itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Благоговеть пред тайной

2. Из книги «Афон. Стояние в молитве»

0
862
Время на чтение 12 минут
Фото: А.Китаев. Андреевский скит,1996 г. http://aquaviva.ru/

Часть 1

                        

    Монашеская жизнь  -  тайна. Мы, люди обычной жизни,  видим монахов в церкви, на послушаниях, в трапезной. Вот, пожалуй, и все. И никому не дано проникнуть в мир монашеской души. Более того, неохотно монахи рассказывают не только о себе, но и о своей обители. Поучительна история монаха Афона Нила Мироточивого. По его молитвам происходили исцеления больных, вразумления заблудших.  Исцеленные и их знакомые создавали вокруг имени Нила легенды. Но он  всегда уходил от мирской славы. По его земной кончине его мощи стали обильно мироточить, и люди, естественно, потянулись за  лекарством для души и тела.  Мироточение было обильным,  и наплыв желающих получить миро становился все более многочисленным. Тогда ученик преподобного сказал своему учителю: "Я знаю, как ты бегал от мирской славы, но вот она тебя настигла". И что же? Мироточение прекратилось. Это очень краткий пересказ  жития преподобного, но сказанного достаточно, чтобы увидеть, насколько монахи не дорожат, более того, настоятельно избегают, известности. Например, не хотят фотографироваться. Они ушли из мира, и не хотят возвращаться в него даже своим  изображением. Именно афонцам хочется, чтобы флагманский корабль монашества шел по морю современности необремененным мирской, отягчающей, славой.

 

    Пишущие об Афоне сходятся во мнении, что нет точной даты заселения  полуострова. Гора упоминается даже в «Илиаде» Гомера. В первые века Новозаветного времени, после того, как сюда   ступила Божия Матерь, здесь селились монахи-одиночки, отшельники, пещеры которых обнаруживали  в последующие времена, изумляясь их многочисленности. Несомненно, тут были и палестинские, и синайские, и египетские молитвенники, ученики  великих Антония, Павла, Макария, других духоносных старцев первых веков.

    Добавим, что нашествия диких язычников, самоуверенных мусульман, образованных папистов уничтожили многие документы афонской древности, и только с десятого века есть письменные источники, отчего одни говорят, что начало монашеской жизни на Афоне началось лишь со времен Константина Великого. Известно, что храм Успения Пресвятой Богородицы в Карее отстроен при Константине Великом, а разрушен при Юлиане Отступнике. Это четвертый век. А вновь возведен при императоре Никифоре Фоке уже в десятом веке. Несомненен и факт свержения идола с самой высокой горы еще в первом веке.  На этом месте стоит храм Преображения Господня. Служат в нем раз в год, ибо он труднодосягаем. Это Фаворская гора Афона. Иногда, в ясный день, вершина ее предстает как драгоценный камень в оправе  гранитных гор. Сияет в солнечную погоду и скрывается туманом в ненастье. А иногда бывает такое чудо - храм  плывет выше туч, отделясь от земли, и стоит как будто на воздухе,  как невесомый. Зрелище восторгающее душу к горним пределам.

 

     Афон – это навсегда. Не видел его – тянешься к нему. Увидел – никогда не забудешь. Двенадцатилетним отроком тайно прибежал сюда один из самых почитаемых в Греции духовников будущий старец Порфирий (Байрактарис), пробыл тут семь лет в скиту Кавсокаливит, а потом … шестьдесят девять лет пробыл вдали от Афона, служил священником в больнице Афин, уходил в уединение, организовал женский монастырь Преображения Господня, в котором был наставником,  и за несколько месяцев до кончины, предчувствуя ее, вернулся на Афон. Это было совсем недавно (1991 г.). Старца  Порфирия мы вспомнили, чтобы  примером его жизни показать неодолимую тягу к Святой Горе. И еще вспомнить наставления старца: «Кто молится лишь о себе, совершает  большую ошибку». Сказано это в первую очередь об афонской молитве.

 

ЧАСТЬ  ГОСУДАРСТВА,  НО  ОСОБАЯ

 

    Афон -  сердце и душа Православия.  Вместе с тем это часть греческого государства.  Часть совершенно особая.  Статус Святой  Горы закреплен в Конституции Греции в статьях  109 – 112. Сделаем выписки, показывающие эту особость:

     «Афонский полуостров… является в соответствии  со своим древним привилигированным положением  самоуправляющейся частью Греческого государства, суверенитет которого над ним остается неприкосновенным.  …  Все монашествующие на ней приобретают греческое гражданство без каких-либо формальностей, как только они принимаются в число монахов или послушников. Святая Гора в соответствии  со своим установленным порядком управляется двадцатью ее Священными монастырями, между которыми поделен весь Афонский полуостров, и ее земля не  подлежит отчуждению. Управление осуществляется представителями Священных монастырей, составляющими Священный Кинот. Категорически запрещается какое-то бы ни было изменение системы управления или количества монастырей Святой Горы, их иерархического строя и их взаимоотношений с зависящими от них учреждениями. На ее территории запрещается пребывание иноверцев или раскольников». По  Конституции государство берет на себя «исключительное право поддержания общественного  порядка и безопасности»  на Святой Горе.

 

    И вот, когда  видишь в сегодняшнем мире постоянные нападки на Афон, особенно со стороны  демократических  женских движений, как будто для них не указ слова Божией Матери, или со стороны бизнесменов, которые видят только мрамор Афона, да его живописные берега и чистейшее, омывающее их море, то диву даешься. Видимо,  и Конституция государства не для них писана. Демонстрации эмансипированных женщин – суфражисток часто происходят на причале Уранополиса – греческого города, откуда уходят и куда приходят монашеские корабли. Вспоминается, как  такие демонстрации встречали  монахов, сопровождавших святые мощи Всехвального Первозванного апостола Андрея, мощи святого великомученика и целителя Пантелеимона и мощи святой равноапостольной Марии  Магдалины, А часто и без всякого повода неистовые ревнительницы женского равноправия  выходят на причал, чтобы в очередной раз покричать о том, что нет на Афоне демократии. Какая несправедливость!

    А у бизнесменов есть выражение: снимать доходы. С перепродаж и продаж, с жилплощади, с рынка… Стоя на палубе  теплохода, огибающего полуостров, один такой предприниматель все ахал, все изумлялся красотам Афона и восклицал: «Да тут с каждого километра можно в сезон по миллиону долларов снимать!»  Когда же ему пытались втолковать особость и единственность Афона и его неподчиненность светским законам, он это никак не мог понять.

    - Пусть и молятся, - упирался  он, - кто им помешает? Молятся,  в  нашу сторону пусть не глядят. Места хватит. Им же и доходы будем отстегивать. Когда кто и с курорта к ним заглянет, свечку купит. Да они же ж еще и мрамором могли торговать. На золоте сидят и не понимают своего счастья.

     О мраморе этот бизнесмен точно заметил – весь Афон стоит на мраморном основании как  на драгоценном пьедестале. Еще и в этом мы читаем Божий  промысл – предоставить место для чистой молитвы совершенно особое, единственное. Но это может понять только верующий человек.  Чаще мы сталкиваемся с почти полным,  безнадежно глухим отрицанием монашеской республики. Это, к сожалению, есть и в Греции, и за ее  пределами.

    Вот, к примеру, в Греции были Олимпийские Игры. Ведь и сама Греция – родоначальница этих  Игр. Но какие же нападения испытала тогда Святая Гора. На нее рвались и бегуны и прыгуны обоих полов. Пресса визжала, цитируя апостола Павла, что нет для Господа ни эллина, ни иудея, ни мужеска, ни женска пола. Европарламент выделял  изрядную сумму тем монастырям, кои согласятся принять у себя женщин-паломниц. «Это, - сказали афонцы, - дьявольская уловка». Устоял Афон и перед  олимпийцами, и, даст Бог, устоит пред любыми нашествиями соблазнов сего века и будущего.

 

         Будем надеяться, что наш посильный труд послужит просвещению заблудших  и закосневших в одностороннем, только материальном истолковании мира. По дьявольскому наущению внедряются в умы людей мысли, что бытие определяет сознание, что базисом жизни является материальный мир, а надстройкой (слово нашли) является духовность.  Тут все поставлено с ног на голову. Вначале же было Слово, Дух Святый, потом материальный, вначале допотопный, мир. Тело каждого человека пришло из земли и  уйдет в землю, а душа будет продолжать жить. Как? Ликовать с ангелами или мучиться во аде, это зависит от наших дел в продолжении краткого нашего пребывания на земле.

     Именно служить спасению души уходили и уходят на Афон православные люди.

 

ПЕЙЗАЖ  СОТВОРЕНИЯ  МИРА

 

      Подумать, столько копий ломается из-за совершенно крохотного участка земли. Если бы  через полуостров протянуть дорогу, о которой тоже кричат неистовые поборники уничтожения монашества, то по этой дороге можно было б проскочить весь Афон за двадцать минут. Шестьдесят километров его  длина. А в ширину всего-ничего – от семи до девятнадцати километров.  Полуостров Айон-Орос, как он значится на картах,  возвышается из  вод  Эгейского моря с северо-запада на юго-восток. Вначале он более равнинный, затем всхолмливается, переходит в горную цепь и оканчивается значительным возвышением, возносимым к восходу солнца.   Высота главной горы Афона, горы Преображения,    свыше двух тысяч метров.

      Красота этой малой части сотворенного Богом мира, обращала на себя внимание с глубокой древности. Тут и языческие олимпийские боги присоседились, захватив территорию неподалеку.  В гомеровской «Илиаде» описано, как царица богов Гера (римское Юнона), жена Зевса «… вдруг устремившись, оставила выси Олимпа, выше утесов паря и стопами земли не касаясь, с гордой Афона вершины сошла на волнистое море». (Песнь 14-я).

 

     Склоны гор полуострова, долины, прибрежные земли необычайно богаты растительностью. Это сплошной ботанический сад. Это рай, и не меньше. В любое время года.  Весной ошеломляющий, осязаемо плотный запах цветущих трав и кустарников. Розоватятся на рассвете и закате расцветающие деревья,   кисейно белеют вишни в свой краткий двухнедельный срок, и как долго помнятся потом.  Заявляют о себе и маслины, напоминая о Елеонской масличной горе, а как радостно раскрываются навстречу  теплу груши, черешни, виноградники. Легко  воспаряет над землей розовая пена цветущего миндаля, соперничает с белизной  облаков цветущая яблоня, подолгу стоят над пространством красные свечки каштанов,  беззаботно раскидывают свои широченные ветви крепкие платаны, а черешни уже показывают свои скороспелые плоды. Скромно цветет орех. Орехи, конечно, грецкие, учитывая место их  нахождения. И вспоминается  добрая, исцеляющая, шутка монаха Амвросия  Оптинского: «Грех как грецкий орех – расколоть легко, выковырять трудно».

      Но спелые орехи – это осень. Осень здесь такая долгая, что, кажется, никогда не придут холода, все время будет это золотое  состояние торжества природы, эти крепкие дубовые листья, которые одновременно  уже и под ногами и еще на ветвях,  эти  костры краснооранжевых  кленов, и наш родной русский шиповник, только плоды его сочнее и крупнее.  Все такое полное, пришедшее в меру торжества созревания, что только и думаешь: «Господи, за что нам такое?»

 

      Наш Свято-Пантелеимонов монастырь на юго-западной части острова, поэтому солнце приходит к нам после обеда и царствует до вечерних звезд. Море прямо-таки пылает на закате. А ночью, при полной луне,  оно совсем золотое,  Случаются и пасмурные дни, особенно зимой. Но, по русским понятиям, какая же это зима: выпал  ночью снег, а к обеду и нет его, а к вечеру и вовсе тепло. Тем более, как ни облетают лиственные деревья и лиственницы, Афон всегда зеленый, цвета жизни, здесь много хвойных пород:  ели, сосны, туя,  много вересковых зарослей.

 

НО  ДО  КРАСОТ  ЛИ  МОНАХАМ?

 

          Летом жарко. Но все равно хорошо.  Всегда найдется тенистое место, всегда утолит жажду вода из чистого, текущего из мраморных недр ручейка. Но нигде в монашеских трудах и рассказах нет описания красот Афона, любования ими. До красот ли монаху, когда он  занят ежеминутно. Молитвы, послушания, снова молитвы, снова труды. Иногда очень тяжелые: строительство, погрузка, разгрузка, копание земли, работа на огородах и в садах, приготовление пищи, заготовка продуктов на зиму, - всего не перечесть. Но главный труд, это, конечно, молитва.  Непрерывная, и совместная,  и уединенная. И вот этой молитвы не увидишь, если сам не молишься. Идешь по тропинке – впереди мелькнул человек, идущий навстречу.  Подходишь, а там нет никого. Спрятался, уклонился от встречи, чтобы не прерывать молитвенное состояние. Это состояние иногда улавливаешь в ночную, утреннюю или вечернюю пору в храме и понимаешь, насколько оно сильно. Молитвы те же, что слышал в обычных церквях, но как-то звучат они иначе. Серьезнее, неспешнее, проникновеннее. И монастырское монашеское пение тоже неповторимо, оно какое-то особое, единоустное, спокойное в своей  всепобеждающей силе.

 

ДЕНЬ  СМЕРТИ -   ЭТО  ДЕНЬ  РОЖДЕНИЯ

 

      Есть ли в нынешнее время святые на Афоне – вот вопрос всем побывавшим на Святой Горе. Лично я уверен, что есть. Хотя сам их не видел. А, может видел, но,  по грехам своим и недостоинству, не понял, кто предо мною.

      Но почему я так заявляю? Потому, что  видел здесь и осознал главное в нашем мире – отношение к смерти. Мы ее боимся, а здесь день смерти - это день рождения в жизнь вечную. И понять без этого вразумления Афон невозможно. Вот попробуйте не бояться смерти. А здесь этот страх отступает.  Смерть страшит привязанных к земному, а здесь никто не озабочен земным. Здесь все ничто: деньги, успех, известность, сила физическая, власть, даже и времени настоящего здесь нет. Как? И времени?

      Да, и времени. Ведь время дано нам в наказание за первое  грехопадение.  Времени не было, и нет его у Бога. У Него все враз: настоящее, прошлое и будущее. А у нас и настоящего нет. Было утро, и нет его, вечер приближается.

       А что такое афонская полночь? Это закат, это погружение солнца в глубины горизонта, это начало новых суток. Но и это не время, это  сигнал колокольчику звать на молитву. Переливистый звук  летит по коридорам, вскоре  трель колокольчика подхватывает колокол на  колокольне, но вот уже и колокольчик и колокол в прошлом, а в будущем то, что возглашается, поется и читается. И это летит в пропасть времени, а вечность все пред нами.

    Монахи Афона постоянно устремлены в вечность.

 

ПАТРИАРШИЕ,   СТАВРОПИГИАЛЬНЫЕ

 

      Афоном за долгие годы его вековечного стояния  руководили и византийские императоры, и турецкие султаны, и  константинопольские патриархи. Это внешне. Внутренне же Афон всегда жил своими преданиями, обычаями, традициями. Они были или закреплены в монастырских уставах или передавались изустно. Власти противились этому, но и монахи были непреклонны. Попробовали турки в 1860 году установить законодательство для Афона – не получилось. И следующие попытки провалились. Не хотело монашеское сообщество жить по светским указам.  И добилось своего.  В 1911 году афонские старцы определили «Главные канонизмы Святой Горы». Турецкое правительство не утвердило их, и, как будто в наказание за это, через год Афон стал греческим, а вскоре получил международное признание. Каждый год 10 мая вспоминается, как в этот день в 1924 году была принята «Уставная хартия Святой Горы Афонской», иначе известная как «Новый канонизм» или просто Устав. Устав этот, его 188 статей,  утвержден правительством Греции, и является основным документом Афона.

 

      В нем названы в определенном порядке двадцать Священных Царских  Патриарших ставропигиальных монастырей. Вот этот порядок, который сложился с давних пор:

  

     ВЕЛИКАЯ  ЛАВРА  во имя преподобного Афанасия Афонского

 

     ВАТОПЕД, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

 

     ИВЕРСКИЙ монастырь (Ивирон), в честь Успения  Богородицы.

 

      ХИЛАНДАР (Хилендарь) в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

 

      ДИОНИСАТ (Преподобного Дионисия) в честь Рождества Святаго Иоанна Предтечи.

 

       КУТЛУМУШ, в честь Преображения Господня.

 

       ПАНТОКРАТОР, тоже в честь Преображения Господня.

 

       КСИРОПОТАМ, в честь сорока севастийских мучеников.

 

       ЗОГРАФ («Живописец»), в честь Великомученика Георгия Победоносца.

 

       ДОХИАР, во имя  святых Архангелов.

 

       КАРАКАЛ, во имя апостолов Петра и Павла.

 

       ФИЛОФЕЙ, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

 

       СИМОНОПЕТРА, в честь Рождества Христова.

       

        СВЯТОГО ПАВЛА, в честь Сретения Господня.

 

        СТАВРОНИКИТА, во имя  святого чудотворца Николая.

 

         КСЕНОФОНТ, во имя святого  великомученика Георгия Победоносца.

 

         ГРИГОРИАТ, во имя святого чудотворца  Николая.

 

         ЭСФИГМЕН, в честь Вознесения Христова.

 

          РУССКИЙ ПАНТЕЛЕИМОНОВ («Россикон, Руссик»), в честь святого великомученика Пантелеимона.

 

           КАСТАМОНИТ («Среди каштанов»),  во имя святого первомученика Стефана.

 

   Только эти двадцать монастырей имеют права собственности. Остальные: скиты, келлии, каливы, исихастирии - являются собственностью какого-либо монастыря. Впервые посещающие Афон изумляются величественностью построек скитов, часто

превосходящих размерами постройки монастырей. Например,  Андреевский, доныне поражающий своею величественностью, мощь. И какой-то основательностью, стоящий как крепость духа.

(Продолжение следует)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Владимир Крупин
Море в море
2. Из неопубликованной книги «Голубые дороги»
15.09.2022
Первый русский скитоначальник
5. Из книги «Афон. Стояние в молитве»
12.09.2022
Голубые дороги
1. Из неопубликованной книги
09.09.2022
Предавший раз предаст стократно
Нынешние спецы по фабрикации «развлекательного контента» вполне устраивают высших управленцев
07.09.2022
Отец русского иночества
4. Из книги «Афон. Стояние в молитве»
05.09.2022
Все статьи Владимир Крупин
Последние комментарии
От спецоперации к войне
Новый комментарий от Русский Сталинист
17.09.2022 11:10
Одна победа в СВО уже одержана
Новый комментарий от E.O.
17.09.2022 11:09
О ереси отрицания Всемогущества Божия
Новый комментарий от Владимир_Урусов
17.09.2022 10:11
Нам нужна одна Победа
Новый комментарий от Алексей Петрович
17.09.2022 09:59
Что нужно для Победы?
Новый комментарий от С. Югов
17.09.2022 09:29
Вступление Ирана в ШОС — позитивный шаг для глобальной политики
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.09.2022 08:32