Пусти дитя на волю, сам будешь в неволе

Заметки врача-психиатра

0
185
Время на чтение 6 минут

Источник: блог Вечерний Звон

Я хотела, чтобы она выросла свободной личностью, поэтому никогда ни к чему ее не принуждала...

Народное устное творчество изобилует мудрыми поучениями, касающимися воспитания детей. Но, к сожалению, пословицы сейчас не в почете.

Народное устное творчество изобилует мудрыми поучениями, касающимися воспитания детей. Но, к сожалению, пословицы сейчас не в почете.

Раньше педагогический опыт передавался от старшего поколения к младшему естественным образом: старшие дети привлекались к заботе о младших, наглядно убеждались в правильности того или иного метода воспитания, поэтому, когда сами становились родителями, уже имели педагогический навык.

Да и бабушки-дедушки, вырастившие не по одному ребенку, могли подсказать молодым родителям.

Теперь такая связь утрачена: во второй половине ХХ века больше ценилась карьера, социальная активность, профессиональная самореализация. Поэтому большая семья, многодетность воспринимались как помеха.

К счастью, в ХXI веке, когда подросло первое постатеистическое поколение, ситуация стала меняться, многодетность больше не ассоциируется с асоциальностью. Но многие нынешние молодые родители росли в одно-двухдетных семьях, а бабушки-дедушки, имея скудный собственный педагогический опыт, не могут своевременно предостеречь от ошибок.

Абсолютное большинство родителей понимает необходимость образования, поэтому стараются подготовить ребенка к школе. Но зачастую, ребенок, начиная школьное обучение, всячески протестует, саботирует учебный процесс.

Чаще всего жалобы родителей звучат так: «Сидит, уставившись в стену, и ничего не делает», «готов делать, что угодно, лишь бы не садиться за уроки», «устраивает истерики, как только речь заходит об уроках».

Так обнаруживаются педагогические просчеты: ребенок попадает в социальную среду, требующую от него определенных волевых, поведенческих навыков, которые у него не сформированы. Как же происходит формирование волевых навыков?

Пусти дитя на волю, сам будешь в неволе

Народное устное творчество изобилует мудрыми поучениями, касающимися воспитания детей. Но, к сожалению, пословицы сейчас не в почете.-2

Воля — это способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать своё поведение и деятельность, выражающаяся в умении мобилизовать психические и физические возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели.

Таким образом, первое – это постановка цели, второе – мобилизация своих ресурсов для ее достижения.

Поначалу целью обучения может быть желание ребенка походить на родителей. Но, как правило, в подростковом возрасте родительский авторитет падает, происходит переоценка ценностей и выясняется, что быть взрослым – это повседневно решать различные проблемы и дома, и на работе.

А если привычки к этому нет… Отсюда убежденность подростков, что они смогут зарабатывать деньги посредством компьютерных игр, о беззаботной жизни «фрилансеров», о счастливом материнстве без рождения детей: «Если захочу ребенка, лучше возьму из детского дома».

Как же формируются волевые качества? Первые попытки преодоления трудностей у ребенка выражаются криком, когда он сообщает, что он мокрый, голодный или замерз. И, конечно, любящие родители приходят на помощь: переоденут, покормят, согреют. Чуть позже, когда ребенок учится ходить и быстро устает, он пытается таким же способом избавиться от трудности, просясь на ручки. И любящая мама берет его на ручки.

А любящая и умная мама говорит: «Давай пройдем еще немного/ поднимемся до конца лесенки», и таким образом приучает малыша к преодолению первых в его жизни трудностей.

Или ребенок, научившийся пользоваться ложкой, отдает ее маме, чтобы та кормила его. В этот момент происходит столкновение двух противоположных интересов: ребенок хочет, чтобы родители, как и раньше, устраняли препятствия и неудобства, а родители должны требовать, чтобы ребенок, приобретший навык самостоятельной ходьбы, еды, использовал его.

В этот момент очень важно, чья воля победит: либо родители «прогнуться» перед волей младенца, либо младенец получит навык преодоления себя ради родительской воли. Что будет? Водила за ручку — получила белоручку? Неразумная опека - хуже беспризорности? Или кто не закалит своего сердца, не воспитает ребенка? Недопустимо, чтобы воля маленького неразумного, неопытного человечка оказалась сильнее воли взрослых, знающих о предстоящих жизненных трудностях (детский сад, школа).

Недопустимо, чтобы неумная жалость, неразумная опека или эгоистичное желание родителей избегать дискомфорта подавляли формирование воли.

Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается

Народное устное творчество изобилует мудрыми поучениями, касающимися воспитания детей. Но, к сожалению, пословицы сейчас не в почете.-3

Очень опасно откладывать формирование навыков послушания и воли «на потом, когда подрастет и поймет». За то время, когда вы сочтете его способным к пониманию, у ребенка закрепится порочный навык игнорировать требования взрослых или перекладывать на родителей решение своих проблем.

Если родители не смогли преодолеть характер двухлетнего малыша (пока еще наивного, доверчивого), то насколько труднее преодолевать сопротивление пяти- семилетнего ребенка (уже знакомого со слабостями взрослых, со своими правами и не признающего своих обязанностей).

Некоторые родители, пытаются идти на переговоры. Но «переговоры» подразумевают, что каждая из сторон в чем-то ущемляет себя ради взаимного согласия. Ребенок должен осознанно ущемить себя, выполняя родительское требование и получая за это вознаграждение. В противном случае – это замаскированная родительская капитуляция, где родитель сдается не сразу, а после «переговоров».

Однажды мне пришлось столкнуться с девушкой-подростком, которая, не желая ходить в школу, начинала жаловаться на различное недомогание.

Многократные медицинские обследования никакой патологии не обнаруживали. При сборе анамнеза, я задала маме вопрос: «Как она реагировала на ограничения и запреты в дошкольном возрасте?».

Мамин ответ меня поразил: «Я хотела, чтобы она выросла свободной личностью, поэтому никогда ни к чему ее не принуждала!». Маме это удалось…

«Свободная личность» прекрасно жила в свое удовольствие: родители одевают, обувают, кормят, есть модный телефон, карманные деньги, подруги завидуют… Только мать мешает наслаждаться жизнью своими требованиями об образовании.

Послушному сыну родительский приказ не в тягость

Народное устное творчество изобилует мудрыми поучениями, касающимися воспитания детей. Но, к сожалению, пословицы сейчас не в почете.-4

Со мной в школе училась очень хорошая девочка, но математика ей давалась тяжело. После школы я намного лет потеряла ее из виду. Как-то в разговоре с нашей классной руководительницей я обмолвилась о чем-то: «Это также невероятно, как бы Л. стала учителем математики».

Классная улыбнулась и ответила: «А ведь она стала учителем математики». И я от души порадовалась за одноклассницу, добившуюся своей цели.

В этом огромная заслуга и ее родителей, воспитавших в ней упорство, высокие волевые качества. Все родители мечтают, чтобы ребенок учился в школе с интересом и желанием.

Но учеба – это непрерывное понуждение себя делать то, что ты не умеешь, что тебе тяжело.

Однако если у ребенка сформирован навык понуждать себя, преодолевать себя, он может достигнуть больших целей.

Чем раньше послушание родителям станет для ребенка естественным, как дыхание, тем легче ему будет отказаться от сиюминутного удовольствия в пользу уроков.

Особенность психики младших школьников такова, что им трудно понять, что учеба – это долгосрочное вложение, ценность которого осознается в далеком «потом, когда-нибудь».

А ребенок живет настоящим, поэтому, если он не приучен выполнять родительскую волю, между зубрежкой таблицы умножения (которая взрослым нужна) и игрой (которая дает возможность победы именно сейчас) он выберет игру.

И поменять его точку зрения в 7-8 лет уже ой, как непросто!

Идеальным родителем никто не рождается, каждый приобретает свой уникальный педагогический опыт. А народная мудрость, ограненная веками, - прекрасное к тому руководство.

Верная указка — не кулак, а ласка.

Без строгости и щенка не вырастишь.

Когда дети стоят на голове, родители встают на уши.

Учи жену без детей, а детей без людей.

 

Екатерина Кулебякина, врач-психиатр высшей категории

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Николаевна Кулебякина
Об истоках детских суицидов
Три якоря: семья, друзья и будущее надежно удерживают ребенка в этой жизни
24.06.2024
«Незнание языка даёт много поводов увидеть обиду там, где её нет»
Не имея возможности самоутверждаться в учёбе, ребенок-мигрант пытается добиться уважения единственным доступным ему средством – силой
01.02.2022
Все статьи Екатерина Николаевна Кулебякина
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 08:55
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 08:54
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48