Русское присутствие и ревность к нему

9. Из книги «Афон. Стояние в молитве»

0
885
Время на чтение 9 минут
Фото: А.Китаев. Андреевский скит,1996 г. http://aquaviva.ru/

 

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Часть 6

Часть 7

Часть 8

 

      Трудами этих великих отцов  возросло русское присутствие  не только на самой Святой Горе, но и в России возвысилось почитание афонских иноков. Самая сильная в мире православная держава Российская приняла Афон в свое сердце. Если доселе афонских старцев помнили и чтили, в основном, по монастырям российским, то с половины девятнадцатого века известность Святой Горы стала повсеместной.  Да, она была далеко географически, но входила в каждое православное сердце и согревала его.   Великая благодарность за афонскую, спасающую мир, молитву вызывала в благочестивых сердцах заботу о Святой Горе. На  Афон шли пожертвования отовсюду. Благодаря им с невиданным размахом, доселе поражающим воображение  были  сооружены новые здания  существовавших ранее скитов  святого Всехвального апостола Андрея Первозванного и святого пророка Божия Илии. Они уже существовали, но русские вдохнули в них новую жизнь.  В1845 году в Ильинском  скиту останавливался Великий Князь Константин Николаевич. С благодарностью  упомянем, что монастырь  Пантократор  помогал  Ильинскому скиту в знак уважения к его основателю старцу Паисию Величковскому и к его трудам.

 

      Сейчас, когда состояние скитов оставляет желать лучшего, когда они в ведении греков, трудно представить, что когда-то в   Пантелеимоновом монастыре  служилось в день …36 ( тридцать шесть!) Литургий. Это сколько же служащих и молящихся?  В одном Ильинском скиту было когда-то четыреста русских иноков. Греки возревновали и  постановили, чтобы число братии в Ильинском скиту не превышало ста двадцати и двадцати послушников. Как говорится, из песни слова не выкинешь. Были и более  горькие примеры неблагодарности хозяев к русским.

     В вышедшей уже в наше время греческой книге «Святая гора Афон» (изд-во «Рекос», Салоники) черным по белому пишется: «В 19 веке в результате экспансионистской политики России, началась конкуренция по строительству монастырей  между русскими, болгарскими, румынскими  и сербскими… В 1839 г. русские захватили скит пророка Илии, а в 1849 г. келлию св. Андрея, превратив их в общежительные скиты».

      Оставляя выписку без комментариев,  не для упрека, а ради исторической правды, вспомним хотя бы некоторые примеры помощи от России Афону.

 

    Помощь эта всегда была: и от царей, и от частных лиц. Так, в 1707 году монах Варлаам получил для Пантелеимонова монастыря лично от императора Петра Первого крупную сумму.   Петр подписал Указ  о материальной помощи Афону.  Все просители пожертвований переводились в ведение Синода. Анна Иоанновна учредила так называемые Палестинские штаты – фонд, из которого  регулярно уходили изрядные суммы восточным Патриархам и монастырям, в том числе,  в первую очередь, афонским. За пособиями приезжали раз в пять лет. Если же какие-то обстоятельства препятствовали приезду, то пособия выдавались за все время.

 Московская синодальная контора выплачивала деньги Великой Лавре святого Афанасия, Ватопеду, Хиландару, Зографу, Григориату, Павловскому, Иверскому, Пантелеимоному монастырям, Эсфигмену, Дионисату и Филофею. Никто не был обойденным. И в самой Москве на правительственном содержании было подворье Иверского монастыря и московский греческий Никольский монастырь.

 

     Но  бросим  камешек и в свой огород. Греков поддерживали, а на своих смотрели искоса. Вот цитата из книги А.А. Дмитриевского «Русские на Афоне»:  «Русское правительство,  духовное и светское, смотрело на выходцев из России, удалявшихся на Святую Гору ради подвигов благочестия, как на своевольников и дезертиров…».  Слава Богу, дело прошлое. Ведь большевики вообще хотели погубить  монашеское делание.

     Однако, вернемся к ходу повествования.

 

ПОЧИВШИЙ  В  БОЗЕ

 

     Сподвижником, споборцем, как раньше выражались, духоносных отцов  Макария и  Иеронима был великий русский старец Арсений.  В миру, до пострижения, он носил героическую для России фамилию,  Минин. С юности  подвизался на Афоне и не чаял для себя иной участи, но  Господь судил ему прожить большую часть жизни в России. В 1862 году  афонские старцы благословили его представлять Афон в России. К тому было много причин: число  паломников все увеличивалось, нужно было их  духовное окормление  еще до их отправления на Святую Гору. Чтобы знали, куда стремятся, чем могут помочь устройству монашеской жизни, к чему  надо готовиться. Учить греческий. Как молиться для спасения души.  Отец Арсений замечательно справлялся с трудностями, к тому же он владел незаурядным даром писательства. Он и на Афоне, с благословения отцов Макария и Иеронима занимался составлением сочинений для новоначальных, особенно остерегая от  богопротивных учений тогдашних сектантов.

     «Сам преподобнейший  старец  Иероним, - писал позднее  отец Арсений, - настолько расположен к моему делу, что принимает участие  в составлении моих бесед против иконоборцев своими указаниями и  советами…Господь утешил меня

в лице сих  старцев. Дали мне хорошее помещение, снабдив необходимыми для меня разного рода древними печатными  и рукописными книгами, хранящимися в богатой монастырской библиотеке…».

   В одной из бесед он рассказывал о случае обращения в Православие трех старообрядческих священников из Симбирска, прибывших на Афон. Они неопустительно посещали все монастырские службы, наконец, решились побывать у старцев. Те приняли их с любовью, ибо видели искреннее стремление познать веру православную. «Видя все это, бедные искатели истины от полноты радости и вместе сожаления о своих заблуждениях изливали слезы, осеняли себя православным крестным знамением, с усердием лобызали священные книги и от всей души благодарили Господа, удостоившего их видеть самые ясные содержащиеся в них доказательства истинности Православия…».

    Отец Арсений, рассказывая этот случай, говорил, что и сам извлек из него  урок любви и терпения, ибо он раньше был горяч и нетерпим к «немощным», как называет он уклонившихся от православной веры, заблудших по незнанию или гордыне. «Нет, - восклицает он, - не так надо поступать с немощными, как я прежде думал. Совесть сказала мне, что надо их исправлять, убеждать, увещевать, а не высылать из обители».

    Афонские святыни, посланные в Москву с иеромонахом Арсением, прибыли в 1867 году.  По прошению старцев на Высочайшее имя, при Богоявленском монастыре, в самом центре столицы, была устроена часовня Святого угодника Божия великомученика Пантелеимона. К иконе «Скоропослушница», написанной на Святой Горе и посланной старцем Иеронимом к открытию часовни, потекли страждущие  и жаждущие исцеления, которые обильно подавались Божией Матерью.

Часовня не могла вмещать всех приходящих и приезжавших отовсюду, ибо уже не только «афонолюбивый град Москва», но и вся Россия  возрадовалась приходу афонских святынь и афонской молитвы в  пределы нашего Отечества.

    Опять же по ходатайству старцев Иеронима и Макария Святейший Синод дозволил строить более обширную часовню  близ Владимирских ворот. Сохранившиеся фотографии  доносят до нас красоту и величественность часовни.

 

    Великим делом старца Арсения было начало афонского монастыря на русской земле.  Это годы 1875 – 79-й. Старец исполнил историческое послушание в качестве  уполномоченного по делам Ново-Афонской Кавказской обители. Место для нее старец Арсений искал недолго, ибо северо-кавказские земли были освящены пребыванием здесь и мученической кончиной апостола от двенадцати Симона Кананита.  Старец назначался настоятелем сей дивной, возрождаемой ныне, обители, но из-за начавшейся русско-турецкой войны работы были приостановлены.

    Это горькое обстоятельство и непомерные труды (старец много писал, очень много издавал афонской литературы, у него было огромное количество духовных чад, он оставил после себя массу писем, которые отнимали у него часы и без того краткого отдыха) подорвали его здоровье. Осенью 1879-го года он споткнулся, поранил ногу и вынужден был слечь. Выздоровела нога, началось воспаление легких. В болезни старец старался чаще исповедоваться и причащаться. 17 ноября того же года над отцом Арсением свершено было молитвенное последование «На исход души», и он мирно отошел ко Господу.

 

   «Господь для того нас и сотворил, - писал он духовной дочери, - дабы мы были неразлучны с Ним  в этой и будущей жизни».

 

    «Страсти не исчезают вовсе, редкие даже из святых отцов были от них избавлены, но они от святого Причастия ослабевают».

 

    А вот из письма духовному сыну:

    «Коротка наша жизнь, как одна минута против вечности. Воспользуемся же ею, будем чаще и чаще размышлять о конце своем, о мытарствах, кои должны будем проходить, и затем об участи своей, какую кто себе готовит.

     Непременно должны чаще ходить в храм Божий и дома поболее молиться Богу. Это большая помощь для спасения души. А кто отдаляется от Бога, тот погибает».

 

    В бумагах старца остался листок с планами работ, которые он собирался писать:

 

    «Составить беседы. О послушании отцам духовным. Как враг старается от духовных отцев (и меня, грешного) отвлечь. Зачем мы оставили мир и пришли в монастырь? Здесь  строже Господь спросит с нас, нежели с мирских. Помыслы? Кто что читает, что понял?  Кто как думает о себе? Не считает ли себя лучше других? Приучаться к Иисусовой и Божией Матери молитве. Кто как стоит в церкви? Что думает?  Приходит ли к началу? Не уходит ли в келлию? О слезах, как они необходимы  для очищения души. Келейное правило?

    Все к Богу, ибо без Него не можем творить ничего».

 

     По сути это завещание старца Арсения. Как бы каждый из нас, грешных, ответил на вопросы старца, доносящиеся к нам уже из пределов райских.

 

 

ГОРА  АФОН,  ГОРА  СВЯТАЯ

 

    К девятнадцатому веку относится создание замечательной, воцерковляющей,  песни  о Святой Горе. Ее знала и пела  вся православная Россия. И вот,  интересно, что никто почти не знал автора стихов, а слова этой песни знали. Это ли не счастье для сочинителя? Теперь мы знаем, что  автор стихов -  архиепископ Филарет Черниговский. Год публикации  стихов 1876-й. А кто автор музыки, сие неизвестно. Бог знает.

 

Гора Афон, Гора Святая,  не видел я твоих красот,

И твоего земного рая, и под тобой шумящих вод.

 

Я не видал твоей вершины, как шпиль твой впился в облака,

Какие на тебе картины, каков твой вид издалека.

 

Я не видал, Гора святая, твоих стремнин, отвесных скал,

И как прекрасна даль морская, когда луч солнца догорал.

         

Я рисовать тебя не смею. Об этих чудных красотах

Сложить я песни не умею: она замрет в моих устах.

 

 Одно, одно лишь знаю верно я о тебе, гора чудес,

Что ты таинственна, безмерна и недалека от небес.

 

Я знаю, кто тобой владеет,  Кому в удел досталась ты,

Тебя хранит, тебя лелеет  Царица горней высоты.

 

Царица, дивная Царица народов всех и всех племен,

Она, царя Христа денница, разрушила твой темный плен.

 

Сквозь сумрак древности глубокой  я вижу, грешный, как  теперь:

Корабль несется одинокий, на нем царя – пророка дщерь.

 

Несется он из Палестины,  на остров Кипр его полет.

Вдруг ветр, волнуются пучины, корабль к Афону пристает.

 

 На вопль кумиров Аполлона спешат Марию все встречать,

И узнают толпы Афона  в ней Бога истинного Мать.

 

«Сия гора, - рекла Царица,- да будет жребием Моим,

  Отсель прострет Моя десница всегдашний кров над местом сим.

 

Здесь благодать польется чудно, и милость Сына Моего, 

  Для жизни сей найдут нетрудно  достаток нужного всего.

 

А там тебе, афонский житель, слуга Мой верный, раб Христов,

  Готова райская обитель, награда веры и трудов.

 

Сего Я места не забуду,  всегда Заступница ему,

О  нем ходатайствовать буду   во веки Сыну Моему».

 

Обет Царицы сладкозвучный сбылся и зрится в чудесах,

  Она с Афоном неразлучна,  Афон всегда в Ея очах.

 

И лик Свой там Она являет, беседует к рабам Своим,

Сама судьбы их управляет и бдит над бытом их земным

 

    Широкой известности в России этой песни помогло то, что  не оставалось губернии, епархии, откуда бы не  уходили мужчины на Святую Гору. Их провожали даже не как на войну, их хоронили заживо. И плакали, и страдали, и радовались одновременно. И это только представить  ограду сельской церкви после воскресной службы. Люди не спешат домой, они слушают нищих, калик перехожих, странников, их молитвенные песнопения. Особенно трогательными были песни о  Божией Матери, о Егории храбром, об Алексии – Божием человеке, о Страшном Суде и, конечно, все  ждали, когда  раздадутся столь волнующие слова:

      «Гора Афон, Гора Святая…». То-то было очистительных слез. «Как-то там наш Алешенька?»

        

       Центром присутствия  России на Афоне становится монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона. Он и издревле носил имя русского. К середине девятнадцатого века в монастыре на  двести греков было триста русских. Это позволило, напомним, впервые избрать игуменом монастыря русского насельника Макария.

 

     Константинопольский Патриархат заговорил о «русской экспансии» и начал проводить «политику сдерживания». Но как сдержать  стремление  людей, желавших спасения души?  К 1912 году русских монахов  на Афоне от общего числа была половина.  Побывать на Афоне было счастьем для православных, а уж что говорить о мечте почти каждого монаха – уйти на Афон навсегда.

    Здесь спасались не только монахи. Знаменитый Константин Леонтьев стремился сюда, «чтобы научиться верить в Бога». Духовника  он обрел удивительного, отца Иеронима. Но тот же Иероним остановил порыв Леонтьева постричься в монахи и не благословил философа жить на Афоне. Вернул в мир.

      Философ Константин Леонтьев, как позднее и прозаик   Борис Зайцев, сами рассказали о своем пребывании на Афоне, но вот был здесь, мало кому известный, удивительнейший человек из русских, из Сибири. И по фамилии Сибиряков.  История этого человека весьма поучительна.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Крупин
Алексей Фатьянов
«Писатель о писателях»
18.04.2024
Александр Твардовский
«Писатель о писателях»
17.04.2024
На картошку!
Как на канале «Россия 1» оскорбили наше прошлое
13.04.2024
Космос - русский!
12 апреля 1961 года состоялся первый в мире орбитальный полёт вокруг Земли
11.04.2024
По местам стоять
Рассказы разных лет
01.04.2024
Все статьи Владимир Крупин
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
20.04.2024 21:05
Как жить людям среди всех этих бедствий?
Новый комментарий от Русский Иван
20.04.2024 20:51
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Константин В.
20.04.2024 20:07
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от Русский Иван
20.04.2024 16:09