Лепта вдовицы

Встречи на дорогах войны

Освободительный поход Русской армии на Украину 
0
180
Время на чтение 8 минут
Фото: из архива автора

 

 

Часть 2

 

Часть 1

 

 

Записки военного священника

 

Духовное окормление Луганской артбригады, дислоцированной на Северском направлении в районе Лиичанска и Рубежного, мне было поручено командованием 2-го армейского корпуса в апреле 2023 года С тех пор каждую свою командировку на Донбасс я планировал так, что бы провести с родными моему сердцу артиллеристами хотя бы несколько дней. Вся бригада местного формирования, набрана она из ополченцев и казаков, в прошлом шахтеров и металлургов – жителей окрестных шахтерских городков и поселков Антрацит, Стаханов, Первомайское.  И на этот раз мы провели Луганской артбригаде несколько переполненных событиями дней.  Служили нашу фронтовую Литургию прямо на огневых позициях, давали концерты в штабах дивизионов и на батареях у пушкарей и ракетчиков в полях у Рубежного и Лисичанска. Здесь хорошо дышится, не ушел, не выдохся дух вольного казачества и того особого братства, которым жило и дышало народное ополчение Донбасса все долгих 8 лет войны, противостоя в одиночку до зубов вооруженной военной силе «Незалежной». Это о них, об этих донбасских мужиках, строки Вита Дорофеева:

Из родовых путей Земли – из шахт, от доменных печей,

На Свет Господний извлекли Архангелы – орду мечей.

В Лоскутовке, где стоит 2-я пушечная батарея артбригады, я имел возможность поближе познакомиться и уже не на ходу поговорить с пожилой учительницей Ниной Васильевной. Эта встреча была примечательна, и я должен рассказать о ней. С Ниной Васильевной мы встретились впервые в одну из моих прежних командировок. Она узнала, что на батарею приехал фронтовой священник, и будет служиться литургия. Богослужение проходило в соседнем дворике через дорогу, и старушка пришла на службу вся в слезах радости. Она говорила, что церковь в их селе разбита, и батюшка уже больше года не приезжает. «Я уже не чаяла перед смертью исповедаться и причаститься», – говорила она.

 

Лоскутовка вслед за Лисичанском была освобождена в мае-июне 2022-го, но фронт с тех пор замер в нескольких километрах, и селение уже больше года стоит на линии огня. Нина Васильевна всю жизнь проработала сельской учительницей и теперь на старости лет осталась доживать едва ли не единственной жительницей разоренного и сожженного войной, некогда многолюдного села. Я просил Нину Васильевну рассказать о том, как пришла в ее жизнь война, и хочу передать ее рассказ как важное свидетельство нашего времени в память о десятках сожженных войной селах Донбасса.

 «Военные действия начались в 2014-м. Когда ВСУ пошли на Луганск, тогда начались обстрелы. Но референдума у нас не было, за ЛНР мы не голосовали. Зеленского выбрали, потому, что мир он Украине пообещал. Поэтому нас здесь особо и  не трогали. Все это было вперемешку с военными действиями, но было тогда не очень страшно. У нас газ был, и свет, и телевизор показывал, и я смотрела по телевизору как начиналась война… Путин объявил СВО, но было не страшно. Страшно же стало только тогда, когда сюда начали приближаться русские войска. Вот уже Попасную разбили, и Камышеваху, и Северодонецк, Лисичанск и Рубежное... И украинцы начали сюда отступать, вынуждали нас с ними уходить, и многие из нашего села поуезжали. Девять семей только осталось, а другие все уехали, кто в Днепр, кто в Киев, а кто во Львов. А я куда в таком возрасте поеду, тут и сын, и мама, и муж похоронены?

Начались бомбежки. Первое время я в своем погребе сидела. Какие молитвы знала, все перечитала. Плачу и читаю, плачу и читаю… Еще муж был живой, когда в первый раз воинскую часть бомбили. Муж стоит, а самолет разворачивается над нами. Я кричу: Саша, Саша, быстрей в погреб, сейчас бомбы будет кидать. И только затащила его в погреб, как бомбы начали падать. Это все нацисты бомбили, они все уничтожали. Хотели, чтобы уже ничего у нас не оставалось. Украинцы перед отступлением все мосты через Донец взорвали. У Рубежного мост железнодорожный был, в 1941-м устоял, а сейчас нет его! Два моста разрушили у Северодонецка. И вот на нас накатили...

Соседка прибегает и говорит: сейчас «нацики» придут. Я испугалась, закрыла хату, кухню, погреб и пошла до соседа Сережи в погреб. Вечером возвращаюсь, замки все оторваны, нутряной замок с уткой вырван, а в погребе погром. Самогон был припрятан на погребение – выпили, понимаю,  но зачем же банки с постным маслом на пол вылили и все закатки перепортили! День пиршествовали и ушли. Русские подошли, вижу – украинцы бегут раздетые, словно дети, жалко их, детей-то! Я им кричу: «Ребята, что ж такое, бегом-то что ж?» А они мне в ответ: «В наш штаб снаряд попал. Водички дай попить, бабушка!» Я несу от колодца, да во весь голос причитаю:  «Что ж вы ребятки делаете! У вас же матери поди есть, да молитесь же Богу, зачем все это вам?»

Только воды вынесла, и тут снаряды полетели. Все горит, земля ходуном ходит, как в аду страшно! Так они убегали от русских, не знаю все ли ушли, или поубивало их? А я каждую ночь в соседском подвале пряталась, он капитальный как бомбоубежище, не то, что мой погреб. Днем потише, а как вечер – начинается артобстрел. Но как же стреляли сильно! Я уже по звуку знала, какие снаряды, откуда стреляют русские, а откуда немцы – фашисты эти! Мне казалось, что в подвале кровля завалится, я уж и не знаю, как долго это было, но сил уже больше не было терпеть, только молиться. Как я тогда молилась, как молилась, чтобы русские скорее пришли, и закончилось все это! В том подвале ни постели, ничего вообще не было, только две табуретки. Я постелила пальто на те табуретки, а до стены палку приткнула, так чтобы на нее голову прислонить, так и ночевала из ночи в ночь. У меня на позвоночнике даже кожа облезла...

Кончились силы прятаться, вышла на улицу, думаю, будь, что будет, и тут вижу: военные идут человек так больше десяти. Подходят они ко мне и горят: «Как вы тут?» А мне что ответить? «Плохо мы тут, тяжело», – отвечаю. «А мы – русские», – говорят они. Ой, мы уж тут повыходили из своих погребов-то и подвалов, не знали, как их обнимать! Побеседовали они с нами, а на следующий день наехал к нам транспорт – машины большущие, танки, броневики. Это с Алтая ребята пришли, а какие же они умницы, какие молодцы! Дали нам продукты, кому в чем нужда была, всем помогли. Потом они пошли вперед, а наши луганцы за ними вслед со своими пушками заехали…».

***

Пепелище. Жизнь прожита, и всё уже позади. Впереди лишь темнота отверстой могилы, и все родные уже там. Нина Васильевна говорила, задыхаясь от слез. Горечь душила ее. Вконец разволновавшись, она закончила свой рассказ. Мы сидели под навесом в небольшом, чудом уцелевшем от бомбежки дворике. Я слушал рассказ пожилой женщины, а вдали гудела канонада близкого фронта. За воротами – улица покинутого жителями, наполовину разрушенного бомбежками села. У забора – обгоревший остов украинского БМП, разбитого прямым попаданием из танка. За околицей – заросшие сорной травой поля, а дальше – столб дыма, поднимающийся со стороны Лисичанского НПЗ, черной пеленой застилающий весь горизонт. Там идут тяжелые бои, наша пехота без особого результата, уже который месяц штурмует позиции ВСУ. Задача наших артиллеристов в Лоскутовке оказывать пехоте огневую поддержку, но сегодня включились и ракетчики. Во время литургии, когда личный состав пушечной батареи стоял на молитве, у нас над головой со свистом и ревом пронесся целый пакет «Града», и вот теперь горит…

Я встал попрощаться, и тут Нина Васильевна, протягивает мне конверт со словами: «это вам для русской армии, вы не можете мне отказать». Я действительно не имел права отказаться принять эту «лепту вдовицы», и взял эту немалую для старушки сумму, чтобы употребить ее для пользы русского солдата. С выплатой пенсии на селе не все так просто. Старики в таких селах брошены и нуждаются буквально во всем. Денег нет совсем. Для того, чтобы иметь пенсию нужен российский паспорт, но как выехать отсюда, чтобы его получить? В одну из летних поездок я передал Нине Васильевне некоторую сумму для вспоможения. Она приняла с волнением. Теперь же, христова душа, дает мне при встрече отчет, что пожертвовала, мол, соседу на протез, во время бомбежек лишился ноги, и нуждался он очень. «Лепта же вдовицы» на русского солдата взялась из первой российской пенсии Нина Васильевны.

 

 

***

От редакции РНЛ. Напоминаем боголюбивым читателям, что 12 апреля в деревне Варишпельда, расположенной в самом сердце Водлозерского парка в Пудожском районе Карелии сгорел дом семьи священника Олега Червякова, настоятеля храма прп. Диодора Юрьегорского. Отец Олег – основатель и первый директор Национального парка «Водлозерский» – вместе с супругой матушкой Натальей на протяжении многих лет возрождает духовное наследие Водлозерья, восстанавливает храмы и часовни. Подробнее о подвижнической деятельности священника Олега Червякова можно прочитать на сайте Петрозаводской епархии в материале по этой ссылке.

В день пожара батюшка находился в командировке в зоне боевых действий. «Русская народная линия» публикует его фронтовые заметки.

Отец Олег не хотел обращаться с просьбой о помощи. Только настойчивость Ю.Ю. Рассулина позволила узнать номер телефона к которому привязана банковская карта о. Олега: +7-911-426-41-02 (Олег Васильевич Ч.)

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Олег Червяков
Крест русского солдата
Записки военного священника
30.10.2024
«Идет странник издалека...»
Встречи на дорогах войны
22.10.2024
«Славы русской вечный зов…»
Записки военного священника
17.10.2024
«Восток имя Ему»
Записки военного священника
05.09.2024
Каин и Авель
Записки военного священника
29.08.2024
Все статьи Священник Олег Червяков
Освободительный поход Русской армии на Украину
Что есть Нация?
Отклик на доклад Н.К. Симакова: «Русская идея у И.А.Ильина» (РХГА, 20.12.2024)
21.12.2024
Сталин и Путин – их ответы на вызовы времени
Что сегодня нужно для победы?
21.12.2024
О здравом смысле бытия
Всячески поддержим нашего Президента, армию, оборонную промышленность, волонтёрское движение страны, всех, кто не жалеет сил и жизни для Победы
21.12.2024
У них всё возможно
Что происходит в Америке?
21.12.2024
С падением Сирии наступают последние времена?
Судьбы мира решаются на Украине или на Ближнем Востоке?
21.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
22.12.2024 16:51
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Анатолий Степанов
22.12.2024 16:41
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Советский недобиток
22.12.2024 16:36
Сталин и Путин – их ответы на вызовы времени
Новый комментарий от учитель
22.12.2024 12:56
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Русский танкист
22.12.2024 11:24
«Он возвысил достоинство наше, представляя героические подвиги»
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
22.12.2024 09:23
Пастыри и наемники
Новый комментарий от Советский недобиток
22.12.2024 08:12