Прочитала на одном из ресурсов в интернете интересный материал – беседу с нашей соотечественницей, сейчас живущей в Норвегии. Мне кажется, будет интересным представить прошедшую публикацию читателям. Тема её – воспитание детей в этой скандинавской стране.
Гражданка Российской Федерации и Королевства Норвегия, свободно владеющая английским и норвежским языками, ранее окончила Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского по специализации юриспруденция. По специальности работала в центральном офисе банка ВТБ в Москве. Окончила АНО Дополнительного Образования «Дипломатические Курсы» «Курсы МИД» при Министерстве иностранных дел Российской Федерации.
Прибыв на жительство в Норвегию, успешно закончила Норвежский университет естественных наук, степень – бакалавр наук, специализация «Международная окружающая среда и учение о развитии», а затем Университет Юго-Восточной Норвегии, 2021 г., степень – магистр наук, специализация «Права человека и мультикультурализм». Защитила магистерскую диссертацию на тему: «Права человека коренных народов в стратегиях корпоративной социальной ответственности. Сравнительный пример нефтегазовой отрасли в Российской Федерации и Королевстве Норвегия». Проживает в городе Драммен, находящемся в сорока километрах от столицы страны Осло. В семье растёт сын, у которого также гражданство Норвегии и Российской Федерации. Иными словами – собеседник интернет-ресурса – человек образованный, опытный и немало чего на свете повидавший. А значит, имеет возможность многое сравнить и осмыслить.
Сразу хочется отметить, что в каждой стране воспитывают детей, исходя из выработанных веками традиций и условий жизни. Например, нельзя одинаково вводить в окружающий мир ребёнка, родившегося на Крайнем Севере и в Африке. К тому же у всякого народа есть свой темперамент, национальные особенности характера.
В представленном материале интервьюируемая отмечает:
Наверняка многие наслышаны про норвежскую ювенальную юстицию, которая строго блюдёт права детей на счастливое детство. В системе много огрехов, о чём говорит количество дел в Международном суде по правам человека против норвежской службы опеки (Barnevern). Но факт остаётся фактом: при подозрении на физическое или психологическое насилие в семье ребёнок изымается незамедлительно, а уже потом разбираются обстоятельства. Причём насилием считается и шлепок по попе, и повышенный голос, и раздражение, одёргивание ребёнка. Также считается недопустимым ссориться в присутствии детей или употреблять алкогольные напитки. О своих подозрениях на ненадлежащее обращение с ребёнком сообщат соседи, друзья, а у врачей, воспитателей и учителей вообще такая обязанность установлена законодательно.
Тут сразу настораживает три момента.
Первое – призыв к всеобщему, поголовному, тотальному доносительству и слежке друг за другом. Сразу в памяти возникает ассоциация с гитлеровской Германией – вот уж где доносительство было возведено в добродетель!
Второе – изъятие ребёнка из семьи. Неужели органы «защиты ребёнка» действительно считают, что лишив его родителей за «повышение на него голоса», они делают для этого малыша благо, превращая его при живых родителях в сироту?
Уже сколько лет на телеэкранах демонстрируются программы, где дети, по каким-то причинам потерявшие родителей, ищут их всю оставшуюся жизнь, обращаясь к помощи телевизионных каналов. Нанесённая рана не заживает всю жизнь. А тут эта рана наносится за «одергивание ребёнка».
Третье – ребёнок «изымается незамедлительно». Да это что, вещь бездушевная, что ли, которую можно, словно мебель или испорченную бытовую технику, «изымать» для ремонта в мастерскую, где дадут заключение, может она дальше служить людям, или её пора списывать?
Узнаешь подобное, и невольно начинаешь понимать – мир постепенно сходит с ума.
Хотя – это не мир. Ведь кто-то в общественное сознание вводит эти новейшие критерии социального общения, всемирную унификацию людей.
Иными словами, ребёнок в Норвегии – главный гражданин страны с множеством прав и без всяких обязательств.
К чему это может привести?
Советский поэт Сергей Михалков ещё в ХХ веке описал, что происходит в «свободной детской стране» без надзора родителей в шуточной детской книжке. Ну а если без шуток: ребёнок должен быть свободен, жизнерадостен – какой же разумный человек против этого?
Ребёнка не должны ни к чему понуждать. Чем может обернуться эта сверх свобода маленького гражданина страны для общества в целом?
Девушка в своих ответах замечает:
Норвежская система образования отличается от российской. В основном расслабленностью и отсутствием стресса для детей и родителей. Сразу оговорюсь, что, на мой взгляд, образование слишком расслабленное, и порой это играет злую шутку. Норвегия входит в число стран с самой низкой долей населения с высшим образованием. Статистического управления Норвегии (SSB), 34% населения имеют высшее образование (менее 4 лет университета, бакалавриат), а 10% — продолжительное высшее образование (более 4 лет университета, например, магистратура). Мы, кстати, отдали сына в частную школу по причине низкого уровня образования в большинстве государственных школ.
Но дальше приводятся и вовсе для нас, получивших образование в российских школах и высших учебных заведениях РФ удивительные факты:
Обязательная школа длится 10 лет: 7 лет детской школы (Barneskole) и 3 года подростковой (Ungdomsskole). В детской школе не ставят оценки и в целом требования к обучению достаточно лояльные. Например, для работы в норвежских садах и детских школах не обязательно педагогическое образование. Вернее, формально оно обязательно, но на практике — увы. Недавно видела статистику, что в школах Осло 2/3 учителей без педагогического образования…
Выходит, «изымать» ребёнка за малейшее подозрение в отношении родителей можно, а качественно его обучать – вовсе не обязательно? Более чем странная логика.
Но читаем дальше.
Если ребёнок сидит долго с домашней работой, то ему будут задавать меньше. На второй год здесь не оставляют, выпустят ровно через положенные 10 лет, пусть даже с единицами по всем предметам…. Также, по моему опыту (а я закончила в Норвегии бакалавра и магистра в дополнение к российскому высшему образованию), достаточно много студентов бросают учёбу из-за неожиданного пресса, который обрушивается на них в университете: экзамены, семинары, презентации. Норвежские школы к этому, видимо, не готовят. Кстати, в этом семестре я сдала магистерскую диссертацию — единственная из своего потока. Остальные отложили сдачу на осень... Статистически вовремя заканчивают учёбу не более 30% студентов норвежских университетов.
До старшей школы (даже в спортивных секциях) нельзя выделять одного ребенка над другими… Класс усредняют под самых слабых. Твоему ребёнку может быть скучно, потому что он уже считает в уме, а кто-то не знает цифр до 10. Но класс подстроится под того, кто ничего не знает, чтобы он не чувствовал себя ущемлённым. Это большая проблема. Потому что по закону школа должна подстраиваться под нужды каждого ученика и давать ему задания по уровню. Но это скорее исключение. На практике большинство учителей не будут утруждаться, и просто будут ориентироваться на слабейшего.
Что ж, такая небольшая страна, как Норвегия, видимо, может себе позволить такие условия получения образования, но никак не космическая держава, или держава, стремящаяся следовать всем техническим новшествам в мире.
Хотя, в идеале, всякой стране нужно грамотное, образованное, талантливое население. Но для этого необходимы, как мне кажется, стимулы, поощрения и, возможно, методы понуждения.
И последнее, на что хотелось бы обратить внимание из впечатлений русской, оказавшейся в Норвегии.
У нас был визит к медсестре, когда она осматривает ребёнка, проверяет зрение, слух, тестирует уровень его развития, некий аналог российского медосмотра. Медсестра рекомендовала при разговоре с ребёнком не говорить, что у него будет любимая девушка, а нужно говорить в среднем роде, чтобы если ребёнок станет геем, он не постеснялся сказать об этом родителям. В целом Норвегия всё же лютеранская страна, и я бы не сказала, что подобный нейтралитет приветствуется обществом, но он определенно отвоёвывает свои позиции.
По моему убеждению, каждая страна сама вправе выбирать свой путь в воспитании подрастающего поколения.
Никакие универсальные методы тут неприемлемы. Но неплохо временами повнимательнее взглянуть и на чужой опыт в этом вопросе. Взять из него что-то полезное, а от чего-то и полностью отказаться.
Страны, как и всякая человеческая личность, индивидуальны и неповторимы. Так было задумано при сотворении мира изначально.
Всякий универсализм — это изначальное разрушает.
Во благо ли это человечеству?
Павлова Наталья родилась и училась в Нижнем Новгороде. Окончила Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ) по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Автор журнала «Вертикаль. ХХI век». Живёт и работает в Нижнем Новгороде.