После Великой Победы 9 мая 1945 года у многих русских эмигрантов открылись глаза на чудо Божественного творчества: русское воинство вновь, как и во времена Государей Императоров Российских, праздновало Победу в поверженной вражеской столице. Поэтому многие откликнулись на призыв вернуться после Войны в Советский Союз. Люди получали советские паспорта прямо в европейских консульствах, возвращались домой и внесли свой вклад в восстановление Родины.
Еще в первые годы советской власти И.В. Головкина, внучка великого композитора Н.А. Римского-Корсакова, писала: «Россия в муках рождает новые государственные формы и новых богатырей, для которых все классовое уже должно быть чуждо, как дворянское, так и пролетарское одинаково». В 1942 году А. Эйнштейн так оценил все это: «С величайшим восхищением и уважением я шлю искренние поздравления к 25 годовщине Красной Армии и флота, которые столь мужественно защитили удивительные достижения советской цивилизации…».
Лучше понять Божий Промысл о России в ХХ веке, вжиться в дух людей того времени поможет замечательная книга протоиерея Бориса Старка «Вся моя жизнь – чудо». Удивительный батюшка – сын офицера с крейсера «Аврора», на котором он участвовал в Цусимском сражении, а после Моонзунда произведённого в контр-адмиралы, Георгия Карловича Старка. Боевой моряк добросовестно воевал в Белой армии, после поражения которой с 1925 по 1950 годы работал во Франции таксистом, не вступая ни в какого толка общественные движения и организации. Сын с маленькой сестрёнкой выехал к отцу из СССР в 1925 году, там возмужал, стал священником Московского Патриархата, а после похорон отца вместе с семьей, как поступили очень многие соотечественники, отправился в Советский Союз. Отец, видя, что сын с самого начала хотел вернуться в Россию, благословил его на это. Близкие родственники о. Бориса, сыновья адмиралов Колчака и Развозова остались на Западе. Батюшка служил в Херсонской епархии, где снискал любовь прихожан и духовенства, а затем в Костроме и Ярославле. Дети его тоже пошли по стезе отца. Теперь все они уже упокоились. Предлагаемый здесь маленький материал из французской части поминального синодика о. Бориса помогает увидеть то время с совершенно неожиданной стороны.
П.П. Менделеев. 02. 07. 1951 года. Маленький, совсем квадратный старичок в очень сильных очках. Таков был П.П. Менделеев. После смерти М.В. Иславина он выполнял обязанности старосты Никольской церкви при Русском доме. В последнее время председательствовал в Союзе дворян. Не помню, чем он занимался до революции. Я как-то его спросил, не родственник ли ему знаменитый химик Менделеев, на что он ответил, что дед химика был крепостным у его собственного прадеда. Я ему сказал, что он должен быть благодарным этому правнуку крепостных, так как он обессмертил его фамилию. Не знаю, так это или нет… Оставляю это на совести Павла Павловича.
Как-то раз пришлось прибегнуть к его помощи при весьма сложной ситуации: в связи с юбилеем М.И. Кутузова в Советском Союзе назначили персональную пенсию всем его потомкам. (!) Среди них была и графиня М.Н. Игнатьева, проживавшая в те годы в Киеве. Никто в Советском Союзе не смог заверить её происхождение от Кутузова. Тогда кузина графини М.Н. Игнатьевой, энергичная Ольга Игнатьева, обратилась в Союз дворян, к его председателю П.П. Менделееву, и тот выдал нужную справку, которая потом была заверена в советском консульстве (после предварительного заверения подписи Менделеева французскими властями). Пенсию М.Н. Игнатьева получила…
Хочется напомнить оголтелым критикам Советского государства мудрый совет: изучайте материальную часть. Наша советская история содержит множество драгоценных самоцветов Божьего Промысла, а нас пытаются ограничить в изучении своей Родины, по слову В.В. Маяковского «роясь в окаменевшем дерьме прошлого». Христос призывает нас думать о том, что Божеское, а не человеческое (Мф. 16: 23).
Владимир Вениаминович Шкляев, историк, член Союза писателей России, Ижевск
1. 1
Учитель Праведности.