ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ СОЛОВЬЁВ (1853-1900)
"Русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.Н. и Е.Н. Трубецких, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, а также на творчество поэтов-символистов – А. Белого, А. Блока и др.» («Википедия»).
* Статья "Что требуется от русской партии?": "ИСТИНА, В КОТОРУЮ ВЕРИТ РУССКИЙ НАРОД, ХРАНИТСЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ" (Соловьёв В.С. "Сочинения" т.1, М., 1989, с.331).
* Статья "Любовь к народу и русский народный идеал. (Открытое письмо И.С. Аксакову)»: "По счастью для нас это вселенское православное дело есть вместе с тем наше народное русское дело. Для сужения делу Божию нам не нужно разрывать связь со своим народом. "..." вселенское дело Божие вполне согласно с лучшими особенностями русского народа, вполне соответствуют русскому народному идеалу, русской народной правде. Ибо в чём состоит этот особенный русский народный идеал, на который и вы ссылаетесь? Что считает русский народ за самое лучшее, чего он более всего хочет для себя, для России? Не того он хочет, чтобы Россия была самой могущественной страной в мире; это не есть его первое и высшее желание, – в этом отношении другие народы далеко опередили нас; всемирное могущество не есть ни в коем случае особенно русский идеал. Не желает особенно наш народ и того, чтобы Россия была самой богатой страной в мире: этого гораздо более нас желают англичане; они это доказывают и на деле. Не увлекается наш народ и чрезмерным желанием шумной славы, чтобы Россия блестела и гремела в мире, чтобы она была самой видной и красивой нацией, как этого желают, например, французы: идеал национального тщеславия есть, во всяком случае, гораздо более французский, нежели русский народный идеал. Хочет ли наш народ более всего быть самим собой, держаться своих национальных особенностей и традиций, ставит ли он выше всего самобытность и своеобычность? Да, есть у нас и это желание, но преобладающим оно явилось только у части русского народа, которая через это и выделилось в староверие. Вообще же говоря, идеал своеобычности и бытового консерватизма вместе с любовью к богатству – гораздо более, нежели нам, свойственен англичанам, которые опять-таки и доказывают это на деле. Желает ли, наконец, наш народ более всего быть честным, разумным и порядочным в человеческой жизни? Это, конечно, лучше могущества, богатства, славы и своеобычности, но вы согласитесь, что это не есть главное /*/ желание русского народа, что идеал честного и разумного существования есть скорее немецкий, нежели русский идеал.
Обыкновенно народ, желая похвалить свою национальность, в самой этой похвале выражает свой национальный идеал, то, что для него лучше всего, чего он более всего желает. Так француз говорит о прекрасной Франции и французской славе (la belie France, la gloire du nom francais); англичанин с любовью говорит: старая Англия (old England); немец поднимается выше и, придавая этический характер своему идеалу, с гордостью говорит: dia deutscbe Treue. Что же в подобных случаях говорит русский народ, чем он хвалит Россию? Называет ли он её прекрасной или старой, говорит ли о русской славе или о русской честности и верности? Вы знаете, что ничего такого он не говорит, и, желая выразить свои лучшие чувства к Родине, говорит только о «СВЯТОЙ РУСИ». Вот идеал: не консервативный и не либеральный, не политический, не эстетический, даже не формально-этический, а ИДЕАЛ НРАВСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫЙ» (Соловьёв В.С. "Сочинения" т.1, М., 1989, с. 308-309).
* предисловие к первому изданию первого выпуска "Национального вопроса в России": "Россия не для того отказалась ещё при св. Владимире от Перуна, Даждьбога и Велеса, чтобы этих реальных кумиров заменить отвлечёнными идолами гуманизма и национализма. На знамени России должно быть написано не "человечество" и не "народ", а БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО и БОГОНАРОД, или, что тоже, – единая и всеобъемлющая церковь, вселенский Дом Пресвятой Богородицы. "..." Мы принадлежим и всегда будем принадлежать к русской Церкви, но мы должны помнить, что главное дело в существительном ЦЕРКОВЬ, а не в прилагательном русская. ВСЯ СИЛА РОССИИ ЗАВИСИТ ОТ ЦЕРКВИ, но сила Церкви не от чего земного и человеческого не зависит" (Соловьёв В.С. "Сочинения" т.1, М., 1989, с.398-400).
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ АКСАКОВ (1823-1886)
"Русский публицист и общественный деятель. Сын С.Т. Аксакова. Один из идеологов славянофильства. Редактор журналов "День", "Москва", "Русская беседа", "Русь" и других. В 1840-50-х г.г. выступал за отмену крепостного права. В годы русско-турецкой войны организатор кампании за освобождение славян от турецкого ига" ("Советский энциклопедический словарь" изд.3, М., 1985, с.32).
Статья «Мыслима ли русская народность вне православия»: «Русский народ сложился и воспитался под воздействием православия. Надо помнить, что вера, как мы уже говорили однажды приводя слова одного писателя, «не ограничивается одними исповеданием или обрядами, или даже прямым обращением человека к Богу. Она пронизает всё существо человека и всё отношение его к ближнему, она как бы невидимыми нитями или корнями охватывает и переплетает все чувства, все убеждения, все стремления его. Она как бы воздух, претворяющий и изменяющий в нём всякое земное начало, как бы свет, озаряющий все его нравственные понятия и все его взгляды на других людей и на внутренние законы, связующие его с ними. Поэтому ВЕРА ЕСТЬ ВЫСШЕЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ НАЧАЛО, ибо самое общество есть ничто иное, как видимое проявление наших внутренних к другим людям и нашего союза с ними». Действительно, прибавим, вера есть не только высшее общественное просветительное, но и бытовое начало, проникающее во все изгибы народного бытия, определяющее развитие народа, его нравственную личность, его путь в истории. Таковым просветительным общественным и бытовым началом Русского народа является Православие. Что значит выражение «русский католик», «русский лютеранского вероисповедания»? Оно значит – русский, отрицающий Православие. Но русский, отрицающий Православие, отрицает вместе с тем и Русское общественное просветительное и бытовое начало. Что же остаётся за тем у русского из его русской народности вне этого начала, им отвергаемого? Что даёт ему право называться Русским? Язык, физиологические признаки, верноподданничество? Но разве только в этом заключается народность? Где же духовные её элементы? Какая же может быть общность духовных национальных интересов у латинянина с Православным русским? Хороши русские – латинского, Магометова, Моисеева закона, которые не могут назвать Русь Святою, как её называет создавший её русский народ! Нам нет дела до других европейских народов. Мы знаем только, что У НАС ОПРЕДЕЛЕНИЕ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ СОВПАЛО С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ПРАВОСЛАВИЯ И ОБУСЛОВИЛОСЬ ИМ, что всякий стоящий вне религии Русского народа (католик, мусульманин, еврей), – стоит ВНЕ всего, что обязано бытием своим именно этой религии, что выразило в себе её начала, что прониклось ею, – следовательно, ВНЕ РУССКОЙ НАРОДНОСТИ, сложившейся под воздействием и в духе Православия. «…» СЛЕДОВАТЕЛЬНО, «РУССКИЕ КАТОЛИКИ», «РУССКИЕ ЛЮТЕРАНЕ» – ПОЧТИ ТАКАЯ ЖЕ БЕЗСМЫСЛИЦА, КАК И «РУССКИЕ МОИСЕЕВА ЗАКОНА» (Цитата по газете «Русский рубеж» 1992, №4, с.18).
КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ ЛЕОНТЬЕВ (1831-1891)
«Русский писатель, публицист и литературный критик, поздний славянофил" ("Советский энциклопедический словарь" изд.3, М., 1985, с.409):
* "Православие создано не русскими, а византийцами, но оно достаточно усвоено нами, что мы и как нация, и как государство без него жить не можем" (Леонтьев К.Н. "Избранное" М., 1993, с.381).
"Письма В.С. Соловьёву": "Национальный русский идеал понимается всеми более или менее так. Православие и его усиление; самодержавие и его незыблемость, "..." сохранение в быте нашем по мере сил и возможности как можно больше русского, а если посчастливится, то и создание новых форм быта; независимость в области мышления и художественного творчества" (Леонтьев К.Н. "Избранное" М., 1993, с.353).
"..." Подготовленный к этому, сверх просветления ума, возгоревшейся сердечной верой, еще и долгою политическою деятельностью в среде восточных христиан, я понял почти сразу, и то, что я сам лично вне православия спасён за гробом быть не могу; и то, что государственная Россия без строжайшего охранения православной дисциплины разрушится ещё скорее многих других держав, и то, наконец, что культурной самобытности мы должны по – прежнему искать в греко-российских древних корнях наших, а не гнаться за каким-то новым, никем невиданным чистым славизмом" (Леонтьев К.Н. "Избранное" М., 1993, с.382).
"Употребляя это слово "византизм", я только пытался указывать на религиозно культурные корни нашей силы и нашего национального дыхания; я хотел напомнить, что не следует нам искать какой-то особой славянской церкви, и какого-то нового славянского православия. А надо богобоязненно и покорно держаться старой греко-российской Церкви..." (Леонтьев К.Н. "Избранное" М., 1993, с.388).
"Литература наша издавна дышит православием (греко-византизмом) несравненно больше, чем новогреческая словесность" (Леонтьев К.Н. "Избранное" М., 1993, с.388).
* «Декабрь 1878: Хотя Православие для меня самого есть Вечная Истина, но всё-таки в земном смысле оно и в России может иссякнуть. Истинная /*/ Церковь будет и там, где останется три человека. Церковь вечна, но Россия не вечна и, лишившись Православия, она погибнет. Не сила России нужна Церкви, сила Церкви необходима России; Церковь истинная, духовная/*/ – везде. Она может переселиться в Китай; и западные европейцы были до IX и XI веков православными, а потом изменили истинной Церкви!» (Цитата по книге: «Россия перед вторым пришествием» (Материалы к очерку Русской эсхатологии)» изд. 3, т.2, 1998, с.357).
КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ ПОБЕДОНОСЦЕВ (1827-1907)
«Русский государственный деятель, юрист. В 1880-1905 обер-прокурор Синода, имел исключительное влияние на императора Александра III. Вдохновитель крайней реакции. Историко-юридические труды" ("Советский энциклопедический словарь" изд.3, М., 1985, с.1014).
* Статья «Церковь»: «КТО РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК – ДУШОЙ И ОБЫЧАЕМ, тот понимает, что значит храм Божий, что значит Церковь для русского человека. Мало самому быть благочестивым, чувствовать и уважать потребность религиозного чувства: – мало для того, чтобы уразуметь смысл Церкви для русского народа и полюбить эту церковь как свою, родную. Надо жить народной жизнью, надо молиться заодно с народом, в одном церковном собрании, чувствовать одно с народом биение сердца, проникнутого единым торжеством, единым словом и пением. Оттого многие, знающие церковь только по домашним храмам, где собирается избранная и наряженная публика, не имеют истинного понимания своей церкви и настоящего вкуса церковного и смотрят иногда равнодушно или превратно в церковном обычае и служении на то, что для народа особенно дорого и что в его понятии составляет красоту церковную. «…». Счастлив, кого с детства добрые и благочестивые родители приучили к храму Божию и ставили в нём посреди народа молиться всенародной молитвой, праздновать всенародному празднику. Они собрали ему сокровище на целую жизнь, они ввели его подлинно в разум духа народного и в любовь сердца народного, сделав для него церковь родным домом и местом полного, чистого и истинного соединения с народом» (Победоносцев К.П. «Великая ложь нашего времени» М., 1993, с.261-262,264-265).
КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ УШИНСКИЙ (1824-1870/1871)
«Русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. "..." В 1945 г. советским правительством учреждена медаль Ушинского" ("Советский энциклопедический словарь" изд.3, М., 1985, с.1388).
* «ДРЕВНЯЯ ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИЯ ПРЕВРАТИЛАСЬ В ПЛОТЬ И КРОВЬ РУССКОГО НАРОДА, СТАЛА НАРОДНОЙ РЕЛИГИЕЙ. С НЕЙ НЕРАЗРЫВНО СРОСЛОСЬ ВСЁ, ЧТО ЕСТЬ ЛУЧШЕЕ В ПРИРОДЕ РУССКОГО НАРОДА «…»
Наша святая вера хороша… она удовлетворяет человеческой натуре, открывает ей бесконечность, а не эгоистическую деятельность; даёт терпимость, не признаёт ничьей власти над совестью человека, не допускает произвола, хранит исторические предания, признаёт свободу воли.
Наша древняя религия – вот, что должно проявиться в народности русского воспитания, если оно хочет сделаться действительным выражением народной жизни, а не насильственным, чуждым народности подражанием Западу
«ЕВАНГЕЛИЕ – ЕДИНСТВЕННЫЙ И НАИБОЛЕЕ СОВЕРШЕННЫЙ ИСТОЧНИК НРАВСТВЕННОСТИ, ДАЮЩИЙ ЖИВОЙ ОБРАЗ СОВЕРШЕНСТВА В ЛИЦЕ ХРИСТА - СПАСИТЕЛЯ.
Христианская религия является источником благодетельного влияния на умственное и нравственное развитие человеческого общества.
Изучение Священной Истории – Библии – является важным предметом в системе воспитания и благодетельно действует на умственное и нравственное развитие детей.
Кто не имеет религии и не чувствует в ней потребности не может воспитывать детей.
Необходимо чтобы светские лица, принимающиеся за воспитание, особенно простого народа были не только хорошими педагогами, но и ИСТИННЫМИ ХРИСТИАНАМИ по своим стремлениям и убеждениям.
Наша народная религия есть величайшее сокровище, неисчерпаемый и уже существующий источник нравственного и умственного развития… Будем же дорожить этой исторической основой, столь же христианской, человеческой и художественной сколько и народной.
Евангелие раскрыло в сердце человеческом стремление к истинному совершенству.
Всё, чем человек, как человек, может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении и воспитанию остаётся только прежде всего и в основу всего вкоренить истины христианства» (Цитата по брошюре: Информационно-координационного центра Православного образования в России «К.Д. Ушинский как педагог - христианин» М., Высокопетровский м-рь, 1994, с.4,9).
НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРДЯЕВ (1874-1948)
«Русский религиозный философ. От легального марксизма, который пытался сочетать с неокантианством, перешёл к богоискательству, к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма, персонализма и к христианской эсхатологии. Идейный противник марксизма и коммунизма. Работы по философии истории творчества, по социальной философии и другие. В 1922 г. выслан за границу. Основал религиозно-философский журнал "Путь" (Париж, 1925-1940)" ("Советский энциклопедический словарь" изд.3, М., 1985, с.130).
«Всё, что было и есть оригинального, творческого, значительного в нашей философии, в нашем самосознании ВСЁ ЭТО РЕЛИГИОЗНОЕ, по теме, по устремлению, по размаху» (Бердяев Н.А. книга «Алексей Степанович Хомяков» М., 1912, с.4).
* Статья "Душа России": "Всё своеобразие славянской и русской мистики – в искании града Божьего, града грядущаго, в ожидании осуществления на землю Небесного Иерусалима, в жажде всеобщего спасения и всеобщего блага, в апокалиптической настроенности. "..." Здесь тайна русского духа. Дух этот устремлён к последнему и окончательному, к абсолютному во всём; к абсолютной свободе и абсолютной любви" (Николай Бердяев "Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности" М., 1918, с. 23-25).
* Книга "Русская идея": "Русская идея не есть идея цветущей культуры и могущественного царства, русская идея есть эсхатологическая идея Царства Божьего. "..." Русское православие не имеет своего оправдания культуры, в нём был нигилистический элемент в отношении ко всему, что творит человек в этом мире. В православии сильнее всего была выражена эсхатологическая сторона христианства. "..." Мы, русские, апокалиптики или нигилисты" (Цитата по: Лосский Н.О. "Условия абсолютного добра" М., 1991, с.243).