Василий Васильевич

Фронтовые записки

Освободительный поход Русской армии на Украину 
0
5
Время на чтение 30 минут
Фото: На первой реактивной батарее в Рубежном

 

Мой рай, мой край. Об этот край суровый

Ломают копья, расшибают лбы.

Я создан из его любви и крови,

Труда и воли, слова и судьбы.

(Владимир Скобцов)

 

На выезде из Лоскутовки нас уже ждал командирский УАЗик. Луганская артбригада рассредоточена по значительному участку фронта от Лисичанска и Рубежного до Попасной и Бахмута. Нам нужно было проехать на позиции реактивного дивизиона в районе Горского в направлении Врубовки и Берестовой. Встречал нас командир дивизиона Василий Васильевич, с которым мы познакомились еще в прежнюю мою командировку, и как-то сразу сроднились.

Осенью 2023 г. в Рубежном мы совершали богослужение среди развалин комбината «Заря» в месте дислокации Первой реактивной батареи. По окончании литургии ударили «во все колокола», грянули так, что благовест нашей фронтовой звонницы слышали «небо и земля, и преисподняя». Командир предложил провести вечер с бойцами и поговорить о вере по душам, в неформальной обстановке. Вопросов о вере и церкви у мужиков действительно было много, но чувствовалось, что самого командира больше всего мучает не столько вопрос о вере, сколько «о попах». Его верующее сердце смущалось некоторыми обстоятельствами сытой церковной действительности.

Малороссийская религиозность и вправду зачастую носит внешний характер, церковная жизнь обрастает всякого рода странностями и суевериями, а на этой почве прорастает фольклорный образ батюшки: скупого, тучного, любящего всевозможные подношения и разговоры сводящему к одному единственному – «про гроши». Один боец рассказал что отвернуло его от Церкви. «В поселке шахту закрыли, зарплату не платили, денег не было. Я же только отслужил срочную, – рассказывал он, – женился, решили с женою обвенчаться. Приходим в нашу церковь, а там прейскурант на всё, и батюшка скидки не дает. С трудом собрали нужную сумму, выложились. Пришло время сына крестить. И тут ценник, да еще батюшка требует свечки подороже в церковной лавке взять, а у нас в то время очень трудно с деньгами было. Потом еще раз-другой обратились – все только за деньги. Так мы отошли от веры». Слышал я и другие истории про корыстных и неверующих священников, если и не вымышленные, то сильно преувеличенные.

Что мне было ответить? Я мог рассказать только о том, что в нашей северной глубинке все иначе: и свечи для прихожан бесплатно, и нет никаких ценников на крещение и отпевание, что плетут наши прихожане сеточки и собирают гуманитарку для военных. Говорил я о святости святых, и о том, что рядом со святой Церковью всегда присутствует ее темный двойник. Что еще древний пророк говорил: видел я под солнцем место правды, а там неправда (Еккл. 3:16). Что грех в Церкви – это не грех Церкви, а грех против Церкви – так говорил священномученик Валентин Свенцицкий в трудную церковную эпоху. О Церкви же нужно судить по ее святым, которые и составляют подлинную Церковь Христову. Точно также как о воинстве мы судим не по предателям и мародерам, которые случаются любой в армии, а по героям.

Вспомнил я в этой связи одну историю, описанную Сергеем Фуделем. Было это в годы советского безбожия. Отслужив литургию, настоятель вышел на амвон и объявил, что все эти годы он обманывал свою паству. «В Бога я не верую», – сказал оторопевшим прихожанам их батюшка. Среди общего недоумения и ужаса раздался голос одного юноши: «Не слушайте его. Это Иуда. Вспомните евангелие и не смущайтесь. Иуда был предатель, он тоже сидел со Христом и апостолами на Тайной Вечере». Рядом с Церковью Христовой всегда таится ее темный двойник, он рядится в церковные одежды и старается выдать подмену за подлинник. Но как не соблазниться этой подменой простому человеку, как уберечь его от этого «преисподнего огня», пламя которого может опалить душу. С тех пор я стал молиться за командира с говорящим позывным «Восток», воина Василия.

 

+ + +

Василий Васильевич – человек для Донбасса судьбы типической. Он шагнул в грозную пору народной войны из трудовых шахтерских будней. У нас было время пообщаться, и я смог кое-что уяснить себе о шахтерах и истории войны на Донбассе. Двадцать лет Василий Васильевич проработал на шахте, и весь его несгибаемый шахтерский характер отлился в его внешности и манере вести себя – коренастый, прямодушный, рассудительный, жаждущий какой-то своей бескомпромиссной мужицкой правды, не терпящий ни малейшей лжи или фальши в отношениях. Как будто бы о нем сказано: «в характере шахтерском есть тепло и крепость антрацита».

Родился Василий в шахтерской семье в городе Ровеньки на Луганщине. Здесь же пошел в школу, а после нее – в Ровеньковский горный техникум. «Отец шахтер, брат шахтер, все дядьки шахтеры, и даже дед уходил на войну с шахты и погиб в апреле 45-го в Венгрии, – рассказывал о себе Василий Васильевич, – У меня все шахтеры, и я пошел по их стопам». Словом, как в шахтерской песне поется: «Шахтовая лава – судьбы нашей повесть, никто не напишет такой же другой...». На шахту пришел Василий учеником, по окончании горного техникума отслужил срочную службу в армии. Вернулся на шахту, женился, родились дети. «Мне казались шахтеры большими, под два метра ростом, – говорил Василий Васильевич, – а я был маленький и худой после техникума, но научили меня хорошо, свою профессию я любил и всегда гордился ею». За 20 лет Василий Васильевич прошел путь от простого «гроза» (горнорабочего очистки забоя), до начальника участка и главного инженера шахты.

 

Для того, чтобы лучше понять шахтерский характер и то, почему Донбасс стеной стал на пути украинского нацизма в наши дни, нужно вспомнить историю Великой Отечественной. Ровеньки, родина Василия Васильевича, связана с подлинно героическими страницами войны. В первые же ее дни более 6000 человек в Ровеньках вступили в народное ополчение. Рабочие Ровеньковских угольных шахт стали основой 726-го стрелкового полка Таманской дивизии. Кто не знает о героях-краснодонцах, молодых подпольщиках, трудившихся в немецком тылу. После того, как в январе 1943 г. в Краснодоне были схвачены и казнены подпольщики-молодогвардейцы, пятеро из них продолжали стоически держаться в застенках ровеньковского гестапо. Совсем юные ребята 16-18 лет, самые известные из них имена Олега Кошевого и Любови Шевцовой.

 

 

С тех времен сохранился кусок обгоревшей доски с текстом на немецком: «Оставь надежду, всяк сюда входящий». Сейчас она висит над дверью камеры, в которой провёл последние часы своей жизни Олег Кошевой. После пыток и продолжительных допросов подпольщиков расстреляли в Гремячем лесу на окраине города Ровеньки. На этом подвиге воспитывались поколения. До поры. Но всему свое время, как сказано у древнего мудреца, время раздирать, и время сшивать, время войне, и время миру (Еккл. 3:7-8). И вот снова пришла война на землю Донбасса.

 

Памятник молодогвардейцам в Гремячем лесу

 

Я не раз задавался вопросом, почему именно шахтеры стали становым хребтом ополчения, тем его ядром, о который раз от раза расшибались мотивированные бандеровской идеологией нацбаты и кадровые части ВСУ. Шахта – это спаянный, можно сказать, «воинский» коллектив: слесаря и механики, мастера, проходчики, горнорабочие – все связаны одной целью – добыть уголь нагора, и все они друг от друга зависят. Причем зависят не только заработками, но и своими жизнями. Ведь шахтерская специальность из всех мирных профессий самая трудная и самая опасная.

Спускаясь под землю, шахтер не знает, что его там ждет. Он уходит в забой, словно на войну. Взять проходчиков – они идут в неизведанное, как разведчики на войне, только война у них с жестокой и коварной подземной стихией. Она не прощает ни ошибок, ни оплошностей. Поэтому и снаряжение у шахтера как у штурмовика: экипировка, связь, первая помощь, и даже жетон с номером всегда при себе. В начале смены каждый шахтер проходит медицинский осмотр и алкоконтроль, и даже курить на шахте не полагается. Так что с дисциплиной здесь строже, чем в армии. Шахта для шахтера что-то вроде подводной лодки, и смена, опускаясь под землю, становится ее командой, где от действий каждого зависит жизнь всех остальных. Отсюда и такая присущая донбасским ополченцам взаимовыручка, и всегдашняя готовность положить по заповеди «душу свою за други своя».

Я спрашивал Василия Васильевича, бывало ли страшно заходить в забой, ведь это всегда путь в неизвестность. Командир сказал так: «Бывало в забое, как нынче во время артобстрела, крепеж затрещит, камушки на голову падают и порода сыпется, и ты знаешь, что над головой миллионы тонн грунта. Мы каждый раз спускаемся в шахту как в могилу. К этому скоро привыкаешь, конечно, но «память смертная» всегда с тобой». И упорства шахтеру не занимать. «Бывает, заезжает бобик (проходческий комбайн) в забой, – рассказывает командир, – а впереди сложные горно-геологические условия: кровля садится, вода течет, порода раскисает в липкую грязь. Тогда вступаешь в бой со стихией и отступить нельзя. Бобик не едет – надо подкопать, выложить вес под него, и толкать, толкать только вперед». У шахтеров нет такого, чтобы упершись во что-то «непроходимое» развернуться, и попробовать зайти с другого места – всегда только вперед, чтобы там ни было впереди: грязь, плывун, реки воды. Не отступать, бороться и идти вперед. Отсюда и происходит несгибаемый шахтерский характер, и только этим может объясняться такая воля к победе, которая не истратилась и за 10 лет народной войны. «Мы мужали в опасных забоях, нас крестили метан и вода. / Мы порою рискуем собою, но чужою судьбой – никогда», говорится в стихах о шахтерском характере.

Из рассказов командира я узнал, что крысы на шахте, как и на корабле, каким-то неведомым образом способны предугадать опасность – появление газов и опасных просадок породы. Если они ведут себя необычно: пищат, визжат и сильно беспокоятся – это верный знак покинуть забой. В шахте крыс, конечно, не так много, как развелось их в наши дни в брошенных селах по линии фронта. И крысы шахтеров не беспокоят так, как ныне они донимают военных, укрывающихся от обстрелов в блиндажах и подвалах. И все же есть у нас с ними что-то общее в поведении. По словам командира, поначалу на Донбассе была массовая поддержка независимости, все ходили с российскими флагами, вязали друг другу георгиевские ленточки, надевали футболки с символикой – все были как один за русский мир, за дедов, и за прадедов. А когда началась война, немногие решились встать за родную землю: у кого-то работа, у кого-то кредит, кому-то семью кормить надо, а иные и совсем как те самые крысы побежали.

«Если бы весь Донбасс в 2014 г. поднялся как один человек, – говорил Василий Васильевич, – нацисты бы не прошли, а так половину Донбасса отдали, и странная у нас тут война началась: стояли в обороне, шаг вперед, два – назад. А в итоге-то, что получилось – и машин лишились, и дома в руинах лежат, и работы не стало, у иных и близкие под обстрелами погибли, а они так и не взяли в руки оружия. Ну а те, кто в Россию уехали, как их судить? Я знаю такую историю. Переехал человек с Донбасса жить в Россию, чтобы быть подальше от войны, семью перевез. Поселился в селе у родственников где-то под Суджей, устроился, обзавелся хозяйством. А десять лет спустя его и там война настигла – та же самая. Так и не взяв оружия, он в итоге лишился всего – и дома, и нажитого имущества, и близких своих – невестку с детьми украинцы в плен увели...».

 

+ + +

Украиною Донбасс никогда себя не ощущал. Исторически эти земли входили в область Донского казачьего войска. После обнаружения здесь залежей каменного угля и рудных месторождений Донбасс превратился в локомотив индустриализации всей огромной страны.

Города росли здесь с такой быстротой, что нельзя было удержаться от сравнения Донбасса с Америкой. Тогда у Блока родились строки о Новой Америке:

Путь степной без конца, без исхода,

Степь, да ветер, да ветер, и вдруг

Многоярусный корпус завода,

Города из рабочих лачуг…

На пустынном просторе, на диком

Ты всё та, что была, и не та,

Новым ты обернулась мне ликом,

И другая волнует мечта…

Черный уголь подземный мессия,

Черный уголь здесь царь и жених,

Но не страшен, невеста, Россия,

Голос каменных песен твоих!

Уголь стонет, и соль забелелась,

И железная воет руда…

То над степью пустой загорелась

Мне Америки новой звезда!

Министр финансов царского правительства С.Ю. Витте смог привлечь огромные международные инвестиции к развитию промышленности этой части империи. Здесь работал английский капитал и немецкие промышленники. На эти неосвоенные прежде земли Новороссии потянулись поселенцы из центральных российских губерний, на сталелитейных заводах, шахтах и рудниках бок о бок трудились русские, малороссы, татары, сербы, мариупольские греки. Из этой многоликой, но сплоченной трудовым порывом человеческой лавы выплавлялся особый, ни с чем не схожий донбасский шахтерский субэтнос. И если у киевлянина или жителя центральной аграрной Украины, малоросса, всегда «хутор в голове», то шахтер устроен иначе – он «подземный мессия». И даже когда по воле Ленина Донбасс вошел в состав УССР и власть принялась насаждать насильственную украинизацию, Донбасс так и не сделался ни «советской», ни «незалежной» Украиной. Жители этого шахтерского края так и продолжали считать себя русскими.

Мне было интересно услышать от самих шахтеров как разворачивались события 2014 г. в самом сердце Донбасса. «Донбасс, – говорил сдержанный и немногословный командир, – трудовой регион. Люди здесь работали тяжело и много. Политика нас мало интересовала. Те, кто работал на шахтах приходили со смены уставшие, а в пять утра снова на работу. За событиями в Киеве особо тут не следили, и к Майдану относились без сочувствия. Казалось поначалу, что все это нас никак не касается. Во всяком случае, в голове у наших людей не было никаких революций». Однако когда радикалы захватили власть в Киеве, тогда до жителей Донбасса стало доходить, что все происходящее затрагивает в первую очередь их коренные интересы. «Мы себя всегда считали русскими, – говорил командир, – и никто не хотел ложиться под бандеровцев». Русскоговорящих жителей востока Украины возмутили антирусские законы, которые принимала майданная власть в Киеве, и люди вышли на мирные протесты. «Разногласия можно было бы как-то уладить путем переговоров, – говорил командир, – пойти на уступки населению восточных регионов, но для киевских властей мы изначально были людьми второго сорта. Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко даже и не стеснялась заявлять, что от России не должно остаться и выжженного поля, а миллионы русских, проживающих в восточных регионах Украины нужно «оградить колючей проволокой» и «расстреливать из атомного оружия». Так что разговаривать с нами никто даже и не собирался. Киевские власти побоялись повторения на Донбассе крымского сценария, поэтому решили сразу действовать грубой силой. У нас уже не было выбора – или быть с Россией, или и фильтрационные лагеря».

На вопрос о том, что заставило пойти в ополчение, Василий Васильевич рассказал: «Возвращался я однажды из шахты, ехал на машине, тишина какая-то странная и тревожная, и на улицах ни души. Зашел во двор. Ищу своих, а жена мне на встречу с дочкой вылезают из погреба все в слезах, рыдают и едва могут говорить. Оказалось, пока я находился в шахте, на наш город был авианалет. Всё как в 1941-м, летели бомбы, дрожала земля и народ в испуге прятался в погребах и подвалах. Мне до того за своих обидно стало. Старший брат сразу пошел в ополчение, я же был начальником на шахте, за людей отвечал. Производство не остановишь. Потребовалось еще пару месяцев, чтобы дела передать. Мужик, если надо, должен быть способен защитить свою семью, свою улицу и свою землю. Никто за нас воевать не станет. После этого налета многие из нас в Ровеньках записались в народное ополчение».

 

Ровеньковское АТП после ракетного удара ВСУ «Точкой У» 24.08.2014 г. Фото из открытых источников

 

И все же развернуть армию против своего народа было не так-то просто. Случай на Дьяковском перекрестке под Ровеньками в марте 2014 г. был показательным. Население, простые бабы и мужики, остановили десантную роту ВДВ, двигавшуюся из Днепропетровска на четырех КамАЗах на Изварино с тем, чтобы блокировать границу с Россией. Вооруженные десантники и не думали оказывать безоружному населению противодействие. Мальчишки-срочники сидели тихо под тентами своих автомашин и даже не высовывались, когда на проезжей части росли баррикады, а под колеса их автомашин народ стал запихивать покрышки и бревна. Оправдываться решились только сопровождавшие колонну офицеры, и то у них это выходило как-то сбивчиво и неубедительно. «Вскоре подоспели казаки во главе с Алексеем Мозговым, – вспоминал Василий Васильевич, – в кузова к военным позапрыгивали наши гражданские, и таким «конвоем» препроводили их в Луганск, там разоружили, а срочников отправили по домам». На вооруженное сопротивление народ едва ли можно было раскачать, но на Донбасс зашли оголтелые нацисты и головорезы в составе добровольческих нацбатов. Полилась кровь, и войну уже было не остановить.

Первым городом, за который начались реальные бои наспех сколоченного ополчения под началом Игоря Стрелкова, стал Славянск. После безрезультатных попыток штурма города, ВСУ приступили к его методичному уничтожению из артиллерии. 5 июля 2014 года Стрелков принял решение оставить город и отойти в Донецк. Под давлением ВСУ в 20-х числах июля ополчение оставило Лисичанск, затем Северодонецк и Попасную. Украинская армия вышла к окраинам Донецка и Горловки, заняла Дебальцево – город, через который проходит основная трасса, связывающая Донецк и Луганск.

 

Последствия авиаударов по Луганску. Июль 2014 г.

 

Граница с Россией была блокирована, а сам Луганск взят в кольцо. По городу непрерывно велся огонь из тяжелого вооружения, а боевая авиация наносила удар за ударом, стараясь поражать жилой сектор и выбивать гражданскую инфраструктуру. Люди сидели без света и воды, на улицах валялись растерзанные тела убитых в результате обстрелов и авианалетов луганчан, их некому было убирать. Некоторые самые отчаянные горожане пытались прорываться на Краснодон в сторону границы с Россией, однако неминуемо попадали под прицельный огонь украинской артиллерии. Ключевое значение во всей этой истории имел Луганский аэропорт. Через него велось снабжение ВСУ по воздуху, а летное поле использовали штурмовики для авианалетов. Положение было отчаянным. Ополченцам уже было нечего терять кроме своих буйных голов, бойцы же ВСУ не были так решительно настроены воевать. Поэтому ополчению удалось-таки смять группировку ВСУ в районе Изварино и к 10 августа разблокировать границу с Россией. Это сражение стало первым «котлом», в который попала украинская армия в Донбассе. В результате защитники республики получили не только важную с моральной точки зрения победу, но и богатые трофеи, включая артиллерию и бронетехнику. С этого момента наметился перелом. В ЛНР потекла из России гуманитарная помощь, потянулись добровольцы и вооружение. В Ровеньки прибыла автоколонна РСЗО БМ-21 «Град» и прямо с колес стала формироваться реактивная батарея. «В горном техникуме нас конечно же артиллерийскому делу не учили, – вспоминал командир, – но я знал производство и хорошо разбирался в технике, поэтому, когда 11 августа 2014 г. записался в ополчение, меня сразу же поставили зампотехом в реактивную батарею».

Наступали решающие дни обороны Луганска. В числе первых российских добровольцев в ЛНР заехал и небольшой в числе 40 человек отряд под командой Дмитрия Уткина (позывной «Вагнер»). В середине августа подразделения ВСУ и нацбата «Айдар», закрепившись в Новосветловке, начали штурм Луганска. И тут-то они впервые напоролись на великолепно организованный отпор группы Вагнера. В результате завязавшегося боя ВСУ были выбиты из Новосветловки и Хрящеватого. Блокада Луганска была снята. Перед группой Вагнера стояла задача взять аэропорт и тем устранить угрозу для Луганска. Сорок «вагнеровцев» выбили десятикратно превосходящие силы противника, и 1 сентября 2014 г. аэропорт был наш.

 

Ополчение Донбасса: бои за Луганский аэропорт (1 сентября 2014 г.)

 

«Этот штурм был успешным, – вспоминал Василий Васильевич, – именно потому, что группа Вагнера получила поддержку нашей артиллерии. Мы всю ночь накануне выжигали позиции ВСУ из «Градов». Выезжали по 5 раз на перезарядку. Ночь от стартов ракет и зарева пожаров была светла как день». Украинской же стороне во избежание лишнего кровопролития был предоставлен гуманитарный коридор до села Георгиевка. Оставив танки, артиллерию и тяжелые вооружения, подразделения ВСУ вышли из аэропорта в ночь на 1 сентября 2014 года. Ополченцы еще долго ездили затовариваться в аэропорт доставшимися им трофеями, в шутку называя аэропорт «военторгом»...

Получив отпор в ЛНР, Киев попытался нанести основной удар в направлении Донецка, охватив город с юга. Так началось сражение за Иловайск, которое впоследствии стало известно как «Иловайский котел», в результате которого ВСУ и нацбаты понесли большие потери. Поражение под Иловайском заставило Киев искать передышки, которой стали первые Минские соглашения. Договор предусматривал прекращение огня и отвод сил от линии боевого соприкосновения.

После «первого Минска» началась реорганизация Вооруженных сил ЛНР. 7 октября 2014 года Армия Юго-востока была преобразована в Народную милицию ЛНР, а многочисленные батальоны и отряды слиты в несколько бригад 2-го армейского корпуса, в их числе была создана и Отдельная артиллерийская бригада особого назначения, под командованием полковника А. Бабичева. Во вновь сформированной артбригаде Василий Васильевич получил в свое подчинение реактивный дивизион РСЗО «Град».

Хрупкое перемирие, которое сопровождалось обстрелами и бесконечными провокациями со стороны ВСУ, продлилось до конца января 2015 года. Было решено ликвидировать позиции украинской армии на территории донецкого аэропорта и в Дебальцево, откуда украинские подразделения вели обстрелы республики. К середине февраля Дебальцевский выступ был полностью очищен. Это упростило транспортную связь между республиками Донбасса. Украина совместно с США, Германией и Францией запросила новые переговоры о мире, в результате которых были заключены новые Минские соглашения. Впрочем, Минск-2 был нужен украинской стороне лишь только для того, чтобы укрепить свою армию и основательно подготовиться к решительному удару по республикам Донбасса.

План наступления ВСУ на ЛДНР уже был готов и начало его реализации, согласно захваченным в ходе СВО документам, было назначено на март 2022 года. Начатая в феврале Россией военная спецоперация не оставила шансов осуществиться этим планам этнической зачистки Донбасса. За 10 лет Донбасской войны Луганская артбригада прошла большой и славный путь. Луганские артиллеристы обеспечивали огневую поддержку наших войск при ликвидации группировки ВСУ в Иловайском котле и Дебальцевской операции, а с началом СВО бригада создавала «огневой вал» на пути продвижения наших штурмовых батальонов в боях за Северодонецк, Рубежное, Лисичанск и Попасную на Северском направлении.

 

+ + +

С того дня как мы виделись с Василием Васильевичем в Рубежном минуло полгода, и вот мы ехали по едва просохшим после весенней распутицы проселкам к месту сосредоточения 2-й реактивной батареи в район Врубовки за Горским. По этим же просёлкам мы добирались в прошлую осень к штормам на Берестовую. Но что-то очень переменилось за прошедшие месяцы. Воздух был ощутимо пронизан какой-то тревожностью, чего не было прежде. Мы по возможности прижимались к лесополкам, ехали по ухабам, не сбавляя хода, и, видя мое недоумение, командир пояснил: «дроны, много FРV-дронов, они теперь действуют на большой глубине, чего раньше не было. Мы за последние два месяца потеряли машин больше, чем за предшествовавшие два года СВО».

 

Дороги Донбасса: разрушенный мост

 

Накануне машину командира атаковал беспилотник, и я расспрашивал как это было. «Мы ехали на «Урале» по дороге, которую контролируют ВСУ. Дрон сбросил мину с правой стороны, взрывной волной нас откинуло, но осколками не посекло. Прибавили газу и поехали дальше. На войне к этому быстро привыкаешь. Это как в мирной жизни: идет дождь – можешь промокнуть, а на войне стреляют – можешь погибнуть. Страшно было в первый раз, когда в 2014-м у Бахмутской трассы под селом Степовым наша батарея попала под жестокий артиллерийский обстрел, и снаряды ложились справа и слева, и негде было укрыться. Теперь же когда спать ложишься, и не стреляют – спокойно не спится, тревожно как-то и на душе не спокойно. Плохая это привычка, но все живут здесь так и не только военные».

Я не выпускал из рук четок, и молитва вселяла спокойствие. Сменяли друг друга лесополки, оставались позади разоренные войною селения. В такие минуты молишься горячо и искренне, тогда не шепчешь привычно: «Господи, помилуй», а вопиешь про себя: «Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас». Чтобы научиться молиться, нужно хотя бы однажды стать перед лицом смерти и заплакать: от любви к жизни, от страха потерять ее, а еще от жалости к человеку или даже к твари, которая страдает больше тебя и не знает о том, что во Христе больше нет смерти.

«Как вы думаете, командир, нужен ли священник на войне? Хорошо если бы у вас был свой полковой батюшка?» – спросил я Василия Васильевича. «Наши бойцы, по большей части, люди верующие и нуждаются в духовной поддержке. Когда есть церковная служба, исповедь и причастие люди чувствуют себя на войне увереннее. Я это знаю по себе. Священник – проводник благодати, а с ней легче идти в бой и не так страшно даже в лицо смерти заглянуть. Но местные наши батюшки нас не посещают. Может быть сторонятся как-то СВО? Все-таки все они по-прежнему под митрополитом Киевским Онуфрием. А штатного священника в нашей бригаде нет, да и найдётся ли такой? Вот вы, батюшка, своих прихожан не оставите надолго, а тем более навсегда, и каждый хороший священник так рассуждать станет. Ну а из России разве часто сюда наездишься? Проблему эту, думаю, нужно как-то решать иначе. Учат же офицеров в училищах и академиях, вот и полковых военных священников должны учить в семинариях, а не то чтобы с приходов батюшек отрывать». За такими разговорами мы въехали на позиции реактивной батареи.

Вторая реактивная батарея «Градов» расположилась в лесной лощине. Снаряженные боевые машины стояли наизготовке, укрытые масксетями в ожидании целеуказания. Здесь же выкопаны блиндажи, чтобы можно было быстро укрыться от внезапного артналета.

РСЗО БМ-21 «Град» поступили на вооружение еще при Хрущеве, впервые в боевых условиях были применены на Даманском острове в пограничном конфликте с Китаем в 1969 г., после этого применялись во всех вооруженных конфликтах с участием СССР и России по всему миру. Это оружие, способное сметать площадные цели на расстоянии до 40 км, показало свою эффективность и в зоне СВО. Реактивная артиллерия на этом направлении не умолкает. Противник не делает здесь попыток атаковать крупными силами, он выходит небольшими группами, наша разведка их вычисляет, а артиллерия должна их накрыть еще на подходе в серой зоне. «Полный пакет «Града» огненным смерчем накрывает площадь в два футбольных поля, – говорили мне артиллеристы, – противнику некуда деваться».

«Цель от разведки может поступить в любое время суток, – прокомментировал командир, указывая на застывшие в ожидании боевые машины, – и ночью, и днем. Дежурный расчет всегда готов к выезду». Стреляют сначала одиночными – три ракеты для пристрелки, затем десять ракет, и потом полным пакетом за раз – 40 ракет по две ракеты в каждую секунду. Так бьют по опорным пунктам и технике, укрытой под землей, и по скоплениям живой силы. После залпа, чтобы не попасть под ответный огонь, надо как можно скорее уехать. «У нас есть всего пятнадцать минут, не более, чтобы навестись и отстреляться, – делится командир расчета, широкоплечий луганский паренёк, – покидать позицию иногда приходится со скоростью до ста и больше». Однако на свою позицию сразу не приезжают. Сначала выбирают третью точку. Там пережидают какое-то время, чтобы сбить с толку вражеских операторов дронов, а затем только возвращаются в свои «норки» для перезарядки и ожидания нового целеуказания. Конечно, артиллеристы-реактивщики работают за спинами нашей пехоты и в прямой контакт с противником не вступают, но я слышал от ребят, пришедших в артиллерию из пехоты, что еще не известно, где опаснее и труднее: сидеть в опорниках или вести постоянные артдуэли, соревнуясь с противником на быстроту и точность, и знать, что за боевыми машинами ежечасно ведут охоту FРV-дроны.

 

Боевая машина БМ 21 «Град» на огневых позициях

 

Летом прошлого, 2023-го года мы совершали богослужение на позициях САУ «Малка» недалеко от этого места в лесистом логу у Волчеяровки. Посреди деревьев была установлена наша фронтовая звонница, а на лесной полянке св. престол. Весь личный состав батареи стоял без опаски на открытом воздухе. С тех пор положение вещей сильно изменилось. Командир не позволил собрать звонницу на открытом месте, и нас попросили не мешкая спустится в блиндаж, чтобы не дать обнаружить себя вездесущим дронам противника.

Мы спустились в просторную землянку, где размещался пункт управления батареей. Каждому знакомо евангельское повествование о Рождестве Спасителя и Вифлеемской пещере, где родился Христос. Современная массовая культура подсказывает воображению образ сказочного вертепа, убранного как пряничный домик. Только сталкиваясь с бытом войны, начинаешь понимать, что такое пещера – грязь, неустроенность и скрипучий песок на зубах и под ногами. Вот этому подземному укрытию посреди луганской степи предстояло сегодня стать святым пещерным храмом, чтобы принять живого Бога – родившегося, распятого и воскресшего Христа. В землянке уже было полно народа. Я поскору развернул походную церковь и готовился к богослужению. Горевшая над столом дежурного по связи одна единственная электрическая лампочка вырывала из темноты лица бойцов, называвших имена для поминовения, я вынимал из общей просфоры частицы и вспоминал слова Иоанна Златоустого о том, что Церковь – это не только стены и крыша, это вера и житие.

 

Божественная литургия на 2-й реактивной батарее

 

«Царство Божие не в слове, а в силе» (1Кор. 4:20). Мало проповедовать Царство, его нужно показывать, предъявлять, если хотите, поверяя проповедь делами и поступками. Находясь среди этих бывалых парней, ежечасно стоящих перед ужасом войны и смертью, иначе смотришь на истинную цену слова пастыря. Проповедь, обращённая к ним, должна поверяться силою жизни, в противном случае она прозвучит фальшиво и неубедительно. Не побоялся проделать опасный путь на передовую, не устрашился стать с крестом на линии огня – хорошо, но это только полдела. Доказал право говорить, говори – будь свидетелем Истины. Здесь не место ораторов, здесь место святых. Обращаешься к святым – будь и сам свят. Всякая фальшь, всякое не прожитое и не выстраданное слово здесь саднит и ранит душу. Мне казалось, что я нашел нужные слова, когда обращался к собравшимся как братьям и воинам Христовым. Я всегда страшусь приходить к бойцам этаким учителем и наставником, но желаю скорее учиться сам их терпению и силе их безыскусной молитвы. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Христос явственно стоял посреди нас, а звучавшие в этом подземелье слова древних евхаристических молитв имели силу самой проповеди.

Во время богослужения через радиоэфир пришло целеуказание. Дежурный расчет молча, без шума покинул собрание, и наш храм заметно опустел. Я посетовал о том, что ребята не причастились, и продолжал богослужение. Провожая взглядом парней, мне пришла на память мысль, высказанная как-то Хомяковым: «Каждый из нас постоянно ищет того, чем Церковь постоянно обладает». И в самом деле, мы, не будучи святыми, ищем святости и редко выводим ее за пределы иконостасов наших храмов. В то же время Бог ежечасно являет святых в святости Своей церкви, надо только уметь видеть святость Христову в простых людях. Каждого человека можно видеть как образ Божий, в сиянии Света Тихого, но для этого между ним и тобою должен стоять Христос. Такой взгляд на человека даётся через молитвенный труд и жертвенную любовь, но когда навыкнешь к нему, нет места ни раздражению, ни неприязни и даже бранное слово не может сорваться в сторону ближнего.

«Святая святым» – звучит литургический возглас в собрании верных. «Един свят, един Господь Иисус Христос» – отвечает Церковь. Мы – собор в святом Теле Христовом и святы святостью Христовой. Пронзительное ощущение святости вот этих «несвятых» парней не покидает меня всякий раз, когда я стою между ними и св. престолом Евхаристии. Русский человек глубоко чувствует религиозную истину. Святость святых совсем не обязательно уравнивать с праведностью жизни. Святой может и не быть праведником, как это явлено в истории церкви в бесчисленном множестве страдавших за веру мучеников. Но верно и другое: внешне благочестивый, и внешне праведный, может быть и даже очень набожный человек, в обстоятельствах, когда нужно являть нечто большее, не свят перед Господом. «Пребудьте в любви Моей» (Ин.15:9) – сказал Он ученикам Своим. Любовь есть первоисточная сила святости, и мерится она не словами и чем-то внешним, но готовностью «положить душу за други своя». Поэтому война это не только ужас, жестокость и смерть, но и время святости святых, если только ведется она за правое дело, и воин взыскует правды Божьей.

Богослужение близилось к концу, шло причастие, как вдруг в нашу «вифлеемскую пещеру» лязгая оружием стали спускаться возбужденные и запыхавшиеся от энергичной работы бойцы. Это был тот самый дежурный расчет – парни отработали цель и поспешили вернуться на богослужение. Храм снова переполнился, как в самом начале. «А могли ведь и не возвращаться, подумал я, продолжая причащение бойцов, сколько у ребят текущих дел, да и отдохнуть надо после тяжелой боевой работы. Это и есть вера святых! На этот раз мы не расчехляли свою фронтовую звонницу с тем, чтобы не привлекать внимание противника и не выдать место дислокации батареи, все перемещения здесь по возможности делаются скрытно. Но в самой землянке звонарь Вадим Мартовой дал настоящий концерт, порадовав бойцов своими задушевными песнями под гитару.

 

 

В густом сумраке землянки с пронзительной силой звучали слова песни Отечественной войны: «Тёмная ночь разделяет, любимая, нас, и тревожная, чёрная степь пролегла между нами...». Помню, с какой горечью я вглядывался в лица ребят, понимая, что им идти в бой и, может быть, кому-то из них завтра суждено погибнуть. Много месяцев прошло с тех пор, а у меня все они перед внутренним взором в молитве, облеченной в стихотворные строки: «Какие прекрасные лица, и как безнадежно бледны...». Я не запомнил их имен, да разве всех упомнишь. Но эту литургию и эти лица ребят я храню в памяти как драгоценное сокровище своего сердца. Есть у священноинока Аверкия Белова удивительные, теплые строки, будто бы сказанные в адрес всех этих истосковавшихся по дому ребят, которые можно произносить и как молитву, и как благопожелание:

Везде писали раньше: «Миру – мир!»

Добавим к этому любовно: «Миру – миро!»

Пусть вас и рядовой, и командир

Ждут мироносицы в уютности квартир,

А всё мирское пролетает мимо.

После богослужения командир сопроводил нас до штаба дивизиона, где мы попрощались, с обещанием никогда не разлучаться в молитве и, если Богу будет угодно, снова встретиться на дорогах войны.

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Олег Червяков
Крест русского солдата
Записки военного священника
30.10.2024
Лепта вдовицы
Встречи на дорогах войны
28.10.2024
«Идет странник издалека...»
Встречи на дорогах войны
22.10.2024
«Славы русской вечный зов…»
Записки военного священника
17.10.2024
«Восток имя Ему»
Записки военного священника
05.09.2024
Все статьи Священник Олег Червяков
Освободительный поход Русской армии на Украину
«Это диверсия в нашем тылу со стороны врагов»
Поступать с телефонными и кибермошенниками и с теми, кто из «крышует», в условиях войны надо гораздо более жестко
08.03.2025
«Всё, что формулирует Трамп, абсолютно неприемлемо для нас»
Целью Трампа не является облегчение жизни России, а получение на нашем направлении мира, приемлемого для Америки
08.03.2025
Под обстрелом фитнес-часы мне говорят: «У вас стресс!»
Как выпускница академии балета и байкерша оказалась в штурмовой роте на СВО
08.03.2025
Трамп и Маск: границы возможностей
России нужно просто не реагировать ни на угрозы, ни на зазывания США
08.03.2025
«Для России важен не только мир, но и 
отстранение фашистов от власти на Украине»
08.03.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
С кем вы, мастера халтуры?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
10.03.2025 00:05
Праздник русских женщин
Новый комментарий от Vladislav
09.03.2025 23:00
Так кто же всё-таки Удерживающий?
Новый комментарий от С. Югов
09.03.2025 20:17
«Стоит ли отдавать дочь в класс с нерусскими?»
Новый комментарий от Калужанин
09.03.2025 19:28
Как часто надо причащаться?
Новый комментарий от Виктор Фролов
09.03.2025 17:31
В чём заключается «благовестие» Мартина Хайдеггера?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
09.03.2025 17:20