12 апреля в деревне Варишпельда, расположенной в самом сердце Водлозерского парка в Пудожском районе Карелии сгорел дом семьи священника Олега Червякова, настоятеля храма прп. Диодора Юрьегорского. Отец Олег – основатель и первый директор Национального парка «Водлозерский» – вместе с супругой матушкой Натальей на протяжении многих лет возрождает духовное наследие Водлозерья, восстанавливает храмы и часовни. Подробнее о подвижнической деятельности священника Олега Червякова можно прочитать на сайте Петрозаводской епархии в материале по этой ссылке.
В день пожара батюшка находился в командировке в зоне боевых действий. «Русская народная линия» публиковала его фронтовые заметки.
Ниже мы публикуем письмо известного православного писателя Юрия Рассулина с просьбой помочь погорельцам, а также небольшую заметку самого отца Олега о постигшей его семью беде.
Отец Олег не хотел обращаться с просьбой о помощи. Только настойчивость Ю.Ю. Рассулина позволила узнать номер телефона к которому привязана банковская карта о. Олега: +7-911-426-41-02 (Олег Васильевич Ч.)
Усилиями и хлопотами священника Олега Червякова в Водлозерском крае воздвигнуты 5 храмов, установлены поклонные кресты, реставрированы часовни, облагорожены святые источники. После реставрации вновь предстал в своем великолепии Ильинский погост. Подлинным чудом Божиим и свидетельством Его неизречённой милости является воссоздание Троицкой обители прп. Диодора на Юрьевой горе, а также чудесное обретение святых мощей самого прп. Диодора и его ученика и последователя прп. Прохора.
После многих трудов в невероятных обстоятельствах батюшка Олег с матушкой Натальей поселились в воссозданной ими же деревне Варишпельда – удивительном уединённом месте, полюбившемся тем, кто побывал хоть раз в тех местах.
И вот случилось беда. Уникальный дом, в котором жили батюшка Олег и матушка Наталья в деревне Варишпельда на берегу Водлозера сгорел дотла вместе со всем скарбом и нажитым. И в монастырях, и в церквах живут и служат Богу люди, которые нуждаются в теплоте, пище и крове, и Господь не презирает их нужды, а подаёт каждому по потребности. «Милости хочу, а не жертвы», – слова Спасителя. Милость и милосердие – великие духовные категории, духовные инструменты, духовные посохи, путеводители людей в Царство Небесное. «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом», – не напрасно написаны слова эти святым апостолом Иаковом.
Не оставим же отца Олега и матушку Наталью в беде. И Бог не оставит нас.
Дорогие братья и сёстры, просьба материальную помощь отцу Олегу и матушке Наталье Червяковым переводить на карту о. Олега по номеру указанного телефона: +7-911-426-41-02 (Олег Васильевич Ч.).
Юрий Юрьевич Рассулин, православный писатель
В тот день случилась беда
В этот день у нас случилась большая беда – загорелся и сгорел дотла наш дом в Карелии. Я построил его в заповедной глуши четверть века назад. Мы с матушкой взялись тогда за невозможное – мы решили возродить из небытия старинную водлозерскую деревню Варишпельда, покинутую жителями больше полвека до нас. Нам было важно показать еще оставшимся жителям Водлозерья саму возможность такого небывалого дела. Мы пришли буквально на пустое место, бывшие пашни и сенокосы заросли лесом и малинником, ни дорог, ни троп, вокруг необозримые водные пространства и нетронутые леса... Мы мало чем отличались от новгородцев, обживавших эти дикие места в XV веке и основавших нашу деревню «в два двора».
Поля мы расчистили и распахали, завели крестьянское подворье, построили храм Божий в честь образа Спаса Нерукотворного, а дом из звенящих от смолы сосновых брёвен построили по старинке, с помощью одного только топора и тесла, с тесовыми же кровлями, затейливой резьбой, шеломами, потоками и сороками на кровле.
Это был традиционный северный дом-комплекс, не побоюсь сказать, украшение всего Водлозерья и местный шедевр деревянного зодчества. Благодаря книгам, архивам и собраниям музейных раритетов и местных реликвий, наш дом «на острове» стал местом собирания всей нашей Водлозерской общины и средоточием того, что мы именуем «русским миром».
Без видимой причины сгорело всё, но, слава Богу, все живы!
Каждый раз, отправляясь на Донбасс, я ожидал чего-то подобного и даже худшего, но не мог знать того, с какой стороны будет нанесён удар. Враг занёс уголёк с пожара донбасской войны в наш мирный заповедный уголок. Но это была не иначе как цена фронтовой литургии.
Что ж, за все нужно платить. Наши парни на передовой отдают жизни, мы же пожертвовали всего лишь имуществом.
Но более всего в той ситуации меня восхитила матушка Наталья. Идя как обычно поутру в хлев на другой конец деревни в сторону леса, ей на встречу понеслась ошалевшая от собачьего лая лошадь. Натоптанная тропинка была узкой и в глубокий снег не сойти так, что с лошадью было никак не разминуться. Все решалось мгновением, и матушка ловким движением руки остановила несущуюся на нее лошадь, припомнив некрасовское: «Коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет...».
На последних словах матушка обернулась на дом, как-бы предчувствуя неладное. Выйдя после дойки из хлева, матушка увидела свой дом уже объятый пламенем...
Сидя на пепелище всей нашей жизни в этой деревне, она передала мне просьбу ни в коем случае поездку не прерывать и делать всё положенное по намеченному плану. «Я из огня вышла другим человеком, – сказала она, – и теперь знаю, как нужно молиться за людей на Донбассе, все потерявших в огне войны...»
Священник Олег Червяков, Водлозерье, Карельская епархия