В Третьяковской галерее с большим успехом прошла выставка замечательного художника-академиста Генриха Семирадского (1843-1902); ее посетили десятки тысяч москвичей и гостей столицы.
Генрих Семирадский учился живописному мастерству сначала в Харькове, а затем в Санкт-Петербурге. Большую часть своей жизни он провел в Италии; основная тема его творчества - греческая и римская античность. С большой теплотой передает художник быт сельских жителей («Римская деревня. За водой»), идиллический отдых в тени оливковых деревьев («Игра в кости»), очарование юности («Портрет молодой римлянки»), свидание в привлекательно-живописном месте («По примеру богов»), сияние и блеск южного празднества («Фрина на празднике Посейдона в Элевзине»). Завораживают изумительное мастерство художника, блистательная, виртуозная техника, композиционное совершенство, безупречный вкус и чувство меры. Его произведения исполнены редкой красоты, изящества и очарования.
Наибольших высот художник достиг в Евангельском цикле. Чудесное полотно под названием «Грешница» отсылает нас к Евангелисту Иоанну, который рассказывает о том, как иудеи привели ко Христу женщину, уличенную в прелюбодеянии. Правда, Семирадский по-своему решает Евангельский сюжет, оставаясь, однако, верным главному - великому человеколюбию и милосердию Спасителя. Очень хорошо «играет» старая олива, расположенная в центре произведения, её корявые изогнутые сучья как бы подчеркивают греховность падшей женщины и ее подвыпившей компании. Эту картину приобрел наследник Цесаревич Александр Александрович (будущий Император) за десять тысяч рублей.
«Христос в гостях у Марфы и Марии». Эта картина, пожалуй, знакома нам лучше других, так как часто публиковалась в разных книгах и журналах. Почему Мария сидит у ног Иисусовых и внимательно слушает Его слова? Да потому что важнее этого ничего нет; истины, которые излагает Христос, вечны и незыблемы, они говорят о том, как нужно пройти земное поприще и достичь Небесных Обителей; Мария усваивает их не столько ушами, сколько сердцем, она готова слушать их бесконечно.
Родители часто приводили своих детей ко Христу, чтобы Он благословил их, и Тот всегда уделял им самое трогательное внимание (Мф. 19, 13-15).
Художник, обратясь к этому Евангельскому сюжету, изобразил Спасителя среди многочисленной детворы.
«Светочи христианства» - вершина творческого пути Генриха Семирадского, над этим произведением он работал более трех лет, закончив его в 1876 году. Это одно из самых больших по размеру полотен художника - ширина более семи метров, высота около четырех метров. На его раме он начертал слова из Евангелия: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» ( Ин. 1, 5).
Сюжет картины основан на реальном историческом событии. В 64-ом году в Риме возник сильный пожар, он продолжался целую неделю, сгорела значительная часть города. Искали виновников трагедии, по этому поводу возникло много споров. Заглушая их, император Нерон объявил:
-Город подожгли христиане.
Он люто ненавидел христиан и нашел удобный повод излить на них свой гнев.
Семирадский писал конференц-секретарю Академии художеств Петру Исееву:
"Сюжет картины взят из первого гонения христиан при Нероне; в великолепном саду «Золотого дворца» Нерона произведены изготовления для пышного ночного праздника; на полянке перед дворцовой террасой собралось общество, нетерпеливо ожидающее начала великолепного зрелища – живые факелы, христиане, привязанные к высоким шестам, обвязанные соломой и облепленные смолой, расставлены в равных промежутках. Факелы еще не зажжены, но император уже прибыл, несомый на золотых носилках и окруженный свитой наемных льстецов, женщин и музыкантов, сигнал уже подан, и рабы готовятся зажечь факелы, свет которых осветит самую безобразную оргию; но эти же самые светочи разогнали тьму языческого мира и, сгорая в страшных мучениях, распространили свет нового учения Христа.
Поэтому картину мою я и думаю озаглавить «Христианские светочи» или «Светочи христианства».
За это произведение Императорская Российская Академия художеств присвоила Семирадскому звание профессора. В поздравительном письме говорилось: «Вся его художественная деятельность приносит честь Академии и русскому искусству».
Какова дальнейшая судьба картины? Семирадский пытался продать ее, оценив в сорок тысяч рублей (гигантская сумма для того времени). Охотников купить не находилось; художник снизил цену на десять тысяч, и все равно никто не рискнул купить, в том числе российский императорский двор. Это была грубая ошибка. «Светочи христианства» - несомненный художественный духовный шедевр, и его нельзя было выпускать заграницу (художник подарил полотно Национальному музею в Кракове, где оно находится и по сию пору).
Этой картины не было на выставке - неразумные поляки в последнее время воспылали такой ненавистью к России, что вести с ними какие-либо деловые переговоры, в том числе и о культурных ценностях, не имело никакого смысла.
Пришлось прибегнуть к помощи Интернета: тут уж поляки, даже если бы и захотели, не смогли помешать мне сфотографировать картину.
Выставка явилась большим событием не только в культурной жизни Москвы, но и всей России.
Николай Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России
Фото автора
Г. Семирадский, «Танец среди мечей»
Г. Семирадский, «Игра в кости»
Г. Семирадский, «Танцовщица на канате»
Зрители в одном из залов выставки
Г. Семирадский, «Грешница»
Г. Семирадский, «Грешница» (фрагмент)
Г. Семирадский, «Христос в гостях у Марфы и Марии» (фрагмент)
Г. Семирадский, «Христос среди детей»
Г. Семирадский, «Светочи христианства. Факелы Нерона»