Чтобы понять, что происходит с Россией, необходимо обратиться к Священному Писанию и тысячелетнему опыту православной России. Мы должны внимательно рассмотреть времена, когда страна удивительным образом возрождалась из обломков разрушенного Царства и становилась сильнее прежнего. Псалмопевец Давид обращается и к нам: «Открый очи мои и уразумею чудеса от закона Твоего» (Пс. 118).
После подавления восстания декабристов Император Николай I в беседе с А.С. Пушкиным пророчески сказал: «Видя зло, ты возмущаешься, содрогаешься и легкомысленно обвиняешь власть за то, что она сразу не уничтожила это зло и на его развалинах не поспешила воздвигнуть здание всеобщего блага. Знай, что критика легка и что искусство трудно: для глубокой реформы, которую Россия требует, мало одной воли монарха, как бы он ни был тверд и силен. Ему нужно содействие людей и времени. Нужно соединение всех высших духовных сил государства в одной великой передовой идее; нужно соединение всех усилий и рвений в одном похвальном стремлении к поднятию самоуправления в народе и чувства чести в обществе. Пусть все благонамеренные, способные люди объединятся вокруг меня, пусть в меня уверуют, пусть самоотверженно и мирно идут туда, куда я поведу их, и гидра будет побеждена! Гангрена, разъедающая Россию, исчезнет! Ибо только в общих усилиях – победа, в согласии благородных сердец – спасение».
Внимательно прочитав эти слова грозного Императора, человек, знакомый с новой историей Отечества, согласится, что о том же мечтали все, включая самых радикальных революционеров.
Увы, аристократия уже к 1837 году по слову М.Ю.Лермонтова стала «жадной толпой, стоящей у трона, палачами свободы, гения и славы». К началу ХХ века отношение ведущих сословий России к государственной власти и их взаимные отношения вошли в состояние полного разлада, что и привело к падению Царства. Общей болезнью для всех было оскудение веры, порождавшее нежелание служить Богу, Царю и ближнему. Тогда весь народ, и особенно интеллигенция, горячо аплодировали Федору Шаляпину, грозно возвещавшему со сцены: «И на бар и Царя, на попов и господ он отыщет покрепче дубину!» По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского «правды нигде не стало, и Отечество на краю гибели».
Сегодняшние события очень напоминают начало Крымской (как, впрочем, и почти любой) войны: героизм фронтовиков и повальное воровство и предательство «жадной толпы, стоящей у трона». То же самое происходило и в Турецкую Балканскую, и в Японскую, и в Первую мировую войну. Одни воевали, а другие немедленно взвинчивали на все цены (для воюющей армии!). Николаю Второму даже пришлось в 1916 году ввести продразверстку в пользу армии. Наши Государи, со всех сторон окруженные «жадной толпой» аристократов и торгашей – агентов влияния наших геополитических врагов, оказались не в силах ничего поделать: Романовы ХIХ века были слишком аристократичны. В итоге Николай Павлович умер во время Крымской войны, Александр Николаевич убит сразу после Балканской войны, Николай Александрович убит во время Первой мировой. История показала, что быть русским Царем – очень трудное и опасное послушание. Средняя продолжительность жизни монархов из династии Романовых составила менее 45 лет. Царская Россия во всех больших войнах ХIХ – начала ХХ веков, кроме Наполеоновской, оказалась битой. Не считать же победой Балканский поход, когда при таких жертвах армия по щелчку из Лондона остановилась под самым Константинополем.
Наполеоновская война вскрыла множество болячек ведущего русского общества. Достаточно вспомнить, что военный совет в Филях Кутузов проводил на французском языке! И предательство со спекуляцией имели место. Однако, объединение высшего общества вокруг Государя, обретшего по его собственным словам веру в Бога именно «на ледяных полях России», объединение армии и крестьян вокруг авторитетного военачальника Кутузова, привело к великой Победе. Крепостные крестьяне боролись не со своими помещиками, как о том мечтал Наполеон, а именно с ним.
Подобным же образом развивались события и в Великую Отечественную войну. Лживые рапорты о выполнении планов и исполнении приказов, тотальное незнание обстановки из-за отсутствия связи даже в Генштабе, предательство в армии среди всех чинов сверху донизу, все это обусловило результаты первого этапа Войны. Иосифу Сталину пришлось взять всю полноту власти в одни руки, не полагаясь ни на кого, кроме Бога и своей совести (так поступать завещал Государь Александр III своему сыну – Николаю Александровичу). И суровая, вплоть до расстрела, ответственность повсюду, о чём давно забыли наши начальники всех рангов.
Я помню, как наш воинский эшелон, возвращавшийся с учений резервистов «Центр – 2008» продержали на станции Юдино под Казанью 21 час(!). Это сиротливое одинокое стояние продолжалось до тех пор, пока в диспетчерскую не пришли начальник эшелона и представители Церкви. Они напомнили, что в эшелоне боевое оружие, которое, как только закончится терпение у солдатиков, может пойти в ход. Отправили немедленно!
Всё и сегодня происходит по Писанию: «…Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3: 15– 17). В истории государств всё происходит, как в истории семей: если не наказывает отец, то наказывает Бог, иногда очень сурово, как в Содоме и Гоморре. Надо бы помнить урок: «Бог с корнем вырывает народы и насаждает вместо них смиренных» (Иисус Сирахов). К этому надо помнить еще слова нашего Президента, о том, что Россия в случае крайней опасности будет защищать себя всеми имеющимися средствами. Эти слова необходимо примерять не только на Запад, но и на себя – «Бог долго терпит, да больно бьёт».
Несколько десятилетий всякого попустительства, а потом снисходительности привели к некоему ожирению душ, разленению, когда люди работают вполсилы, смотрят вполглаза, слушают вполуха, и при этом надеются, что везде и всегда «всё будет включено». Но великие Победы Бог посылает только в ответ на великие усилия и жертвы.
Мы со своих диванов не можем давать властям предержащим никаких рекомендаций – со связью проблемы, как и в армии. Мы только напоминаем, что необходимо использовать весь исторический и военный опыт нашего народа и наших великих полководцев.
Вспомним: Наполеон был в Москве, а война завершилась на Пасху в Париже. Русские люди под руководством английской разведки разрушили Царство, убили Царя, но уже в 1945 году русское воинство праздновало Пасху в Берлине. Сбылись, и сбудутся вещие слова преподобного Серафима Саровского: «Господь помилует Россию и приведёт её путем страданий к великой славе».
Владимир Вениаминович Шкляев, член Союза писателей России, Ижевск
1. Царская глубина
Нужно соединение всех высших духовных сил государства в одной великой передовой идее; нужно соединение всех усилий и рвений в одном похвальном стремлении к поднятию самоуправления в народе и чувства чести в обществе.