«Идет странник издалека...»

Встречи на дорогах войны

Освободительный поход Русской армии на Украину 
1 Человек 
375
Время на чтение 15 минут
Фото: Из архива автора. Кременная под обстрелами ВСУ

Записки военного священника

Миновав лесной массив, уже в глубоких сумерках мы, въехали в Кременную. С начала СВО этот небольшой шахтерский городок, входящий в Северодонецкую агломерацию, имел стратегическое значение, потому что через него проходит путь на Краматорск, находящийся отсюда всего в часе езды.

18 апреля 2022 года российские войска атаковали Кременную со всех сторон и уже вечером следующего дня взяли город под свой полный контроль. По словам местных жителей электричества и газоснабжения в городе не стало задолго до подхода российских войск, а централизованного водоснабжения буквально накануне – украинские власти подорвали насосные станции. Власти хотели, чтобы все население выехало из города, распространяли панические слухи о готовящихся расправах над местным населением со стороны русских, но люди в большинстве своем уезжать не стали.

Вот уже два с половиной  года как Кременная находится в зоне боевых действий и едва ли не ежедневно обстреливается с украинской стороны. Незадолго до нашего приезда город подвергся жестокому артобстрелу. Дымились разрушенные дома, пожарные еще продолжали бороться с огнем, на улице военные суетились у разбитой автоколонны и подбитого прямым попаданием танка Т-72. По всей вероятности, целью обстрела и было уничтожение этой колоны. Над головой «отмстить неразумным хазарам» на предельно малой высоте пронеслась в сторону «немцев» боевая тройка ударных вертолетов К-52 и Ми-8. Они возникают всегда неожиданно, и от мощи, восторга и ужаса невольно хочется прижаться к земле…

 

Уже смеркалось, когда мы подъехали к условленному месту, где нас должен был встречать командир дивизиона. Но мы задержались в пути, опоздали на целых сорок минут, и нас не дождались. Маячила перспектива незапланированного ночлега в Кременной. Я стал смотреть по сторонам совершенно опустевшего, казавшегося безлюдным то ли городка, то ли большого села. Я размышлял над тем, как мы пойдем по улице и будем стучать в потемках в калитки домов частного сектора, и как будут таиться от нас испуганные местные жители. И тут я заметил бредущую нам навстречу по улице еще дымящегося после артналета поселка старушку. Она выглядела довольно бодрой. Ее нисколько не смущала грохочущая и лязгающая гусеницами броня, которая нагоняла ее, и ей раз от раза приходилось уступать дорогу тяжелой технике. Пожилая женщина останавливалась и крестила с поклоном проходящие танки и бронемашины с сидящими на броне бойцами, что-то произносила, но разобрать слов из-за грохота и лязга брони не было никакой возможности.

Увидев старушку, и то, как она встречает военных, я обрадовался – появилась надежда не остаться на ночь посреди села. Я вышел навстречу и поздоровался, бабушка поклонилась и, узнав, что я военный священник, с трепетом приняла благословение. Мы познакомились, бабушку звали Лидия. Она человек истовой веры и того типа простонародного благочестия, которое мы сегодня можем встретить разве что на страницах житийной литературы, в повествованиях о странниках и юродивых. Старушке уже много за семьдесят, всю свою жизнь она прожила в Кременной, а вера ей досталась, как она сказала, от мамы и бабушки. Когда я поделился нашим затруднением, Лидия рассказала свою недавнюю историю, как ей пришлось приютить двух отставших от машины солдатиков.

- Пришли два солдата, – в своей особой, непередаваемой манере рассказывала старушка, – и говорят мне: мать, пусти на ночь, мы отстали от машины, две улицы прошли, и никто даже к калитке не подошел. Я говорю им: если Господь прислал вас, то, значит, я принимаю. Они зашли ко мне, умылись, покушали, и положились спать, а утром встали, поблагодарили и ушли. Вот и вас Бог послал, милости прошу, места на всех хватит.

- Другие, значит, не отворили, а Вы не побоялись пустить незнакомых солдат, почему так? – стал я допытываться у старушки, чтобы уяснить для себя, с кем мы все же имеем дело. Нас не раз предупреждали об осторожности при общении с населением освобожденных территорий. Да я и на своем опыте знал это, а тут нам предстояло зайти в дом и сесть за обеденный стол.

- А я вам сейчас расскажу, все сами узнаете, – старушка перекрестилась, с каким-то удивительным воодушевлением произнесла: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь» и стала нараспев по памяти читать духовные стихи:

Идет странник издалека и устал в своем пути,

День склонялся в сумрак ночи, не могу приют найти.

Входит он в село большое, отдохну, быть может, я.

Но лишь в келью постучался, – нету места для тебя,

К другой келье он подходит, слышит, тот же был ответ:

Келья занята другими, для тебя уж места нет.

К третьей келье он подходит, стучит нежною рукой,

Слышит строгий голос грубый: не стучи, не беспокой!

Со слезами он проходит от одних дверей к другим,

А приюта не находит, все закрыто перед ним.

- Я младенцем был гонимый, и теперь гонимый я,

Что ж я миру сделал злое, ненавидят все меня?

Он проходит все селенье, вот избушка на краю,

Постучусь я в эту келью, может быть приют найду?

Открывает дверь старушка, престарелая, больна,

Приглашает со слезами гостя радостно она.

- Чем, скажи, ты нездорова, – странник спрашивал ее, –

Иль грехи терзают душу, или бедное житье?

- Нет, житье мое богато и душа моя чиста,

Я люблю людей как братьев и люблю свого Христа.

Он прийти может как странник, и больным Он может быть,

Иль малюткой захудалой, - всех Христос велел любить.

Но люди гибнут от безверья, нет любви в них и искры.

Каждый зло таит для брата, и не чтут Бога они.

Через это я болею, и болит моя душа.

Жалко, гибнут от безверья, и забыли про Христа!

Странник снял свою одежду, просиял как белый снег.

Она в ноги ему пала, а его уж больше нет.

Она встала с умиленьем, очи полны ее слез,

С ней беседовал не странник, с ней беседовал Христос.

На последних словах старушка растрогалась от умиления, смахнула слезу и тут же говорит:

- А хотите, я вам молитву Архистратигу Божьему Михаилу расскажу, он ой как помогает военным-то! Вот послушайте! – и она, снова перекрестившись, начала говорить нараспев, с вдохновением и такой силой, будто бы сам небесный Архистратиг стоит перед нею, и эта последняя в ее жизни молитва:

Великий чудный Михаил, как сладко имя твое мне,

Ты мне помощник в этом мире, ты мне отрада на земле.

Но я страшуся дерзновенья, какое чувствую к тебе,

Я вся в грехах, в уничиженьи, как щепка малая в воде.

А как взглянёшь ты светлым глазом на землю мрачную греха

И на людей, забывших Бога, забывших и самих себя.

Ты горних сил всех повелитель, ближайший зритель Божества,

Святой Троицы служитель, судеб таинственный слуга.

В своем величии безмолвном своих страдальцев не забудь,

Здесь на земле, и там за гробом всегда заступником нам будь. Аминь.

Я был поражен услышанным. Передо мною был не литературный и не театрально-постановочный, а живой пример вдохновенной духовной поэзии, идущей из самих глубин народной души. Не скрывая своего восторга и удивления, я спросил старушку:

- Откуда это у вас?

- Это мне это от бабушки досталось. И бабушка, и мама у меня верующие были, и от них я вере научилась, а соседи все меня за веру ненавидят! Но это ничего, и Господа нашего гнали, а Он всем всё прощал, и я ни на кого зла не держу.

- Как люди здесь относятся к тому, что русские пришли? – продолжали мы разговор.

- Проклинают русских солдат! А я говорю им, что это Богом послано, это начался суд, это за наши грехи! Не хотят слышать!

- А вы-то сами рады, что русские пришли, ведь война, разруха, столько горя вокруг?

- Да, я с русскими солдатиками дружу. Тувинцы меня полюбили, ходят ко мне, а я говорю, что, мол, не ходите, а то соседи меня раздерут. Они ненавидят их, говорят: что ты этих дикарей принимаешь, как не боишься? А они тоже ведь люди! Придет один из них и говорит: бабушка, дай мне «ицо». Спрошу сына Володьку, у него куры, наварю им десяток-другой, даю. Они берут, благодарят. Потом человек по десять на ночь приходят, а как не пустить когда просятся? С людьми так надо, тогда не будет зла! А ваших-то я ждала! Нам-то тут каково при бендери было!

- Расскажите, бабушка, как было, когда в 2014-м бандеровцы пришли.

- Тогда впервые и начались обстрелы, а бендери ехали на Луганск, да ничего-то у них тогда и не вышло. Богу, значит, не было угодно. Так вот, едут они на больших машинах, да на броневиках, – продолжала старушка, – а я языката, возьми, да и спроси у одного, он у них был старшой:

- Куды ты едешь, куды собрался?

Он мне в ответ: тебя защищать, старая. Я ему: от кого ты меня защищать-то собрался, хлопец, в своем ли ты уме? Он мне: от сепаратов, не знаешь что ли! Ну тут я и зацепилась, разошлась не на шутку и говорю ему:

- Где же те сепараты, где ты видел их? Может, я по-твоему сепарат, так и стреляй в меня, зачем далеко едешь!

Он стал у машины, продолжала свой рассказ старушка, берет меня за воротник, смотрит мне в глаза, а у самого в глазах злость такая, не по себе мне даже стало в ту минуту, и говорит:

- Вот я сейчас тебя арестую, и десять тысяч за тебя получу как за сепора, а тебя загребут, и поминай бабку как звали! – Засмеялся даже от удовольствия.

А я не растерялась, я по-бендерски умею, и говорю ему:

- Ту нашу мене братэ, то я мало буты бендерка, то с Иванофранкивська, ту мэшкаю, то мени то я пойду и росскажу… – рассказчица вдруг заговорила «по-бендерски» в такой интонации и на таком неведомом мне наречии, что мне словами передать это невозможно.

Тут он мне: Бабусю! И давай меня обнимать, – продолжала свой рассказ старушка, – Вот видите, батюшка, как бендера за бендеру. А у нас-то кождый сам за себя! Обижали нас, грабили, брали из домов что только хотели. А сейчас тем, кто из Донбасса в Польшу уезжал – и много таких даже из Кременной и Лисичанска – так им в магазине даже хлеба не дадут, говорят, что вы нам тут жизнь испортили. Все должны жить, как Господь сказал: «возлюби ближнего своего, кто возлюбит детей больше Меня, тот недостоин Меня», а я Бога люблю больше, чем детей своих, а их у меня трое. Встаю, беру крест и молюсь так: «Иисус ты со мной, и я с Тобой, не бросай меня». А когда забываю чего, говорю: «Господи, научи меня молиться и сам во мне молись».

Бабушка Лидия на улице г. Кременная

За разговором совсем стемнело, старушка стала звать нас к себе на ночлег, как вдруг нас осветили фары «уазика». Машина остановилась, и нам на встречу вышел взволнованный командир. Оказалось, что ему передали по служебным каналам связи, о том, что мы его ждем, и он очень торопился успеть до темноты. В расположение артиллеристов мы ехали уже в полном мраке, с погашенными в целях светомаскировки фарами. Ехали по каким-то лесным проселкам, машина вязла в песке, и ее то и дело приходилось цеплять тросом за шедший впереди нас «Урал». Вечер мы провели в чистой и уютной землянке за разговорами с командиром и его начальником штаба, татарином по национальности, но таким же «карелом» по душе и характеру. Наутро была литургия, затем крещение воинов и праздничный концерт.

День был воскресный, по-летнему яркий и солнечный. Божественный алтарь располагался прямо в лесу посреди стройных сосен, здесь же была выставлена наша походная концертная звонница. Я увлекся богослужением, десятки людей внимали словам евхаристической молитвы, никто даже не шевелился. Я немного забылся. Обстановка чем-то напоминала нашу Дальнюю пустыньку на Варозере – такие же стройные сосны и много-много света. Всюду земляночки – прямо таки как моя келья-полуземлянка при часовне в лесу… А народа-то сколько, молодежь, радость какая! Но что же здесь делают эти большегрузные автомобили, спрятанные между деревьев и так старательно укрытые масксетями, почему те же сети растянуты над головой, а все эти люди стоят с оружием наперевес? Скоро приходит осознание: мы на войне. И лес этот – не водлозерские заповедные кущи, здесь линия фронта, здесь совсем рядом ужас и смерть. И моя задача свидетельствовать всем этим парням, что Христос Воскрес! И смерти больше нет!

Командир дивизиона все устроил нам для богослужения и обеспечил «стопроцентную» явку личного состава, сам же не появился ни на богослужении, ни на концерте, хотя музыка через колонки и колокольный звон разносились по пустынным Кременским лесам на многие километры. Мое удивление разрешилось, когда я узнал, что командир срочно отбыл из расположения по важному делу. Вскоре выяснилось, что ездил он в соседнюю часть для того, чтобы взять на время радиостанцию «Гранит» для связи с разведкой. Сегодня же ему надо было вернуть эту станцию и предстояло проделать такой же опасный путь под обстрелами. По случаю оказалось так, что я вез в Луганскую артбригаду партию «Гранитов» в подарок. Когда я преподнес командиру и начальнику штаба от лица создателя волновой сети «Гранит» две заветных коробочки, я прочитал на лицах боевых командиров совершенно детское, беззаветное счастье. Отцы-командиры приняли эти коробочки, словно Божье благословение, и уверен, что они не были бы счастливы больше, если бы им вручили ключи от квартиры в новом доме.

На обратном пути мы не преминули заехать к бабушке Лидии по её адресу, чтобы передать ей просфору с нашей воскресной службы и попрощаться. Не скрою, меня тянуло встретиться с этой удивительной женщиной вновь, хотя бы и ненадолго. Ее крепкий и добротный дом из камня с ухоженным садом, конечно же, не напоминал «бедную келью» из ее же стиха про странника. Но само жилище действительно было похоже на монашескую келью, увешанную образами, иконками и вырезанными из церковных календарей картинками. Посередине стоял аналой, на котором был разложен часослов и висели четки. Из разговора я узнал, что эта ветхая старушка совершает ежедневно по 300 земных поклонов с Иисусовой молитвой, но при этом не считает себя достойной монашества. Этот разговор «на пороге» с бабушкой Лидой снова затянулся на добрых полчаса и поразил меня еще больше, чем накануне. Лидия говорила без остановки, живо и нисколько не запинаясь, произносила на память рифмованные молитвы и духовные стихи. Я был немало удивлен такой ясной памяти этой пожилой женщины, но вскоре обнаружил, что бабушка Лида не просто читает стихи по памяти, но именно рифмует свою речь! Хотелось остаться до вечера и не прерывать общения, но до комендантского часа надо было успеть в Лисичанск, где нас уже ждали в штабе дивизиона Луганской артбригады.

Для меня встреча с бабушкой Лидой в Кременной стала настоящим откровением. Николай Бердяев писал, что в России откровение о человеке может быть лишь религиозным. Познание Христа в сердце – таков абсолютный дух России, в котором все должно идти от внутреннего, а не от внешнего человека. Русь свята лишь в том смысле, что почитает святых и святость, в святости видит свой идеал и высшее состояние жизни, в то время как на Западе видят высшее во внешних достижениях, будь то наука, культура или материальное благополучие.

***

От редакции РНЛ. Напоминаем боголюбивым читателям, что 12 апреля в деревне Варишпельда, расположенной в самом сердце Водлозерского парка в Пудожском районе Карелии сгорел дом семьи священника Олега Червякова, настоятеля храма прп. Диодора Юрьегорского. Отец Олег – основатель и первый директор Национального парка «Водлозерский» – вместе с супругой матушкой Натальей на протяжении многих лет возрождает духовное наследие Водлозерья, восстанавливает храмы и часовни. Подробнее о подвижнической деятельности священника Олега Червякова можно прочитать на сайте Петрозаводской епархии в материале по этой ссылке.

В день пожара батюшка находился в командировке в зоне боевых действий. «Русская народная линия» публикует его фронтовые заметки.

Отец Олег не хотел обращаться с просьбой о помощи. Только настойчивость Ю.Ю. Рассулина позволила узнать номер телефона к которому привязана банковская карта о. Олега: +7-911-426-41-02 (Олег Васильевич Ч.)

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Олег Червяков
Крест русского солдата
Записки военного священника
30.10.2024
Лепта вдовицы
Встречи на дорогах войны
28.10.2024
«Славы русской вечный зов…»
Записки военного священника
17.10.2024
«Восток имя Ему»
Записки военного священника
05.09.2024
Каин и Авель
Записки военного священника
29.08.2024
Все статьи Священник Олег Червяков
Освободительный поход Русской армии на Украину
Что есть Нация?
Отклик на доклад Н.К. Симакова: «Русская идея у И.А.Ильина» (РХГА, 20.12.2024)
21.12.2024
Сталин и Путин – их ответы на вызовы времени
Что сегодня нужно для победы?
21.12.2024
О здравом смысле бытия
Всячески поддержим нашего Президента, армию, оборонную промышленность, волонтёрское движение страны, всех, кто не жалеет сил и жизни для Победы
21.12.2024
У них всё возможно
Что происходит в Америке?
21.12.2024
С падением Сирии наступают последние времена?
Судьбы мира решаются на Украине или на Ближнем Востоке?
21.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Валерий
22.12.2024 11:34
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Русский танкист
22.12.2024 11:24
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Валерий
22.12.2024 11:23
«Он возвысил достоинство наше, представляя героические подвиги»
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
22.12.2024 09:23
Сталин и Путин – их ответы на вызовы времени
Новый комментарий от Александр Волков
22.12.2024 09:19
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Алекс
22.12.2024 09:15
Пастыри и наемники
Новый комментарий от Советский недобиток
22.12.2024 08:12