От первых дней своего существования обитель Пантелеимонова была известна милосердием. Заповедь «Блаженны милостивые, яко тии помилованы будут», была в монастыре правилом жизни. Это знал весь полуостров. И нищие монахи-сиромахи, и бедные пришельцы, и убогие паломники знали: уж что-что, а кусок хлеба, укрух, как его здесь называли, они в монастыре получат всегда. И в годы благоденствия, и во времена трудностей русские монахи делились последним с приходящими за милостыней.
Но вот, в конце лета 1903 года, оскудение в запасах пищи дошло до предела. Уже и самим монахам было урезано довольствие. А у ворот обители, у Большой Порты, число просящих и ждущих хлеба все прибывало.
Здесь надо заметить следующее. Нельзя смотреть на Афон, как на место, где одни только ангелоподобные монахи, безсребреники. Отказавшиеся от всего мирского. Афон всегда был еще и местом, где могли скрываться, и скрывались, от правосудия, убежавшие из-под стражи преступники, просто лодыри, не желавшие работать, молодые люди, убегавшие от обязанности службы в армии, словом, дармоедов, а как их еще назвать, хватало. Но – все Божии создания, ко всем был милосерд монастырь. От старцев Протата пришло в монастырь увещевательное послание прекратить обычай раздавания хлеба. Объяснялось это так: «Милостыня, даваемая тем, кии не желая труждатися, приимают образ проситалей и на сие посещение токмо надеются, бывает уже не токмо причиною вреда, но и безславит имя самой добродетели, еще же и обитель лишает духовной пользы, понеже (так как) совершаема бывает яве и напоказ, чесого не подобает творити мужам духовным, по слову Божию и святым отцам».
Духовный собор старцев обители решил повиноваться Протату, но рассудил в последний раз обычай раздачи милости сотворить, «дабы не опечалить ничтоже ведающих сиромонахов». «О, - восклицает автор Слова в день Праздника Светописанного Образа, - воистинну велика есть сия добродетель рассуждения!». Ведь именно в этот день и произошло чудо, давшее основание для Праздника Светописанного Образа Божие Матери. Вновь обратимся к Слову: «Егда же раздаяшеся последний раз милостыня по сему обычаю, нецыи от пришедших начаша скорбети, инии же зело печалитися. Схимонах же Гавриил сотвори памятования ради фотографию, еже с греческого светописание глаголется. И, о чудесе! Проявлена егда бысть оная, узреша вси смиренный Образ Матери Божией, подходящей кротко со всеми братиями и приемлющей укрух хлеба…
О, велие чудо! Неба и земли Владычица, немощь человеческую зря, яко милостивая Мати посреди братий незримо является, и во едино мгновение скорбь упраздняет и смущение исправляет, дарует братолюбное рассуждение и водворяет боголюбезное единодушие, всех возводящи к Божественному славословию и хвалению.
По сему веруем, яко Мати Божия велию милость и благодать подаде обители русской чудесем сим. Обаче не токмо сие место им просветися, но и вся церковь Христова обогатися, обретшее зде чудный сей Образ, иже Светописанный глаголется. Вся чудеса, ихже Богомати во священном жребии Своем содея, не ему единому то сотвори, но всей церкви на пользу. Тако чудо пред иконою
Достойно есть: аще оный гимн перве зде воспется, обаче послежде во всю вселенную истече, яко даже и самые малые дети со услаждением с радостию велиею оный изо уст воспевают. Тако убо и икона Богоматере Скоропослушница: аще и прославися во обители Дохиарской, обаче всему миру даровася… Такожде и зде: аще и явися чудный сей и доселе невижанный Образ во Священной Русской обители, обаче все исполнение церковное украси…
Восхвалим убо, братие, преблагословенную нашу Владычицу, горы сея Игумению за таковыя дивныя чудеса Ея промысла, купно же ублажим преподобныя и рассудительнейшия отцы наши, им же и мы подражающее, угодники Божией Матери быти да сподобимся».
Что можно добавить к сим дивным, высокоторжественным и одновременно очень простым словам о Светописанном Образе Божией Матери? Только то, что празднование Его происходит вскоре после Успенского поста, в день 21 августа, 3 сентября нового стиля.
«НАДЕЮЩИЕСЯ НА ТЕБЯ, ДА НЕ ПОГИБНЕМ!»
«Паки и паки миром Господу помолимся». Паки и паки вспомним молитву афонскую. Не передать ее слабыми словами. Но в памяти души и сердца она. Ночь в мире, а здесь по желтым каменным плитам монастырского двора идут в храм монахи, послушники, паломники. За сотни лет миллионы и миллионы подошв полировали эти плиты. И сапоги, и ботинки, и калоши, и тапочки, и лапоточки, и кеды, и кроссовки, и просто босые, закаленные афонскими тропами ступни.
В храме почти нет света, только около певчих, у тетрадей с текстами и нотами зажжены свечи, да у икон мерцают слабые точечки желтых лампадных огоньков. Начинается служба, начинает, как говорят монахи, разогреваться сердце. Прибавляется света, уже возгораются свечи, уже благоухает в пределах храма ладанный запах, и молитвы наши восходят, по выражению библейскому, «яко дым кадильный» к Престолу Царя Небесного. Перед молитвами мы все проходим тихой поступью около святых мощей и чудотворных икон и прикладываемся к ним. И молимся, молимся, и надеемся быть услышанными. За Отечество наше многострадальное, за родных и близких, за живых и ушедших, ожидающих нас, за все пределы Божьего мира, молишься за себя, так много нагрешившего и страшащегося Божия гнева, подставляешь под елеопомазание свой вроде бы умный, но совершенно глупый пред Господом лоб, отходишь на свое место и замечаешь, что пред иконами прибавилось свечей, и добавляешь свои, и вслушиваешься в возгласы диакона и слова священника, и пение хора, и только одно говоришь себе: за что мне такое счастье?
Ночь ли, день ли, утро ли или вечер на белом свете, что с того? Иконы, фрески оживают, они здесь, эти святые, страдальцы и мученики, они, отринувшие житейское время и, по примеру Господа, кровью своей соединившие грешную землю с безгрешным Христом. «Надеющиеся на Тебя, да не погибнем!» Здесь иначе слышатся знакомые слова из Апостольского послания: «Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли».(Евр. 11, 37-38).Добавим: и сжигаемы заживо, и потоплямы.
На молитве вместе с нами и все ранее жившие здесь насельники. Помню, как рассказывали о недавно опочившем монахе: «Мы днем его похоронили, а вечером он на службе с нами стоял».
Только опыт, только присутствие на службе, только моление, моление до боли в ступнях, в пояснице, до, наконец, какого-то желанного отрешения от всего, забвение себя, переваливание части своей тяжести на подлокотники стасидии, растворение еще недавно разбросанных мыслей в единой со всеми молитве, только такое, может быть, собирание себя хотя бы на малое время приезда на Святую Гору, дает представление о монашеской молитве. Здесь мы – в центре вселенской молитвы ко Господу.
Здесь постигаешь афонскую истину, что Гора Афон – это не место жительства, а путь. Путь к Господу. Путь пролегающий через всю земную жизнь. Здесь не только исчисление часов другое, но и само время – оно как пространство.
Идешь после службы на кратенький отдых, идешь совершенно счастливым, что выстоял, что помог общей молитве, приходишь в келью, зажигаешь трогательную, заправленную оливковым маслом лампаду, ложишься на жесткую постель, блаженно вытягивашься и… слышишь молитвенный шум набегающих на берег волн. Шум этот настолько одушевленный, что не хочется спать, а хочется озвучивать человеческими словами взывания морской стихии к Богу.
Скоро, совсем скоро зазвенит колокольчик и ударит колокол.
***
АФОНСКИЕ СТАРЦЫ О МОЛИТВЕ:
Старец ПАИСИЙ: «Когда человек духовно здоров и удаляется от людей, чтобы больше помочь людям своею молитвою, тогда всех людей он видит святыми и только самого себя – грешным».
«Молитва – это кислород, совершенно необходимый для души. Она не должна считаться обузой. Чтобы молитва была услышана Богом, она должна исходить из сердца со смирением… Молитва не от сердца не приносит никакой пользы».
«Хочешь, чтобы твоя молитва стала сердечной и приятной Богу? Сделай боль ближнего своей собственной болью».
Старец АНФИМ: «Молитва – это не утомительный труд. Это внутренняя деятельность. Это теплое умиление души. Однако молитва нуждается в посте и бдении. Пост иссушает страсти, а бдение их умерщвляет».
Старец ИОСИФ ИСИХАСТ: «Когда ум получит молитву, и человек почувствует радость, тогда молитва будет совершаться внутри него непрерывно, без его собственного усилия. Будет ли он есть или идти, спать или просыпаться, внутри него будет твориться молитва, будет мир и радость… По долгом времени действия молитвы внутри человека рождается рай. Человек освобождается от страстей и становится другим человеком… Неописуемы блага молитвы».
«Молитва без внимания и трезвения – это потеря времени и напрасный труд… Никто не может подняться горе, если не презрит дольнее. Часто мы молимся, а ум наш слоняется и здесь и там, где ему нравится, и в том, что по привычке его привлекает. Поэтому нужно усилие чтобы собраться и внимать словам молитвы».
Архимандрит ЭМИЛИАН: «… монах жив только в молитве. По дивному слову святого Григория Синаита, молитва – это пламень радости, благоухающий свет, апостольское вещание, благовестие Господа, полнота сердца, познание Бога, радование и веселие души, милость Божия, луч умного Солнца Христа. Молитва – это Бог, творящий все во всем.
Веками Церковь, с одной стороны, в молитве беседует с Богом, с другой – молитвою одушевляет своих чад».
Старец АМФИЛОХИЙ: «Когда я сижу на высокой скале молитвы, тогда никакие волны не могут меня достать. Но они меня окатывают, когда я нахожусь низко. Умеая молитва овладевает человеком, пленяет его и освящает… В начале молитвы чувствуешь радость, потом сладость, и в конце, как плод, приходят слезы, ибо чувствуешь присутствие Иисуса. Молитва делает человека ребенком. Она возвращает его к той простоте и невинности, которую имел Адам в раю прежде падения. Молитвою человек приобретает благословенное и святое безстрастие. Молитвою освящается то место, на котором сидишь, и то дело, которое делаешь… Молитвою исправляются намерения людей, даются храбрость, вера и терпение в жизни».
«Когда вы возделаете молитву, тогда вам не будут страшны ветры искушений. Они потеряют силу и не смогут ничем повредить».
Старец ПОРФИРИЙ: «Не молись, чтобы Бог взял от тебя различные болезни, но умиротворяйся умной молитвой, храня терпение. Так ты получишь много пользы».
«Знаешь ли ты, сколь великим даром является то, что Бог дал нам право говорить с Ним во всякое время, в любую секунду и на всяком месте, где бы мы ни находились? Он нас слышит всегда. Это самая великая для нас честь. Поэтому мы должны всегда любить Бога».
«Молитва - это источник силы. Мученики испытывали сильную боль во время мучений. Так бы страдал и обычный человек, с той разницей, что мученики постоянной молитвою были соединены со Христом и получали силу, превосходившую их боль, и таким образом достигали победы».
Старец СИЛУАН: «Мир стоит молитвою, а когда ослабнет молитва, тогда мир погибнет».
«Кушать столько, чтобы после принятия пищи хотелось молиться».
Старец ИОИЛЬ: «Когда идешь на молитву, вспомни свои страсти, слабости, ту легкость, с которой ты убегаешь от Бога и падаешь, вспомни, что Христос может удержать тебя от падения… Преклоняй колена и говори: «Держи меня Христе мой, чтобы я не удалился от Тебя».
***
ПРОЧТЕМ ПРЕД ИКОНАМИ И ПОМОЛИМСЯ ЗА МОНАХОВ:
Иже в телеси безплотнии и Божии во истину человецы, Афон весь освятивши столпы Горы огненнии, стоящии с любовию и радостию пред Богоматерию Пречистою, яко созерцатели в Божественном видении, честнии отцы наши, да восхвалятся». (Стихира на великой вечерни).
«Придите вси сонмы монашествующих, тмочисленное воинство Давида, предводимое тысящами добродетелей, - сущих на Афоне отцов восхвалим, преподобных и иерархов, преподобномучеников и священномучеников, и всех вкупе, ихже имена ведомы и неведомы. Они бо во истину делы и словесы и мнообразным и равноангельским житием и благодатными дарами Божиими, показашеся святи, и Горе нарицание Святое даша, их же и гробы Бог чудесами и благоуханием и миром прослави. И ныне они, предстояше пред лицем прославившего их Христа, молятся непрестанно о нас, с любовию совершающих светлое их празднество». (На малой вечерни).
КОНДАК:
Отцов, соделавших Святую Гору небом, и показавшим в ней житие ангельское проходити, и множество монахов в ней собравших, восхвалим вси, взывающее к ним: от всякия нужды и навета избавите нас, множество преподобных, Афонская похвало!
ИКОС:
Коль добро есть совокупление ваше, отцы богомудрии! Коль красен и сладок общий сей ваш праздник, в нем же вси в Горе сей просиявши святи именуемые вкупе и неименуемии, общее благохваление, яко по духу братия, приемлете яко миро. Подобаше бо всяко во едином месте Господеви угодившим и во един день спраздноватися. Сего ради и мы, сущии во Афоне пустынножители и общежители, во едино сошедшееся, по долгу вас ублажаем: новии древних, сыны отцов, грешнии святых, согласно взывающих: место сие, еже во обитание себе избрасте, сохраняйте от всякаго зла, множество преподобных, Афонская похвало!
***
И закончим, по примеру древних писателей, обращением к «чтущим сию книгу»:
«Молю вас, что будет погрешено, духом кротости исправляйте, и нас, в сем трудившихся, благословите, а не кляните., понеже не ангел писал, но рука грешна и бренна».
При работе над книгой использована литература:
Православная энциклопедия. Том 4-й. М. 1997 г.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. Том 1-й. М. 1992 г. Репринтное издание.
Афонский патерик или жизнеописание святых, на Афонской Горе просиявших. М. 1897 г.
Жития святых. М. Ковчег, 2004 г.
Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского. М. 2007 г.
Афонский календарь на 2007 год.
Православный календарь «Гора Афон, Гора Святая» на 2008 год.
Православный календарь «Год со старцем Паисием» на 2008 год.
Странствования Василия Григоровича-Барского по Святым местам востока с 1723 по 1747 гг. М. 2004 г.
А.Н. Муравьев. Письма с Востока. Путешествия по Святым местам. Белорусский экзархат, Минск, 2006 г.
Протоиерей Георгий Флоровский. «Пути русского богословия». М. 1992 г.
Святитель Каллист, архиепископ Константинопольский. Житие преподобного Григория Синаита. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005 г.
Святитель Филофей, патриарх Константинопольский. Житие святителя Григория Паламы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004 г.
Избранные письма в Бозе почившего Афонского старца иеромонаха о. Арсения к разным лицам (с кратким жизнеописанием). М. 1899 г. Репринтное издание 2004 г.
Старец Паисий Святогорец. Письма. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001 г.
Священник Дионисий Тацис. Когда чужая боль становится своей. Жизнеописание и наставления схимонаха Паисия Афонского. М. 2006 г.
Старец Паисий. Отцы – Святогорцы и святогорские истории. Там же. 2001 г.
Иеромонах Антоний (Святогорец). Жизнеописания Афонских подвижников благочестия 19-го века. М. 2001 г.
Протоиерей Андрей Ковалевский. Иеросхимонах Иероним, духовник Русского на Святой Афонской Горе Пантелеимонова монастыря, и его присный ученик игумен священноархимандрит Макарий. М. 2006 г.
Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской. М. 1895 г.
Вестник «Королевской гимназической академии наук. Москва-Киров, 2001 г.
Афонская трагедия. Гордость и сатанинские замыслы. Автор-составитель игумен Петр (Пиголь). М. 2005 г.
Борис Зайцев. Собр. Соч. т. 2-й. Афон. М. 1993 г.
Преподобный Аристоклий, старец Афонский и Московский чудотворец. Подворье Русского на Афоне Свято – Пантелеимонова монастыря в Москве. М. 2005 г.
Протоиерей Сергий Четвериков. Старец Паисий Величковский. Минск, Свято-Елизаветинский монастырь. 2006 г.
Иеромонах Исаак. Житие старца Паисия Святогорца. Перевод иеромонаха Доримедонта. Издательский дом «Святая Гора». М. 2006 г.
Христодул Агиорит. Старец Паисий. Спб. 2000 г. кн. 1.
Монах Иосиф Дионисиатис. Наставник молитвы Иисусовой. Жизнеописание старца Харалампия Дионисиатиса. Братство святителя Григория Паламы. М. 2005 г.
Преподобный Силуан Афонский. Издание Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. 2004 г.
Харалампий Бусьяс. Старец Анфим из скита Святой Анны. Фессалоники, 2002 г. Минск, 2005 г.
Старец Иосиф Ватопедский. Афонские беседы. С новогреческого. Спб. 2004 г.
Талалай Михаил. Русский Афон. Путеводитель. М. 2003 г.
Монах Герман (Макаров). Третьего не дано. Изд-во «Оранта», 2005 г.
Кладезь мудрости. Советы старцев о земном и небесном. Изд-во «Эдельвейс», М. 2006 г.
Николай Колчуринский. Дорога к святыне из Москвы в Дивеево. Паломнические заметки. М. 2003 г.
Валентин Распутин. Афон (очерк). М. 2ОО6 г.
Проснись, душа… Школа Православия для новоначальных. М. 2005 г.
Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и Слова. Крит, 2003 г. М. 20005 г.
Муравьев Евгений. Звезда утренняя. М. 2006 г.
Душеполезный собеседник за 1889 г. Святая Гора Афон. (Репринт. Сергиев Посад, 2005 г.)
Иеромонах Антоний (Святогорец). Жизнеописание афонских подвижников благочестия Х1Х века. М. 2001 г.
Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения, том 3-й. Каковым должно быть монаху.
Старец Порфипий Кавсокаливит. Житие и Слова. Святая обитель Живоносного источника Хрисопиги. Крит, 2003 г. Малоярославец, Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь.
Архимандрит Ефрем Святогорец. Отеческие советы. С новогреческого. Саратов, 2006 г.
Мудрый простец. (О старце Порфирии Кавсокаливите). Журнал «Встреча», 2005 г. № 3.
Старец Даниил Катунакский. Ангельское житие. М. 2005 г. С новогреческого.
Протоиерей Димитрий Бусьос. Поучительные истории из жизни одной греческой епархии. Минск. 2005 г.
Монах Феоклит Дионисатский. Преподобный Никодим Святогорец. Житие и труды. Издательство «Феофания». М. 2005 г.
Иеромонах Гавриил (Краньчук). Афонское приношение современному человеку. Молдавская митрополия. Единецко-Бричанская епархия. 2004 г.
Хроника исторического паломничества. Пантелеимонов монастырь, 2005 г.