Наконец-то обещанное ещё в прошлом году продолжение истории появления, становления и развития драматического театрального искусства в Нижнем Новгороде журналом представлено своим читателям в первом сдвоенном выпуске за 2025 год. И это замечательный новогодний подарок не только любителям русской литературы, но и театралам, краеведам, всем тем, кто искренне любит русскую культуру во всей её полноте и многообразии.
По сложившейся традиции для тематических выпусков журнала «Вертикаль. ХХI век», содержание книжки открывается обращением «От редакции», в котором объясняется, почему именно те или иные отрывки из давно забытых книг воспоминаний используются составителями. Это помогает читателю свободно ориентироваться в представленном материале.
Так из «Записок» народного артиста РСФСР Н.И. Собольщикова-Самарина, второе, дополненное, издание которых было выпущено Горьковским книжным издательством в 1960 году (в общей редакции В.Л. Финкельштейна, литературной редакции А.А. Бартошевич), журнал остановил свой выбор только на главах: шесть («У цели»), семь («Театр и публика»), восемь («Окружение»), девять («В новом театре»), одиннадцать («Нижегородские сезоны») и четырнадцать («Актёр и режиссёр»). Во вступительной статье это объясняется тем, что это «Удивительно яркие и глубокие строки, запечатлевшие театральную жизнь в глубине России с конца XIX и первой трети XX веков, осмысливающие её развитие в сложнейший, трагический и духоподъёмный период развития нашей страны. На страницах журнала публикуются только те главы книги, содержание которых связано с жизнью и творческой деятельностью автора в Нижнем Новгороде».
И то, что это запечатлел выдающийся деятель русской сцены, придаёт главам особую значимость в глазах нижегородцев.
Из биографической справки: «Николай Иванович Собольщиков-Самарин [28.III(9.IV).1868, Петербург, – 20.VII.1945, Горький] – русский советский театральный деятель, режиссёр, актёр, педагог. Народный артист РСФСР (1934). Настоящая фамилия – Собольщиков. Родился в семье крестьянина. Выступал в любительских спектаклях. С 1883 играл и режиссировал на клубных сценах Петербурга… В 1904 в Пензе одним из первых в провинции поставил “Вишнёвый сад”. Был активным пропагандистом драматургии Горького… в 1908-10 держал антрепризу, с 1910 был актёром и режиссёром… В 1921 году, после ухода интервентов, был назначен директором и главным режиссёром Одесского государственного театра. В период гражданской войны организовывал спектакли для рабочих и красноармейцев в южных прифронтовых городах, создавал там народные театры. В 1924 возвратился в Нижний Новгород… где работал до конца жизни, сначала как актёр и режиссёр, затем – художественный руководитель и консультант».
Вслед за мемуарами Николая Ивановича в рубрике «Собольщиковцы» публикуются отрывки из книги «Глазами артиста: воспоминания» (Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1986. Литературная запись С.А. Фиха) народного артиста РСФСР Н.А. Левкоева.
«Знаменитый нижегородский-горьковский артист, режиссёр, педагог и театральный деятель Николай Александрович Левкоев, оказавшийся в 1927 году в Нижегородском театре по приглашению Николая Собольщикова, и ставший верным помощником замечательному мастеру, оставил интереснейшие воспоминания о своей жизни на сцене. Мы публикуем главы, рассказывающие о его творческой работе в городе на Волге», – объясняется в материале «От редакции».
Из биографической справки: «Николай Александрович Левкоев [(21.X).2.XI.1891, Тамбов – 15.III.1982, Горький] – советский театральный актёр, режиссёр и педагог. Заслуженный артист РСФСР (1937), Народный артист РСФСР (1949). Лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского за исполнение роли Луки в спектакле «На дне» М. Горького (1968). Окончил Тамбовскую гимназию. В 1912 году – студент медицинского факультета Киевского университета. Участвует в любительских спектаклях. В 1919 году поступает в Киевскую драматическую школу под руководством В.В. Сладкопевцева. В 1920 году принят в труппу Второго театра Украинской советской республики имени В.И. Ленина (Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки) в Киеве. С 1924 года работает в театрах Житомира, Одессы. В 1927 году – приглашается Н.И. Собольщиковым-Самариным в Нижегородский театр драмы. Посвятил сцене 60 лет жизни. Полвека выходил на сцену Нижегородского (Горьковского) государственного академического театра драмы им. М. Горького».
Святослав Михайлович Ушаков также относится к плеяде «собольщиковцев». Работу этого актёра на сцене могло видеть и наше поколение. До глубокой старости Святослав Михайлович был энергичен. Последнюю свою роль на сцене Нижегородского академического театра драмы им. М. Горького сыграл в 94 года – портной Анпадист в спектакле «Нахлебник» И.С. Тургенева. Потому, видимо, один из немногих среди актёрского цеха, он и написал воспоминания, будучи в глубоко преклонном возрасте.
Из биографической справки: «Святослав Михайлович Ушаков (01.02.1922, Н.Новгород – 01.09.2018, там же) – советский и российский театральный актёр, ветеран академического театра драмы им. М. Горького, театральный деятель, историк театра, краевед, лауреат премии им. Н.И. Собольщикова-Самарина (2004). Родился в семье крупного специалиста по коневодству: отец и дед достигли много в этом роде деятельности… В ранней юности попав на спектакль театра драмы “Коварство и любовь”, поставленный Н.И. Собольщиковым-Самариным и с его участием, был потрясен увиденным на сцене и навсегда “заболел” театром… В 1948 году, с отличием окончив Щепкинское училище (ученик В. Пашенной и А. Дикого), по приглашению Н.А. Покровского (художественный руководитель) был принят в труппу Горьковского театра драмы. С 1959 по 1963 год служил в Казанском Большом драматическом театре имени В.И. Качалова, затем – более полувека – снова в родном театре драмы… За свою творческую жизнь сыграл более двухсот ролей».
Вячеслав Жучков многие годы преданно проработал заведующим литературной частью нижегородского театра. Он обладал широкими знакомствами в театральной и артистической среде, вёл переписки со знаменитостями. Журнал «Вертикаль. ХХI век» в своё время публиковал на эту тему некоторые очерки Жучкова, написанные очень живо. Теперь их автора уже нет с нами, но созданные им тексты не пропали.
Из биографической справки: «Вячеслав Ильич Жучков [03.II.1940, г. Горький (Н. Новгород) – 08.VIII.2022, Н.Новгород] – историк театра, краевед, театральный деятель, литератор, автор книг “Раневская и Самарина” (2004 г.), “Встречи на откосе” (2007 г.), “Майя и Саша” (2010 г.) и более 500 публикаций в журналах “Театр”, “Театральная жизнь”, в газетах “Большой театр”, “Нижегородская правда”, “Нижегородские новости” и др. Уроженец села Маресево Починковского района Нижегородской губернии. Любовь к театру сформировалась благодаря учителю в школе уже в Горьком. В школьные годы занимался в драмкружке Дворца пионеров. Окончил историко-филологический факультет Горьковского педагогического института. С 1966 по 1991 год работал преподавателем литературы, истории театра, культуры речи в Горьковском областном культурно-просветительном училище. По приглашению директора Нижегородского академического театра драмы им. М. Горького В.В. Вихрова с 1991 года и в течение более двадцати лет являлся заведующим литературной частью названного театра. В смутные и тяжелые для культуры 1990-е годы много сделал, чтобы театр оставался достойным своего высокого звания – академический».
Юрий Витальевич Лебский (26.II.1931, Нижний Новгород – 28.VI.2022, там же) преданно любил театр всю свою жизнь. Это тоже в прошлом автор нашего журнала. Заметки «Театр моей молодости» хоть первоначально и публиковались в журнале «Нижегородские музеи», но для «Вертикали. ХХI век» они были значительно расширены и дополнены.
Из биографической справки: «Учёный-радиофизик. Родился в семье выпускников Нижегородского музыкально-театрального техникума: будущего актёра, режиссёра и педагога Виталия Александровича Лебского и – актрисы и педагога Елены Григорьевны Агаповой. Рос в театральной среде. С 1937 года родители становятся актёрами театра драмы. Во время Великой Отечественной войны играет в трёх спектаклях. Закончил радиофизический факультет Горьковского государственного университета. С 1960 – зав. сектором в НИРФИ (научно-исследовательский радиофизический институт), с 1977 – зав. лабораторией в Институте прикладной физики АН СССР (позднее – ИПФ РАН), где проработал до 2017 года. Автор более 100 публикаций в научных журналах. Имеет несколько авторских свидетельств на изобретения. Бережно работал с обширным семейным архивом. Сотрудничая с редакцией журнала “Вертикали. XXI век”, участвовал в выпуске, посвящённом 100-летию театрального училища (“Вертикаль. XXI век”, № 56-57), где были опубликованы указанные работы Е.Г. Агаповой».
Завершает содержание журнальной книжки «Летопись горьковского-нижегородского театра», подготовленная заслуженным артистом РФ, соредактором этого выпуска «Вертикали. XXI век» А.В. Мюрисепом, в которой собраны максимально точные данные о составах труппы, репертуаре, премьерах начиная с сезона 1961-1962 гг. до завершения сезона 2023 года Александр Васильевич проделал невероятно большую и кропотливую работу, к которой привлёк специалистов из областной библиотеки, многих актёров старшего поколения, которые смогли отыскать необходимые сведения в собственных архивах, музейных работников. Всё это станет ценнейшим материалом для будущих исследователей и историков отечественной культуры.
На этот раз в журнале представлена и подборка цветных иллюстраций с портретами тех, о ком идёт речь в опубликованных воспоминаниях. Это: А.В. Кикин (1898-1963). Портрет народного артиста РСФСР Николая Ивановича Собольщикова-Самарина. Мрамор. 1946. Нижегородский академический театр драмы им. М. Горького; К.И. Иванов (1897-1959), заслуженный деятель искусств РСФСР. Портрет народного артиста РСФСР Николая Ивановича Собольщикова-Самарина. Холст, масло. 88,5х64,5 см. Нижегородский академический театр драмы им. М. Горького; И.С. Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954), заслуженный деятель искусств РСФСР. Портрет актрисы Антонины Николаевны Самариной. 1915. Картон, карандаш, уголь, пастель. 63х48 Нижегородский государственный художественный музей (НГХМ); И.С. Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954), заслуженный деятель искусств РСФСР. Женский портрет. (Портрет А.Н. Собольщиковой-Самариной). 1910-е гг. Холст, масло. 138х153 см. Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого; Неизвестный художник. Портрет народной артистки СССР А.Н.Самариной. Холст, масло. 130х140 см. Нижегородский академический театр драмы им. М. Горького; А.Д. Храмов (1910-2003). Портрет народного артиста РСФСР Василия Разумова. 1959 г. Холст, масло. 100х80 см. Нижегородский академический театр драмы им. М. Горького; Г.А. Белоуско (1897-1963). Портрет Виталия Александровича Лебского. Холст, масло. 40х53 см. Частное собрание; И.М. Ашкенази (1917-2002). Портрет Виталия Александровича Лебского. Холст, масло. 39,5х50 см. Частное собрание.
На обложке помещена репродукция картины К.И. Иванова «Нижегородский театр, 1896 года» (1959 г.) из фондов Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.
Наталья Павлова, публицистка, Нижний Новгород
Родилась и училась в Нижнем Новгороде. Окончила Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ) по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Статьи публиковала в газетах «Слово» (Москва), «Городской курьер» (Саров). Постоянный автор литературно-художественного журнала «Вертикаль. ХХI век», сайтов «Русская народная линия», «День литературы», «Журнальный мир» и других. Автор книги «Духовное сбережение» (2024). Живёт и работает в Нижнем Новгороде.