Певец античности

О творчестве художника Г. Семирадского

Новости Москвы 
0
695
Время на чтение 4 минуты
Фото: Автограф художника Г.Семирадского

 

В Третьяковской галерее с большим успехом прошла выставка замечательного художника-академиста Генриха Семирадского (1843-1902); ее посетили десятки тысяч москвичей и гостей столицы.

Генрих Семирадский учился живописному мастерству сначала в Харькове, а затем в Санкт-Петербурге. Большую часть своей жизни он провел в Италии; основная тема его творчества - греческая и римская античность. С большой теплотой передает художник быт сельских жителей («Римская деревня. За водой»), идиллический отдых в тени оливковых деревьев («Игра в кости»), очарование юности («Портрет молодой римлянки»), свидание в привлекательно-живописном месте («По примеру богов»), сияние и блеск южного празднества («Фрина на празднике Посейдона в Элевзине»). Завораживают изумительное мастерство художника, блистательная, виртуозная техника, композиционное совершенство, безупречный вкус и чувство меры. Его произведения исполнены редкой красоты, изящества и очарования.

Наибольших высот художник достиг в Евангельском цикле. Чудесное полотно под названием «Грешница» отсылает нас к Евангелисту Иоанну, который рассказывает о том, как иудеи привели ко Христу женщину, уличенную в прелюбодеянии. Правда, Семирадский по-своему решает Евангельский сюжет, оставаясь, однако, верным главному - великому человеколюбию и милосердию Спасителя. Очень хорошо «играет» старая олива, расположенная  в центре произведения, её корявые изогнутые сучья как бы подчеркивают греховность падшей женщины и ее подвыпившей компании. Эту картину приобрел наследник Цесаревич Александр Александрович (будущий Император) за десять тысяч рублей.

«Христос в гостях у Марфы и Марии». Эта картина, пожалуй, знакома нам лучше других, так как часто публиковалась в разных книгах и журналах. Почему Мария сидит у ног Иисусовых и внимательно слушает Его слова? Да потому что важнее этого ничего нет; истины, которые излагает Христос, вечны и незыблемы, они говорят о том, как нужно пройти земное поприще и достичь Небесных Обителей; Мария усваивает их не столько ушами, сколько сердцем, она готова слушать их бесконечно.

Родители часто приводили своих детей ко Христу, чтобы Он благословил их, и Тот всегда уделял им  самое трогательное внимание (Мф. 19, 13-15).

Художник, обратясь к этому Евангельскому сюжету, изобразил Спасителя среди многочисленной детворы.

«Светочи христианства» - вершина творческого пути Генриха Семирадского, над этим произведением он работал более трех лет, закончив его в 1876 году. Это одно из самых больших по размеру полотен художника - ширина более семи метров, высота около четырех метров. На его раме он начертал слова из Евангелия: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» ( Ин. 1, 5).

Сюжет картины основан на реальном историческом событии. В 64-ом году в Риме возник сильный пожар, он продолжался целую неделю, сгорела значительная часть города. Искали виновников трагедии, по этому поводу возникло много споров. Заглушая их, император Нерон объявил:

-Город подожгли христиане.

Он люто ненавидел христиан и нашел удобный повод излить на них свой гнев. 

  Семирадский писал конференц-секретарю Академии художеств Петру Исееву:

      "Сюжет картины взят из первого гонения христиан при Нероне; в великолепном саду «Золотого дворца» Нерона произведены изготовления для пышного ночного праздника; на полянке перед дворцовой террасой собралось общество, нетерпеливо ожидающее начала великолепного зрелища – живые факелы, христиане, привязанные к высоким шестам, обвязанные соломой и облепленные смолой, расставлены в равных промежутках. Факелы еще не зажжены, но император уже прибыл, несомый на золотых носилках и окруженный свитой наемных льстецов, женщин и музыкантов, сигнал уже подан, и рабы готовятся зажечь факелы, свет которых осветит самую безобразную оргию; но эти же самые светочи разогнали тьму языческого мира и, сгорая в страшных мучениях, распространили свет нового учения Христа.
      Поэтому картину мою я и думаю озаглавить «Христианские светочи» или «Светочи христианства».

За это произведение Императорская Российская Академия художеств присвоила Семирадскому звание профессора. В поздравительном письме говорилось: «Вся его художественная деятельность приносит честь Академии и русскому искусству».

Какова дальнейшая судьба картины? Семирадский пытался продать ее, оценив в сорок тысяч рублей (гигантская сумма для того времени). Охотников купить не находилось; художник снизил цену на десять тысяч, и все равно никто не рискнул купить, в том числе российский императорский двор. Это была грубая ошибка. «Светочи христианства» - несомненный художественный духовный шедевр, и его нельзя было выпускать заграницу (художник подарил полотно Национальному музею в Кракове, где оно находится и по сию пору).

Этой картины не было на выставке - неразумные поляки в последнее время воспылали такой ненавистью к России, что вести с ними какие-либо деловые переговоры, в том числе и о культурных ценностях, не имело никакого смысла.

Пришлось прибегнуть к помощи Интернета: тут уж поляки, даже если бы и захотели, не смогли помешать мне сфотографировать картину.

Выставка явилась большим событием не только в культурной жизни Москвы, но и всей России.

 

Николай Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России

Фото автора

 

 Г. Семирадский, «Танец среди мечей»

 

Г. Семирадский, «Игра в кости»

 

Г. Семирадский, «Танцовщица на канате»

 

Зрители в одном из залов выставки

 

 Г. Семирадский, «Грешница»

 

Г. Семирадский, «Грешница» (фрагмент)

 

Г. Семирадский, «Христос в гостях у Марфы и Марии» (фрагмент)

 

 Г. Семирадский, «Христос среди детей»

 

Г. Семирадский, «Светочи христианства. Факелы Нерона»

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Петрович Кокухин
Жертвенный подвиг России
Русский народ, выполняя свою историческую миссию, сдерживает приход антихриста
09.12.2024
Кишлак
Рассказ
21.11.2024
Сатанизм стучится в церковные двери
Реплика о шоу «Гарри Поттер и философский камень»
16.11.2024
Васнецовы – это прекрасно!
Рассказ о трех богатырях русского изобразительного искусства
13.11.2024
Бесславный конец аравийских пальм
К 210-летию со дня рождения М. Лермонтова
17.10.2024
Все статьи Николай Петрович Кокухин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна ли нам мобилизация общества?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
09.12.2024 21:14
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
09.12.2024 21:09
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Сергей из НН
09.12.2024 20:33
Историософия как ядро политики исторической памяти
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
09.12.2024 19:49
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Panov Pavel
09.12.2024 19:13
Сирия – всё «по плану» «мирового модератора»?
Новый комментарий от Константин В.
09.12.2024 19:07