Социальное служение общины «Спас» получило за последние 5 - 7 лет четкую специализацию: работа по профилактике употребления психоактивных веществ, реабилитации и ресоциализации людей, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью. Считаю, что мы нашли ту ниточку, потянув за которую, можно решать проблемы не только наркотической и алкогольной зависимости, но и весь спектр профилактики правонарушений.
Думаю, что за последний год к проблеме наркомании неправомерно ослабло внимание государства и общества. Между тем потребление наркотиков за последнее время ни в коей степени не уменьшается. Если не сказать, что наоборот. Как известно, в апреле этого года ликвидирована Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). От ликвидированной службы полномочия передали в другие министерства и ведомства, нарушена, таким образом, целостность решения проблем.
Сейчас в органах власти на системном уровне есть серьезные проблемы решения вопросов незаконного оборота наркотических средств, борьбы с распространением наркотиков и профилактики наркозависимости. Как следствие - проблемы общества по другим социально ответственным направлениям. Сегодняшний пробел в этих вопросах, думаю, еще даст о себе знать. Вновь поползет вверх кривая незаконного оборота наркотиков, общего числа наркоманов и преступлений, совершенных на этой почве.
С другой стороны, в июне 2016 года был принят Федеральный Закон № 182 «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», дающий соответствующие ориентиры в вопросах профилактики правонарушений, в том числе, и связанных с профилактикой потребления наркотических средств и психотронных веществ. Именно на профилактике и реабилитации наркозависимых совместно с ФСКН нашей некоммерческой организацией Общинный Центр педагогики «Спас» наработан серьезный опыт. Мы создали эффективную модель профилактики употребления наркотических веществ и реабилитации наркозависимых.
Через наш центр в год проходят профилактику на постоянной основе примерно человек шестьдесят - семьдесят. Уровень ремиссии (воздержание от потребления наркотиков в течение двух и более лет после реабилитации) - более 30 процентов. Это при том, что очень хорошим уровнем ремиссии считается показатель в 15 процентов.
Мы открыли медицинское учреждение - ООО «Медицинский центр «Спас», в котором работают профессиональные наркологи, психологи, психиатры, терапевты. Также мы создали в Обнинске первую в области адапционную трехкомнатную квартиру, куда направляются люди, прошедшие реабилитацию, на дальнейшую ресоциализацию.
Что очень важно! Мы создали сеть мотивационных кабинетов: в Балабаново, Боровске и Обнинске. И это не просто мотивационные кабинеты, в которых осуществляется приём граждан, а, по сути, опорные пункты, в которых ещё и выявляются, а не только мотивируются, алко и наркозависимые. То есть это пункты по месту жительства для работы с родителями, родственниками, с самими нарко- и алкозависимыми и вообще с трудными подростками и потенциальными наркоманами.
По большому счету такие опорные пункты являются неким аналогом, существовавшим в советское время, опорных пунктов милиции, так как подавляющее число вопросов, относящимся к сфере правонарушений, сопряжено с проблемами наркомании и алколизации. Только в нашем случае эти опорные пункты - на общественных началах и имеют еще и более широкую сферу. В ближайших наших планах - расширение сети мотивационных кабинетов по Калужской области.
Несмотря на сложности, на территории Калужской области пытаются развивать региональную систему комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, основные черты которой рассматриваются на заседаниях областной и муниципальных антинаркотических комиссий.
Но, практическое функционирование формирующейся региональной системы выявило следующие проблемы:
- отсутствует разработанная система первичной (информирование) и вторичной (выявление) профилактики в сфере наркопотребления;
- на низком уровне находится профилактическая работа с родителями, родственниками, всеми заинтересованными лицами по выявлению существующих и потенциальных наркоманов;
- реабилитационные центры не могут успешно заниматься мероприятиями по выявлению наркозависимых и их постреабилитационному сопровождению, так как это выходит за рамки их финансовых и организационных возможностей;
- нет четкого представления о территориях потребления и о количестве наркозависимых, нуждающихся в прохождении курса реабилитации. Официальная статистика не соответствует действительности;
- мотивационная работа на прохождение курса социальной реабилитации в государственных наркологических учреждениях недостаточно эффективна. Работа ведется стандартно, на прием посетителей. Негосударственных организаций, занимающихся мотивацией наркозависимых, - единицы;
- на областном уровне не выработан механизм финансирования НКО как основных исполнителей, осуществляющих профилактическую работу и социальную реабилитацию в регионе;
- средств, выделяемых муниципальными антинаркотическими программами, явно недостаточно для финансирования ребцентров;
- ряд других проблем.
Я думаю, что вышеперечисленный свод проблем характерен и для других регионов России.
Становится очевидным, что для более успешного развития и повышения эффективности деятельности региональной системы комплексной реабилитации и ресоциализации необходимо:
1. Увязать профилактику правонарушений (в том числе употребления психо-активных веществ (ПАВ)) с социальной реабилитацией в единое целое.
2. Сформировать как отдельный сегмент сеть организаций, занимающихся профилактикой, выявлением, мотивацией и постреабилитационным сопровождениям в муниципальных образованиях области.
3. Органам государственной власти и местного самоуправления, в соответствии с поручением Президента В.В. Путина, данным в его Послании Федеральному Собранию 2016 года, обеспечить финансирование социально-ориентированных некоммерческих организаций, в частности, специализирующихся в вопросах профилактики правонарушений, объемом до десяти процентов от общих средств, предусмотренных на реализацию социальных программ соответствующих субъектов России.
4. Найти новые формы работы, обеспечивающие возможность прямого и неформального контакта с широкими слоями населения, многие из которых вряд ли когда-нибудь обратятся за консультацией в государственные учреждения.
5. При этом сделать ставку на развитие в муниципальных образованиях мотивационных кабинетов (опорных пунктов) по выявлению, профилактике и положительной мотивации алко и наркозависимых.
Правовую и организационную основы системы профилактики правонарушений устанавливает Закон №182 «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ». Одно из направлений реализации этого закона может строиться на работе опорных пунктов профилактики, осуществляющих свою деятельность в наиболее проблемных муниципальных образованиях в рамках муниципальных антинаркотических комиссий.
Наряду с прямым назначением - мотивационной работой с наркозависимыми, необходимо расширить полномочия таких кабинетов (опорных пунктов) следующими видами деятельности:
- профилактической работой с родителями, родственниками и всеми заинтересованными лицами по выявлению не только алко и наркозависимых, но и потенциальных наркоманов;
- организацией мероприятий по первичной профилактике правонарушений;
- взаимодействием с государственными органами исполнительной власти, местного самоуправления, органами социальной защиты населения, образования, опеки и попечительства, комитетами по делам молодежи, здравоохранения, службами занятости, органами внутренних дел, уголовно-исполнительной системы и негосударственными организациями;
- участием в постреабилитационном сопровождении тех наркозависимых, которые прошли реабилитационный курс и вернулись на место постоянного проживания, где функционирует мотивационный кабинет;
- профилактикой гемоконтактных инфекций (ВИЧ и вирусных гепатитов В и С) среди потенциальных потребителей наркотических средств;
- помощью в решении различных вопросов социального неблагополучия в семьях наркозависимых.
Создавая подобные опорные пункты, поднимается и решается огромный пласт черновой, очень трудозатратной профилактической деятельности. Реализация вышеназванных мер будет способствовать кардинальному улучшению социального положения на местах и снижению уровня правонарушений.
В чем эффективность нового подхода?
- Увязывается в единое целое профилактика правонарушений (в том числе употребления психоактивных веществ (ПАВ), мотивация и реабилитация, тем самым повышается качество общей реабилитационной работы.
- Увеличивается количество местных реабилитантов в реабилитационных центрах региона, ведется их учет и контроль, что дает возможность подушевого финансирования. Появляется перспектива прогнозирования и планирования деятельности самих ребцентров, их наполнение (в первую очередь наркозависимыми региона) и в будущем - расширение или увеличение числа реабилитационных сообществ.
- Деятельность антинаркотических комиссий в реабилитационной сфере становится более конкретной, целенаправленной, результативной и понятной для ее членов, различных инстанций и всех заинтересованных лиц, улучшается межведомственное взаимодействие внутри региональной системы.
- Для организации опорных пунктов профилактики (мотивационных кабинетов) используется все более возрастающий потенциал социально-ориентированных некоммерческих организаций.
В заключение еще раз хочется подчеркнуть, что опорные пункты профилактики в форме мотивационных кабинетов, действующие в муниципалитетах региона, являются, с одной стороны, реальными и творческими исполнителями решений местных антинаркотических комиссий в рамках Федерального Закона №182, а с другой, той организационной формой, фундаментом, на котором строится вся региональная система профилактики, социальной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков, от чего во многом зависит ее эффективность.
Игорь Лизунов, руководитель Обнинской городской казачьей общины «Спас»