Об отличии воспитания детей в Норвегии и России

Семья 
0
1084
Время на чтение 7 минут
Фото: Д.Михайлова, РНЛ

 

 

Прочитала на одном из ресурсов в интернете интересный материал – беседу с нашей соотечественницей, сейчас живущей в Норвегии. Мне кажется, будет интересным представить прошедшую публикацию читателям. Тема её – воспитание детей в этой скандинавской стране.

Гражданка Российской Федерации и Королевства Норвегия, свободно владеющая английским и норвежским языками, ранее окончила Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского по специализации юриспруденция. По специальности работала в центральном офисе банка ВТБ в Москве. Окончила АНО Дополнительного Образования «Дипломатические Курсы» «Курсы МИД» при Министерстве иностранных дел Российской Федерации.

Прибыв на жительство в Норвегию, успешно закончила Норвежский университет естественных наук, степень – бакалавр наук, специализация «Международная окружающая среда и учение о развитии», а затем Университет Юго-Восточной Норвегии, 2021 г., степень – магистр наук, специализация «Права человека и мультикультурализм». Защитила магистерскую диссертацию на тему: «Права человека коренных народов в стратегиях корпоративной социальной ответственности. Сравнительный пример нефтегазовой отрасли в Российской Федерации и Королевстве Норвегия». Проживает в городе Драммен, находящемся в сорока километрах от столицы страны Осло. В семье растёт сын, у которого также гражданство Норвегии и Российской Федерации. Иными словами – собеседник интернет-ресурса – человек образованный, опытный и немало чего на свете повидавший. А значит, имеет возможность многое сравнить и осмыслить.

Сразу хочется отметить, что в каждой стране воспитывают детей, исходя из выработанных веками традиций и условий жизни. Например, нельзя одинаково вводить в окружающий мир ребёнка, родившегося на Крайнем Севере и в Африке. К тому же у всякого народа есть свой темперамент, национальные особенности характера.

В представленном материале интервьюируемая отмечает:

Наверняка многие наслышаны про норвежскую ювенальную юстицию, которая строго блюдёт права детей на счастливое детство. В системе много огрехов, о чём говорит количество дел в Международном суде по правам человека против норвежской службы опеки (Barnevern). Но факт остаётся фактом: при подозрении на физическое или психологическое насилие в семье ребёнок изымается незамедлительно, а уже потом разбираются обстоятельства. Причём насилием считается и шлепок по попе, и повышенный голос, и раздражение, одёргивание ребёнка. Также считается недопустимым ссориться в присутствии детей или употреблять алкогольные напитки. О своих подозрениях на ненадлежащее обращение с ребёнком сообщат соседи, друзья, а у врачей, воспитателей и учителей вообще такая обязанность установлена законодательно.

Тут сразу настораживает три момента.

Первое – призыв к всеобщему, поголовному, тотальному доносительству и слежке друг за другом. Сразу в памяти возникает ассоциация с гитлеровской Германией – вот уж где доносительство было возведено в добродетель!

Второе – изъятие ребёнка из семьи. Неужели органы «защиты ребёнка» действительно считают, что лишив его родителей за «повышение на него голоса», они делают для этого малыша благо, превращая его при живых родителях в сироту?

Уже сколько лет на телеэкранах демонстрируются программы, где дети, по каким-то причинам потерявшие родителей, ищут их всю оставшуюся жизнь, обращаясь к помощи телевизионных каналов. Нанесённая рана не заживает всю жизнь. А тут эта рана наносится за «одергивание ребёнка».

Третье – ребёнок «изымается незамедлительно». Да это что, вещь бездушевная, что ли, которую можно, словно мебель или испорченную бытовую технику, «изымать» для ремонта в мастерскую, где дадут заключение, может она дальше служить людям, или её пора списывать?

Узнаешь подобное, и невольно начинаешь понимать – мир постепенно сходит с ума.

Хотя – это не мир. Ведь кто-то в общественное сознание вводит эти новейшие критерии социального общения, всемирную унификацию людей.

Иными словами, ребёнок в Норвегии – главный гражданин страны с множеством прав и без всяких обязательств.

К чему это может привести?

Советский поэт Сергей Михалков ещё в ХХ веке описал, что происходит в «свободной детской стране» без надзора родителей в шуточной детской книжке. Ну а если без шуток: ребёнок должен быть свободен, жизнерадостен – какой же разумный человек против этого?

Ребёнка не должны ни к чему понуждать. Чем может обернуться эта сверх свобода маленького гражданина страны для общества в целом?

Девушка в своих ответах замечает:

Норвежская система образования отличается от российской. В основном расслабленностью и отсутствием стресса для детей и родителей. Сразу оговорюсь, что, на мой взгляд, образование слишком расслабленное, и порой это играет злую шутку. Норвегия входит в число стран с самой низкой долей населения с высшим образованием. Статистического управления Норвегии (SSB), 34% населения имеют высшее образование (менее 4 лет университета, бакалавриат), а 10% — продолжительное высшее образование (более 4 лет университета, например, магистратура). Мы, кстати, отдали сына в частную школу по причине низкого уровня образования в большинстве государственных школ.

Но дальше приводятся и вовсе для нас, получивших образование в российских школах и высших учебных заведениях РФ удивительные факты:

Обязательная школа длится 10 лет: 7 лет детской школы (Barneskole) и 3 года подростковой (Ungdomsskole). В детской школе не ставят оценки и в целом требования к обучению достаточно лояльные. Например, для работы в норвежских садах и детских школах не обязательно педагогическое образование. Вернее, формально оно обязательно, но на практике — увы. Недавно видела статистику, что в школах Осло 2/3 учителей без педагогического образования…

Выходит, «изымать» ребёнка за малейшее подозрение в отношении родителей можно, а качественно его обучать – вовсе не обязательно? Более чем странная логика.

Но читаем дальше.

Если ребёнок сидит долго с домашней работой, то ему будут задавать меньше. На второй год здесь не оставляют, выпустят ровно через положенные 10 лет, пусть даже с единицами по всем предметам…. Также, по моему опыту (а я закончила в Норвегии бакалавра и магистра в дополнение к российскому высшему образованию), достаточно много студентов бросают учёбу из-за неожиданного пресса, который обрушивается на них в университете: экзамены, семинары, презентации. Норвежские школы к этому, видимо, не готовят. Кстати, в этом семестре я сдала магистерскую диссертацию — единственная из своего потока. Остальные отложили сдачу на осень... Статистически вовремя заканчивают учёбу не более 30% студентов норвежских университетов.

До старшей школы (даже в спортивных секциях) нельзя выделять одного ребенка над другими… Класс усредняют под самых слабых. Твоему ребёнку может быть скучно, потому что он уже считает в уме, а кто-то не знает цифр до 10. Но класс подстроится под того, кто ничего не знает, чтобы он не чувствовал себя ущемлённым. Это большая проблема. Потому что по закону школа должна подстраиваться под нужды каждого ученика и давать ему задания по уровню. Но это скорее исключение. На практике большинство учителей не будут утруждаться, и просто будут ориентироваться на слабейшего.

Что ж, такая небольшая страна, как Норвегия, видимо, может себе позволить такие условия получения образования, но никак не космическая держава, или держава, стремящаяся следовать всем техническим новшествам в мире.

Хотя, в идеале, всякой стране нужно грамотное, образованное, талантливое население. Но для этого необходимы, как мне кажется, стимулы, поощрения и, возможно, методы понуждения.

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание из впечатлений русской, оказавшейся в Норвегии.

У нас был визит к медсестре, когда она осматривает ребёнка, проверяет зрение, слух, тестирует уровень его развития, некий аналог российского медосмотра. Медсестра рекомендовала при разговоре с ребёнком не говорить, что у него будет любимая девушка, а нужно говорить в среднем роде, чтобы если ребёнок станет геем, он не постеснялся сказать об этом родителям. В целом Норвегия всё же лютеранская страна, и я бы не сказала, что подобный нейтралитет приветствуется обществом, но он определенно отвоёвывает свои позиции.

По моему убеждению, каждая страна сама вправе выбирать свой путь в воспитании подрастающего поколения.

Никакие универсальные методы тут неприемлемы. Но неплохо временами повнимательнее взглянуть и на чужой опыт в этом вопросе. Взять из него что-то полезное, а от чего-то и полностью отказаться.

Страны, как и всякая человеческая личность, индивидуальны и неповторимы. Так было задумано при сотворении мира изначально.

Всякий универсализм это изначальное разрушает.

Во благо ли это человечеству?

Павлова Наталья родилась и училась в Нижнем Новгороде. Окончила Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ) по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Автор журнала «Вертикаль. ХХI век». Живёт и работает в Нижнем Новгороде.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Павлова
Журналы «Москва» и «Вертикаль. ХХI век» на фестивале «Читай Горький»
В областной библиотеке в Балакиревском зале прошла презентация новых номеров журналов
09.10.2024
Прошлое и современность
Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 89, 2024 г.
04.09.2024
История страны и наше время
Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 84, 2024 г.
12.08.2024
Без анализа прошлого не будет достойного будущего
Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 88, 2024 г.
23.06.2024
Наш дар земной на небесах отмечен
Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 87, 2024 г.
18.05.2024
Все статьи Наталья Павлова
Семья
Для выживания России нужны радикальные меры!
О плюсах и минусах обновлённой демографической стратегии
19.11.2024
Многодетным – дополнительный выходной!
В Госдуме предложили четырехдневную рабочую неделю для многодетных родителей
19.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Маткапитал утратил свою актуальность?
Протоиерей Максим Миняйло предложил заменить материнский капитал на МРОТ за каждого ребенка
15.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 12:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08