itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Опора – в своем народе…

К 90-летию великого русского писателя Василия Ивановича Белова

0
567
Время на чтение 8 минут

      Легенда  вологодской, да и всей русской  словесности  нашей эпохи  -   творческий путь Сергея Багрова (1936-2022),  прозаика и публициста  яркого дарования.  Судьба  преподнесла ему много подарков.  Среди них саамы драгоценный -  знакомство и  дружба с поэтом Николаем Рубцовым. Удивительно, что  они родились  в одном году – 1936, в одном месяце – январе, только в разные числа: Николай 3 января, Сергей – 8 января.

      Они учились вместе в техникуме в Тотьме, дружили, увлекались поэзией.  И, естественно, Сергей Петрович не мог не написать о своём друге юности и молодости.   «Толчком» к тому, как  ни странно, послужила просьба-напутствие Василия Ивановича Белова.

***

       -До сих пор   храню в памяти  необычный  разговор, -  признался Сергей Петрович. – Мы коснулись творчества  Николая Рубцова.  Василий Иванович,  у меня с ним сохранялись  тёплые  отношения, со свойственной  прямотой заявил: «Ты должен написать эту книгу! Лучше тебя никто  не знает Николая Рубцова! Ты востребован!  Книгу эту будет читать не только  Вологда, но и вся Россия. Пиши с подробностями, по возможности, обо  всех годах жизни поэта. У тебя получится! Тем более,  что часть этой книги,  опубликованную в «Роман-газете», ты уже сделал. Со страниц повествования к нам обязан  придти настоящий

Рубцов, такой, каким он был в жизни…».

 

     -  Засучив рукава, Вы приступили к делу?

   

      - Напутствие  Василия Белова я расценил как поддержку и  своего рода «литературный заказ». Работал с радостью,  азартом.  Книга  «Россия. Родина. Рубцов»  вышла  в вологодском  издательстве «Сад-огород» в 2005 году,   имела много откликов.  «Книга  удивительно лиричная, полная щемящей грустной музыки, - отметил известный прозаик из Москвы Владимир Личутин, - никакого «ячества», глума и панибратства… Всё чисто, целомудренно и совестно. Так мог написать лишь сокровенный друг, знавший поэта с детских лет…».  

    «Сей труд высокий и душевно ценю, - писал поэт Анатолий Мартюков из Великого Устюга, он, кстати, воспитывался в детдоме вместе с Рубцовым. -  Это, пожалуй,  самое полное и лучшее собрание о нашем большом земляке и друге. Сразу заметил особый дар автора, его лирический настрой… Его образы раскрываются, как луговые цветы…».

    «Огромное, точнее необъятное благодарение за Вашу книгу, - прислала письмо из г.Артёма Приморского края Зинаида Дубинина. – Книга пошла в народ дальневосточный. В годы смуты нас стал укреплять Н.Рубцов. Вас мы чтим как друга Н.Рубцова, самобытного патриота и крестьянина…».

 

     - Знаю, Сергей Петрович, что Вы не ограничились одной книгой о Николае Рубцове?

 

    -Да, я  всё же чувствовал себя должником перед  лириком, не высказался о нём до конца. И вот накануне 80-летия Николая Рубцова я продолжил воспоминания, назвал их «Дорога в рай». Главная цель – «закрыть» как можно больше «белых пятен» в судьбе поэта. Свидетелей жизни Рубцова почти не осталось. И было бы досадно, если  бы наш русский читатель недополучил в познаниях о поэте то, что мог бы получить. Поэтому я и поторопился рассмотреть портрет Николая Михайловича как можно полнее.

 

     - В Тотьме Вы впервые встретились не только с Николаем Рубцовым, но и с Василием Беловым. Расскажите, как это было?

 

    - Помнится лето 1963 года. Тотьма, пристань. Сюда, к пароходу я приходил почти каждый день. Любил приходить сюда  дружок мой Вася Елесин, с кем мы вместе работали в тотемской районной газете. На той же пристани мы встретили и Василия Ивановича Белова, автора только что вышедшей книги «Знойное лето». Белов прихрамывал и лицо его было угрюмым. Он ехал в командировку в  Великий Устюг. И вот решил задержаться. Нам он сказал:

     - Позднее уеду. Теперь мне надо придти в себя.

    Мы поняли: что-то случилось на пароходе. Белов раскрылся:

    - Ссора была. С пижонами. Из-за песни. Они пели какую-то красивую чепуху. А я потребовал нашу, русскую. И вот они на меня. Всей стаей… Не буду об этом и говорить. Противно. Сейчас бы мне, эх, настоящей лесной тишины. Может, подскажите, где она тут?

     Мы рассмеялись.

    -Где же, как не в лесу!

    Белов улыбнулся:

   - Что мне и надо!

   Сказано – сделано. Переплыв на пароме через Сухону, мы оказались на том берегу, где была просёлочная дорога, которая нас и вывела в Красный бор, одно из красивейших мест в окрестностях Тотьмы.

    День был чудесный!

   Мы с Елесиным приставали к Белову, чтобы он открыл нам, как это так у него в рассказах выходит соединение того, что случается  в жизни сейчас, с тем, что было в ней и что будет.

    - У вас и вопросы, - поморщился Белов. – Как у литературных светил. Всё это… выбросьте лучше из головы. Когда захочется писать – запишется само. И о том, что вчера, и о том, что потом. Без всяких соединений.

    Мы даже немного смешались.

    -А как же тут быть?

   - Никак. Просто  - жить! – ответил Белов и, выбросив руку вперёд, спросил, как потребовал:

     - Что вы там видите?

     - Сухону.

    - А там? – рука Белова вскинулась вверх.

   - Облака.

  - Опишите их состояние. По-настоящему опишите. Это и будет литература.

   Право, около нас и над нами, было всё так обычно, в то же время и необычно. Большая река. А над ней? Уплывали одни облака. Приплывали другие, точь-в-точь строители, образуя на карте небес белопёрое государство. Так, наверное, и душа, сливаясь с душой, образуют счастливую территорию, где   подобно всполоху над рекой, торжествует развёрнутое сияние.

 

     - Иногда, если речь заходит о Василии Белове, можно услышать, что он был очень требовательным к товарищам по литературе, редко кого поддерживал. Так ли  на самом деле?

    

      - Скорее наоборот –   он замечал способных авторов, давал им  советы, помогал.  Приведу  поучительный случай.  На литературных семинарах, постоянно проходивших в Вологде  в конце 50-х, начале 60-х годов прошлого века, Белов как руководитель выделили двух детдомовцев – Колю Рубцова и Анатолия Мартюкова. Голоса у них разные, а источник один – образы красивой деревни Николы, образы родной природы. Строки стихов обоих поэтов вели за собой, обнажали тайну души влюблённого в красоту и чудо счастливого человека.

    Помню, мы принимали  Анатолия Мартюкова в писательский Союз. Вёл собрание Александр Грязев.  Не знаю почему, но, видимо, мало кто читал Мартюкова,  поэтому  были безразличны к тому, примут ли его в наше братство или не примут? Случилось так, что против его вступление в Союз поднялись 2-3 руки. Воздержавшимся оказалось почти всё собрание.  А за то, чтобы принять Марюкова? Один человек. И это был я.

    На следующий день в писательскую организацию позвонил только что приехавший из Москвы Василий Белов. К счастью, он был хорошо знаком с творчеством Мартюкова. Услышав, что Анатолий оказался непринятым, Белов разразился тяжёлой бранью:

    - Да вы что там все с ума посходили!?

      Надо отдать должное Саше Грязеву. Он набрался мужества и потребовал от  всех по-настоящему ознакомиться с творчеством Мартюкова. Повторное голосование поправило положение. Мартюков был принят в Союз единогласно. Это был, действительно, редкостный поэт.

      Добавлю ещё. Уплывая в очередной раз из Тотьмы в Вологду, Белов крепко пожал мою руку. И сказал как бы от имени всех, о ком беспокоился, как о братьях:

    - Рубцов, Романов, Коротаев, Багров, Цыганов… Каждый из вас имеет собственный стиль. Каждый по своему видит всё, что около и вдали. И проявляет себя через собственную работу. Кто о ней судит? Прошедшее время. А в нём – тот самый, кто хотел бы прочесть нас не только глазами, но и душой.

Слово писателя знай гуляет по белу свету, помогая всем страждущим в постижении крена жизни, особенно в наши дни, когда рядом воинствуют ложь, обман, блуд и зависть. Но ведь и ты присутствуешь в этом мире. Чего ждать от тебя?

    - Первым делом того, что ты должен быть как опора, на которой держится наша жизнь, - молвил я.

    Белов вздохнул:

    - О, как нам не хватает этой опоры…  А  где найти её? Только в своём народе. Именно в тех, кто всегда рядом с нами…

 

      - Золотые слова Василия Ивановича!  Он ведь и сам следовал им.

 

       - Без  сомнения. Так уж выпало по судьбе, что главными героями большинства его произведений стали крестьяне. Те самые труженики полей и ферм, о которых мы начинаем незаслуженно забывать. Собственно, крестьяне и были главным стержнем Советского Союза. Среди них Белов и родился. И жил среди них.  Благодаря чему в основе всех его публикаций и был обозначен путь, каким шла страна в своё завтра и послезавтра. Путь колхозно-совхозный, который наткнулся на стену. А что за стеной? Куда идти дальше?  Уверен: был бы сейчас Василий Иванович около нас, он непременно вернулся бы к этому страшно больному  для всех вопросу. Ведь все доподлинно понимают: Россия – без деревни – это уже другая страна. Не наша.

 

      - Соглашусь с Вами, Сергей Петрович, что герои большинства произведений Василия Ивановича Белова – крестьяне. Но уточню: среди его героев есть и домашние животные, и дети, и эти герои особо популярны у  школьников и подростков. Вы в своём творчестве тоже не обошли стороной детей. Это было влияние Василия Ивановича?

    

     - Русская литература всегда с трепетом относилась к теме о детях, вспомним сказки Александра Пушкина, стихи о крестьянских детях Николая Некрасова, рассказы Антона Чехова, я мог бы и дальше перечислять. Пример Василия  Белова в этом плане, конечно, вдохновлял. Но дело также и  в ином. Меня постоянно ловили  цепкие руки из детства. Видимо,  от сильного притяжения к тому времени, в котором осталось главное ребяческое богатство – искренний смех, игры, резвость и бесшабашность.  Возвращаюсь в детство, наполняешь себя мечтой – быть таким, каким ещё не бывал. Картины из детства волнуют. Писателю выдумывать что-то особенное не обязательно, стоит лишь вспомнить минувшее, давности милой поры. Наверное, поэтому я написал рассказы о странствиях сорванцов…

     В сердце -  ещё одна из встреч в конце декабря 2005 года.  Говорили  о патриотизме. «Обо всех патриотах, кто горой за народ, рассказать невозможно, -  напутствовал  Василий Иванович. – Но стремиться к этому надо. Особенно, если тебя беспокоит память. Память о тех, кто жил меньше, чем собирался…».  В присутствии милейшей супруги Ольги Сергеевны мы обменялись новыми книгами. Я подарил ему «Россия. Родина. Рубцов», а он мне – «Невозвратные годы».  Позже Василий Иванович вручил мне трилогию «Час шестый», книгу объёмом без малого в тыщу страниц, написав на ней: «Серёжа, мы давно с тобой близки и понимаем друг дружку великолепно. Будь здоров и живи долго. Белов.

27.12. 2002.».

 

     - Сергей Петрович, что Вы думаете о состоянии современной русской литературы?

 

     - Положение русской литературы не простое. Нет негласного капитана, каковыми в своё время были и Рубцов, и Белов, и Руспутин, и Кузнецов. Но это не значит, что наступила пора литературного прозябания, что будут выходить лишь заурядные книги. Нынешние таланты – это так очевидно – в забвении. Но их время, верю, придёт. И мы увидим  произведения, которые всех нас ошеломят…

     Все мы – дети единственной Родины, и служим ей, как позволяет  совесть. Кого-то из нас читатель и не запомнил. Но это не так уж и важно. Важно другое. Мы были все – я имею в виду Вологодскую писательскую организацию – в полёте высокого вымысла, когда хочется плакать и улыбаться, когда живое русское слово стало пропуском в край, где сбывается всё, даже то, что ты потерял…

   Июнь - сентябрь  2022 г.

ВОЛОГДА

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Геннадий Сазонов
Торжество Православия
11/24 марта
22.03.2024
«…Стать с веком наравне»
Обзор журнала «Берега» № 6 (58) 2023
16.03.2024
Матери
Стихи
08.03.2024
На грани уродства
О русофобии, принявшей крайние форы
01.03.2024
«Чужая рубашка» ближе к телу…
А.С. Пушкин развенчивал «влияния чужеземного идеологизма», пагубного для нашего Отечества. К годовщине гибели поэта
10.02.2024
Все статьи Геннадий Сазонов
Сергей Багров
Память возвращается как птица…
О дружбе с Николаем Рубцовым (3.01.1956 - 19.01.1971)
04.01.2024
Незабываемые встречи
К девятому дню кончины автора
09.07.2022
Забытое
Воспоминания
08.04.2022
В земле и на земле
Воспоминания
01.11.2021
Туманная невидимка
Маленькие рассказы
22.10.2021
Все статьи Сергей Багров
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59