Опора – в своем народе…

К 90-летию великого русского писателя Василия Ивановича Белова

0
576
Время на чтение 8 минут

      Легенда  вологодской, да и всей русской  словесности  нашей эпохи  -   творческий путь Сергея Багрова (1936-2022),  прозаика и публициста  яркого дарования.  Судьба  преподнесла ему много подарков.  Среди них саамы драгоценный -  знакомство и  дружба с поэтом Николаем Рубцовым. Удивительно, что  они родились  в одном году – 1936, в одном месяце – январе, только в разные числа: Николай 3 января, Сергей – 8 января.

      Они учились вместе в техникуме в Тотьме, дружили, увлекались поэзией.  И, естественно, Сергей Петрович не мог не написать о своём друге юности и молодости.   «Толчком» к тому, как  ни странно, послужила просьба-напутствие Василия Ивановича Белова.

***

       -До сих пор   храню в памяти  необычный  разговор, -  признался Сергей Петрович. – Мы коснулись творчества  Николая Рубцова.  Василий Иванович,  у меня с ним сохранялись  тёплые  отношения, со свойственной  прямотой заявил: «Ты должен написать эту книгу! Лучше тебя никто  не знает Николая Рубцова! Ты востребован!  Книгу эту будет читать не только  Вологда, но и вся Россия. Пиши с подробностями, по возможности, обо  всех годах жизни поэта. У тебя получится! Тем более,  что часть этой книги,  опубликованную в «Роман-газете», ты уже сделал. Со страниц повествования к нам обязан  придти настоящий

Рубцов, такой, каким он был в жизни…».

 

     -  Засучив рукава, Вы приступили к делу?

   

      - Напутствие  Василия Белова я расценил как поддержку и  своего рода «литературный заказ». Работал с радостью,  азартом.  Книга  «Россия. Родина. Рубцов»  вышла  в вологодском  издательстве «Сад-огород» в 2005 году,   имела много откликов.  «Книга  удивительно лиричная, полная щемящей грустной музыки, - отметил известный прозаик из Москвы Владимир Личутин, - никакого «ячества», глума и панибратства… Всё чисто, целомудренно и совестно. Так мог написать лишь сокровенный друг, знавший поэта с детских лет…».  

    «Сей труд высокий и душевно ценю, - писал поэт Анатолий Мартюков из Великого Устюга, он, кстати, воспитывался в детдоме вместе с Рубцовым. -  Это, пожалуй,  самое полное и лучшее собрание о нашем большом земляке и друге. Сразу заметил особый дар автора, его лирический настрой… Его образы раскрываются, как луговые цветы…».

    «Огромное, точнее необъятное благодарение за Вашу книгу, - прислала письмо из г.Артёма Приморского края Зинаида Дубинина. – Книга пошла в народ дальневосточный. В годы смуты нас стал укреплять Н.Рубцов. Вас мы чтим как друга Н.Рубцова, самобытного патриота и крестьянина…».

 

     - Знаю, Сергей Петрович, что Вы не ограничились одной книгой о Николае Рубцове?

 

    -Да, я  всё же чувствовал себя должником перед  лириком, не высказался о нём до конца. И вот накануне 80-летия Николая Рубцова я продолжил воспоминания, назвал их «Дорога в рай». Главная цель – «закрыть» как можно больше «белых пятен» в судьбе поэта. Свидетелей жизни Рубцова почти не осталось. И было бы досадно, если  бы наш русский читатель недополучил в познаниях о поэте то, что мог бы получить. Поэтому я и поторопился рассмотреть портрет Николая Михайловича как можно полнее.

 

     - В Тотьме Вы впервые встретились не только с Николаем Рубцовым, но и с Василием Беловым. Расскажите, как это было?

 

    - Помнится лето 1963 года. Тотьма, пристань. Сюда, к пароходу я приходил почти каждый день. Любил приходить сюда  дружок мой Вася Елесин, с кем мы вместе работали в тотемской районной газете. На той же пристани мы встретили и Василия Ивановича Белова, автора только что вышедшей книги «Знойное лето». Белов прихрамывал и лицо его было угрюмым. Он ехал в командировку в  Великий Устюг. И вот решил задержаться. Нам он сказал:

     - Позднее уеду. Теперь мне надо придти в себя.

    Мы поняли: что-то случилось на пароходе. Белов раскрылся:

    - Ссора была. С пижонами. Из-за песни. Они пели какую-то красивую чепуху. А я потребовал нашу, русскую. И вот они на меня. Всей стаей… Не буду об этом и говорить. Противно. Сейчас бы мне, эх, настоящей лесной тишины. Может, подскажите, где она тут?

     Мы рассмеялись.

    -Где же, как не в лесу!

    Белов улыбнулся:

   - Что мне и надо!

   Сказано – сделано. Переплыв на пароме через Сухону, мы оказались на том берегу, где была просёлочная дорога, которая нас и вывела в Красный бор, одно из красивейших мест в окрестностях Тотьмы.

    День был чудесный!

   Мы с Елесиным приставали к Белову, чтобы он открыл нам, как это так у него в рассказах выходит соединение того, что случается  в жизни сейчас, с тем, что было в ней и что будет.

    - У вас и вопросы, - поморщился Белов. – Как у литературных светил. Всё это… выбросьте лучше из головы. Когда захочется писать – запишется само. И о том, что вчера, и о том, что потом. Без всяких соединений.

    Мы даже немного смешались.

    -А как же тут быть?

   - Никак. Просто  - жить! – ответил Белов и, выбросив руку вперёд, спросил, как потребовал:

     - Что вы там видите?

     - Сухону.

    - А там? – рука Белова вскинулась вверх.

   - Облака.

  - Опишите их состояние. По-настоящему опишите. Это и будет литература.

   Право, около нас и над нами, было всё так обычно, в то же время и необычно. Большая река. А над ней? Уплывали одни облака. Приплывали другие, точь-в-точь строители, образуя на карте небес белопёрое государство. Так, наверное, и душа, сливаясь с душой, образуют счастливую территорию, где   подобно всполоху над рекой, торжествует развёрнутое сияние.

 

     - Иногда, если речь заходит о Василии Белове, можно услышать, что он был очень требовательным к товарищам по литературе, редко кого поддерживал. Так ли  на самом деле?

    

      - Скорее наоборот –   он замечал способных авторов, давал им  советы, помогал.  Приведу  поучительный случай.  На литературных семинарах, постоянно проходивших в Вологде  в конце 50-х, начале 60-х годов прошлого века, Белов как руководитель выделили двух детдомовцев – Колю Рубцова и Анатолия Мартюкова. Голоса у них разные, а источник один – образы красивой деревни Николы, образы родной природы. Строки стихов обоих поэтов вели за собой, обнажали тайну души влюблённого в красоту и чудо счастливого человека.

    Помню, мы принимали  Анатолия Мартюкова в писательский Союз. Вёл собрание Александр Грязев.  Не знаю почему, но, видимо, мало кто читал Мартюкова,  поэтому  были безразличны к тому, примут ли его в наше братство или не примут? Случилось так, что против его вступление в Союз поднялись 2-3 руки. Воздержавшимся оказалось почти всё собрание.  А за то, чтобы принять Марюкова? Один человек. И это был я.

    На следующий день в писательскую организацию позвонил только что приехавший из Москвы Василий Белов. К счастью, он был хорошо знаком с творчеством Мартюкова. Услышав, что Анатолий оказался непринятым, Белов разразился тяжёлой бранью:

    - Да вы что там все с ума посходили!?

      Надо отдать должное Саше Грязеву. Он набрался мужества и потребовал от  всех по-настоящему ознакомиться с творчеством Мартюкова. Повторное голосование поправило положение. Мартюков был принят в Союз единогласно. Это был, действительно, редкостный поэт.

      Добавлю ещё. Уплывая в очередной раз из Тотьмы в Вологду, Белов крепко пожал мою руку. И сказал как бы от имени всех, о ком беспокоился, как о братьях:

    - Рубцов, Романов, Коротаев, Багров, Цыганов… Каждый из вас имеет собственный стиль. Каждый по своему видит всё, что около и вдали. И проявляет себя через собственную работу. Кто о ней судит? Прошедшее время. А в нём – тот самый, кто хотел бы прочесть нас не только глазами, но и душой.

Слово писателя знай гуляет по белу свету, помогая всем страждущим в постижении крена жизни, особенно в наши дни, когда рядом воинствуют ложь, обман, блуд и зависть. Но ведь и ты присутствуешь в этом мире. Чего ждать от тебя?

    - Первым делом того, что ты должен быть как опора, на которой держится наша жизнь, - молвил я.

    Белов вздохнул:

    - О, как нам не хватает этой опоры…  А  где найти её? Только в своём народе. Именно в тех, кто всегда рядом с нами…

 

      - Золотые слова Василия Ивановича!  Он ведь и сам следовал им.

 

       - Без  сомнения. Так уж выпало по судьбе, что главными героями большинства его произведений стали крестьяне. Те самые труженики полей и ферм, о которых мы начинаем незаслуженно забывать. Собственно, крестьяне и были главным стержнем Советского Союза. Среди них Белов и родился. И жил среди них.  Благодаря чему в основе всех его публикаций и был обозначен путь, каким шла страна в своё завтра и послезавтра. Путь колхозно-совхозный, который наткнулся на стену. А что за стеной? Куда идти дальше?  Уверен: был бы сейчас Василий Иванович около нас, он непременно вернулся бы к этому страшно больному  для всех вопросу. Ведь все доподлинно понимают: Россия – без деревни – это уже другая страна. Не наша.

 

      - Соглашусь с Вами, Сергей Петрович, что герои большинства произведений Василия Ивановича Белова – крестьяне. Но уточню: среди его героев есть и домашние животные, и дети, и эти герои особо популярны у  школьников и подростков. Вы в своём творчестве тоже не обошли стороной детей. Это было влияние Василия Ивановича?

    

     - Русская литература всегда с трепетом относилась к теме о детях, вспомним сказки Александра Пушкина, стихи о крестьянских детях Николая Некрасова, рассказы Антона Чехова, я мог бы и дальше перечислять. Пример Василия  Белова в этом плане, конечно, вдохновлял. Но дело также и  в ином. Меня постоянно ловили  цепкие руки из детства. Видимо,  от сильного притяжения к тому времени, в котором осталось главное ребяческое богатство – искренний смех, игры, резвость и бесшабашность.  Возвращаюсь в детство, наполняешь себя мечтой – быть таким, каким ещё не бывал. Картины из детства волнуют. Писателю выдумывать что-то особенное не обязательно, стоит лишь вспомнить минувшее, давности милой поры. Наверное, поэтому я написал рассказы о странствиях сорванцов…

     В сердце -  ещё одна из встреч в конце декабря 2005 года.  Говорили  о патриотизме. «Обо всех патриотах, кто горой за народ, рассказать невозможно, -  напутствовал  Василий Иванович. – Но стремиться к этому надо. Особенно, если тебя беспокоит память. Память о тех, кто жил меньше, чем собирался…».  В присутствии милейшей супруги Ольги Сергеевны мы обменялись новыми книгами. Я подарил ему «Россия. Родина. Рубцов», а он мне – «Невозвратные годы».  Позже Василий Иванович вручил мне трилогию «Час шестый», книгу объёмом без малого в тыщу страниц, написав на ней: «Серёжа, мы давно с тобой близки и понимаем друг дружку великолепно. Будь здоров и живи долго. Белов.

27.12. 2002.».

 

     - Сергей Петрович, что Вы думаете о состоянии современной русской литературы?

 

     - Положение русской литературы не простое. Нет негласного капитана, каковыми в своё время были и Рубцов, и Белов, и Руспутин, и Кузнецов. Но это не значит, что наступила пора литературного прозябания, что будут выходить лишь заурядные книги. Нынешние таланты – это так очевидно – в забвении. Но их время, верю, придёт. И мы увидим  произведения, которые всех нас ошеломят…

     Все мы – дети единственной Родины, и служим ей, как позволяет  совесть. Кого-то из нас читатель и не запомнил. Но это не так уж и важно. Важно другое. Мы были все – я имею в виду Вологодскую писательскую организацию – в полёте высокого вымысла, когда хочется плакать и улыбаться, когда живое русское слово стало пропуском в край, где сбывается всё, даже то, что ты потерял…

   Июнь - сентябрь  2022 г.

ВОЛОГДА

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Геннадий Алексеевич Сазонов
Повседневность русского классика
4 декабря – день памяти Василия Ивановича Белова
04.12.2024
На Курской земле
Стихи
11.11.2024
«Надоело ходить в чужих обносках…»
О книге Лидии Довыденко «Бессрочный полёт», посвящённой Сэде Вермишевой, поэту, философу, экономисту
05.11.2024
«Кровеносная» система России. Где сбои?
Беседа с профессором В.Е.Чабановым, доктором технических наук, академиком
25.10.2024
«Мы, валуны, седые кедры…»
140 лет со дня рождения великого русского поэта Н.А.Клюева (22 октября (10 по ст. стилю) 1884 года – 23-25 октября 1937 года)
22.10.2024
Все статьи Геннадий Алексеевич Сазонов
Сергей Петрович Багров
Память возвращается как птица…
О дружбе с Николаем Рубцовым (3.01.1956 - 19.01.1971)
04.01.2024
Незабываемые встречи
К девятому дню кончины автора
09.07.2022
Забытое
Воспоминания
08.04.2022
В земле и на земле
Воспоминания
01.11.2021
Туманная невидимка
Маленькие рассказы
22.10.2021
Все статьи Сергей Петрович Багров
Последние комментарии
Уход Асада как пролог ухода Европы из глобальной мировой политики
Новый комментарий от Владимир Николаев
09.12.2024 08:16
«У нас до сих пор идёт религиозная война»
Новый комментарий от Владимир Николаев
09.12.2024 08:13
Иначе Россия рискует утерять функцию Удерживающего
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
09.12.2024 08:08
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
09.12.2024 08:04
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от учитель
09.12.2024 07:57
Нужна ли нам мобилизация общества?
Новый комментарий от Бармалей
09.12.2024 07:54