, что он был сфабрикован чекистами).

Но не будем судить о личных качествах епископа Леонтия и определять степень его виновности или невиновности. Показательно в этой истории другое. Безудержная борьба с «немецким засильем», развернутая в годы Первой мировой войны, привела к тому, что патриотические издания, «разоблачая» немцев на высших государственных и церковных постах, вольно или невольно становились соучастниками крушения монархии и империи. «Откуда, - писал видный правый деятель Ю.С.Карцов, - взялась она, повальная ненависть к немцам, сверху и донизу охватившая русское общество? В основе ее лежало стремление революционное и антидинастическое. Царь наш не русский, не Романов, а немец Гольштейн-Готторп, Царица гессенская принцесса, или, как ее в интеллигентских кругах называли, на русские хлеба севшая гессенская муха. Но Государь и Государыня не допускали, [что] движение направлено против них». Не допускали этого и многие монархисты-патриоты, активно участвовавшие в антинемецкой кампании...

Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук

Первая мировая война, орнамент

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Александрович Иванов
Первая Пасха Первой мировой войны
Как отмечали Светлое Христово Воскресение в 1915 году
17.04.2023
«Это был очень искренний человек»
Вместе с тем, история В.М.Пуришкевича — назидательный рассказ о том, как незаурядный, одарённый человек в силу личных амбиций невольно стал одним из могильщиков того дела, которому служил
24.01.2020
Все статьи Андрей Александрович Иванов
«Могильщики Русского царства»
Памяти великой трагедии казачества
Поклонникам искажения истории к 105-й годовщине декрета о расказачивании
26.01.2024
Гелий Рябов - первооткрыватель
лжецарских останков
10.06.2023
Информационная мистификация
Об одном загадочном событии Февральского государственного переворота
15.03.2023
Все статьи темы
100 лет с начала Первой мировой войны
«Мы должны делать все возможное для благого преображения мира»
Делегация Русской Церкви приняла участие в церемонии поминовения русских военнопленных, погибших в Словении в годы Первой мировой войны
04.08.2021
Россия и Германия: соратники, союзники – враги?!
II. К 107-й годовщине начала Мировой войны*
02.08.2021
Россия и Германия: соратники, союзники – враги?!
I. К 107-й годовщине начала Мировой войны[1]
31.07.2021
Главком Николай II, или Цена победы
Об истинных потерях Русской Императорской Армии в Первую мировую войну. Часть 3
27.07.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Вновь о «екатеринбургских останках» и о роли личности
Новый комментарий от р.Б.Алексий
12.06.2024 21:46
Владимир Соловьёв: так выглядит моя дача
Новый комментарий от Вадим Винер
12.06.2024 19:38
Два взгляда на православных священников
Новый комментарий от Человек
12.06.2024 17:28
Прекрасное далеко
Новый комментарий от Советский недобиток
12.06.2024 16:57
Герман Греф – Паниковский или Балаганов?
Новый комментарий от Русский танкист
12.06.2024 15:32
Россия и Грузия: основы новой перезагрузки
Новый комментарий от Человек
12.06.2024 14:30
«Культ старцев» привел к крайнему искажению пастырства
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
12.06.2024 13:33