Из прошлого в настоящее Нижегородского театра

Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 91-92, 2025 г.

Традиционные духовно-нравственные ценности России 
0
12
Время на чтение 11 минут

Наконец-то обещанное ещё в прошлом году продолжение истории появления, становления и развития драматического театрального искусства в Нижнем Новгороде журналом представлено своим читателям в первом сдвоенном выпуске за 2025 год. И это замечательный новогодний подарок не только любителям русской литературы, но и театралам, краеведам, всем тем, кто искренне любит русскую культуру во всей её полноте и многообразии.

По сложившейся традиции для тематических выпусков журнала «Вертикаль. ХХI век», содержание книжки открывается обращением «От редакции», в котором объясняется, почему именно те или иные отрывки из давно забытых книг воспоминаний используются составителями. Это помогает читателю свободно ориентироваться в представленном материале.

Так из «Записок» народного артиста РСФСР Н.И. Собольщикова-Самарина, второе, дополненное, издание которых было выпущено Горьковским книжным издательством в 1960 году (в общей редакции В.Л. Финкельштейна, литературной редакции А.А. Бартошевич), журнал остановил свой выбор только на главах: шесть («У цели»), семь («Театр и публика»), восемь («Окружение»), девять («В новом театре»), одиннадцать («Нижегородские сезоны») и четырнадцать («Актёр и режиссёр»). Во вступительной статье это объясняется тем, что это «Удивительно яркие и глубокие строки, запечатлевшие театральную жизнь в глубине России с конца XIX и первой трети XX веков, осмысливающие её развитие в сложнейший, трагический и духоподъёмный период развития нашей страны. На страницах журнала публикуются только те главы книги, содержание которых связано с жизнью и творческой деятельностью автора в Нижнем Новгороде».

И то, что это запечатлел выдающийся деятель русской сцены, придаёт главам особую значимость в глазах нижегородцев.

Из биографической справки: «Николай Иванович Собольщиков-Самарин [28.III(9.IV).1868, Петербург, – 20.VII.1945, Горький] – русский советский театральный деятель, режиссёр, актёр, педагог. Народный артист РСФСР (1934). Настоящая фамилия – Собольщиков. Родился в семье крестьянина. Выступал в любительских спектаклях. С 1883 играл и режиссировал на клубных сценах Петербурга… В 1904 в Пензе одним из первых в провинции поставил “Вишнёвый сад”. Был активным пропагандистом драматургии Горького… в 1908-10 держал антрепризу, с 1910 был актёром и режиссёром… В 1921 году, после ухода интервентов, был назначен директором и главным режиссёром Одесского государственного театра. В период гражданской войны организовывал спектакли для рабочих и красноармейцев в южных прифронтовых городах, создавал там народные театры. В 1924 возвратился в Нижний Новгород… где работал до конца жизни, сначала как актёр и режиссёр, затем – художественный руководитель и консультант».

Вслед за мемуарами Николая Ивановича в рубрике «Собольщиковцы» публикуются отрывки из книги «Глазами артиста: воспоминания» (Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1986. Литературная запись С.А. Фиха) народного артиста РСФСР Н.А. Левкоева.

«Знаменитый нижегородский-горьковский артист, режиссёр, педагог и театральный деятель Николай Александрович Левкоев, оказавшийся в 1927 году в Нижегородском театре по приглашению Николая Собольщикова, и ставший верным помощником замечательному мастеру, оставил интереснейшие воспоминания о своей жизни на сцене. Мы публикуем главы, рассказывающие о его творческой работе в городе на Волге», – объясняется в материале «От редакции».

Из биографической справки: «Николай Александрович Левкоев [(21.X).2.XI.1891, Тамбов – 15.III.1982, Горький] – советский театральный актёр, режиссёр и педагог. Заслуженный артист РСФСР (1937), Народный артист РСФСР (1949). Лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского за исполнение роли Луки в спектакле «На дне» М. Горького (1968). Окончил Тамбовскую гимназию. В 1912 году – студент медицинского факультета Киевского университета. Участвует в любительских спектаклях. В 1919 году поступает в Киевскую драматическую школу под руководством В.В. Сладкопевцева. В 1920 году принят в труппу Второго театра Украинской советской республики имени В.И. Ленина (Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки) в Киеве. С 1924 года работает в театрах Житомира, Одессы. В 1927 году – приглашается Н.И. Собольщиковым-Самариным в Нижегородский театр драмы. Посвятил сцене 60 лет жизни. Полвека выходил на сцену Нижегородского (Горьковского) государственного академического театра драмы им. М. Горького».

Святослав Михайлович Ушаков также относится к плеяде «собольщиковцев». Работу этого актёра на сцене могло видеть и наше поколение. До глубокой старости Святослав Михайлович был энергичен. Последнюю свою роль на сцене Нижегородского академического театра драмы им. М. Горького сыграл в 94 года – портной Анпадист в спектакле «Нахлебник» И.С. Тургенева. Потому, видимо, один из немногих среди актёрского цеха,  он и написал воспоминания, будучи в глубоко преклонном возрасте.

Из биографической справки: «Святослав Михайлович Ушаков (01.02.1922, Н.Новгород – 01.09.2018, там же) – советский и российский театральный актёр, ветеран академического театра драмы им. М. Горького, театральный деятель, историк театра, краевед, лауреат премии им. Н.И. Собольщикова-Самарина (2004). Родился в семье крупного специалиста по коневодству: отец и дед достигли много в этом роде деятельности… В ранней юности попав на спектакль театра драмы “Коварство и любовь”, поставленный Н.И. Собольщиковым-Самариным и с его участием, был потрясен увиденным на сцене и навсегда “заболел” театром… В 1948 году, с отличием окончив Щепкинское училище (ученик В. Пашенной и А. Дикого), по приглашению Н.А. Покровского (художественный руководитель) был принят в труппу Горьковского театра драмы. С 1959 по 1963 год служил в Казанском Большом драматическом театре имени В.И. Качалова, затем – более полувека – снова в родном театре драмыЗа свою творческую жизнь сыграл более двухсот ролей».

Вячеслав Жучков многие годы преданно проработал заведующим литературной частью нижегородского театра. Он обладал широкими знакомствами в театральной и артистической среде, вёл переписки со знаменитостями. Журнал «Вертикаль. ХХI век» в своё время публиковал на эту тему некоторые очерки Жучкова, написанные очень живо. Теперь их автора уже нет с нами, но созданные им тексты не пропали.

Из биографической справки: «Вячеслав Ильич Жучков [03.II.1940, г. Горький (Н. Новгород) – 08.VIII.2022, Н.Новгород] – историк театра, краевед, театральный деятель, литератор, автор книг “Раневская и Самарина” (2004 г.), “Встречи на откосе” (2007 г.), “Майя и Саша” (2010 г.) и более 500 публикаций в журналах “Театр”, “Театральная жизнь”, в газетах “Большой театр”, “Нижегородская правда”, “Нижегородские новости” и др. Уроженец села Маресево Починковского района Нижегородской губернии. Любовь к театру сформировалась благодаря учителю в школе уже в Горьком. В школьные годы занимался в драмкружке Дворца пионеров. Окончил историко-филологический факультет Горьковского педагогического института. С 1966 по 1991 год работал преподавателем литературы, истории театра, культуры речи в Горьковском областном культурно-просветительном училище. По приглашению директора Нижегородского академического театра драмы им. М. Горького В.В. Вихрова с 1991 года и в течение более двадцати лет являлся заведующим литературной частью названного театра. В смутные и тяжелые для культуры 1990-е годы много сделал, чтобы театр оставался достойным своего высокого звания – академический».

Юрий Витальевич Лебский (26.II.1931, Нижний Новгород – 28.VI.2022, там же) преданно любил театр всю свою жизнь. Это тоже в прошлом автор нашего журнала. Заметки «Театр моей молодости» хоть первоначально и публиковались в журнале «Нижегородские музеи», но для «Вертикали. ХХI век» они были значительно расширены и дополнены.

Из биографической справки: «Учёный-радиофизик. Родился в семье выпускников Нижегородского музыкально-театрального техникума: будущего актёра, режиссёра и педагога Виталия Александровича Лебского и – актрисы и педагога Елены Григорьевны Агаповой. Рос в театральной среде. С 1937 года родители становятся актёрами театра драмы. Во время Великой Отечественной войны играет в трёх спектаклях. Закончил радиофизический факультет Горьковского государственного университета. С 1960 – зав. сектором в НИРФИ (научно-исследовательский радиофизический институт), с 1977 – зав. лабораторией в Институте прикладной физики АН СССР (позднее – ИПФ РАН), где проработал до 2017 года. Автор более 100 публикаций в научных журналах. Имеет несколько авторских свидетельств на изобретения. Бережно работал с обширным семейным архивом. Сотрудничая с редакцией журнала “Вертикали. XXI век”, участвовал в выпуске, посвящённом 100-летию театрального училища (“Вертикаль. XXI век”, № 56-57), где были опубликованы указанные работы Е.Г. Агаповой».

Завершает содержание журнальной книжки «Летопись горьковского-нижегородского театра», подготовленная заслуженным артистом РФ, соредактором этого выпуска «Вертикали. XXI век» А.В. Мюрисепом, в которой собраны максимально точные данные о составах труппы, репертуаре, премьерах начиная с сезона 1961-1962 гг. до завершения сезона 2023 года Александр Васильевич проделал невероятно большую и кропотливую работу, к которой привлёк специалистов из областной библиотеки, многих актёров старшего поколения, которые смогли отыскать необходимые сведения в собственных архивах, музейных работников. Всё это станет ценнейшим  материалом для будущих исследователей и историков отечественной культуры.

На этот раз в журнале представлена и подборка цветных иллюстраций с портретами  тех, о ком идёт речь в опубликованных воспоминаниях. Это: А.В. Кикин (1898-1963). Портрет народного артиста РСФСР Николая Ивановича Собольщикова-Самарина. Мрамор. 1946. Нижегородский академический театр драмы им. М. Горького; К.И. Иванов (1897-1959), заслуженный деятель искусств РСФСР. Портрет народного артиста РСФСР Николая Ивановича Собольщикова-Самарина. Холст, масло. 88,5х64,5 см. Нижегородский академический театр драмы им. М. Горького; И.С. Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954), заслуженный деятель искусств РСФСР. Портрет актрисы Антонины Николаевны Самариной. 1915. Картон, карандаш, уголь, пастель. 63х48  Нижегородский государственный художественный музей (НГХМ); И.С. Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954), заслуженный деятель искусств РСФСР. Женский портрет. (Портрет А.Н. Собольщиковой-Самариной). 1910-е гг. Холст, масло. 138х153 см. Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого; Неизвестный художник. Портрет народной артистки СССР А.Н.Самариной. Холст, масло. 130х140 см. Нижегородский академический театр драмы им. М. Горького; А.Д. Храмов (1910-2003). Портрет народного артиста РСФСР Василия Разумова. 1959 г. Холст, масло. 100х80 см. Нижегородский академический театр драмы им. М. Горького; Г.А. Белоуско (1897-1963). Портрет Виталия Александровича Лебского. Холст, масло. 40х53 см. Частное собрание; И.М. Ашкенази (1917-2002). Портрет Виталия Александровича Лебского. Холст, масло. 39,5х50 см. Частное собрание.

На обложке помещена репродукция картины К.И. Иванова «Нижегородский театр, 1896 года» (1959 г.) из фондов Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

Наталья Павлова, публицистка, Нижний Новгород

Родилась и училась в Нижнем Новгороде. Окончила Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ) по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Статьи публиковала в газетах «Слово» (Москва), «Городской курьер» (Саров). Постоянный автор литературно-художественного журнала «Вертикаль. ХХI век», сайтов «Русская народная линия», «День литературы», «Журнальный мир» и других. Автор книги «Духовное сбережение» (2024). Живёт и работает в Нижнем Новгороде.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Павлова
В сплетении родственных душ есть своя красота
Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 90, 2024 г.
15.12.2024
Журналы «Москва» и «Вертикаль. ХХI век» на фестивале «Читай Горький»
В областной библиотеке в Балакиревском зале прошла презентация новых номеров журналов
09.10.2024
Прошлое и современность
Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 89, 2024 г.
04.09.2024
История страны и наше время
Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 84, 2024 г.
12.08.2024
Без анализа прошлого не будет достойного будущего
Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 88, 2024 г.
23.06.2024
Все статьи Наталья Павлова
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Образ Божий — спасение для верных
Непридуманные рассказы о войне
10.03.2025
Центр «Берег Рус» просит поддержки
Трудимся, чтобы свидетельствовать о Святой Руси на границе с Азией
10.03.2025
Почему игнорируется мнение граждан?
«Русская Община» просит СКР разобраться со строительством мечети в Перми
10.03.2025
Сражаться за нравственную Россию – это прежде бороться с матерной бранью
О проблеме матерной брани в России – беседа Дмитрия Коновалова с автором социального проекта «Россия без сквернословия» Олесей Дьяченко
10.03.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
С кем вы, мастера халтуры?
Новый комментарий от С. Югов
10.03.2025 14:41
«Литургию Преждеосвященных даров по средам Великого поста совершать вечером»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
10.03.2025 14:38
«Стоит ли отдавать дочь в класс с нерусскими?»
Новый комментарий от катин
10.03.2025 12:58
О фантоме февраля 1917
Новый комментарий от Русский Иван
10.03.2025 11:54
В чём исповедничество Святого Государя Николая II?
Новый комментарий от Русский Иван
10.03.2025 11:45
Скандал с митрополитом Иларионом (Алфеевым)
Новый комментарий от Русский Иван
10.03.2025 11:37