Роль Православия в прошлом, настоящем и будущем России

Часть 6

0
588
Время на чтение 20 минут

 

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть  4

Часть 5

 

 

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ СОЛОВЬЁВ (1853-1900)

 

http://www.parkmonrepos.org/sites/default/files/a40a314b5409e73145e92e577408107a.jpg

усский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.Н. и Е.Н. Трубецких, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, а также на творчество поэтов-символистовА. Белого, А. Блока и др.» («Википедия»).

 

* Статья "Что требуется от русской партии?": "ИСТИНА, В КОТОРУЮ ВЕРИТ РУССКИЙ НАРОД, ХРАНИТСЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ" (Соловьёв В.С. "Сочинения" т.1, М., 1989, с.331).

* Статья "Любовь к народу и русский народный идеал. (Открытое письмо И.С. Аксакову)»: "По счастью для нас это вселенское православное дело есть вместе с тем наше народное русское дело. Для сужения делу Божию нам не нужно разрывать связь со своим народом. "..." вселенское дело Божие вполне согласно с лучшими особенностями русского народа, вполне соответствуют русскому народному идеалу, русской народной правде. Ибо в чём состоит этот особенный русский народный идеал, на который и вы ссылаетесь? Что считает русский народ за самое лучшее, чего он более всего хочет для себя, для России? Не того он хочет, чтобы Россия была самой могущественной страной в мире; это не есть его первое и высшее желание, – в этом отношении другие народы далеко опередили нас; всемирное могущество не есть ни в коем случае особенно русский идеал. Не желает особенно наш народ и того, чтобы Россия была самой богатой страной в мире: этого гораздо более нас желают англичане; они это доказывают и на деле. Не увлекается наш народ и чрезмерным желанием шумной славы, чтобы Россия блестела и гремела в мире, чтобы она была самой видной и красивой нацией, как этого желают, например, французы: идеал национального тщеславия есть, во всяком случае, гораздо более французский, нежели русский народный идеал. Хочет ли наш народ более всего быть самим собой, держаться своих национальных особенностей и традиций, ставит ли он выше всего самобытность и своеобычность? Да, есть у нас и это желание, но преобладающим оно явилось только у части русского народа, которая через это и выделилось в староверие. Вообще же говоря, идеал своеобычности и бытового консерватизма вместе с любовью к богатству – гораздо более, нежели нам, свойственен англичанам, которые опять-таки и доказывают это на деле. Желает ли, наконец, наш народ более всего быть честным, разумным и порядочным в человеческой жизни? Это, конечно, лучше могущества, богатства, славы и своеобычности, но вы согласитесь, что это не есть главное /*/ желание русского народа, что идеал честного и разумного существования есть скорее немецкий, нежели русский идеал.

Обыкновенно народ, желая похвалить свою национальность, в самой этой похвале выражает свой национальный идеал, то, что для него лучше всего, чего он более всего желает. Так француз говорит о прекрасной Франции и французской славе (la belie France, la gloire du nom francais); англичанин с любовью говорит: старая Англия (old England); немец поднимается выше и, придавая этический характер своему идеалу, с гордостью говорит: dia deutscbe Treue. Что же в подобных случаях говорит русский народ, чем он хвалит Россию? Называет ли он её прекрасной или старой, говорит ли о русской славе или о русской честности и верности? Вы знаете, что ничего такого он не говорит, и, желая выразить свои лучшие чувства к Родине, говорит только о «СВЯТОЙ РУСИ». Вот идеал: не консервативный и не либеральный, не политический, не эстетический, даже не формально-этический, а ИДЕАЛ НРАВСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫЙ» (Соловьёв В.С. "Сочинения" т.1, М., 1989, с. 308-309).

* предисловие к первому изданию первого выпуска "Национального вопроса в России": "Россия не для того отказалась ещё при св. Владимире от Перуна, Даждьбога и Велеса, чтобы этих реальных кумиров заменить отвлечёнными идолами гуманизма и национализма. На знамени России должно быть написано не "человечество" и не "народ", а БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО и БОГОНАРОД, или, что тоже, – единая и всеобъемлющая церковь, вселенский Дом Пресвятой Богородицы. "..." Мы принадлежим и всегда будем принадлежать к русской Церкви, но мы должны помнить, что главное дело в существительном ЦЕРКОВЬ, а не в прилагательном русская. ВСЯ СИЛА РОССИИ ЗАВИСИТ ОТ ЦЕРКВИ, но сила Церкви не от чего земного и человеческого не зависит" (Соловьёв В.С. "Сочинения" т.1, М., 1989, с.398-400).

 

 

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ АКСАКОВ (1823-1886)

 

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/102422/242241.p.jpg

"Русский публицист и общественный деятель. Сын С.Т. Аксакова. Один из идеологов славянофильства. Редактор журналов "День", "Москва", "Русская беседа", "Русь" и других. В 1840-50-х г.г. выступал за отмену крепостного права. В годы русско-турецкой войны организатор кампании за освобождение славян от турецкого ига" ("Советский энциклопедический словарь" изд.3, М., 1985, с.32).

 

Статья «Мыслима ли русская народность вне православия»: «Русский народ сложился и воспитался под воздействием православия. Надо помнить, что вера, как мы уже говорили однажды приводя слова одного писателя, «не ограничивается одними исповеданием или обрядами, или даже прямым обращением человека к Богу. Она пронизает всё существо человека и всё отношение его к ближнему, она как бы невидимыми нитями или корнями охватывает и переплетает все чувства, все убеждения, все стремления его. Она как бы воздух, претворяющий и изменяющий в нём всякое земное начало, как бы свет, озаряющий все его нравственные понятия и все его взгляды на других людей и на внутренние законы, связующие его с ними. Поэтому ВЕРА ЕСТЬ ВЫСШЕЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ НАЧАЛО, ибо самое общество есть ничто иное, как видимое проявление наших внутренних к другим людям и нашего союза с ними». Действительно, прибавим, вера есть не только высшее общественное просветительное, но и бытовое начало, проникающее во все изгибы народного бытия, определяющее развитие народа, его нравственную личность, его путь в истории. Таковым просветительным общественным и бытовым началом Русского народа является Православие. Что значит выражение «русский католик», «русский лютеранского вероисповедания»? Оно значит – русский, отрицающий Православие. Но русский, отрицающий Православие, отрицает вместе с тем и Русское общественное просветительное и бытовое начало. Что же остаётся за тем у русского из его русской народности вне этого начала, им отвергаемого? Что даёт ему право называться Русским? Язык, физиологические признаки, верноподданничество? Но разве только в этом заключается народность? Где же духовные её элементы? Какая же может быть общность духовных национальных интересов у латинянина с Православным русским? Хороши русские – латинского, Магометова, Моисеева закона, которые не могут назвать Русь Святою, как её называет создавший её русский народ! Нам нет дела до других европейских народов. Мы знаем только, что У НАС ОПРЕДЕЛЕНИЕ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ СОВПАЛО С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ПРАВОСЛАВИЯ И ОБУСЛОВИЛОСЬ ИМ, что всякий стоящий вне религии Русского народа (католик, мусульманин, еврей), – стоит ВНЕ всего, что обязано бытием своим именно этой религии, что выразило в себе её начала, что прониклось ею, – следовательно, ВНЕ РУССКОЙ НАРОДНОСТИ, сложившейся под воздействием и в духе Православия. «…» СЛЕДОВАТЕЛЬНО, «РУССКИЕ КАТОЛИКИ», «РУССКИЕ ЛЮТЕРАНЕ» – ПОЧТИ ТАКАЯ ЖЕ БЕЗСМЫСЛИЦА, КАК И «РУССКИЕ МОИСЕЕВА ЗАКОНА» (Цитата по газете «Русский рубеж» 1992, №4, с.18).

 

 

КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ ЛЕОНТЬЕВ (1831-1891)

 

 

«Русский писатель, публицист и литературный критик, поздний славянофил" ("Советский энциклопедический словарь" изд.3, М., 1985, с.409):

 

* "Православие создано не русскими, а византийцами, но оно достаточно усвоено нами, что мы и как нация, и как государство без него жить не можем" (Леонтьев К.Н. "Избранное" М., 1993, с.381).

"Письма В.С. Соловьёву": "Национальный русский идеал понимается всеми более или менее так. Православие и его усиление; самодержавие и его незыблемость, "..." сохранение в быте нашем по мере сил и возможности как можно больше русского, а если посчастливится, то и создание новых форм быта; независимость в области мышления и художественного творчества" (Леонтьев К.Н. "Избранное" М., 1993, с.353).

"..." Подготовленный к этому, сверх просветления ума,  возгоревшейся сердечной верой, еще и долгою политическою деятельностью в среде восточных христиан, я понял почти сразу, и то, что я сам лично вне православия спасён за гробом быть не могу; и то, что государственная Россия без строжайшего охранения православной дисциплины разрушится ещё скорее многих других держав, и то, наконец, что культурной самобытности мы должны по – прежнему искать в греко-российских древних корнях наших, а не гнаться за каким-то новым, никем невиданным чистым славизмом" (Леонтьев К.Н. "Избранное" М., 1993, с.382).

"Употребляя это слово "византизм", я только пытался указывать на религиозно культурные корни нашей силы и нашего национального дыхания; я хотел напомнить, что не следует нам искать какой-то особой славянской церкви, и какого-то нового славянского православия. А надо богобоязненно и покорно держаться старой греко-российской Церкви..." (Леонтьев К.Н. "Избранное" М., 1993, с.388).

"Литература наша издавна дышит православием (греко-византизмом) несравненно больше, чем новогреческая словесность" (Леонтьев К.Н. "Избранное" М., 1993, с.388).

* «Декабрь 1878: Хотя Православие для меня самого есть Вечная Истина, но всё-таки в земном смысле оно и в России может иссякнуть. Истинная /*/ Церковь будет и там, где останется три человека. Церковь вечна, но Россия не вечна и, лишившись Православия, она погибнет. Не сила России нужна Церкви, сила Церкви необходима России; Церковь истинная, духовная/*/ – везде. Она может переселиться в Китай; и западные европейцы были до IX и XI веков православными, а потом изменили истинной Церкви!» (Цитата по книге: «Россия перед вторым пришествием» (Материалы к очерку Русской эсхатологии)» изд. 3, т.2, 1998, с.357).

 

КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ ПОБЕДОНОСЦЕВ (1827-1907)

 

«Русский государственный деятель, юрист. В 1880-1905 обер-прокурор Синода, имел исключительное влияние на императора Александра III. Вдохновитель крайней реакции. Историко-юридические труды" ("Советский энциклопедический словарь" изд.3, М., 1985, с.1014).

 

* Статья «Церковь»: «КТО РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК – ДУШОЙ И ОБЫЧАЕМ, тот понимает, что значит храм Божий, что значит Церковь для русского человека. Мало самому быть благочестивым, чувствовать и уважать потребность религиозного чувства: – мало для того, чтобы уразуметь смысл Церкви для русского народа и полюбить эту церковь как свою, родную. Надо жить народной жизнью, надо молиться заодно с народом, в одном церковном собрании, чувствовать одно с народом биение сердца, проникнутого единым торжеством, единым словом и пением. Оттого многие, знающие церковь только по домашним храмам, где собирается избранная и наряженная публика, не имеют истинного понимания своей церкви и настоящего вкуса церковного и смотрят иногда равнодушно или превратно в церковном обычае и служении на то, что для народа особенно дорого и что в его понятии составляет красоту церковную. «…». Счастлив, кого с детства добрые и благочестивые родители приучили к храму Божию и ставили в нём посреди народа молиться всенародной молитвой, праздновать всенародному празднику. Они собрали ему сокровище на целую жизнь, они ввели его подлинно в разум духа народного и в любовь сердца народного, сделав для него церковь родным домом и местом полного, чистого и истинного соединения с народом» (Победоносцев К.П. «Великая ложь нашего времени» М., 1993, с.261-262,264-265).

 

КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ УШИНСКИЙ (1824-1870/1871)

 

«Русский педагог-демократ, основоположник научной  педагогики в России. "..." В 1945 г. советским правительством учреждена медаль Ушинского" ("Советский энциклопедический словарь" изд.3, М., 1985, с.1388).

 

* «ДРЕВНЯЯ ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИЯ ПРЕВРАТИЛАСЬ В ПЛОТЬ И КРОВЬ РУССКОГО НАРОДА, СТАЛА НАРОДНОЙ РЕЛИГИЕЙ. С НЕЙ НЕРАЗРЫВНО СРОСЛОСЬ ВСЁ, ЧТО ЕСТЬ ЛУЧШЕЕ В ПРИРОДЕ РУССКОГО НАРОДА «…»

Наша святая вера хороша… она удовлетворяет человеческой натуре, открывает ей бесконечность, а не эгоистическую деятельность; даёт терпимость, не признаёт ничьей власти над совестью человека, не допускает произвола, хранит исторические предания, признаёт свободу воли.

Наша древняя религия – вот, что должно проявиться в народности русского воспитания, если оно хочет сделаться действительным выражением народной жизни, а не насильственным, чуждым народности подражанием Западу

«ЕВАНГЕЛИЕЕДИНСТВЕННЫЙ И НАИБОЛЕЕ СОВЕРШЕННЫЙ ИСТОЧНИК НРАВСТВЕННОСТИ, ДАЮЩИЙ ЖИВОЙ ОБРАЗ СОВЕРШЕНСТВА В ЛИЦЕ ХРИСТА - СПАСИТЕЛЯ.

Христианская религия является источником благодетельного влияния на умственное и нравственное развитие человеческого общества.

Изучение Священной Истории – Библии – является важным предметом в системе воспитания и благодетельно действует на умственное и нравственное развитие детей.

Кто не имеет религии и не чувствует в ней потребности не может воспитывать детей.

Необходимо чтобы светские лица, принимающиеся за воспитание, особенно простого народа были не только хорошими педагогами, но и ИСТИННЫМИ ХРИСТИАНАМИ по своим стремлениям и убеждениям.

Наша народная религия есть величайшее сокровище, неисчерпаемый и уже существующий источник нравственного и умственного развития… Будем же дорожить этой исторической основой, столь же христианской, человеческой и художественной сколько и народной.

Евангелие раскрыло в сердце человеческом стремление к истинному совершенству.

Всё, чем человек, как человек, может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении и воспитанию остаётся только прежде всего и в основу всего вкоренить истины христианства» (Цитата по брошюре: Информационно-координационного центра Православного образования в России «К.Д. Ушинский как педагог - христианин» М., Высокопетровский м-рь, 1994, с.4,9).

 

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРДЯЕВ (1874-1948)

 

«Русский религиозный философ. От легального марксизма, который пытался сочетать с неокантианством, перешёл к богоискательству, к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма, персонализма и к христианской эсхатологии. Идейный противник марксизма и коммунизма. Работы по философии истории творчества, по социальной философии и другие. В 1922 г. выслан за границу. Основал религиозно-философский журнал "Путь" (Париж, 1925-1940)" ("Советский энциклопедический словарь" изд.3, М., 1985, с.130).

 

«Всё, что было и есть оригинального, творческого, значительного в нашей философии, в нашем самосознании ВСЁ ЭТО РЕЛИГИОЗНОЕ, по теме, по устремлению, по размаху» (Бердяев Н.А. книга «Алексей Степанович Хомяков» М., 1912, с.4).

* Статья "Душа России": "Всё своеобразие славянской и русской мистики – в искании града Божьего, града грядущаго, в ожидании осуществления на землю Небесного Иерусалима, в жажде всеобщего спасения и всеобщего блага, в апокалиптической настроенности. "..." Здесь тайна русского духа. Дух этот устремлён к последнему и окончательному, к абсолютному во всём; к абсолютной свободе и абсолютной любви" (Николай Бердяев "Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности" М., 1918, с. 23-25).

* Книга "Русская идея": "Русская идея не есть идея цветущей культуры и могущественного царства, русская идея есть эсхатологическая идея Царства Божьего. "..." Русское православие не имеет своего оправдания культуры, в нём был нигилистический элемент в отношении ко всему, что творит человек в этом мире. В православии сильнее всего была выражена эсхатологическая сторона христианства. "..." Мы, русские, апокалиптики или нигилисты" (Цитата по: Лосский Н.О. "Условия абсолютного добра" М., 1991, с.243).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Николай Лызлов
Все статьи Священник Николай Лызлов
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 18:52