itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Русское присутствие и ревность к нему

9. Из книги «Афон. Стояние в молитве»

0
883
Время на чтение 9 минут
Фото: А.Китаев. Андреевский скит,1996 г. http://aquaviva.ru/

 

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Часть 6

Часть 7

Часть 8

 

      Трудами этих великих отцов  возросло русское присутствие  не только на самой Святой Горе, но и в России возвысилось почитание афонских иноков. Самая сильная в мире православная держава Российская приняла Афон в свое сердце. Если доселе афонских старцев помнили и чтили, в основном, по монастырям российским, то с половины девятнадцатого века известность Святой Горы стала повсеместной.  Да, она была далеко географически, но входила в каждое православное сердце и согревала его.   Великая благодарность за афонскую, спасающую мир, молитву вызывала в благочестивых сердцах заботу о Святой Горе. На  Афон шли пожертвования отовсюду. Благодаря им с невиданным размахом, доселе поражающим воображение  были  сооружены новые здания  существовавших ранее скитов  святого Всехвального апостола Андрея Первозванного и святого пророка Божия Илии. Они уже существовали, но русские вдохнули в них новую жизнь.  В1845 году в Ильинском  скиту останавливался Великий Князь Константин Николаевич. С благодарностью  упомянем, что монастырь  Пантократор  помогал  Ильинскому скиту в знак уважения к его основателю старцу Паисию Величковскому и к его трудам.

 

      Сейчас, когда состояние скитов оставляет желать лучшего, когда они в ведении греков, трудно представить, что когда-то в   Пантелеимоновом монастыре  служилось в день …36 ( тридцать шесть!) Литургий. Это сколько же служащих и молящихся?  В одном Ильинском скиту было когда-то четыреста русских иноков. Греки возревновали и  постановили, чтобы число братии в Ильинском скиту не превышало ста двадцати и двадцати послушников. Как говорится, из песни слова не выкинешь. Были и более  горькие примеры неблагодарности хозяев к русским.

     В вышедшей уже в наше время греческой книге «Святая гора Афон» (изд-во «Рекос», Салоники) черным по белому пишется: «В 19 веке в результате экспансионистской политики России, началась конкуренция по строительству монастырей  между русскими, болгарскими, румынскими  и сербскими… В 1839 г. русские захватили скит пророка Илии, а в 1849 г. келлию св. Андрея, превратив их в общежительные скиты».

      Оставляя выписку без комментариев,  не для упрека, а ради исторической правды, вспомним хотя бы некоторые примеры помощи от России Афону.

 

    Помощь эта всегда была: и от царей, и от частных лиц. Так, в 1707 году монах Варлаам получил для Пантелеимонова монастыря лично от императора Петра Первого крупную сумму.   Петр подписал Указ  о материальной помощи Афону.  Все просители пожертвований переводились в ведение Синода. Анна Иоанновна учредила так называемые Палестинские штаты – фонд, из которого  регулярно уходили изрядные суммы восточным Патриархам и монастырям, в том числе,  в первую очередь, афонским. За пособиями приезжали раз в пять лет. Если же какие-то обстоятельства препятствовали приезду, то пособия выдавались за все время.

 Московская синодальная контора выплачивала деньги Великой Лавре святого Афанасия, Ватопеду, Хиландару, Зографу, Григориату, Павловскому, Иверскому, Пантелеимоному монастырям, Эсфигмену, Дионисату и Филофею. Никто не был обойденным. И в самой Москве на правительственном содержании было подворье Иверского монастыря и московский греческий Никольский монастырь.

 

     Но  бросим  камешек и в свой огород. Греков поддерживали, а на своих смотрели искоса. Вот цитата из книги А.А. Дмитриевского «Русские на Афоне»:  «Русское правительство,  духовное и светское, смотрело на выходцев из России, удалявшихся на Святую Гору ради подвигов благочестия, как на своевольников и дезертиров…».  Слава Богу, дело прошлое. Ведь большевики вообще хотели погубить  монашеское делание.

     Однако, вернемся к ходу повествования.

 

ПОЧИВШИЙ  В  БОЗЕ

 

     Сподвижником, споборцем, как раньше выражались, духоносных отцов  Макария и  Иеронима был великий русский старец Арсений.  В миру, до пострижения, он носил героическую для России фамилию,  Минин. С юности  подвизался на Афоне и не чаял для себя иной участи, но  Господь судил ему прожить большую часть жизни в России. В 1862 году  афонские старцы благословили его представлять Афон в России. К тому было много причин: число  паломников все увеличивалось, нужно было их  духовное окормление  еще до их отправления на Святую Гору. Чтобы знали, куда стремятся, чем могут помочь устройству монашеской жизни, к чему  надо готовиться. Учить греческий. Как молиться для спасения души.  Отец Арсений замечательно справлялся с трудностями, к тому же он владел незаурядным даром писательства. Он и на Афоне, с благословения отцов Макария и Иеронима занимался составлением сочинений для новоначальных, особенно остерегая от  богопротивных учений тогдашних сектантов.

     «Сам преподобнейший  старец  Иероним, - писал позднее  отец Арсений, - настолько расположен к моему делу, что принимает участие  в составлении моих бесед против иконоборцев своими указаниями и  советами…Господь утешил меня

в лице сих  старцев. Дали мне хорошее помещение, снабдив необходимыми для меня разного рода древними печатными  и рукописными книгами, хранящимися в богатой монастырской библиотеке…».

   В одной из бесед он рассказывал о случае обращения в Православие трех старообрядческих священников из Симбирска, прибывших на Афон. Они неопустительно посещали все монастырские службы, наконец, решились побывать у старцев. Те приняли их с любовью, ибо видели искреннее стремление познать веру православную. «Видя все это, бедные искатели истины от полноты радости и вместе сожаления о своих заблуждениях изливали слезы, осеняли себя православным крестным знамением, с усердием лобызали священные книги и от всей души благодарили Господа, удостоившего их видеть самые ясные содержащиеся в них доказательства истинности Православия…».

    Отец Арсений, рассказывая этот случай, говорил, что и сам извлек из него  урок любви и терпения, ибо он раньше был горяч и нетерпим к «немощным», как называет он уклонившихся от православной веры, заблудших по незнанию или гордыне. «Нет, - восклицает он, - не так надо поступать с немощными, как я прежде думал. Совесть сказала мне, что надо их исправлять, убеждать, увещевать, а не высылать из обители».

    Афонские святыни, посланные в Москву с иеромонахом Арсением, прибыли в 1867 году.  По прошению старцев на Высочайшее имя, при Богоявленском монастыре, в самом центре столицы, была устроена часовня Святого угодника Божия великомученика Пантелеимона. К иконе «Скоропослушница», написанной на Святой Горе и посланной старцем Иеронимом к открытию часовни, потекли страждущие  и жаждущие исцеления, которые обильно подавались Божией Матерью.

Часовня не могла вмещать всех приходящих и приезжавших отовсюду, ибо уже не только «афонолюбивый град Москва», но и вся Россия  возрадовалась приходу афонских святынь и афонской молитвы в  пределы нашего Отечества.

    Опять же по ходатайству старцев Иеронима и Макария Святейший Синод дозволил строить более обширную часовню  близ Владимирских ворот. Сохранившиеся фотографии  доносят до нас красоту и величественность часовни.

 

    Великим делом старца Арсения было начало афонского монастыря на русской земле.  Это годы 1875 – 79-й. Старец исполнил историческое послушание в качестве  уполномоченного по делам Ново-Афонской Кавказской обители. Место для нее старец Арсений искал недолго, ибо северо-кавказские земли были освящены пребыванием здесь и мученической кончиной апостола от двенадцати Симона Кананита.  Старец назначался настоятелем сей дивной, возрождаемой ныне, обители, но из-за начавшейся русско-турецкой войны работы были приостановлены.

    Это горькое обстоятельство и непомерные труды (старец много писал, очень много издавал афонской литературы, у него было огромное количество духовных чад, он оставил после себя массу писем, которые отнимали у него часы и без того краткого отдыха) подорвали его здоровье. Осенью 1879-го года он споткнулся, поранил ногу и вынужден был слечь. Выздоровела нога, началось воспаление легких. В болезни старец старался чаще исповедоваться и причащаться. 17 ноября того же года над отцом Арсением свершено было молитвенное последование «На исход души», и он мирно отошел ко Господу.

 

   «Господь для того нас и сотворил, - писал он духовной дочери, - дабы мы были неразлучны с Ним  в этой и будущей жизни».

 

    «Страсти не исчезают вовсе, редкие даже из святых отцов были от них избавлены, но они от святого Причастия ослабевают».

 

    А вот из письма духовному сыну:

    «Коротка наша жизнь, как одна минута против вечности. Воспользуемся же ею, будем чаще и чаще размышлять о конце своем, о мытарствах, кои должны будем проходить, и затем об участи своей, какую кто себе готовит.

     Непременно должны чаще ходить в храм Божий и дома поболее молиться Богу. Это большая помощь для спасения души. А кто отдаляется от Бога, тот погибает».

 

    В бумагах старца остался листок с планами работ, которые он собирался писать:

 

    «Составить беседы. О послушании отцам духовным. Как враг старается от духовных отцев (и меня, грешного) отвлечь. Зачем мы оставили мир и пришли в монастырь? Здесь  строже Господь спросит с нас, нежели с мирских. Помыслы? Кто что читает, что понял?  Кто как думает о себе? Не считает ли себя лучше других? Приучаться к Иисусовой и Божией Матери молитве. Кто как стоит в церкви? Что думает?  Приходит ли к началу? Не уходит ли в келлию? О слезах, как они необходимы  для очищения души. Келейное правило?

    Все к Богу, ибо без Него не можем творить ничего».

 

     По сути это завещание старца Арсения. Как бы каждый из нас, грешных, ответил на вопросы старца, доносящиеся к нам уже из пределов райских.

 

 

ГОРА  АФОН,  ГОРА  СВЯТАЯ

 

    К девятнадцатому веку относится создание замечательной, воцерковляющей,  песни  о Святой Горе. Ее знала и пела  вся православная Россия. И вот,  интересно, что никто почти не знал автора стихов, а слова этой песни знали. Это ли не счастье для сочинителя? Теперь мы знаем, что  автор стихов -  архиепископ Филарет Черниговский. Год публикации  стихов 1876-й. А кто автор музыки, сие неизвестно. Бог знает.

 

Гора Афон, Гора Святая,  не видел я твоих красот,

И твоего земного рая, и под тобой шумящих вод.

 

Я не видал твоей вершины, как шпиль твой впился в облака,

Какие на тебе картины, каков твой вид издалека.

 

Я не видал, Гора святая, твоих стремнин, отвесных скал,

И как прекрасна даль морская, когда луч солнца догорал.

         

Я рисовать тебя не смею. Об этих чудных красотах

Сложить я песни не умею: она замрет в моих устах.

 

 Одно, одно лишь знаю верно я о тебе, гора чудес,

Что ты таинственна, безмерна и недалека от небес.

 

Я знаю, кто тобой владеет,  Кому в удел досталась ты,

Тебя хранит, тебя лелеет  Царица горней высоты.

 

Царица, дивная Царица народов всех и всех племен,

Она, царя Христа денница, разрушила твой темный плен.

 

Сквозь сумрак древности глубокой  я вижу, грешный, как  теперь:

Корабль несется одинокий, на нем царя – пророка дщерь.

 

Несется он из Палестины,  на остров Кипр его полет.

Вдруг ветр, волнуются пучины, корабль к Афону пристает.

 

 На вопль кумиров Аполлона спешат Марию все встречать,

И узнают толпы Афона  в ней Бога истинного Мать.

 

«Сия гора, - рекла Царица,- да будет жребием Моим,

  Отсель прострет Моя десница всегдашний кров над местом сим.

 

Здесь благодать польется чудно, и милость Сына Моего, 

  Для жизни сей найдут нетрудно  достаток нужного всего.

 

А там тебе, афонский житель, слуга Мой верный, раб Христов,

  Готова райская обитель, награда веры и трудов.

 

Сего Я места не забуду,  всегда Заступница ему,

О  нем ходатайствовать буду   во веки Сыну Моему».

 

Обет Царицы сладкозвучный сбылся и зрится в чудесах,

  Она с Афоном неразлучна,  Афон всегда в Ея очах.

 

И лик Свой там Она являет, беседует к рабам Своим,

Сама судьбы их управляет и бдит над бытом их земным

 

    Широкой известности в России этой песни помогло то, что  не оставалось губернии, епархии, откуда бы не  уходили мужчины на Святую Гору. Их провожали даже не как на войну, их хоронили заживо. И плакали, и страдали, и радовались одновременно. И это только представить  ограду сельской церкви после воскресной службы. Люди не спешат домой, они слушают нищих, калик перехожих, странников, их молитвенные песнопения. Особенно трогательными были песни о  Божией Матери, о Егории храбром, об Алексии – Божием человеке, о Страшном Суде и, конечно, все  ждали, когда  раздадутся столь волнующие слова:

      «Гора Афон, Гора Святая…». То-то было очистительных слез. «Как-то там наш Алешенька?»

        

       Центром присутствия  России на Афоне становится монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона. Он и издревле носил имя русского. К середине девятнадцатого века в монастыре на  двести греков было триста русских. Это позволило, напомним, впервые избрать игуменом монастыря русского насельника Макария.

 

     Константинопольский Патриархат заговорил о «русской экспансии» и начал проводить «политику сдерживания». Но как сдержать  стремление  людей, желавших спасения души?  К 1912 году русских монахов  на Афоне от общего числа была половина.  Побывать на Афоне было счастьем для православных, а уж что говорить о мечте почти каждого монаха – уйти на Афон навсегда.

    Здесь спасались не только монахи. Знаменитый Константин Леонтьев стремился сюда, «чтобы научиться верить в Бога». Духовника  он обрел удивительного, отца Иеронима. Но тот же Иероним остановил порыв Леонтьева постричься в монахи и не благословил философа жить на Афоне. Вернул в мир.

      Философ Константин Леонтьев, как позднее и прозаик   Борис Зайцев, сами рассказали о своем пребывании на Афоне, но вот был здесь, мало кому известный, удивительнейший человек из русских, из Сибири. И по фамилии Сибиряков.  История этого человека весьма поучительна.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Крупин
Грамотная лошадь
Рассказ
28.03.2024
Ноль часов
Вне времени и пространства
22.03.2024
О Распутине
Ко дню памяти (15.03.1937 – 14.03.2015)
14.03.2024
Мы не были на коленях
Новые крупинки
08.03.2024
Женщины и война
Вновь на Святой Руси пора испытаний
02.03.2024
Все статьи Владимир Крупин
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09