Если рассказывая о содержании предыдущего 89-го выпуска журнала «Вертикаль. ХХI век» мы начинали с обзора прозаических произведений, то на этот отдадим предпочтение поэзии. Повод для этого даёт очередная большая подборка стихов Михаила Попова «Ужели жизнь моя измерена». Это серьёзный, откровенный разговор с читателями о прожитом и переживаемом. Много наблюдений за происходящим вокруг, сопоставлений, оценочных суждений. Иными словами – вся полнота жизни, где есть место и сомнениям, и горьким ожиданиям, и сожалениям об утраченном.
Когда номер уже ушёл в производство, в редакцию пришла скорбная весть – не стало нашего давнего друга, автора, русского поэта Анатолия Андреевича Строкина. Последняя его подборка в «Вертикали. ХХI век» называется «Стихи прошедшего лета». Кто бы мог подумать, что эти произведения окажутся последними в жизни поэта. Горькая, очень горькая утрата.
Незадолго до своей кончины Анатолий Строкин написал такое стихотворение:
Сердцам дорога та открыта
(Ранимый дар души земной)
Руками, мыслями, душой,
Молитвой, сердцем отогретым
Дано любить нам в мире этом
И то, что есть в сиянье света,
И что в тени, и под запретом,
И что от глаза будто скрыто,
И даже боль, что режет бритвой
То, что ушло, но не забыто…
Сердцам дорога та открыта
И нет дороженьки иной –
Ранимый дар души земной
Сентябрь 2024 г.
Этими строками мы и прощаемся с замечательным человеком доброй и светлой души.
Творчество поэта Андрея Альпидовского также представлено новыми произведениями, созданными в 2024 году. Тут самым запоминающимся является стихотворение «О Маленьком Принце»:
Получается, что если хочешь взлететь,
Надо сначала упасть ниц,
Покинуть телесную тесную клеть,
Как когда-то Маленький Принц.
В разделе «Новая философия» опубликовано сразу четыре новых рассказа Игоря Соловьева. Главным образом автор продолжает разрабатывать тему взаимосуществования человека и искусственного интеллекта. Об этом рассказы. «И всё равно искусственный интеллект доведёт людей до совершенства», «Искусственный интеллект: намерения, которые выстроят дорогу в рай?», «Тонкое искусство чувствовать податливость кнопок».
«И всё тот же давний, традиционный вопрос: гений (в данном случае Сверхинтеллект искусственный) и злодейство — не совместны? А почему нет? Тем более, что надо уточнить: перед нами некий обобщённый, но всё-таки Человек или НЕ-человек? Сверхчеловек (который «по ту сторону Добра и Зла», сам по себе, даже в теории, тоже моральная аномалия) или СверхНЕчеловек? Возможно, у Сверхинтеллекта в роли СверхНечеловека — иное восприятие мира, а мы, люди, — некие абстракции, комбинации цифр, но разве можно причинить зло цифрам?»
Творчество сербской писательницы Душицы Миланович Марики на этот раз представлено рассказом «Молния не поражает крапиву» в переводе Валерия Сдобнякова. Повествовательная манера автора из Белграда узнаваема по прежним произведениям, публиковавшимся в «Вертикали. ХХI век». Тут, как нами ранее уже отмечалось, явно проявляется смесь фольклорных мотивов, мистических явлений и пейзажных особенностей жизни в балканской стране. Национальные мотивы в прозе Душицы – это то, что в первую очередь захватывает внимание читателя.
Валерий Сдобняков продолжает публикацию своей дневниковой книги «Сквозь годы, карауля время», где отражены не только события нынешнего переломного времени, но и прошлого, ушедшего в историю, однако дающие нам их проецировать на события ХХI века. Вот запись Сдобнякова от 26 июня 2024 года после прочтения писем Ф.М. Достоевского:
«Возвращаясь из Сибири в столицу… Фёдор Михайлович доезжает до Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. «…Сергиев монастырь вознаградил нас вполне. 23 года я в нем не был. Что за архитектура, какие памятники, византийские залы, церкви! Ризница привела нас в изумление. В ризнице жемчуг (великолепнейший) меряют четвериками, изумруды в треть вершка, алмазы по полумиллиону штука. Одежды нескольких веков, работы собственноручные русских цариц и царевен, домашние одежды Ивана Грозного, монеты, старые книги, всевозможные редкости – не вышел бы оттуда».
Тут автор дневника делает свой комментарий:
«Богата была Россия всегда. И этим привлекала европейских грабителей во все века. Сколько они из неё вывезли! Сколько уничтожили того, чего забрать с собой было невозможно. К тому же так легко получали прощение, не мщение от великодушных владык из Санкт-Петербурга и Москвы, когда не только плётка не ходила по плечам проигравших оккупантов, но и украденные ценности не нужно было возвращать ограбленным, что соблазн вновь отправиться за поживой на восток спустя самый короткий исторический срок опять затмевал их разум. И они вновь шли, вновь грабили, убивали, сжигали, разрушали, порабощали, зная наперёд – не посмеет Россия поднять кулак мщения над их головами».
Нам видится, такая оценка событий соответствует и действительности проживаемого нами века.
После этого замечания можем перейти к публицистическому разделу издания.
Василий Киляков представлен очерком «Ностальгия». Тут есть перекличка с мыслями автора «Сквозь годы, карауля время»:
«Сколько раз в разные времена нашей истории примеривали мы «аглицкие» костюмы, «к чёрту снимали их», потом мерили американские «джинсы», бейсболки... Прыгаем на сценах, как янки. И это постыдное обезьянничество – в политике, в экономике. Но вот были люди – и Бунин, и Набоков в их числе, которым и хлеб чужбины – чужестранный, трижды хвалёный хлеб – казался совсем не таким вожделенным, как в России. Как случилось, что нам всё родное – стало «не в коня корм». Не по костям нам и Европа, плевали мы на Европу. В конце концов, от фашистов она нас не освобождала».
Три небольших статьи Анатолия Степанова («Россия становится ковчегом спасения для христиан Запада», «Для Полонской православие и патриотизм были некой игрой», «Увидеть промысл Божий в русской истории») направлены на то, чтобы дать оценку самым горячим политическим событиям внутри России. В первой объяснение поддержки Указа президента РФ В.В. Путина «Об оказании гуманитарной поддержки лицам, разделяющим традиционные российские духовно-нравственные ценности». Очень важный и своевременный документ. Вторая о политике Натальи Полонской, на деятельность которой патриотическая общественность возлагала большие надежды. Третья, на наш взгляд, задевает актуальнейший вопрос, и редакция журнала полностью солидарна с такими оценками и утверждениями своего автора.
«На историю России, особенно эпоху ХХ века, нужно смотреть любящим русским взором. И тогда не будет ни советизма, ни антисоветизма, а будет Русский взгляд, который во всей этой страшной катастрофе, во всех изменах и предательствах, во всём героизме и жертвенности увидит действие Промысла Божия. Это самое главное: увидеть действие промысла Божия в Русской истории. Господь управляет Россией, устрояя внешние события нашей истории таким образом, что Россия, падая в пропасть, поднимается вопреки всему».
Тут кстати и вспомнить о публикации Евгения Эрастова отрывков из дневниковых записей своей родственницы, касающихся жизни в СССР. В частности событий, связанных с кончиной Иосифа Виссарионовича Сталина.
«Не укладывается в голове, что этот похоронный марш Шопена из Дома Советов относится к нему. Просыпаешься с одной лишь мыслью и целый день только одно в сознании: «Сталин! Народное горе – да, это так, но это не совсем как-то понимаешь. А в данном случае это такое глубокое личное горе, о котором нельзя словами сказать…»
И горе, и радости, и достижения, и потери – это все наше. Ничего нельзя вырвать из прошлого. Потому бесконечно осквернять и оплевывать свою страну – значит не сочувствовать и не переживать за неё, а подыгрывать её врагам.
К тому же в России всегда доставало людей жертвенных, искренне преданных ей. Об одном таком человеке, художнике и иконописце Г.А. Скотиной написаны заметки Валерия Сдобнякова «Иконы пишутся не торопясь», трудами которой создан величественный иконостас в церкви Спаса Нерукотворного Образа города Балахны.
Недавно в Нижнем Новгороде на сцене Нижегородского государственного академического театра драмы им. М. Горького состоялся большой памятный вечер в честь 100-тия митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова), организованный фондом памяти владыки. Режиссёром и автором сценария выступил заслуженный артист России, профессор А.В. Мюрисеп. Александру Васильевичу удалось собрать воедино сведения о жизни и деятельности митрополита Николая, о его взглядах на многие события, происходившиее в конце прошлого века. Получился довольно уникальный литературно-исторический текст, который публикует на своих страницах «Вертикаль».
Завершают содержание последнего в 2024 году номера короткие рассказы Кондратия Емельянова «О счастье» и «Местный охотник». Две судьбы двух человек, о которых чаще всего говорят – «простые люди». Один охотник, другая врач, спасающая жизни. Но как же не просты судьбы этих «простых людей».
Много в 90 выпуске информационных сообщений в рубрике «Наша хроника».
Тут же поздравление с 65-летием народного художника России, академика Российской академии художеств, президента Международной академии культуры и искусства П.Т. Стронского. Петра Тимофеевича и редакцию связывают самые доброжелательные отношения. Свой труд художник вложил в роспись Храма Христа Спасителя, создал множество замечательных полотен, а в дни своего юбилея трудится над росписью церкви в Белоруссии.
Главный редактор журнала, председатель Нижегородской областной организации Союза писателей России В.В. Сдобняков в своём послании художнику по случаю его 65-летия написал: «Не могу не отметить Вашу человеческую чуткость, неравнодушие к товарищам и соратникам. Это говорит о Ваших высоких духовных и нравственных качествах. Потому и мне доставляет искреннюю радость общение с Вами. Мы единодушны в понимании главных задач объединительного, духовно возвышающего и укрепляющего русского искусства».
«Стихотворение в номер» прислала наш постоянный автор, талантливый поэт Татьяна Антипова. Своё произведение она назвала «Псалтирь».
Я читаю Псалтирь, чтоб тебя оградила молитва.
Я читаю Псалтирь, чтоб тебя не постигла беда.
Судьбы близких людей воедино останутся слиты
И в сплетении родственных душ есть своя красота.
Это Ноев ковчег, что спасает во время потопа,
Это радужный мост, что над бездной готов удержать.
Торжество красоты языка будет слаще сиропа,
Слаще мёда и слаще любовных утех.
Это дивная кладь,
Что хранится в веках и питает живительной силой,
Открывает уму все оттенки тончайшей души.
И в такие часы, чтоб у Господа я не просила,
Верю – всё состоится, но мне не помогут гроши,
Что ссыпала в церковную кружку в оплату за требы –
Только верность Господним словам, тем, что сердце хранят,
Тем, что сыпет как манну нам всем Благодатное Небо…
Я открою Псалтирь, и Псалтирь мне откроет меня.
Рекламно-информационное содержание знакомит с аудио-исполнением произведения Валерия Сдобнякова «Танин камень», размещенного на сайте «Русская народная линия». С выходом его же новых книг «Забытая дорога назад» и «Путешествие за звёздами». Напоминает о прошлых книгах этой серии, начатой автором в трёхтомнике «Искры потухающих костров» и книге «За тайной гранью». Все эти произведения составляют единое целое.
На обложке рисунки Дишицы Миланович Марики (Сербия, Белград) из серии, вдохновлённой пребыванием писателя и художника в Шанхае.
Павлова Наталья родилась и училась в Нижнем Новгороде. Окончила Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ) по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Статьи публиковала в газетах «Слово» (Москва), «Городской курьер» (Саров). Постоянный автор литературно-художественного журнала «Вертикаль. ХХI век» и сайтов «Русская народная линия», «Журнальный мир», «День литературы». Автор книги «Духовное сбережение» (2024). Живёт и работает в Нижнем Новгороде.