Как мне скопить богатства наперед,
Которых червь прожорливый не сточит,
Огонь не тронет, вор не украдет,
Скрываясь под покровом темной ночи.
Не те богатства, что по сундукам
И тайным схронам прячут воровато,
Что любят к жадным прилипать рукам,
Звеня презренным серебром и златом.
Как мне скопить богатства, что нельзя
Ни посчитать, ни взвесить, ни потрогать…
Мы начали обзор с таких строчек из стихотворения поэта Николая Петрова из города Семёнова Нижегородской области не только потому, что именно его подборка открывает очередной выпуск журнала, но в первую очередь из-за того, что все авторы «Вертикали. ХХI век», на наш взгляд, стремятся скопить интеллектуальные и духовные богатства, «которых червь прожорливый не сточит». Это стремление разговаривать с читателем откровенно о самом главном в содержании журнала, несомненно, переходит из выпуска в выпуск.
Тексты Игоря Соловьева с удивительным постоянством появляются в каждой новой книжке журнала. Пишутся они именно для публикации в «Вертикали». Автор находится в непрерывном литературном поиске. Подтверждение тому разнообразие тем и жанров, в которых он работает: от остропублицистических статей на горячие темы нашего времени, до обширных исторических исследований; от заметок философского осмысления последствий стремительного развития и внедрения в нашу жизнь искусственного интеллекта, до детских сказок…
В 94-м выпуске И. Соловьев представляет рассказ «Не всё в порядке у машины правосудия». Суть произведения в следующем: передаётся история преступника, маньяка-убийцы, лишавшего жизни малолетних детей и одновременно рассказывается о судебном процессе над преступником по всем требованиям закона после того, как негодяя разоблачили и арестовали. Автор проводит тонкий психологический анализ происходящего, но в конце не выдерживает и заканчивает повествование тем, что наказание преступника выходит «за рамки закона». Финал фантастичен для реалий современного правосудия. Тем интереснее читателям будет познакомиться с «Не всё в порядке у машины правосудия», прийти к собственным выводам относительно того – нужно ли возвращать смертную казнь, как наказание за страшные злодеяния.
Рассказ Владимира Вещунова «Скворцы» – полная противоположность рассказу Соловьева. Это красивое, трогательное, лирическое повествование о соединении жизни человека с окружающей его природой. На этот раз сюжет не замысловат. В покинутой деревне в летнюю пору живёт одинокий старик. И вся живность вокруг, от скворца на берёзе до лягушек в болотце, считают его своим. Все живут в едином пространстве, не мешая друг другу. Автор как талантливый художник точно рисует детали, которые больше многих слов передают ощущение одинокой жизни в некогда большом селении: «При жизни деревни к озеру спускалась трёхкилометровая дорога. Ныне от неё осталась тропка среди травостоя, сберегаемая подорожником, клевером, гусиной травкой и стариком».
В маленьком отрывке перед нами раскрывается и прошлое, и трагизм нынешнего состояния. Хотя напрямую об этом ничего не сказано – однако всё нам рассказала тропинка, художественно нарисованная Вещуновым. А старик что же: неудачно сходил на рыбалку, понаблюдал за волнением птиц – вот и день прошёл. И вроде бы ничего из этого рассказа нового и удивительного читатель не узнал, а отчего-то на душе тепло.
Олег Гонозов публикует рассказ «из литературной жизни», назвав его «Успешный Гвоздев». Провинциальный поэт, в своё время перебравшийся в столицу, возвращается на родину и проводит творческую встречу с земляками в редакции главной местной газеты. (Подчеркнём – автор вспоминает прошлое времён СССР.) Характер главного героя в рассказе прописан, намёк на то, что вот как устраивались и устраиваются ныне литературные судьбы – понятен. И о том, что зародившийся талант, так и не развившись, в итоге легко теряется в столичной суете – тоже тема не нова. Достаточно примеров и ныне можно привести. Потому тема как бы вечна, но всё-таки для довольно узкого круга людей.
О произведениях писательницы из Сербии Душицы Миланович Марики, постоянного автора журнала, нам много приходилось писать ранее. Нынешний рассказ «Капля женской крови» – сюжетно и по исполнению перекликается с предыдущими произведениями автора из Белграда. Для подавляющего большинства читателей в России в них раскрывается абсолютно новый, незнакомый мир близкого нам славянского народа.
Перейдём к публицистике.
Анатолий Степанов вновь представлен сразу пятью текстами, в которых отражена злободневность нашего времени и через призму давних исторических событий, например 1169 года, когда произошло взятие Киева войсками Андрея Боголюбского; и предупреждение о возможных пагубных последствиях, если бездумно увлечься националистическими идеями… Статьи этого автора как всегда энергичны, увлекательны и содержат много фактического материала, не всегда в достаточной мере известного широкому кругу людей.
Евгений Юшков в «Икона, храмовая роспись – часть общей культуры» касается темы передачи иконы «Троицы» Андрея Рублева из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру. Священника это событие привело к следующим воспоминаниям и рассуждениям: «Всякий раз в Третьяковке у меня был определенный маршрут. Сначала иконный зал: “Троица” Рублева и “Владимирская Божия Матерь”. Затем, к своим любимым — “Боярыне Морозовой” Василия Сурикова, “Явлению Христа народу” Александра Иванова, рассматриваемого не как живописца, а скорее, как «богослова-историка» нашей веры. Затем портреты Серова, пейзажи Саврасова, Левитана, Поленова, и в конце осмотра снова к “Владимирской” и “Троице”... Тогда я не крестился, взирая на них, но, ни на минуту не сомневаясь, говорю, что воздействие этих чудотворных икон, несомненно, происходило, и была уверенность, что это – безгласная проповедь русской иконы, православия в безбожном окружении всей нашей страны. Единый Бог в Трех Лицах и совершенно удивительная “Владимирская” – шедевр византийской иконописи, пришедшей на Русь. Та “проповедническая площадка” – иконные залы Третьяковской галереи, основанной русским купцом Павлом Михайловичем Третьяковым, активно работала в духовном смысле».
Валерий Сдобняков помещает продолжение своей книги дневниковых записей «Сквозь годы, карауля время» (конец 2024 – начала 2025 гг.). В том числе писатель сохраняет для истории страшные подробности зверств, чинимых современными нацистами на Курской земле. Вот признания одного из них:
«Попавший в плен в Русском Поречном садист из ВСУ Евгений Фабрисенко на допросе трясясь и заикаясь от страха так, что еле выговаривает слова, на видео признаётся в совершённых преступлениях.
Это об убитых стариках: “Зашли во двор. Они находились в сарае в стоге сена. Мы их вывели по очереди получается, связали. Затем один из моих сослуживцев спустился в подвал. Затем старший группы достал гранату, выдернул кольцо и кинул в подвал”.
О насилии над девушкой: “– Мы зашли в дом, в первый дом. Там была девушка лет 18–20. Девушку избили, изнасиловали. – Что потом произошло? Вы ее убили? Каким образом? – Поставил на колени и выстрелил в затылок”.
Об издевательствах над мирными жителями: “– Мы одному из мужчин порезали руки. – А для чего это было сделано? – Поиздеваться”.
“– Наши простреливали (ноги – В.С.), чтобы они не могли убежать. – То есть некоторые люди так погибли, да? Какие-то эмоции вы испытывали? У вас было какое-нибудь сожаление, раскаяние? – Нет”.
“Когда я убивал жителей Курской области, я верил, что это был мой долг. Пошли обратно на позицию, отметили то, что сделали. У старшего группы была с собой бутылка водки и пакетик с героином”».
Николай Бондаренко вспоминает о Великой Отечественной войне в материале «Время беспощадной памяти». Это рассказ о судьбе друга, поэта С.Ф. Павлова. О стойкости и мужестве русского солдата: «В 1942-м в бою под Богучаровом, во время зимнего наступления, его подкосили осколки вражеской мины. Когда очнулся, стал выползать к своим по кровавому снегу, через трупы – с осколками в лёгких, позвоночнике, с отмороженными стопами ног… Он боролся сам с собой, терял сознание, заставлял двигаться не много не мало – два километра. Его обнаружили, и началось долгое скитание по госпиталям. Всё же долгожданный срок настал – он вернулся домой, в родной Владимир».
Кондратий Емельянов 100-летие своего отца отмечает воспоминанием, стихами своими и Анатолия Фёдоровича Емельянова – фронтовика, участника штурмов Кёнигсберга и Берлина, раненого под Варшавой, после Победы в звании капитана служившего командиром комендантской роты в зонах оккупации… После окончания и преподавания в МГУ, А.Ф. Емельянов уехал с молодой женой в Туву, где оба стали известными поэтами. Сын вспоминает Анатолия Фёдоровича, публикуя одно из его стихотворений 1986 года:
Есть у души свои законы,
Порой неведомые нам,
Ни нашим помыслам, ни снам,
Но власть их часто непреклонна.
В душе, в её глубинах тайных,
В жестокой памяти, в тебе,
Откладывается кристально
Вся наша жизнь, всё бытие:
Следы и грубых и сердечных
Поступков – весь былого груз,
И наша праведность и грешность,
Прозрений запоздалых грусть,
Всё, в чём ты от себя отступишь
В минутной слабости любой,
Неотвратимо ранит душу
И не расстанется с тобой.
Солжёшь себе, хотя бы малость,
Ещё краснея от стыда,
А ложь уже в душе осталась
И сохранится навсегда.
Но даже малая частица
Твоей душевной теплоты
Душе поможет утвердиться
В великом царстве доброты.
Так созидается в неслышной,
Незримой внутренней борьбе
И то, что ниже нас и выше,
Всё то, что мним мы о себе.
И что-то станет в нас сильнее,
Войдёт с годами в кровь и плоть,
И нам чем дальше, тем труднее
Самих себя перебороть.
Вглядись и вслушайся поглубже
В себя, сумей в себе прочесть:
Какой ты был? –
Какой ты есть? –
Каким ты будешь?
Лариса Егоршина продолжает цикл краеведческих стихов – на этот раз они посвящены городу Трудовой Славы Дзержинску. Думается, это замечательно, когда у городов есть такие радетели их исторической памяти и современности, певцы их прошлого и настоящего.
Валерий Сдобняков в рубрике «Реплика» помещает несколько коротких текстов на злободневные темы. Тут и о том, что Россия должна напоминать европейцам о тех зверствах, которые они чинили на территории СССР во времена Второй мировой войны («Мы ежечасно должны напоминать немцам и всем европейцам – их предки, приходившие с войной в СССР, изверги, убийцы и насильники»); и о том, что миротворчество не может строиться на платформе пацифизма («За мечтами пацифистов следует большая кровь»); и предложения по обновлению работы Союза писателей России («Литература – дело государственное»). Наконец, помещены тезисы его выступления на торжественном собрании, посвящённом 90-летию Нижегородской областной организации Союза писателей России, в которых даётся краткая история организации.
Андрей Альпидовский заканчивает содержание журнала шуточной талантливой студенческой пьеской «Экзамен, или Страдание поколений».
Традиционно в журнале много новостной информации в рубрике «Наша хроника», к которой привыкли постоянные читатели «Вертикали. ХХI век».
На обложке репродукции картин художника А.Ф Важнева. Особо отметим портрет заслуженного художника России Кима Ивановича Шихова – не только друга Важнева, но и автора, многолетнего читателя «Вертикали».
Наталья Павлова, член Союза писателей России, Нижний Новгород
Родилась и училась в Нижнем Новгороде. Окончила Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ) по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Статьи публиковала в газетах «Слово» (Москва), «Городской курьер» (Саров). Постоянный автор литературно-художественного журнала «Вертикаль. ХХI век», сайтов «Русская народная линия», «Журнальный мир», «День литературы» и других. Автор книги «Духовное сбережение» (2024). Живёт и работает в Нижнем Новгороде.