ИВАН ЛУКЬЯНОВИЧ СОЛОНЕВИЧ (1891-1953)
«Журналист, политический деятель. В 1934 г. вместе с сыном бежал из лагеря на Беламорканале и перешёл советско-финскую границу. Издавал ряд газет монархического направления. Пережил ряд покушений. Погиб в 1953г. при невыясненных обстоятельствах».
* «ВНЕ РЕЛИГИОЗНОГО ПОНИМАНИЯ РОССИИ НИКАКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА НАЦИИ НЕВОЗМОЖНА ВООБЩЕ. «…»
Русский национализм, как идея, объединяющая и воспитывающая русскую нацию, В ЕГО САМЫХ ГЛУБИННЫХ ИСТОКАХ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАН С ПРАВОСЛАВИЕМ – понимая под православием не сумму обрядов и догматов, а христианское и православное мироощущение. Вне религиозной основы не может быть основан никакой национализм, как не может быть основана и никакая этика. РУССКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ БЕЗ ПРАВОСЛАВИЯ ЕСТЬ ЛОГИЧЕСКАЯ НЕЛЕПИЦА» (Журнал «Наш современник» 1992, №12, с.139).
ЛЕВ ПЛАТОНОВИЧ КАРСАВИН (1882-1952)
«Русский религиозный философ и историк-медиевист. В 1924г. выслан за границу; проф. в Каунасе (с 1928) и Вильнюсе (1940-1946). Труды по средневековой Италии, философии истории, философии личности" ("Советский энциклопедический словарь" Изд.3, М., 1985, с.551).
* Статья "Восток, Запад и русская идея": "Русский человек не может существовать без абсолютного идеала "..." При отсутствии веры в идеал мы опускаемся до звероподобного бытия в котором всё позволено, или впадаем в равнодушную лень. "..." Достойно внимания, что до сих пор в России все живые политические и общественные идеалы всегда становились и религиозными идеалами, хотя бы это и не ясно осознавалось самими носителями" (В книге: "Русская идея" М., 1992, с.322,321).
"Ответ на статью Н.А. Бердяева "О евразийцах":
* "Евразийство исходит из понимания православия, как единственной непорочной Церкви, рядом с которою католичество и протестантство определяются как разные степени еретических уклонов, искажающие их своеобразныя задания. Далее, евразийство утверждает, что в ПРАВОСЛАВИИ КОРЕНЬ И ДУША НАЦИОНАЛЬНО-РУССКОЙ и евразийской, идущей к православию, но частью ещё не христианской КУЛЬТУРЫ. Конечно, утверждение равноправности и равноценности всех христианских исповеданий для нас не приемлемо. Православие не только "восточная" форма христианства, но и ЕДИНСТВЕННАЯ ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ/*/. Если это партикуляризм, – мы его предпочитаем "соглашательству". Но это не партикуляризм, – а единственный истинный универсализм. Ибо тем самым исключается абстрактно-общее, тем самым утверждается не только множественность самобытных культур, но и их иерархия, ныне венчаемая православною евразийско-русскою. Номинализм и отрицание иерархии слышится нам и в призывах к "русской всечеловечности и всемирности", практически сводящейся к лозунгу "европезуйтесь". Для нас Православие универсалистично, но только в том смысле, что православная Евразия и православная Россия будет гегемоном культурного мира, если она всецело раскроет себя" (Журнал "Путь" 1926, №2, с.98).
ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ИЛЬИН (1882-1954)
«Русский религиозный философ «…» С 1922г. за границей" ("Советский энциклопедический словарь" изд.3, М., 1985, с.483).
*Статья "Опасности и задания русского национализма – 2" (15.10.1950): "русский национальный дух и акт был взращён в лоне Православия – и исторически определился его духом, на что и указывал Пушкин. "..." Православная Церковь оставалась матерью-хранительницею молитвы и любви, советницею и обличительницею, лоном очищения, покаяния и умудрения, – вечною материю, приемлющею новорожденного и молящеюся за почившего. Это её дух – освободил крестьян, создал суд скорый, правый и милостивый, создал русское земство и русскую школу; это её дух – возрастил и укрепил русскую национальную совесть и жертвенность; это её дух – повил и укрепил русскую мечту о совершенстве; это её дух – внёс во всю русскую культуру силу сердечного созерцания, вдохновил русскую поэзию, живопись, музыку и архитектуру и создал Пироговскую традицию в русской медицине ... Но всего не исчислишь" (Ильин И.А. "Собрание сочинений" т.2, книга 1, М., 1993, с.372-373).
Статья «Что дало России Православное Христианство»: «Все русское искусство изошло из православной веры, искони впитывая в себя ее дух, дух сердечного созepцания, молитвенного парения, свободной искренности и духовной ответственности (См. у Гоголя “В чем же наконец существо Русской Поэзии”. А также “О лиризме наших поэтов”. Срв. мою книгу “Основы Художества. О совершенном в искусстве”). Русская живопись пошла от иконы; русская музыка была овеяна церковным песнопением; русская архитектура пошла от храмового и монастырского зодчества; русский театр зародился от драматических “действ” на религиозные темы; русская литература пошла от церкви и монашества».
ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ ФЕДОТОВ (1886-1951)
«С 1925 г. в эмиграции – профессор сначала Богословского Института в Париже, затем Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке. /Предисловие к цитируемому источнику/.
* Статья "О национальном покаянии": " восстановление России, мыслимой как национальное и культурное единство, невозможно без восстановления в ней христианства, без возвращения её к христианству как основе её душевно–духовного мира. При всякой иной – даже христианской, но не православной – религии это будет уже не Россия. БЕЗ РЕЛИГИИ ЭТО НЕ НАЦИЯ, А ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ МЕСИВО, ГЛИНА ИЗ КОТОРОЙ МОЖНО ЛЕПИТЬ ВСЁ ЧТО УГОДНО: камень, дерево, металл, который можно дробить на какие угодно части" (Федотов Г.П. "Судьба и грехи России" т.2, Санкт-Петербург, 1992, с.43).
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЁВ (1873-1950)
«Русский писатель, публицист, православный мыслитель.
Дважды номинировался на Нобелевскую премию по литературе».
* Статья "Душа России" (16.2.1924): "Миссия, миссия России! Вот она, миссия, – Бога найти Живого, всю жизнь Богом наполнить, Бога показать Родине и миру! Не гогочущую в рёве-раже машину – человечество, а нового человека явить миру, воплотившего Образ Божий, Спаса! Иначе – СМЕРТЬ. Вот она миссия. Во имя сего стоит дерзать, дерзать! И тогда только окупится вся кровь и все муки" (Шмелёв И.С. "Душа России "С-Петербург, 1998, с.16).
/*/ Выделено в цитируемом источнике составителем
/1/. «По́весть временны́х лет» (церк.-слав. Повѣсть врємѧнныхъ лѣтъ, также «Первоначальная летопись», «Начальная летопись», «Несторова летопись») — наиболее ранняя из сохранившихся в полном объёме русских летописей. Создана в Киеве в 1110-х годах. Составила основу большинства более поздних русских летописей. Охватывает период истории начиная с библейских времён во вводной части и заканчивая в третьей редакции 1117 годом. «Повесть временных лет» при условии сопоставления с независимыми источниками, позволяющими проверить сведения, является одним из главных источников по истории Древней Руси» («Википедия»).
Продолжение неизбежно последует