Сергей Антонович появлялся в нашей общине внезапно. Звонил телефон, в трубке раздавался его немножко хрипловатый вежливый голос: «Здравствуйте, Шатохин беспокоит. Вы не возражаете, я завтра буду у вас?», - и я встречал его в нашем старинном парке, где располагается наше братство. Он шел неторопливо, любуясь вековыми липами, с неизменным видавшим виды его саквояжем. Он любил и ценил природу, иногда говорил, что когда мы, наша Община, вконец обустроимся, то сам посадит по периметру нашей территории белые березки - его любимое дерево. Погостив у нас день-другой, отдохнув (хотя я видел его всегда за чтением), он опять с головой окунался в общественно-политическую работу. Тогда он был уже немолодым человеком, и мы все время удивлялись его неиссякаемой положительной энергии, исходящей из его цельной самобытной натуры.
Впервые Сергей Антонович приехал к нам в общину в 2005 году с нашим общим товарищем Андреем Витальевичем Сошенко. Из первого же общения с ним я понял, что имею дело с личностью одухотворенной, сильной, масштабной. То время отличалось повышенной политической активностью, тогда к нам приезжало большое количество самого разного народа. Политическая разноголосица, проекты спасения России, и её будущая судьба! Подобные бурные обсуждения и беседы длились часами, но у меня как у практика всегда оставался осадок - делать-то что?
К этому времени мы уже давно самоорганизовались, создали самодостаточную казачью общину, занимались с детьми и молодежью, помогали тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию, обстраивали часть усадьбы Бутурлиных - памятник 18 века. Но душа рвалась послужить и жаждала позитивных перемен в масштабах всей страны. Тогда мы уже имели реальный опыт общинной самоорганизации, и за этим опытом к нам приезжали люди из самых разных уголков России, ближнего и даже дальнего зарубежья. Но все равно хотелось большего!
И, слава Богу! Сергей Антонович, как зрелый и опытный человек, при наших встречах очень деликатно направлял нас в наших исканиях, рассеивал туман в головах, доходчиво разъяснял и ненавязчиво советовал. Да, нужно признаться, что трудно, очень трудно расставаться со своими иллюзиями, которые рассеивал Сергей Антонович, но я уже тогда оценил его внутреннюю культуру и тонкий такт, умение вести предметный разговор, слушать собеседника, считаться с его мнением. С другой стороны, он не был «мягким», покладистым человеком, в Сергее Антоновиче жило чувство Правды, и за нее он был готов бескомпромиссно бороться. Его воинский дух ощущался сразу, и это привлекало и притягивало.
Он давал нам ценные рекомендации психологического плана по работе с молодежью и детьми, предложил библиографию и систему трудов русских мыслителей для формирования нашей общинной библиотеки, наконец, простое общение с общинниками по самым разным темам было бесценно.
Время текло как всегда быстро, мы упорно выживали и развивались несмотря ни на какие трудности, и с каждым приездом Сергей Антонович искренне радовался нашим успехам. Как-то раз неожиданно спросил меня: «Вы пишете? Надо обязательно описать ваш опыт самоорганизации». Я смущенно ответил: «Да, но идет очень тяжело. Честно говоря, не знаю, нужно ли это кому-нибудь». Он усмехнулся и ободряюще промолвил: «Писать всегда трудно». Я дал почитать ему свои первые наброски. А на следующее утро он твердо сказал: «Пишите, это очень нужно. Сейчас самоорганизация снизу есть одна из главных задач, стоящих перед русским народом. Сумеем самоорганизоваться - выживем и сохраним свое национальное лицо и достоинство. Нет - тогда так и будут из нас конструктор складывать. Пишите и не смущайтесь. У вас уже есть опыт, а он дорогого стоит».
Я писал долго и буквально выболел две книги по самоорганизации населения, о ее уникальных возможностях, особенно в социальной плоскости, о необходимости ее развития, о формах, роли и месте в современной жизни. Писать на эту тему чрезвычайно трудно как в силу неразработанности понятийного аппарата, так и по причине сложности передачи ее на бумаге живым неказенным словом. Поэтому для иллюстрации и доступности восприятия, я описал почти 20-летний опыт самоорганизации нашей казачьей общины «Спас».
Мне приятно сознавать, что и в это Сергей Антонович внес свой непосредственный вклад. Его отеческий совет и одобрение были в этот момент очень нам нужны.
Помнится, он все время говорил, видя мою загруженность, что мне надо больше отдыхать и беречься. Но сам себя он никогда не щадил и все время напряженно работал. Даже у нас постоянно читал или, беседуя со мной и общинниками, что-то отмечал в свои записи, давал советы звонившим ему людям из разных регионов России. А по его рассказам я знал, что он постоянно в разъездах - то во Владимирской области, то в Калужской, то на Украине, то в Казани.
Я жалею, что мы не записали тогда на диктофон его рассуждения и неповторимый голос в наших беседах за чаепитием общинников. А там - кладезь мыслей. Кто же мог знать?! А вот одна из немногих фотографий, которая есть в Интернете, пусть она и некачественная, но символичная, где он на фоне административной карты России, сделана у нас, в ОГКО «Спас».
Так как его появления всегда были загадочно непредсказуемыми, меня до сих пор не покидает чувство, что может быть, когда-нибудь, раздастся звонок, и в трубке прозвучит его хрипловатый и вежливый голос: «Здравствуйте, Шатохин беспокоит. Вы не возражаете, я завтра буду у вас?»
Игорь Константинович Лизунов, руководитель Обнинской городской казачьей общины (ОГКО) «Спас»
http://www.mirspas.ru/
С.А. Шатохин в Обнинской Общине «Спас» среди общинников и членов философского общества: первый справа Г.Н. Мезенцев, второй - С.А. Шатохин, третья - В.В. Плеханова, четвертый - И.К. Лизунов, далее - Ю.В. Роскин, В.К. Мамаев.