«Господь помилует Россию и приведет её путем страданий к великой славе».
Преподобный Серафим Саровский
«У нас нет запасной родины…, русский язык доверяется только тем, кто любит Россию».
В.Н. Крупин
Слово – высший дар Бога человеку, и со словом надо обращаться честно. Это один из заветов Н.В. Гоголя потомкам. Честно и точно – это значит по-евангельски видеть и строить жизнь. В таком случае Господь поможет нам увидеть Его Промысл, приоткрыв нам «безвестную и тайную Свою Премудрость». Без этого мы, по слову В.В. Маяковского, «роемся в окаменевшем дерьме прошлого», а все наше знание превращается в набор мифологических клише, навязываемых современной пропагандой и разрушающих нашу жизнь нашими же руками. Сегодня, по прошествии столетия предательского разрушения Русского православного Царства и удивительного возрождения России, мы имеем возможность взглянуть на свою историю «без гнева и пристрастия». И тогда все видится совсем по-другому. Напитанные Евангельским духом книги В.Н. Крупина, детство которого пришлось на самые трудные, но счастливые военные и послевоенные годы, помогают нам увидеть великую Россию во всех её проявлениях. Тогда народ жил дружно и, подобно Серафиму Саровскому, не накапливал ничего лишнего. В свое время наш гений А.С. Пушкин сделал вывод, важный и сегодня: «Я понял, что абсолютная свобода, не ограниченная никаким Божеским законом, никакими общественными устоями невозможна…, гибельна как для личности, так и для общества».
Все творчество В. Н. Крупина приводит читателя к магистральному пушкинскому пути Спасения: «Веленью Божию, о муза, будь послушна». Это путь Жизни вечной, словесный антивирус среди завалов мифологической лжи. Слово – это основа всей нашей жизни. Святитель Василий Великий сформулировал: «Тело питается яствами, а душа – словом». Река времени, в которой мы живем, образуется слиянием речек наших речений. В последние два века на человечество обрушился девятый вал из обилия антиевангельских клеветнических слов, и русский народ вырождается и вымирают, подобно тому, как вымирали люди, отделенные от источника питания в блокадном Ленинграде. Древний мудрец печалился: «И смешались с иными народами, и навыкли делам их, и принесли в жертву сынов и дочерей своих бесам» (пс. 15, 35). Родниковой чистоты русская речь В.Н. Крупина и других русских писателей продолжает питать порядком обмелевшую и загрязненную реку нашей жизни.
Поэт в России больше, чем поэт,
В нем должен быть пророческий полет.
А, если в нем пророческого нет,
То это не поэт, а рифмоплет».
Коснемся только некоторых навязанных нам мифов.
Миф первый: до революции все в России было хорошо, а потом взбунто-валась чернь и наступило «царство тьмы».
Но российская аристократия уже к 1837 году, по слову М. Ю. Лермонтова, стала «жадной толпой, стоящей у трона», палачами «свободы, гения и славы». К началу ХХ века отношение ведущих сословий России к государственной власти и их взаимные отношения вошли в состояние полного разлада, что и привело к падению Царства. Общей болезнью для всех было оскудение веры, порождавшее нежелание служить Богу, Царю и ближнему. Весь народ, и особенно интеллигенция, горячо аплодировали Федору Шаляпину, грозно возвещавшему со сцены: «И на бар и Царя, на попов и господ он отыщет покрепче дубину!» По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского «правды нигде не стало, и Отечество на краю гибели». Еще в ХIХ веке ушедший в затвор владыка Феофан (Говоров) предупреждал, что если в России все пойдет таким же образом, то через поколение или два иссякнет наше православие. Член Святейшего Синода протопресвитер Георгий Шавельский отмечал, что главный интерес архиереев издавна состоял в сборе денег с духовенства. Очевидно, что к ХХ веку горячий и животворящий внутренний дух веры и любви перелился в тяжелое великолепие внешних форм, застыл в них, и у Церкви остались силы только на претерпевание мученичества. Все произошло по Писанию: «…Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг»» (Откр. 3, 15 – 17). Образованные люди страстно хотели «новой жизни», но для лучшей жизни надо реализовывать лучшие родные евангельские слова.
Все это опровергает еще один миф – о «безвинных страданиях». Безгрешно за всю историю человечества пострадал, как известно, только Господь Иисус Христос – «нашего ради Спасения». Иной подход к этому вопросу оставляет нас на стороне разбойника, распятого слева от Христа. Из Евангелия мы знаем, что даже апостолу Петру, воспротивившемуся самой идее репрессии над Христом, Господь повелел, как сатане, отойти от Него, потому что он мыслит «не божеская, а человеческая» (Мф.16,23). Не надо также забывать, что самую грандиозную из всех репрессий произвел Сам Господь, уничтожив за богоотступничество все человечество, кроме восьми членов семьи Ноя. Вспомним пророческие слова святого праведного Иоанна Кронштадтского о грядущих искушениях: «Крепись, Россия! Но и кайся, молись и плачь горькими слезами пред твоим Небесным Отцом, Которого ты безмерно прогневала. Господь, как искусный врач, подвергает нас разным искушениям, скорбям, болезням и бедам, чтобы очистить нас, как золото в горниле. Вот цель бед и скорбей, посылаемых нам Богом в этой жизни». Многим казалось тогда, что Русская Православная церковь, эта, по слову Христа, «соль земли», «обуяла и выброшена на попрание людям» (Мф. 5. 13). Но в условиях массовых гонений она сумела в целости сохранить свое ядро и дух жертвенной любви. Соловецкий ссыльный, архиепископ Верейский Иларион (Троицкий) писал: «Соловки – замечательная школа нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения и трудолюбия».
Все воевавшие мои родственники опровергали еще один миф – о колхозах. Новое колхозное крестьянство в отличие от «освобожденного» единоличного крестьянства 1917 года, бросившего германский фронт, но жестоко бившегося с братьями в Гражданской войне, оказалось таким же самоотверженным и стойким, как и крепостное крестьянство в 1812 году. Колхозники не занимались грабежом имений, а собирали многомиллионные пожертвования на армию и разгромили общеевропейскую агрессию фашистов. В Удмуртии только за 1942 год колхозники собрали на танковую колонну 41 миллион рублей. И эти деньги они заработали в колхозах, а не заняли в банках под проценты. В пользу колхозов говорит и то, что даже там, где коллективизация проводилась жестоко, ни одна деревня с карты страны не исчезла, как это произошло в последующие времена. Национальный доход при советской власти рос невиданными даже для нынешнего Китая темпами: 1926 год – 13,6 млрд. руб. 1940 год – 72,1млрд. руб. 1953 год 161,3 млрд. руб. Так жертвенно трудилось то великое поколение.
Забыли вы Христа,
Но не сошли с Креста.
Чтоб со Христом мы были,
Вы головы сложили.
Еще один миф: упорно внедряемая в массовое сознание речевка о том, что в «советское время были убиты или изгнаны из страны миллионы луч-ших людей».
Этот миф никак не вяжется с действительностью. Как же оставшиеся «худшие люди» из обломков возродили государство в прежних границах, за 10 лет создали сильнейший в Европе военно-промышленный комплекс, победили Германию и всех ее союзников (280 млн. чел.), в кратчайший срок восстановили страну и первыми вышли в космос? Очевидно, что Всемогущему Богу оказались не нужны эти многочисленные служители и аристократы, считавшие себя «лучшими». Ему оказалось достаточно немногих искренних и смиренных молитвенников «в духе и истине», таких, как Преподобный Серафим Вырицкий, и блаженная Матрона, и нескольких тысяч мучеников и исповедников, с покаянным смирением вавилонских отроков претерпевших огненные испытания, выпавшие на их долю.
Либеральная страшилка о тотальной борьбе всех партийно-советских функционеров с православием опровергается многими опубликованными документами. Промыслительное сотрудничество патриотов из новой власти и тихоновцев из церковного руководства с большим трудом и искушениями налаживалось даже в годы революционных гонений, ставших для Церкви как бы «временами шестопсалмия», очистительных страданий и покаяния. В ноябре 1939 года принято решение Политбюро об отмене указания В.И. Ленина от 1.05.1919 года, предписывающее разрушение храмов и массовые расстрелы духовенства. Закрыт Соловецкий лагерь. Освобождены из ГУЛАГа свыше 30 000 «церковников», чьи приговоры были не связаны с антигосударственной деятельностью. В 40-е годы в стране проведено три(!) Церковных собора и ни одного партийного съезда. В сентябре 1943 года по настоянию И.В. Сталина проведен Архиерейский собора и избран Патриарх. Установлено официальное государственно-церковного сотрудничество. В день убиения Царской семьи, 17 июля 1944 года, через Москву по приказу Верховного главнокомандующего прогнали 56 тысяч фашистских военнопленных. Так Советская Россия, победоносно бившая профашистскую Европу, почтила память святого Государя. А как, должно быть, радовали Государя одетые в форму царской армии воины-победители на Красной площади в праздник Святой Троицы в 1945 году! И принимал тот парад по воле Верховного главнокомандующего воин Георгий на белом коне! Советский Союз в 1945 году взял реванш за все поражения России и вернул отнятые агрессорами земли. В том же победном году впервые в истории России на Святую землю приехал Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский). Если по-евангельски подходить к истории, то давно пора сказать: «Возьмите медаль «За победу над Германией» - чьё на ней изображение - Иосифа Сталина. Итак, отдадим Богу Богово, и Сталину – сталиново». Высочайшая оценка, данная ему Патриархами Сергием, Алексием (Симанским) и Пименом, была отброшена только Н. Хрущевым и Ко, совершившими в 1953 году государственный переворот, не удавшийся в 1937 году. Они уничтожили почти всех руководителей спецслужб, победивших вражеские разведки, реабилитировали предателей, бандеровцев и полицаев, вновь узаконили аборты, запустили процесс размывания всех лучших достижений предыдущих лет и обещали показать по телевизору «последнего попа». С кем же сегодня мы - с Хрущевым или с нашими Патриархами? Похоже, что с Хрущевым, раз народ по результатам тех лживых слов и постановлений рождает детей меньше, чем даже в годы Войны, земля стремительно опустела и Россия отброшена в пределы границ 17 века. Древний мудрец предупреждает нас, что «Бог с корнем вырывает народы и насаждает вместо них смиренных» (Иисус Сир.,10,18).
Миром правит Господь Бог, а не парламенты, вожди и толстосумы. История показала, что когда народ остается «без Царя в голове», то отнимается у народа Царство и ему дается какой-нибудь вождь. Если не нравится вождь – власть деградирует во временную и ограниченную президентскую. Если и эту власть не научимся уважать и хранить, то она может рассыпаться на власть атаманов разбойничьих шаек с их безграничным произволом. Украинский и сирийский примеры всегда перед нами. Святитель Василий Великий предупреждает: «За беззакония Господь лишает и храма, и иереев, и благодати», попускает не только «глад хлеба, но глад слышания слова Господня» (Амос. 8;11). Сразу после падения Православного Русского Царства, когда никто из Синода не призвал народ даже молиться за Царя, явлением образа Своего «Державная» Пресвятая Богородица показала, что она не оставила нас своим заступничеством. И никогда не оставит. Это чудесное заступничество Пресвятой Богородицы и составляет главную военную тайну России на все времена.
История ХХ века – это только один из эпизодов тысячелетней битвы за великую Россию, в которой если люди ближе к Богу, то ближе и друг к другу. Только такое единение и приводило к великим Победам. Сегодня Россия во второй раз за последние 100 лет восстанавливает Веру и Державу. И очень важно помнить, что ни 57 тысяч храмов в 1917 году, ни сверхмощная армия в 1991 году не спасли страну от разрушения. Во все времена к победе приводил христианский Дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. О возрастании этого духа свидетельствуют миллионные очереди к Поясу Пресвятой Богородицы, марши «Бессмертного полка», идея которого родилась свыше в сердцах нового поколения - наших детей и внуков, пророческим образом. Это пророчество, обращенное в прошлое и одновременно в будущее. Ныне, в отличие от времен революции, Россия движется к единению. Не стоит безнадежно сокрушаться и о распаде Советского Союза с его промышленным могуществом. Господь Бог уже «перевернул страницу, исчерпавшую себя». Бессмертный полк наших отцов возвел строительные леса вокруг полуразрушенного Православного Царства и защитил Отечество. Сейчас эти леса убирают, и удивленному миру предстает, подобно возрожденному храму, во всей своей могучей небесной и земной красе обновленная православная Россия – Святая Русь!
В православном Символе Веры на греческом языке слово Творец звучит как «Поэтос»! Обо всей Вселенной, о каждом из нас Творец создает свою поэму. Люди, духовно чуткие, в глубинах сердечных слышат эти чудные божественные глаголы и следуют им в своей земной жизни. Все пророческое творчество В.Н. Крупина учит нас видеть в житейском коловращении Правду Божию. От книги к книге шаг за шагом он устремляется от Отечества земного к Отечеству Небесному и ведет читателя за собой, по праву став первым лауреатом Патриаршей литературной премии.
***
Патриарх Кирилл, открывая выставку «1917-1945 гг. От великих потрясений к великой Победе» призывал всех нас: «Молитва, вера, благочестие должны быть в центре жизни людей в масштабах всей страны. Тогда и все остальное будет успешным». А Президент В.В. Путин тогда сказал: «Сила – в правде. Когда русский человек чувствует свою правоту, он непобедим!»
Из прошлого столетия взывает к нам святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях… мучеников, как на крепком фундаменте будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу, крепкая своей верою во Христа Бога и Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира - как единая Церковь!
Владимир Вениаминович Шкляев, Ижевск, член Союза писателей России
Кильмезь, 12-е Крупинские чтения, посвященные его 80-летию