itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Если у вас будет мир, вы будете счастливы

0
406
Время на чтение 10 минут
Фото: М.В.Михайловой, РНЛ



В наше время такие грехи, как гневливость и раздражительность, к сожалению, весьма распространены. Даже глубоко верующие и воцерковленные люди, призванные к хранению душевного мира, в повседневной жизни не всегда могут совладать с собой: волна эмоциональной раздражительности, подобно бушующей стихии, захватывает их целиком и несет в пучину греха, в царство ссор и распрей.
Потому с врачом-психиатром Екатериной Николаевной Кулебякиной и руководителем Центра общинной педагогики «Спас» Игорем Константиновичем Лизуновым мы беседовали о том, как современному человеку сохранить мир душевный.



Андрей Сигутин: Моя учительница русского языка говорила, что эмоции следует отличать от чувств, ибо последние характеризуются глубиной и устойчивостью.

Чувства, в отличие от эмоций, развиваются, воспитываются, совершенствуются – вплоть до высших чувств, относящихся к духовным ценностям и идеалам. Поэтому мы и говорим о чувстве любви, а не об эмоции. Екатерина Николаевна, с точки зрения психологии, ощущения, чувства, эмоции – что это такое?

Екатерина КУЛЕБЯКИНА:
Эти понятия очень часто путают, может быть даже намеренно, поэтому я считаю необходимым дать точное определение каждому из них.
Ощущение – это та информация, которую человек получает через органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и мышечно-суставное чувство, определяющее положение тела в пространстве.
Эмоции – это ярко выраженные субъективные переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением каких-либо потребностей индивида. Эмоции могут возникать самопроизвольно, но поддаются контролю.
Чувства – высокодифференцированные эмоциональные переживания, имеющие отчетливо выраженный предметный характер, которые человек может контролировать.

А.С.: То есть чувства, в отличие от эмоций, всегда связаны с работой сознания и могут произвольно регулироваться?

Е.К.: Да. Страсти же – это чрезвычайно насыщенные, бурные переживания, которые субъективно оцениваются как исключительные, неподвластные самоконтролю, подавляющие волю человека.

А.С.: Неудивительно, что в мирском, обыденном понимании страсть как состояние человека имеет даже положительную окраску: нередко страстью называют любовь. В Православии же страстью называется страдание, порок, греховный навык.

Е.К.: Как видно из определений, основным критерием отличия чувств от эмоций и страстей является воля человека. Безусловно, свободное волеизъявление, в том числе осознанное подчинение своего внутреннего устроения морально-этическим нормам, является отличительной чертой здорового, независимого человека. Так, человек, подверженный страсти табакокурения, зависим от табака; подверженный сексуальной страсти (намеренно не называю это любовью) зависим от объекта влечения; подверженный азартной страсти – от игровых автоматов, казино; гордый человек зависим от чужого мнения и т.д. Характерно, что страсти всегда бесперспективны, у них нет будущего, только настоящее, которое отнимает у человека все силы, чувства, здоровье, а взамен ничего не дает, кроме кратковременной эйфории. Напротив, чувства, глубокие переживания обогащают человека не только информационно, но и подводят его к новой ступени развития, к самосовершенствованию. Наиболее яркий пример противопоставления страсти и чувства в литературе дан в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Страсть Анны и Вронского, неподвластная им, в итоге привела к опустошению, потерям, профанации счастья, завела в тупик. В противовес им Китти и Левин сохранили свои чувства, несмотря на препятствия; благодаря любви, они обогатились новыми добродетелями, создали основу для дальнейшего роста своих личностей. И все это происходило при полном самоконтроле с их стороны.
Напомню, что святые отцы Церкви настоятельно рекомендовали избавляться от страстей, но не от чувств.

А.С.: Надо ли бороться со своей эмоциональностью?

Е.К.: Человек, живущий среди людей, не может не реагировать на хамство, на чужие страдания; нельзя оставаться равнодушным и к чужой радости. Любой человек, а тем более православный, должен уметь сорадоваться и сострадать ближнему. Но свои эмоции надо уметь контролировать, в противном случае они будут управлять человеком. Как сказал мудрый Соломон, «…владеющий собою лучше завоевателя города» (Притч. 16: 32). Бороться же надо со страстями, имеющими внешнее эмоциональное проявление: гневом (проявляется раздражительностью, нетерпимостью к чужим недостаткам), унынием (проявляется отчаянием, депрессией), блудом (проявляется сексуальной распущенностью) и т.д.

А.С.: Оптинский старец Никон говорил: «Когда на душе спокойно, тогда чего же еще искать?». Но как сохранять спокойствие? Екатерина Николаевна, дайте, пожалуйста, практические рекомендации.

Е.К.: Чтобы сохранять спокойствие, надо приучить себя соотносить серьезность события и глубину эмоциональной реакции.Например, разбитая чашка или случайная двойка в дневнике ребенка не стоят того, чтобы тратить на них свои нервы, а вот лень или ложь, грозящие сформировать греховный навык, заслуживают яркого проявления эмоций, но в воспитательных целях. Если в этой ситуации оставаться спокойным, то у ребенка может возникнуть ложное представление о вседозволенности. Кроме того,эмоции не должны продолжаться дольше самой ситуации. Традиционный этикет требует не демонстрировать свои эмоции, особенно негативные, подавлять, загонять их вглубь себя. Более современный подход рекомендует, наоборот, давать волю чувствам, чтобы сберечь нервную систему. Оба эти мнения я считаю ошибочными. Надо рассматривать конкретную ситуацию в каждом отдельном случае.
В жизни любого человека могут возникнуть обстоятельства, когда спокойствие превращается в преступное равнодушие, а проявление эмоций становится оправданным. Вспомним, ведь Господь выгонял бичом торгующих из храма, но принял крестную смерть и за них тоже. А святитель Николай? Как он спешил известить о невиновности осужденного! Как он, горя ревностью о чистоте веры, ударил Ария и, осужденный людьми, был оправдан Господом! Поэтому, отвечая на вопрос, надо или не надо эмоционально реагировать на то или иное событие, определите для себя: будет ли какая-либо польза от ваших эмоций, или это будет пустое сотрясание воздуха, тягостное и для вас, и для окружающих.

А.С.: Игорь Константинович, есть ли у вас какие-то рецепты, как выработать в себе спокойствие?

Игорь Лизунов: К спокойствию приводит борьба с раздражительностью. Совет один – только терпеть! Терпение бывает двух видов. Первый – когда терпим чисто психологически. Приведу пример, чтобы было понятно. Боксер на ринге; идет бой. Спортсмен один удар пропустил – упал, другой – снова лежит, как будто в нокауте. Кажется, он уже не поднимется. Но нет, опять встает… То есть поверженный боксер за счет сверхнапряжения всех своих сил и максимального усилия воли поднимается и, превозмогая себя, пытается продолжать поединок Но это не означает, что бойца наполняет терпение; в нем теперь осталось место лишь для нетерпения… Он свое напряжение не переработал, не трансформировал. Раздражительность, злость и негодование проигрывающего присутствует в душе у боксера. Психологи рекомендуют, чтобы снять раздражение, переключаться на иную деятельность: например, когда тебе плохо, ты принимаешься писать картины или колоть дрова, как это делал герой А. Челентано в известном фильме. Терпение православного человека – это особое состояние. Ведь православная аскетика имеет своей целью преображение. Верующий терпит не ради себя или культуры, не ради даже чувства такта, а ради Бога. Если же ты терпишь ради Христа, чтобы выполнить Его заповеди, то Господь подает тебе помощь, и ты как бы переплавляешь свое внутреннее «я». Особенно, если при этом используешь благодатные средства – покаяние, причастие. Однажды один духовный человек мне посоветовал: не можешь терпеть – кайся, что не можешь терпеть. Покаешься – и Господь даст силы. Причастишься – укрепит. Вот я по натуре человек «взрывной», очень эмоциональный. Но у меня этот способ борьбы с раздражительностью, слава Богу, «работает».

А.С.: Внешне вы очень спокойный.

И.Л.: На самом деле я весьма вспыльчивый. И мне эта школа терпения нелегко дается. Каждый день хочется вскипятиться. Но, опять-таки, когда моих душевных сил уже не хватает и думаешь: «Все, невозможно больше сдерживаться…», то Господь дает терпение, укрепляет. Это знаю по опыту. Жизнь-то христианская – благодатная. Вот это самое главное. Не мы все делаем, а Господь все делает с помощью нас, подавая благодатные силы. И поэтому получается преображение. Сегодня ты не стерпел, а завтра уже стерпишь – потихоньку, помаленьку. Других средств победить свой внутренний разлад нет. А то, первое, психологическое, терпение всегда заканчивается взрывом: рано или поздно чаша переполняется. Каким будет взрыв, зависит от человека: полезет ли он при этом в драку, как-то еще выплескивать из себя негатив станет, скандал ли устроит. Русские мужики, как правило, топят негатив в вине. Это обыденное, бытовое терпение – безблагодатное, оно не преображает человека. Можно всю жизнь так терпеть и внутренне не измениться. А христианское терпение преображает, и из вспыльчивого человека ты превращаешься в более спокойного, терпеливого. Весь вопрос в том, насколько у верующего есть рвение к этому, насколько он осознал необходимость борьбы со страстями. Неслучайно покаяние, по-гречески метанойя, переводится как «изменение» – изменение сознания, ума. А так как в аскетических трудах написано, откуда появляется раздражение, то, зная причины, надо их устранять с Божией помощью.
Правда, сейчас очень много внешних факторов для раздражительности. Психология учит, что источник раздражения надо убирать. А это неверно, с точки зрения православной аскетики. Если меня раздражает мой любимый человек, я что, должен с ним развестись? Или отправить его в длительную командировку? Нет, наоборот. Надо быть еще более плотным в общении с ним, преодолевая свое раздражение.

А.С.: Игорь Константинович, как вы воспитываете в себе смелость, спокойствие, уверенность, самообладание?

И.Л.: Стараюсь выполнять заповеди. Много читал книг по аскетике, поэтому знаю, как необходимо поступать в соответствии с церковной традицией.

А.С.: То есть уповаете на волю Божию…

И.Л.: Я стараюсь делать все то, что должен исполнять православный христианин, для того, чтобы получить спасение. Больше этого я ничего не делаю. Господь милостив ко мне. Я давно убедился, что община «Спас», в которой нахожусь, – это самое лучшее место для меня. Она дает мне каждодневные возможности видеть свои недостатки и предлагает средства для борьбы с ними. Находясь в общине, ты постоянно взаимодействуешь с людьми. Каждый день возникают такие ситуации, где нужно проявить терпение и спокойствие. Всякий раз понимаешь, что ты их не проявляешь в должной мере. Также ежедневно надо проявлять милосердие, рассудительность и прочее.

А.С.: Значит, все-таки воспитываете в себе эти качества?

И.Л.: Да. Но это происходит естественным образом. Самое основное в общинной педагогике – это естественность. Человек специально не ставит перед собой никаких учебно-воспитательных задач. Сама жизнь заставляет работать над своей душой. Ведь Господь всеми управляет, именно Он воспитывает. Бог дает тебе возможность каждый раз обратить внимание: сегодня – на одно, завтра – на другое. То есть воспитательный процесс происходит как бы сам собой, естественно. Это очень важно. Понимаете, часто верующий начинает подвизаться не в меру и не по разуму. В своем духовном развитии он нередко упирается во что-то и… начинает буксовать. А все же на самом деле просто: живи внимательно, и увидишь, как сама жизнь заставит тебя воспитывать себя. К тому же, воспитание – процесс всегда обоюдный: ты воспитываешь, но при этом и тебя воспитывают.

А.С.: В Православии особо не принято говорить о том, что человек должен быть уверенным. А как вы считаете, это качество нужно верующему?

И.Л.: Обязательно. Святой Феофан Затворник пишет об этом. У апостола Иакова также написано: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1: Cool, на такого человека надеяться невозможно – он сам на себя опереться не может. А философ Иван Ильин вообще выработал чеканную формулировку: христианин должен быть именно уверен в себе, каждый его шаг должен носить религиозное обоснование. Если же твой шаг, как Ильин говорит, религиозно оправдан, то появляется уверенность. Это тот самый стержень, который дает тебе возможность смело обращаться к Богу с дерзновением и говорить: «Вот я перед Тобой, Господи». Любое наше действие, даже малозначащее, нужно переводить в религиозную плоскость – мы к этому призваны. Тогда будем тверды, и у нас появится четкий и ясный внутренний критерий выбора: «да» или «нет», – основанный на понимании: нравственно или безнравственно что-либо. У нравственности есть только две категории, третьей не дано.
Конечно, надо быть уверенным, но это не самоуверенность. Это уверенность в правоте своих деяний. Некоторые люди свою уверенность черпают не из религиозного, а из самостного источника, то есть они действуют по принципу: «Я сказал!..». И тогда это очень плохо и губительно для души, потому что человек становится самодуром.

А.С.: В Священном Писании сказано: «Благоразумный хладнокровен» (Притч. 17: 27). Излишняя, неконтролируемая эмоциональность ведь отрицательно сказывается и на семейных отношениях?

И.Л.: Конечно. Человек, как правило, просто не может обуздывать себя, сдерживать, управлять собой. Вот в чем дело. Ведь вообще к каждому человеку нужно относиться бережно и в то же время быть с ним предельно осторожным, как с огнем, – один старец давал именно такой совет. Бережно, чтобы не погасло пламя, а осторожно – чтобы не обожгло. А в семейной жизни придерживаться сего принципа, думаю, наиболее важно. Между эмоциональной, будем так называть, сферой и телесной – очень тесная связь. Как ты можешь иметь телесные отношения с женщиной, если вы с ней в ссоре? Здесь сразу же возникает первая проблема. А если нарушаются супружеские взаимоотношения, играющие немаловажную роль в браке, то этот негатив сразу же распространяется на бытовую сторону семейной жизни. В этом случае происходит разделение на два постоянно противоборствующих лагеря: женщина – потребленческая сторона, потому что она как хранительница очага подсознательно отождествляет себя с семьей: все, что надо ей, – нужно семье, и мужчина – снабжающая сторона (то есть муж как охотник). И соответственно, отношения складываются примитивные: охотник пришел, а сколько добычи принес? Если принес мало добычи, значит, охотник – плохой, а если плохой охотник, значит – негодный мужчина. Отношения складываются весьма тривиальные. Их может преобразить лишь устремленность супругов ко Христу и взаимопонимание друг друга.

А.С.: Я имел в виду несколько иную эмоциональность, когда человека так допекают, что его уже как бы «несет».

И.Л.: Ну, склонность к истерии и подобному присуща, в основном, женщинам, среди них это достаточно распространенное явление. На то она и представительница слабого пола, чтобы ее «несло». Нельзя ей ставить это в вину. Просто у нее природа такая. А мужчина должен как бы «структурировать ее», ему необходимо постепенно гасить в ней эту нездоровую эмоциональность, всячески успокаивать жену. Каким образом? Это уже искусство семейной жизни.

А.С.: Но для этого сначала мужчине надо научиться быть спокойным.

И.Л.: Конечно. Эмоции необходимо контролировать. Что такое эмоции? Это ответная реакция на что-либо, отрицательная или положительная. И даже если положительные эмоции «зашкаливают», это тоже плохо. Здесь тоже нужно идти «срединным путем».

А.С.: Екатерина Николаевна, что такое душевный мир с позиции православного врача?

Е.К.: В этом вопросе мнение православного врача ничем не отличается от мнения любого православного человека. Это единство эмоций, воли и разума вкупе с чистой совестью. Кому-то это может показаться недостижимым, но на самом деле надо лишь следовать одной мудрой молитве: «Господи! Дай мне сил, чтобы сделать то, что я могу сделать; дай мне смирения перед тем, что я не могу сделать; и дай мне мудрости, чтобы отличить первое от второго!».

Беседовал Андрей Сигутин

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Андрей Сигутин
Героям Первой мировой от благодарной России
Об установке памятных знаков - Георгиевских крестов - в Обнинске, на Дону и на острове Лемнос
16.10.2016
Благодать - Божественное действие
Беседа с Президентом Фонда содействия сохранению и развитию русской и восточно-христианской культуры во имя князя Владимира Храброго
14.02.2013
О мужественности
Беседа с педагогом и психологом
29.01.2013
Книга о вечных ценностях обучения и воспитания
О сборнике А.Г.Ютландовой «Истоки памяти и любви»
23.08.2010
Все статьи Андрей Сигутин
Игорь Лизунов
Необходимо воссоздать ФСКН
Атаман Игорь Лизунов о проблемах реабилитации наркозависимых
27.06.2017
Создать сеть опорных пунктов профилактики!
О необходимой мере по реализации федерального законодательства в сфере профилактики правонарушений
05.11.2016
Двадцать лет общине «Спас»!
За годы плодотворной работы Обнинской городской казачьей общины накоплен богатый опыт по созданию позитивной самоорганизации граждан
01.11.2016
Голос Шатохина
На годовщину смерти С.А. Шатохина (13.03. 1939 - 19.11.2014)
17.11.2015
Все статьи Игорь Лизунов
Екатерина Кулебякина
«Незнание языка даёт много поводов увидеть обиду там, где её нет»
Не имея возможности самоутверждаться в учёбе, ребенок-мигрант пытается добиться уважения единственным доступным ему средством – силой
01.02.2022
Проблема отцов и детей в XXI веке
Через призму фильма «Холоп»
22.02.2020
Все статьи Екатерина Кулебякина
Последние комментарии
Ответ молодому романтику-коммунисту
Новый комментарий от Туляк
05.12.2022 13:43
«Мы – русские. Какой восторг!»
Новый комментарий от Валерий
05.12.2022 11:03
Глубокий аналитик – скромный, патриотичный и бесстрашный
Новый комментарий от Дмитриев
05.12.2022 10:13
Почему с русскими беда?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
05.12.2022 10:07
Ревизия государственной тайны
Новый комментарий от Наталья Сидорина
05.12.2022 08:51