Психическая норма и патология в условиях общеобразовательного класса

Доклад на встрече со школьными психологами и педагогами Обнинска

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Семья 
0
32
Время на чтение 4 минуты
Фото: Дзен-канал Московские ворота

Когда нужно направлять ребёнка к психиатру, чтобы не опоздать?.. Здоровье (по определению ВОЗ) – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Психическое здоровье – это отсутствие чётко определимого психического расстройства при наличии определённого функционального резерва организма, позволяющего человеку преодолевать психо-эмоциональные стрессы и экстремальные ситуации.

Хочется акцентировать внимание на словах: «отсутствие чётко определимого психического расстройства», то есть «не хочет учиться», «он меня не слушает» - это родительская некомпетентность, а не психическое заболевание. Ни таблеточки, ни «психотренинг», ни «вы ему скажите» не являются решением этой проблемы.

Психическая норма – это индивидуальная динамичная совокупность психических свойств определённого человека, позволяющая ему адекватно своему возрасту, полу и социальному положению познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с возникающими личными и общественными потребностями.

…динамичная – то есть меняющаяся по возрасту. Когда ученик начальных классов обращается за помощью к педагогу для разрешения конфликта взаимоотношений – это норма. Очень горько, когда он в ответ слышит от родителя или педагога: «Это твои проблемы, разбирайся сам». Если и после 10 лет ребёнок не научился решать эти вопросы самостоятельно – это проявление незрелости. В тоже время вполне адекватно, если ученик среднего звена совместно с педагогом решает организационные вопросы, неподвластные ему. Идеально, когда старшеклассники общаются с педагогом, как со старшим партнёром, наставником.

…адекватно – то есть соответственно своему возрастному, гендерному и социальному статусу. Нелепо, если девочка, решая свои проблемы, лезет в драку; нелепо, если мальчик начинает плакать. Неприемлемо, если ребёнок не умеет дифференцировать личное и коллективное, крича на весь класс: «Подождите, я не успел». Крайне раздражает, если избалованный ребёнок присваивает себе права, равные взрослому.

… адаптироваться для выполнения своих функций – то есть, оказавшись в меняющейся среде, ребёнок наблюдает, а затем выбирает наиболее подходящую ему социальную модель поведения. Эта модель (социальная роль) может быть правильной или неправильной, в зависимости от доминирующих в его сознании ценностей

Таким образом, в рамках современной школы, основным критерием психического здоровья учащегося является соответствие своим социальным функциям (ролям) и способность пластично меняться для соответствия оным.

Социальная роль – образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе («Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел…»).

Основные социальные роли для школьника: член семьи, ученик, друг (ситуационные роли здесь не рассматриваем). Несоответствие какой-либо одной роли может быть обусловлено чисто внешними причинами: накопившиеся пробелы в учёбе приводят к нарушению социальной роли «ученик»; изменение состава семьи (развод родителей/ появление в семье мачехи / отчима / младшего ребёнка) может нарушить социальную роль «член семьи»; переход в новую школу, переезд в другой город разрушает социальную роль «друг». При этом, психически здоровый ребёнок способен самостоятельно искать пути решения конкретного несоответствия, заводя знакомства, обращаясь к старшим.

Неспособность адаптироваться для выстраивания дефицитарной роли может свидетельствовать о незрелости или недостаточности внутренних ресурсов ребёнка. В наиболее тяжёлых случаях дезадаптация достигает уровня невротического или аффективного расстройства. При этом важным критерием остаётся сохранность остальных социальных ролей и готовность ребёнка к принятию помощи. Например: при смене школы у ребёнка социальная роль «друг» становится дефицитарной. Но он даёт себе время присмотреться к окружающим и реализует себя в роли «ученик», сохраняя или даже усиливая на время, свою роль «член семьи». А вот если в это же время дефицитарной является роль «члена семьи» (развод родителей, появление отчима, эмоциональная холодность в семье) или «ученика» (слабые знания, плохое поведение), то риски декомпенсации гораздо выше. Некоторым примером этого может служить мультфильм «Головоломка», когда из-за переезда у девочки разрушилась социальная роль «друг», что наслоилось на бытовую неустроенность. Безусловно усугубляющим фактором является отказ ребёнка от предлагаемой помощи.

Таким образом, для школьного психолога, педагога несоответствие учащегося одной из социальных ролей является поводом для оказания помощи. А вот поводом для направления ребёнка к психиатру должно служить несоответствие двум и более социальным ролям.

Екатерина Николаевна Кулебякина, врач-психиатр высшей категории

Впервые публиковано на канале «Московские ворота»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Николаевна Кулебякина
Заметки врача-психиатра
«Я хотела, чтобы она выросла свободной личностью, поэтому никогда ни к чему ее не принуждала»
17.12.2024
Пусти дитя на волю, сам будешь в неволе
Заметки врача-психиатра
08.07.2024
Об истоках детских суицидов
Три якоря: семья, друзья и будущее надежно удерживают ребенка в этой жизни
24.06.2024
Все статьи Екатерина Николаевна Кулебякина
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Историософская лирика Фёдора Тютчева
К дню рождения великого поэта-мыслителя
05.12.2025
Плюс негрификация всей страны
Зачем России африканская культура?
05.12.2025
«Чудо Божие произошло над нашим Отечеством»
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
04.12.2025
Общественное государство Россия
Контуры будущего
04.12.2025
Воспитать = духовно обогатить!
С начала этого учебного года в школах Калязинского округа состоялось 30 встреч-бесед школьников со священниками
04.12.2025
Все статьи темы
Семья
«Разве нам нравится, что мы вымираем как народ?»
Как повысить рождаемость путём развития небольших населенных пунктов
03.12.2025
«Только в единстве — наша сила!»
Резолюция XXVII Всемирного русского народного собора «К 80-летию Победы. Защитники Отечества: военный и духовный подвиг»
03.12.2025
Мировой миграционный кризис – как избежать трагедии?
Выход только один – вернуться к вере апостолов
02.12.2025
Пора возвращать в школу подлинную дисциплину
Размышления, навеянные леденящим душу убийством 13-летней девочкой своей матери
01.12.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Философия как шлагбаум на пути к Православию
Новый комментарий от учитель
05.12.2025 13:46
День памяти Патриарха Алексия II
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
05.12.2025 12:58
Пора возвращать в школу подлинную дисциплину
Новый комментарий от Алекс
05.12.2025 11:54
Суворов и календарный вопрос
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
05.12.2025 10:55
Бодрящий пинок Путина
Новый комментарий от Александр Волков
05.12.2025 09:48
Как мы чтим память российских Государей
Новый комментарий от kudesnik
05.12.2025 09:04
Захар Прилепин путает «Божий дар с яичницей»
Новый комментарий от Василий В.В.
05.12.2025 08:37