Певец античности

О творчестве художника Г. Семирадского

Новости Москвы 
0
695
Время на чтение 4 минуты
Фото: Автограф художника Г.Семирадского

 

В Третьяковской галерее с большим успехом прошла выставка замечательного художника-академиста Генриха Семирадского (1843-1902); ее посетили десятки тысяч москвичей и гостей столицы.

Генрих Семирадский учился живописному мастерству сначала в Харькове, а затем в Санкт-Петербурге. Большую часть своей жизни он провел в Италии; основная тема его творчества - греческая и римская античность. С большой теплотой передает художник быт сельских жителей («Римская деревня. За водой»), идиллический отдых в тени оливковых деревьев («Игра в кости»), очарование юности («Портрет молодой римлянки»), свидание в привлекательно-живописном месте («По примеру богов»), сияние и блеск южного празднества («Фрина на празднике Посейдона в Элевзине»). Завораживают изумительное мастерство художника, блистательная, виртуозная техника, композиционное совершенство, безупречный вкус и чувство меры. Его произведения исполнены редкой красоты, изящества и очарования.

Наибольших высот художник достиг в Евангельском цикле. Чудесное полотно под названием «Грешница» отсылает нас к Евангелисту Иоанну, который рассказывает о том, как иудеи привели ко Христу женщину, уличенную в прелюбодеянии. Правда, Семирадский по-своему решает Евангельский сюжет, оставаясь, однако, верным главному - великому человеколюбию и милосердию Спасителя. Очень хорошо «играет» старая олива, расположенная  в центре произведения, её корявые изогнутые сучья как бы подчеркивают греховность падшей женщины и ее подвыпившей компании. Эту картину приобрел наследник Цесаревич Александр Александрович (будущий Император) за десять тысяч рублей.

«Христос в гостях у Марфы и Марии». Эта картина, пожалуй, знакома нам лучше других, так как часто публиковалась в разных книгах и журналах. Почему Мария сидит у ног Иисусовых и внимательно слушает Его слова? Да потому что важнее этого ничего нет; истины, которые излагает Христос, вечны и незыблемы, они говорят о том, как нужно пройти земное поприще и достичь Небесных Обителей; Мария усваивает их не столько ушами, сколько сердцем, она готова слушать их бесконечно.

Родители часто приводили своих детей ко Христу, чтобы Он благословил их, и Тот всегда уделял им  самое трогательное внимание (Мф. 19, 13-15).

Художник, обратясь к этому Евангельскому сюжету, изобразил Спасителя среди многочисленной детворы.

«Светочи христианства» - вершина творческого пути Генриха Семирадского, над этим произведением он работал более трех лет, закончив его в 1876 году. Это одно из самых больших по размеру полотен художника - ширина более семи метров, высота около четырех метров. На его раме он начертал слова из Евангелия: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» ( Ин. 1, 5).

Сюжет картины основан на реальном историческом событии. В 64-ом году в Риме возник сильный пожар, он продолжался целую неделю, сгорела значительная часть города. Искали виновников трагедии, по этому поводу возникло много споров. Заглушая их, император Нерон объявил:

-Город подожгли христиане.

Он люто ненавидел христиан и нашел удобный повод излить на них свой гнев. 

  Семирадский писал конференц-секретарю Академии художеств Петру Исееву:

      "Сюжет картины взят из первого гонения христиан при Нероне; в великолепном саду «Золотого дворца» Нерона произведены изготовления для пышного ночного праздника; на полянке перед дворцовой террасой собралось общество, нетерпеливо ожидающее начала великолепного зрелища – живые факелы, христиане, привязанные к высоким шестам, обвязанные соломой и облепленные смолой, расставлены в равных промежутках. Факелы еще не зажжены, но император уже прибыл, несомый на золотых носилках и окруженный свитой наемных льстецов, женщин и музыкантов, сигнал уже подан, и рабы готовятся зажечь факелы, свет которых осветит самую безобразную оргию; но эти же самые светочи разогнали тьму языческого мира и, сгорая в страшных мучениях, распространили свет нового учения Христа.
      Поэтому картину мою я и думаю озаглавить «Христианские светочи» или «Светочи христианства».

За это произведение Императорская Российская Академия художеств присвоила Семирадскому звание профессора. В поздравительном письме говорилось: «Вся его художественная деятельность приносит честь Академии и русскому искусству».

Какова дальнейшая судьба картины? Семирадский пытался продать ее, оценив в сорок тысяч рублей (гигантская сумма для того времени). Охотников купить не находилось; художник снизил цену на десять тысяч, и все равно никто не рискнул купить, в том числе российский императорский двор. Это была грубая ошибка. «Светочи христианства» - несомненный художественный духовный шедевр, и его нельзя было выпускать заграницу (художник подарил полотно Национальному музею в Кракове, где оно находится и по сию пору).

Этой картины не было на выставке - неразумные поляки в последнее время воспылали такой ненавистью к России, что вести с ними какие-либо деловые переговоры, в том числе и о культурных ценностях, не имело никакого смысла.

Пришлось прибегнуть к помощи Интернета: тут уж поляки, даже если бы и захотели, не смогли помешать мне сфотографировать картину.

Выставка явилась большим событием не только в культурной жизни Москвы, но и всей России.

 

Николай Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России

Фото автора

 

 Г. Семирадский, «Танец среди мечей»

 

Г. Семирадский, «Игра в кости»

 

Г. Семирадский, «Танцовщица на канате»

 

Зрители в одном из залов выставки

 

 Г. Семирадский, «Грешница»

 

Г. Семирадский, «Грешница» (фрагмент)

 

Г. Семирадский, «Христос в гостях у Марфы и Марии» (фрагмент)

 

 Г. Семирадский, «Христос среди детей»

 

Г. Семирадский, «Светочи христианства. Факелы Нерона»

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Петрович Кокухин
Кишлак
Рассказ
21.11.2024
Сатанизм стучится в церковные двери
Реплика о шоу «Гарри Поттер и философский камень»
16.11.2024
Васнецовы – это прекрасно!
Рассказ о трех богатырях русского изобразительного искусства
13.11.2024
Бесславный конец аравийских пальм
К 210-летию со дня рождения М. Лермонтова
17.10.2024
Ученица Апостола Павла
Память 7 октября
07.10.2024
Все статьи Николай Петрович Кокухин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
25.11.2024 18:54
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Русский Иван
25.11.2024 18:50
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Владимир Николаев
25.11.2024 18:09
Искушение Дональдом Трампом
Новый комментарий от Владимир Николаев
25.11.2024 17:56
Такую судью «на мыло»!
Новый комментарий от Рабочий
25.11.2024 17:38
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.11.2024 15:24
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Русский Иван
25.11.2024 15:16