Восстание греков и новые страдания Афона

8. Из книги «Афон. Стояние в молитве»

1 Сибирка 
1055
Время на чтение 15 минут
Фото: А.Китаев. Андреевский скит,1996 г. http://aquaviva.ru/

 

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Часть 6

Часть 7

 

      Число скитов при монастырях увеличивалось. Увеличивалось, соответственно, и число монахов. Все монастыри переживали период расцвета, особенно Великая Лавра, Ватопед и Иверский. Органом управления Святой Горой стал Священный Кинот. Должность прота была упразднена.

     Афон вернулся к  общежительному уставу. Это  привело и к нравственному и к духовному  возрождению.

 

      Война России  против турок оживила и подбодрила греков к восстанию. Но греческое восстание против турецкого ига принесло Афону не только освобождение от мусульман, но и  непредвиденные страдания. Монахи  до этого времени дальновидно не вмешивались в политику, не желая накликать на себя гнев поработителей. С Афона бежал в Россию сосланный туда турками Патриарх Серафим Второй. Этого турки не простили Афону и возникла угроза оккупации Святой Горы. Оккупации удалось избежать благодаря Патриарху Феодосию в обмен на увеличение и без того тяжких  налогов.

     Некоторые монахи, особенно молодые, примыкали  к восставшим грекам. В отместку за это турки хватали и пытали афонских монахов.

      На Святую Гору бежали   отовсюду. Беженцев на ней в двадцатые годы девятнадцатого век  было свыше пяти тысяч. И всех надо было хоть как-то разместить и накормить.  Предводитель повстанцев Эммануил Паппас тоже укрылся на Афоне. Некоторые монахи встали под его знамена. Это усилило злобу турок.  Трехтысячная их армия во главе с пашой  в декабре 1821 года   оккупировала Афон.  Турки хватали, пытали, убивали  святогорцев, живущих даже за пределами Афона. Паша Фессалоники Абдул Абут предложил монахам мир в обмен на  Паппаса.  Паппас, спасая монахов, бежал и в пути скончался.

 

    Турецкие отряды оставались на Афоне до 1830-го года.  Это было настоящим бедствием – захватчики убивали и пытали монахов, жгли библиотеки, грабили монастыри, храмы,  скиты.  Более того - они сожгли  типографию Великой Лавры.   Подобные дикарям, они пускали редчайшие рукописи и свитки на растопку.  Кормить турецкие гарнизоны, которые были размещены по всем монастырям, было непосильно. Монастыри пустели. Оккупанты наложили на монахов огромную контрибуцию. Численность монахов на Афоне сократилась до двух с половиной тысяч.

     Кроме солдат – грабителей на Афоне расплодились и безчинствовали разбойники. И морские, и береговые. А.Н. Муравьев описывает случай, происшедший во время его поездки в обитель Иверскую. Сюда, на престольный праздник,  двигались из Солуни более ста человек. Разбойники, до того ограбив два судна, английское и французское, напали на паломников. Те, сойдя с корабля, двигались один за другим по горной тропе. Всех по одиночке связывали и грабили. Капитан  пиратов собственноручно связал одного диакона, но, видно в нем еще не до конца была погублена совесть, он, пишет Муравьев, «совестился снять с него золотой крест, и просил, чтобы он сам его благословил. Бедный диакон должен был надеть крест свой на шею разбойнику».  

 

      Поместим здесь рассказ, так сказать,  и о благоразумном разбойнике. Это знаменитый Спирос Зервас, промышлявший  со своей шайкой грабежами и даже убийствами. Он обратился к Богу под влиянием святого равноапостольного Космы Этолийского.

       Косма – инок Филофеевской обители. Телом он был на Афоне, а сердце рвалось помогать порабощенной родине. Монах Косма добивается благословения  духовных отцов и разрешения Патриарха на проповедь среди греческого населения. Города и села оккупированной Греции услышали  пламенные слова святого. За ним  ходили по пятам  толпы людей. Молва о его всеведении, о его многомощных молитвах летела впереди святого. Например, все знали историю одного пастуха, который принес в дар монастырю большой кусок свежего сыра. Святой Косма  крестообразно разрезал сыр. Внутри оказался червяк. Пастух растерялся. «У тебя в стаде чужая овца», - обличил его отец Косма. Так и было.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Однажды  святой  произносил проповедь недалеко от разбойничьего притона. Спирос Зервас и товарищи прятались в пещере, думая, что такое количество людей пришло их схватить. Отсиделись. А к вечеру  разбойник вышел  и спросил, зачем тут было столько людей. «Разве ты не знаешь отца Косму. Он всюду ходит и говорит о любви, о Христе, о покаянии». И – удивительно – разбойник был потрясен. О любви, о покаянии? А я что творю?

    Спирос Зервас встал на колени и на коленях пополз к монастырю, где, ему сказали, был в тот день святой. Так, на коленях, он просил у святого прощения. Во всеуслышание, с рыданиями, разбойник каялся в своих грехах. Святой увидел колени, изодранные в кровь, бороду и одежду мокрые от слез и сказал: «Да простит тебя Господь».  - «Меня? Простит? За такие преступления?»  - «Да», - твердо ответил святой.  -  «Что мне сделать  для спасения души?» Святой Косма показал на гору: «Иди и построй там монастырь».

   Ныне это монастырь Лекаца. Под слоем штукатурки была обнаружена надпись: «Построен на пожертвования капитана Спироса Зерваса».

 

ВРЕМЕНА  ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

       Вновь вспомним отца  Арсения.  Именно он духовно окормлял  своего ученика инока Иоанникия. Видя  в иноке   сосуд избранный,  старец Арсений соделал его, говорит  жизнеописание, «своим сотаинником».

      Отец Иоанникий следовал правилу древних: «Бегай людей  и спасешься, ибо это корень безгрешия». Он и не  помышлял о священстве, но Божия Матерь судила иначе. Русские в первой трети века стали здесь почти безправны. Их  вытесняли из  Русика и  из скита святого пророка Ильи. Но  Русик, в наказание за это, приходил в запустение, и греческий старец, столетний отец Венедикт и его ученик, игумен Русика Герасим, осознали:  единственное, что спасет монастырь, это – возвращение в него русских. И вот, в  1839 году русские иноки, возглавляемые игуменом Павлом, вернулись в Русик. Отец Павел в данном случае вверился воле отца Арсения. «Иди, - говорил отец Арсений вдохновенно, - Бог благословит, и я благословляю, ибо давно уже  дожидается русских святой великомученик Пантелеимон!».

      В навечерие праздника Входа во храм Пресвятой Богородицы, русские монахи служили  в своей церкви. Братство русское состояло  на особых правах: оно подчинялось настоятельству игумена – грека отца Герасима, и одновременно находилось под духовным руководством иеросхимонаха Павла.  Братство служило на славянском наречии и пользовалось самостоятельностью.

 

      Отец Павел, свершив завещанное от Господа, отошел в вечность в 1840 году. Земная кончина его была благоговейной, он опочил на молитве, тихо склоня голову, как бы уснув.  Осиротевшие русские монахи просили отца Арсения  об игуменстве, но тот говорил, что Бог не оставит их, но даст такого мужа, который устроит и украсит сию обитель. Но вновь и вновь просили  монахи старца Арсения о начальстве над ними.  И вновь и вновь отец Арсений говорил о муже достойном. И повелел братии поститься и молиться Богу и Божией Матери.  Конечно, молва о подвигах старца Иоанникия не могла удержаться в его келлии, и монахи говорили и о нем, но безо всякой надежды. Единственный, кого мог послушать отец Иоанникий, был старец Арсений.

    Прошла неделя молитв и поста. Монахи паки и паки били челом старцу Арсению. Тот послал записку отцу Иоанникию, приглашая его с братией. Когда они, чтя старшинство, явились, старец Арсений облачился, надел на себя епитрахиль, и в церкви объявил отцу Иоанникию, что Господь избрал его на духовничество в Русике. Пал в ноги старцу Арсению отец Иоанникий и со слезами молил избавить его от такой тяжелейшей участи:  «Я слаб, я стар, немощен, как я буду управлять многими, когда несколькими едва управляюсь?».

    Старец Арсений был непреклонен. День вселения  в Русик отца Иоанникия был ознаменован обильным источением  многоцелебного мира от мощей старца Никодима, именно от того, с кем святой Иоанникий пришел на Святую Гору. Это был Божий знак возложения на отца Иоанникия Креста по руководству русским монастырем.

 

    В 1841 году, на первой неделе Великого поста отец Иоанникий восприял святую схиму и был наречен Иеронимом. Благословенно время его пребывания у руля русского монастыря.  О таких говорят: «Молитвы его доходчивы до Престола Небесного».  Он как-то сумел привлечь к Афону русские капиталы. Глядя на благие примеры, устремились на Афон русские купцы и промышленники. И не только вкладывали свои деньги в монастырь, его скиты и келлии, но и зачастую принимали подвиг послушничества, а затем монашества

   Началось благое дело книгоиздательства на Святой Горе для мирян и  желающих спастись. Отдадим поклон памяти святителя Феофана, затворника Вышенского.  Он - один из первых благодетелей книгоиздательства афонского. К сожалению, сам святитель Феофан не был на Афоне. Здесь упоминания достойно, что первым русским святителем, приехавшим с поклоном от России на Афон, был  Преосвященный Александр, бывший епископ Полтавский.

 

СВЯТОГОРЕЦ  И  ЕГО  ПИСЬМА

 

    Появился и свой, афонский воспеватель иноческого жития на Афоне, монах Сергий Святогорец. Он прожил очень мало, всего тридцать девять лет. Годы жизни 1814 – 1853.  Но успел многое. В миру он звался  Веснин Семен Авдиевич, учился в вятской семинарии. Был наделен несомненным литературным даром. Тогда Россия зачитывалась  сказкой Ершова «Конек-горбунок». Она и в наше время пришла, как классика сказки для детей и взрослых. Именно, подражая этой сказке, Семен Веснин сочинил и свою «Вани – вятчане». Описание смешных, веселых, неунывающих недотеп очень полюбились читателям. И как эти Вани в Москву ездили, как их на ярмарке обокрали, как они вора поймали, как на войну ходили, как ружье заряжали, да как стреляли, да как сами же от выстрела полегли, как толокно в прорубь сыпали, да лаптем мешали, да как их жены не узнали… все это, написанное народным языком, издавалось и служило добрую службу добрым людям. Ведь все приключения и подвиги Ваней – вятчан заканчивались славословиями Богу.

 

     Рано принял Семен Авдиевич монашеский постриг, и уже в  1843 году принял святую схиму на Афоне. В 1850 году монах Сергий Святогорец был самым, может быть, читаемым автором в России. В Санкт-Петербурге вышли в свет его «Письма к друзьям своим о Святой Горе Афонской». Письма открывали читателям целый материк  жизни, известной дотоле  не очень большому  кругу.

    Трогательное  и  поныне целебное чтение Писем Святогорца ведет нас по  святым местам, возводит на вершину Афона, говорит о преданиях Горы, о монахах и послушниках, о долгих молитвенных бдениях, подает духовные советы спасения души в мирской жизни:

     «… без скорби не приведи Бог жить. Того-ли,  другого-ли рода несчастия, а они необходимы для души нашей:  иначе горе нам  в день вечери небесной. Туда всякий должен явиться в одежде, очищенной слезами, потом и кровавыми трудами собственных подвигов, а главное, в одежде, освященной кровию Христвою. Значит, наше существенное дело – страдать и  плакать, плакать неутешно!... Если  мы не плачем, то плачут за нас наши добрые ангелы – хранители, видя, что наше дело плохо, и что мы идем не крестным, а пространным путем… Вместо пасхального красного яичка, прилагаю при сем пустынный цветок, которого не знаю ни названия, ни рода. Эти цветы у нас долго ведутся».

   С восторгом отзывался о Письмах Святогорца Николай Васильевич Гоголь. Когда отец Сергий приехал в Петербург, они познакомились. Монах Сергий звал  писателя посетить Афон. Писатель согласился с радостью, и только кончина его помешала сбыться намерению.

    Печатались и духовные стихи Святогорца,  его  дневниковые записи про афонские будни, названные «Келейные записки»,  его «Путеводитель по Афону», Он создавал вслед за Никодимом «Афонский патерик». Но все это увидело свет уже после земной кончины  автора.  Начиная с  1854 года за десять лет вышло   не менее десяти изданий  схимонаха Сергия Святогорца. Несомненно, благодаря  ему  на Святой Горе Афон к двадцатому веку только в Пантелеимоновом монастыре было около ста монахов – выходцев из вятской земли.

    Одно заметим. В своей всепоглощающей любви к Афону отец Сергий говорил даже, что уже одно присутствие монаха на  Святой Горе, спасает его душу. Нет, конечно. Митрополит Филарет, одобряя публикацию трудов Святогорца,  это место не одобрял.

 

    После преселения  духовника русских монахов на Афоне старца  иеросхимонаха Арсения в небесные обители, на Святой Горе непререкаемым авторитетом стал его преемник старец  Иероним. Не только русские, но и греки, и сербы, и болгары, и румыны видели в нем сердечность, искренность, молитвенную помощь. Он помнил предсмертные слова старца Арсения, бывшего тридцать лет общим  духовником: «Страха и ужаса не имею, но радость наполняет мое сердце, ибо великую имею надежду на Господа  Бога моего Иисуса Христа, что Он не оставит меня Своею милостью. Хотя я добрых дел  и не сотворил,  но и по своей воле ничего не сотворил, а что  творил, то помощью Господа моего, по Его воле святой».  То, что старец ничего не  свершал по своей воле, а только по воле Божией, и было главным для отца Иеронима.

      Великое свершилось:  всего десять монахов оставалось в Русике, когда туда пришел отец Иероним, а к концу его преселения в вечность их было восемьсот.

 

ПЕРВЫЙ  РУССКИЙ  НАСТОЯТЕЛЬ  МОНАСТЫРЯ

 

      Отца Иеронима сменил отец Макарий, выходец  из богатой купеческой семьи Сушкиных  из города Тулы. Именно на нем остановил свой выбор  отец Иероним. Греки ревновали.  Грек Герасим, настоятель Пантелеимонова монастыря  был стар, уже давно и хозяйственными, и духовными делами управлял отец Иероним. Для него не было разницы, какой национальности монах, главное -  его молитвенность.

Огорчаясь духом ревнования к власти,  старец искренне  хотел одного, чтобы бразды правления находились в надежных руках. Авторитетом для греков был настоятель Герасим, и именно он, столетний уже, назвал кандидатом в настоятели русского монаха Макария. И еще два обстоятельства послужили сему доброму делу: к этому времени большинство братии в монастыре были русскими, первое, а второе то, что константинопольский Патриарх и его синод признали  отца Макария в сане настоятеля.

    Это было событие решающее – утверждение России на Афоне. И событие справедливое.  И  сама личность отца Макария была настолько значительная, его душевные качества:  любовь ко всем, смирение, терпение, его всеобъемлющие знания как духовной, так и экономической жизни вскоре убедили  и греков в правильности выбора  Своею кротостью и мудростью, благоразумием отец Макарий убедил всех, что  нисколько не выделяет из среды монахов русских, ему важно исполнение монашеских обязанностей.

   Святые Иероним и Макарий первыми на Афоне  ввели обычай раздачи подаяния и прокормления  нищих монахов и просто нищих Ведь в числе нищих (по-гречески, нищий – сиромаха), были великие избранники Божии, взявшие  добровольно на себя Крест нищенства.

     Их трудами и  в  их  дни свершилось великое – основание Нового Афона в пределах российских, на месте подвигов и мученической кончины апостола Симона Кананита. Тут устроилась  общежительная обитель под именем Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря по чину и уставу Пантелеимонова монастыря.  Здесь возглавил братию благословленный  отцом Иеронимом иеромонах Иерон.

 

       В первопрестольной, на Никольской улице,  была устроена часовня в честь святого  Пантелеимона. Она была столь велика, что воспринималась как огромный, красивый собор.  Это было место связующего звена  России и Афона. Тут был склад изданий святоотеческой афонской литературы, шли непрестанные молитвы за русских иноков на Афоне. И здесь же издавались знаменитые афонские  листки под названием «Душеполезные размышления» и «Душеполезный собеседник».

     Возьмем ныне переизданные выпуски за 1889 год. Разделы: «Уроки слова благодатного»,  «Афонская летопись», «О молитве»,  «Из дневника православного христианина»,  «Афонский патерик в поучениях», другие, -  содержали просто написанные, доходчивые поучения, проповеди, советы о благочестивой жизни.   Примеры из жития святых отцов,  извлечения из свято-отеческой литературы, примеры спасения души в мирской жизни, - все это было   целительно и необходимо для   людей и церковных и особенно для еще только воцерковляющихся.      Вот  несколько примеров из раздела «Золотые блестки»:

 

     «Если бы кто сидел в темнице, и нашелся бы человек, который бы вывел  его оттуда на свет, то вышедший из темницы, во всю свою жизнь был бы благодарен своему благодетелю. Как же нам не помнить благодеяние Спасителя нашего Иисуса Христа, освободившего нас от тьмы сатанинской и открывшему нам дорогу к царствию небесному».

 

    «Священное  Писание и церковная история исполнены примерами, могущими утвердить душу нашу во внимании к собственному спасению, и уверить нас, что ни достоинство, ни звание, ни чин, ни состояние не могут воспрепятствовать нам на пути святости».

 

       «Строгие обличения весьма часто приносят вред вместо ожидаемой пользы. Духовные врачи обличения свои должны растворять мягкими словами, умеряя тем их горькость, и таким образом  открывая им благоприятный вход в ум  и сердце обличаемого, во исцеление немощей душевных».

 

      Афонские  листки, при неимоверной тогда дешевизне – рубль за все годовые выпуски, расходились по всей России.

      Много сделал для издания  афонской литературы  для России протоиерей  Андрей Ковалевский и поэт и библиограф  С. И. Пономарев. Первый был составителем посмертной биографии иеросхимонаха Иеронима, а затем биографии священноархимандрита  Макария, а С.И. Пономарев  написал стихи «Из афонских воспоминаний». Вот несколько строф из стихотворения, названного:

 

       «Старцу Иерониму. В ответ на присланные от него розы».

 

                  Зимы отшельники не знают.

                  Зима для них в календаре,

                  А в кельях их благоухают

                  Живые розы в декабре…

 

                  Но много лучше роз прекрасных

                  Цветенье  чувств твоих, речей,

                  Благоухающих и ясных

                  И в самой старости твоей.

 

                   Цветы увянут – запах нежный  

                   От них безвестно улетит,

                   И жизнь заботой неизбежной

                   Его и в памяти затмит.

 

                   А святость чувств благих, сердечных

                   Неувядаемо живет

                   В воспоминаньях безконечных

                   О том, кто внутренне цветет.

 

                   Ты – цвет Афона, ты – виновник

                   Других цветов в краю чужом:

                   Ты – первый опытный садовник

                    В цветущем Русике твоем!

 

 

                    О, пусть же Промыслом верховным

                    Господь хранит из года в год

                    Тебя в сем цветнике духовном,

                    Тебя, как лучший цвет и плод! 

 

      Эти  сердечные стихи можно с полным правом  отнести и к священноархимандриту Макарию. Как описать сутки его афонской жизни? День его начинался в глубокую полночь. Спал в подряснике часа полтора до утрени.  Исповедь у него продолжалась  часа три. Он не допрашивал о грехах по требнику, а так действовал на исповедующегося своим состраданием и  желанием помочь исправить греховную жизнь, что люди сами открывали самые затаенные движения своего сердца. Далее старец служил раннюю литургию,  служил так истово, что она оканчивалась иногда одновременно с поздней. Шел в келью, но у нее теснилось множество просителей: келлиоты, отшельники, сиромахи, пустынножители, мирские. И русские, и греки, все, кто хотел увидеть старца. Не удавалось иногда  выпить чашки чаю. У кого калива разваливается, у кого денег нет на обратную дорогу, у кого обувь износилась, одежда изорвалась… всех выслушивал старец, никому не отказывал. Давал деньги на дорогу, но, как правило, эти деньги возвращались благодарными паломниками с лихвой. Старец обходил все службы монастыря, шел на кухню, огород, скотный двор, на постройки. А сколько он писал писем  жаждущим получить от него спасительный совет. И никогда не пропускал служб, отстаивал все ночи.

    Отец Иероним умер в 1885 году, 14 ноября. Его главное завещание вместилось в две строчки, написанные  собственноручно: «Не ищи здесь, на земли, ничего, кроме Бога и спасения души».

 

     Через три года пришел черед и отца Макария.   18 июня было празднество в честь новомучеников, пострадавших от  турок. Оно совпало  с днем чудотворной иконы Божией Матери Боголюбской. Отец Макарий распорядился перенести празднование иконе на следующий день. Боголюбская икона была для него особенной.  Ею благословили его родители, когда он уезжал на Афон. Именно в этот день, после литургии, которую он служил с особым умилением, он удалился в алтарь, склонился на подоконник. Силы оставили его.

    Редкие, печальные удары колокола возвестили Афону о преселения в обители вечные  первого русского настоятеля Русского монастыря.  21 июня, после литургии в Покровском, самом вместительном, соборе  монастыря, началось прощание с  настоятелем. Простой монашеский гроб вынесли из собора. На каждом этаже служились литии. Отпевание  возглавил преосвященный Агафангел. Оно было на двух языках и продолжалось очень долго. По окончании отпевания, в сопровождении  ста сорока священнослужителей, гроб обнесли с Крестным ходом вокруг Пантелеимонова собора. В ограде монастыря было негде протолкнуться.

    На четвертый день  огласили  Завещание  старца. Главное в нем – увещевание братии к любви друг ко другу, забота о порядке в обители. «Еще мое усердное  завещание вам, отцы и братия: врата обители да не затворяются никогда для нищих и убогих».  Завещание это  исполняется монахами  и доныне.

 

    «Каких мощных сил, - восклицает автор жизнеописания святых Иеронима и Макария, - были исполнены эти два великие старца! Сколько борьбы, борьбы непосильной, почти сверхъестественной, пришлось им испытать – одному при насаждении, а другому при воспитании и утверждении этого афонского вертограда Христова – Русского Пантелеимонова монастыря. Вообще, все, что мы видим во внешнем и внутреннем благоустройстве монастыря прекрасного, доброго, чистого и святого – все это плоды ревностных трудов иеросхимонаха Иеронима и священноархимандрита Макария».

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Николаевич Крупин
Как с цепи сорвались
Идёшь в Церковь – идёшь в рай, ругаешь Церковь – готовишь себе ад
13.11.2024
Солженицын: 60 лет эмиграции и 30 лет возвращения
Солженицын – явление более социально-политическое, нежели литературное
11.11.2024
Фонарик
Крупинки
06.11.2024
«Владыка стал для нас духовным мобилизующим центром»
Сегодня нам не хватает такого духовного лидера, как митрополит Иоанн (Снычёв)
02.11.2024
Все статьи Владимир Николаевич Крупин
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 10:03
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
16.11.2024 20:48
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 20:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Калужанин
16.11.2024 19:49
Зачем?
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 19:48
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Рабочий
16.11.2024 18:47