В сплетении родственных душ есть своя красота

Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 90, 2024 г.

0
30
Время на чтение 10 минут

Если рассказывая о содержании предыдущего 89-го выпуска журнала «Вертикаль. ХХI век» мы начинали с обзора прозаических произведений, то на этот отдадим предпочтение поэзии. Повод для этого даёт очередная большая подборка стихов Михаила Попова «Ужели жизнь моя измерена». Это серьёзный, откровенный разговор с читателями о прожитом и переживаемом. Много наблюдений за происходящим вокруг, сопоставлений, оценочных суждений. Иными словами – вся полнота жизни, где есть место и сомнениям, и горьким ожиданиям, и сожалениям об утраченном.

Когда номер уже ушёл в производство, в редакцию пришла скорбная весть – не стало нашего давнего друга, автора, русского поэта Анатолия Андреевича Строкина. Последняя его подборка в «Вертикали. ХХI век» называется «Стихи прошедшего лета». Кто бы мог подумать, что эти произведения окажутся последними в жизни поэта. Горькая, очень горькая утрата.

Незадолго до своей кончины Анатолий Строкин написал такое стихотворение:

Сердцам дорога та открыта

(Ранимый дар души земной)

 

Руками, мыслями, душой,

Молитвой, сердцем отогретым

Дано любить нам в мире этом

И то, что есть в сиянье света,

И что в тени, и под запретом,

И что от глаза будто скрыто,

И даже боль, что режет бритвой

То, что ушло, но не забыто…

 

Сердцам дорога та открыта

И нет дороженьки иной –

Ранимый дар души земной

Сентябрь 2024 г.

 

Этими строками мы и прощаемся с замечательным человеком доброй и светлой души.

Творчество поэта Андрея Альпидовского также представлено новыми произведениями, созданными в 2024 году. Тут самым запоминающимся является стихотворение «О Маленьком Принце»:

 

Получается, что если хочешь взлететь,

Надо сначала упасть ниц,

Покинуть телесную тесную клеть,

Как когда-то Маленький Принц.

 

В разделе «Новая философия» опубликовано сразу четыре новых рассказа Игоря Соловьева. Главным образом автор продолжает разрабатывать тему взаимосуществования человека и искусственного интеллекта. Об этом рассказы.  «И всё равно искусственный интеллект доведёт людей до совершенства», «Искусственный интеллект: намерения, которые выстроят дорогу в рай?», «Тонкое искусство чувствовать податливость кнопок».

«И всё тот же давний, традиционный вопрос: гений (в данном случае Сверхинтеллект искусственный) и злодейство не совместны? А почему нет? Тем более, что надо уточнить: перед нами некий обобщённый, но всё-таки Человек или НЕ-человек? Сверхчеловек (который «по ту сторону Добра и Зла», сам по себе, даже в теории, тоже моральная аномалия) или СверхНЕчеловек? Возможно, у Сверхинтеллекта в роли СверхНечеловека иное восприятие мира, а мы, люди,некие абстракции, комбинации цифр, но разве можно причинить зло цифрам?»

Творчество сербской писательницы Душицы Миланович Марики на этот раз представлено рассказом «Молния не поражает крапиву» в переводе Валерия Сдобнякова. Повествовательная манера автора из Белграда узнаваема по прежним произведениям, публиковавшимся в «Вертикали. ХХI век». Тут, как нами ранее уже отмечалось, явно проявляется смесь фольклорных мотивов, мистических явлений и пейзажных особенностей жизни в балканской стране. Национальные мотивы в прозе Душицы – это то, что в первую очередь захватывает внимание читателя.

Валерий Сдобняков продолжает публикацию своей дневниковой книги «Сквозь годы, карауля время», где отражены не только события нынешнего переломного времени, но и прошлого, ушедшего в историю, однако дающие нам их проецировать на события ХХI века. Вот запись Сдобнякова от 26 июня 2024 года после прочтения писем Ф.М. Достоевского:

«Возвращаясь из Сибири в столицу…  Фёдор Михайлович доезжает до Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. «…Сергиев монастырь вознаградил нас вполне. 23 года я в нем не был. Что за архитектура, какие памятники, византийские залы, церкви! Ризница привела нас в изумление. В ризнице жемчуг (великолепнейший) меряют четвериками, изумруды в треть вершка, алмазы по полумиллиону штука. Одежды нескольких веков, работы собственноручные русских цариц и царевен, домашние одежды Ивана Грозного, монеты, старые книги, всевозможные редкости не вышел бы оттуда».

Тут автор дневника делает свой комментарий:

«Богата была Россия всегда. И этим привлекала европейских грабителей во все века. Сколько они из неё вывезли! Сколько уничтожили того, чего забрать с собой было невозможно. К тому же так легко получали прощение, не мщение от великодушных владык из Санкт-Петербурга и Москвы, когда не только плётка не ходила по плечам проигравших оккупантов, но и украденные ценности не нужно было возвращать ограбленным, что соблазн вновь отправиться за поживой на восток спустя самый короткий исторический срок опять затмевал их разум. И они вновь шли, вновь грабили, убивали, сжигали, разрушали, порабощали, зная наперёд – не посмеет Россия поднять кулак мщения над их головами».

Нам видится, такая оценка событий соответствует и действительности проживаемого нами века.

После этого замечания можем перейти к публицистическому разделу издания.

Василий Киляков представлен очерком «Ностальгия». Тут есть перекличка с мыслями автора «Сквозь годы, карауля время»:

«Сколько раз в разные времена нашей истории примеривали мы «аглицкие» костюмы, «к чёрту снимали их», потом мерили американские «джинсы», бейсболки... Прыгаем на сценах, как янки. И это постыдное обезьянничество – в политике, в экономике. Но вот были люди – и Бунин, и Набоков в их числе, которым и хлеб чужбины – чужестранный, трижды хвалёный хлеб – казался совсем не таким вожделенным, как в России. Как случилось, что нам всё родное – стало «не в коня корм». Не по костям нам и Европа, плевали мы на Европу. В конце концов, от фашистов она нас не освобождала».

Три небольших статьи Анатолия Степанова («Россия становится ковчегом спасения для христиан Запада», «Для Полонской православие и патриотизм были некой игрой», «Увидеть промысл Божий в русской истории») направлены на то, чтобы дать оценку самым горячим политическим событиям внутри России. В первой объяснение поддержки Указа президента РФ В.В. Путина «Об оказании гуманитарной поддержки лицам, разделяющим традиционные российские духовно-нравственные ценности». Очень важный и своевременный документ. Вторая о политике Натальи Полонской, на деятельность которой патриотическая общественность возлагала большие надежды. Третья, на наш взгляд, задевает актуальнейший вопрос, и редакция журнала полностью солидарна с такими оценками и утверждениями своего автора.

«На историю России, особенно эпоху ХХ века, нужно смотреть любящим русским взором. И тогда не будет ни советизма, ни антисоветизма, а будет Русский взгляд, который во всей этой страшной катастрофе, во всех изменах и предательствах, во всём героизме и жертвенности увидит действие Промысла Божия. Это самое главное: увидеть действие промысла Божия в Русской истории. Господь управляет Россией, устрояя внешние события нашей истории таким образом, что Россия, падая в пропасть, поднимается вопреки всему».

Тут кстати и вспомнить о публикации Евгения Эрастова отрывков из дневниковых записей своей родственницы, касающихся жизни в СССР. В частности событий, связанных с кончиной Иосифа Виссарионовича Сталина.

«Не укладывается в голове, что этот похоронный марш Шопена из Дома Советов относится к нему. Просыпаешься с одной лишь мыслью и целый день только одно в сознании: «Сталин! Народное горе – да, это так, но это не совсем как-то понимаешь. А в данном случае это такое глубокое личное горе, о котором нельзя словами сказать…»

 И горе, и радости, и достижения, и потери – это все наше. Ничего нельзя вырвать из прошлого. Потому бесконечно осквернять и оплевывать свою страну – значит не сочувствовать и не переживать за неё, а подыгрывать её врагам.

К тому же в России всегда доставало людей жертвенных, искренне преданных ей. Об одном таком человеке, художнике и иконописце Г.А. Скотиной написаны заметки Валерия Сдобнякова «Иконы пишутся не торопясь», трудами которой создан величественный иконостас в церкви Спаса Нерукотворного Образа города Балахны.

Недавно в Нижнем Новгороде на сцене Нижегородского государственного академического театра драмы им. М. Горького состоялся большой памятный вечер в честь 100-тия митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова), организованный фондом памяти владыки. Режиссёром и автором сценария выступил заслуженный артист России, профессор А.В. Мюрисеп. Александру Васильевичу удалось собрать воедино сведения о жизни и деятельности митрополита Николая, о его взглядах на многие события, происходившиее в конце прошлого века. Получился довольно уникальный литературно-исторический текст, который публикует на своих страницах «Вертикаль».

Завершают содержание последнего в 2024 году номера короткие рассказы Кондратия Емельянова «О счастье» и «Местный охотник». Две судьбы двух человек, о которых чаще всего говорят – «простые люди». Один охотник, другая врач, спасающая жизни. Но как же не просты судьбы этих «простых людей».

Много в 90 выпуске информационных сообщений в рубрике «Наша хроника».

Тут же поздравление с 65-летием народного художника России, академика Российской   академии художеств, президента Международной академии культуры и искусства П.Т. Стронского. Петра Тимофеевича и редакцию связывают самые доброжелательные отношения. Свой труд художник вложил в роспись Храма Христа Спасителя, создал множество замечательных полотен, а в дни своего юбилея трудится над росписью церкви в Белоруссии.

Главный редактор журнала, председатель Нижегородской областной организации Союза писателей России В.В. Сдобняков в своём послании художнику по случаю его 65-летия написал: «Не могу не отметить Вашу человеческую чуткость, неравнодушие к товарищам и соратникам. Это говорит о Ваших высоких духовных и нравственных качествах. Потому и мне доставляет искреннюю радость общение с Вами. Мы единодушны в понимании главных задач объединительного, духовно возвышающего и укрепляющего русского искусства».

«Стихотворение в номер» прислала наш постоянный автор, талантливый поэт Татьяна Антипова. Своё произведение она назвала «Псалтирь».

Я читаю Псалтирь, чтоб тебя оградила молитва.

Я читаю Псалтирь, чтоб тебя не постигла беда.

Судьбы близких людей воедино останутся слиты

И в сплетении родственных душ есть своя красота.

Это Ноев ковчег, что спасает во время потопа,

Это радужный мост, что над бездной готов удержать.

Торжество красоты языка будет слаще сиропа,

Слаще мёда и слаще любовных утех.

Это дивная кладь,

Что хранится в веках и питает живительной силой,

Открывает уму все оттенки тончайшей души.

И в такие часы, чтоб у Господа я не просила,

Верю – всё состоится, но мне не помогут гроши,

Что ссыпала в церковную кружку в оплату за требы –

Только верность Господним словам, тем, что сердце хранят,

Тем, что сыпет как манну нам всем Благодатное Небо…

Я открою Псалтирь, и Псалтирь мне откроет меня.

Рекламно-информационное содержание знакомит с аудио-исполнением произведения Валерия Сдобнякова «Танин камень», размещенного на сайте «Русская народная линия». С выходом его же новых книг «Забытая дорога назад» и «Путешествие за звёздами». Напоминает о прошлых книгах этой серии, начатой автором в трёхтомнике «Искры потухающих костров» и книге «За тайной гранью». Все эти произведения составляют единое целое.

На обложке рисунки Дишицы Миланович Марики (Сербия, Белград) из серии, вдохновлённой пребыванием писателя и художника в Шанхае.

 

Павлова Наталья родилась и училась в Нижнем Новгороде. Окончила Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ) по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Статьи публиковала в газетах «Слово» (Москва), «Городской курьер» (Саров). Постоянный автор литературно-художественного журнала «Вертикаль. ХХI век» и сайтов «Русская народная линия», «Журнальный мир», «День литературы». Автор книги «Духовное сбережение» (2024). Живёт и работает в Нижнем Новгороде.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Павлова
Журналы «Москва» и «Вертикаль. ХХI век» на фестивале «Читай Горький»
В областной библиотеке в Балакиревском зале прошла презентация новых номеров журналов
09.10.2024
Прошлое и современность
Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 89, 2024 г.
04.09.2024
История страны и наше время
Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 84, 2024 г.
12.08.2024
Без анализа прошлого не будет достойного будущего
Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 88, 2024 г.
23.06.2024
Наш дар земной на небесах отмечен
Обзор журнала «Вертикаль. ХХI век» № 87, 2024 г.
18.05.2024
Все статьи Наталья Павлова
Последние комментарии
Социализм – принуждение к бедности?
Новый комментарий от Константин В.
05.01.2025 00:18
Ирония судьбы или Промысл Божий?
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
04.01.2025 21:45
В чём не прав Сурков?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
04.01.2025 21:15
Чудеса на Курском направлении
Новый комментарий от Владимир Николаев
04.01.2025 21:02
Россия, несомненно, часть Запада
Новый комментарий от Владимир С.М.
04.01.2025 20:49
Имперскость как суть устроения России
Новый комментарий от Vladislav
04.01.2025 19:49