Я хотела, чтобы она выросла свободной личностью, поэтому никогда ни к чему ее не принуждала...
Народное устное творчество изобилует мудрыми поучениями, касающимися воспитания детей. Но, к сожалению, пословицы сейчас не в почете.
Раньше педагогический опыт передавался от старшего поколения к младшему естественным образом: старшие дети привлекались к заботе о младших, наглядно убеждались в правильности того или иного метода воспитания, поэтому, когда сами становились родителями, уже имели педагогический навык.
Да и бабушки-дедушки, вырастившие не по одному ребенку, могли подсказать молодым родителям.
Теперь такая связь утрачена: во второй половине ХХ века больше ценилась карьера, социальная активность, профессиональная самореализация. Поэтому большая семья, многодетность воспринимались как помеха.
К счастью, в ХXI веке, когда подросло первое постатеистическое поколение, ситуация стала меняться, многодетность больше не ассоциируется с асоциальностью. Но многие нынешние молодые родители росли в одно-двухдетных семьях, а бабушки-дедушки, имея скудный собственный педагогический опыт, не могут своевременно предостеречь от ошибок.
Абсолютное большинство родителей понимает необходимость образования, поэтому стараются подготовить ребенка к школе. Но зачастую, ребенок, начиная школьное обучение, всячески протестует, саботирует учебный процесс.
Чаще всего жалобы родителей звучат так: «Сидит, уставившись в стену, и ничего не делает», «готов делать, что угодно, лишь бы не садиться за уроки», «устраивает истерики, как только речь заходит об уроках».
Так обнаруживаются педагогические просчеты: ребенок попадает в социальную среду, требующую от него определенных волевых, поведенческих навыков, которые у него не сформированы. Как же происходит формирование волевых навыков?
Пусти дитя на волю, сам будешь в неволе
Воля — это способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать своё поведение и деятельность, выражающаяся в умении мобилизовать психические и физические возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели.
Таким образом, первое – это постановка цели, второе – мобилизация своих ресурсов для ее достижения.
Поначалу целью обучения может быть желание ребенка походить на родителей. Но, как правило, в подростковом возрасте родительский авторитет падает, происходит переоценка ценностей и выясняется, что быть взрослым – это повседневно решать различные проблемы и дома, и на работе.
А если привычки к этому нет… Отсюда убежденность подростков, что они смогут зарабатывать деньги посредством компьютерных игр, о беззаботной жизни «фрилансеров», о счастливом материнстве без рождения детей: «Если захочу ребенка, лучше возьму из детского дома».
Как же формируются волевые качества? Первые попытки преодоления трудностей у ребенка выражаются криком, когда он сообщает, что он мокрый, голодный или замерз. И, конечно, любящие родители приходят на помощь: переоденут, покормят, согреют. Чуть позже, когда ребенок учится ходить и быстро устает, он пытается таким же способом избавиться от трудности, просясь на ручки. И любящая мама берет его на ручки.
А любящая и умная мама говорит: «Давай пройдем еще немного/ поднимемся до конца лесенки», и таким образом приучает малыша к преодолению первых в его жизни трудностей.
Или ребенок, научившийся пользоваться ложкой, отдает ее маме, чтобы та кормила его. В этот момент происходит столкновение двух противоположных интересов: ребенок хочет, чтобы родители, как и раньше, устраняли препятствия и неудобства, а родители должны требовать, чтобы ребенок, приобретший навык самостоятельной ходьбы, еды, использовал его.
В этот момент очень важно, чья воля победит: либо родители «прогнуться» перед волей младенца, либо младенец получит навык преодоления себя ради родительской воли. Что будет? Водила за ручку — получила белоручку? Неразумная опека - хуже беспризорности? Или кто не закалит своего сердца, не воспитает ребенка? Недопустимо, чтобы воля маленького неразумного, неопытного человечка оказалась сильнее воли взрослых, знающих о предстоящих жизненных трудностях (детский сад, школа).
Недопустимо, чтобы неумная жалость, неразумная опека или эгоистичное желание родителей избегать дискомфорта подавляли формирование воли.
Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается
Очень опасно откладывать формирование навыков послушания и воли «на потом, когда подрастет и поймет». За то время, когда вы сочтете его способным к пониманию, у ребенка закрепится порочный навык игнорировать требования взрослых или перекладывать на родителей решение своих проблем.
Если родители не смогли преодолеть характер двухлетнего малыша (пока еще наивного, доверчивого), то насколько труднее преодолевать сопротивление пяти- семилетнего ребенка (уже знакомого со слабостями взрослых, со своими правами и не признающего своих обязанностей).
Некоторые родители, пытаются идти на переговоры. Но «переговоры» подразумевают, что каждая из сторон в чем-то ущемляет себя ради взаимного согласия. Ребенок должен осознанно ущемить себя, выполняя родительское требование и получая за это вознаграждение. В противном случае – это замаскированная родительская капитуляция, где родитель сдается не сразу, а после «переговоров».
Однажды мне пришлось столкнуться с девушкой-подростком, которая, не желая ходить в школу, начинала жаловаться на различное недомогание.
Многократные медицинские обследования никакой патологии не обнаруживали. При сборе анамнеза, я задала маме вопрос: «Как она реагировала на ограничения и запреты в дошкольном возрасте?».
Мамин ответ меня поразил: «Я хотела, чтобы она выросла свободной личностью, поэтому никогда ни к чему ее не принуждала!». Маме это удалось…
«Свободная личность» прекрасно жила в свое удовольствие: родители одевают, обувают, кормят, есть модный телефон, карманные деньги, подруги завидуют… Только мать мешает наслаждаться жизнью своими требованиями об образовании.
Послушному сыну родительский приказ не в тягость
Со мной в школе училась очень хорошая девочка, но математика ей давалась тяжело. После школы я намного лет потеряла ее из виду. Как-то в разговоре с нашей классной руководительницей я обмолвилась о чем-то: «Это также невероятно, как бы Л. стала учителем математики».
Классная улыбнулась и ответила: «А ведь она стала учителем математики». И я от души порадовалась за одноклассницу, добившуюся своей цели.
В этом огромная заслуга и ее родителей, воспитавших в ней упорство, высокие волевые качества. Все родители мечтают, чтобы ребенок учился в школе с интересом и желанием.
Но учеба – это непрерывное понуждение себя делать то, что ты не умеешь, что тебе тяжело.
Однако если у ребенка сформирован навык понуждать себя, преодолевать себя, он может достигнуть больших целей.
Чем раньше послушание родителям станет для ребенка естественным, как дыхание, тем легче ему будет отказаться от сиюминутного удовольствия в пользу уроков.
Особенность психики младших школьников такова, что им трудно понять, что учеба – это долгосрочное вложение, ценность которого осознается в далеком «потом, когда-нибудь».
А ребенок живет настоящим, поэтому, если он не приучен выполнять родительскую волю, между зубрежкой таблицы умножения (которая взрослым нужна) и игрой (которая дает возможность победы именно сейчас) он выберет игру.
И поменять его точку зрения в 7-8 лет уже ой, как непросто!
Идеальным родителем никто не рождается, каждый приобретает свой уникальный педагогический опыт. А народная мудрость, ограненная веками, - прекрасное к тому руководство.
Верная указка — не кулак, а ласка.
Без строгости и щенка не вырастишь.
Когда дети стоят на голове, родители встают на уши.
Учи жену без детей, а детей без людей.
Екатерина Кулебякина, врач-психиатр высшей категории