Православные братства – залог силы и равновесия Церкви и общества

Проблемы церковной жизни 
0
1203
Время на чтение 7 минут

 

При лицезрении мрачноватых картин современной действительности, наверное, каждому христианину приходила в голову мысль: а что лично я могу сделать, чтобы остановить или хотя бы затормозить ужасы апостасии, секулярной и антихристианской культуры, разврата, некоторых неприглядностей внутри церковной ограды? Частый итог этих размышлений – крайности: либо отказ от соответствующей активности по мотиву ограниченности собственных сил, либо, наоборот, мега-проекты вплоть до реставрации монархии, как правило, без оглядки на собственное духовное состояние.

Ситуация действительно непростая. Хотя добронамеренные люди находят себе те или иные «фронты», чтобы внести вклад личного неравнодушия в дело хранения и распространения Православного христианства. А что касается коллективной деятельности церковного народа, нам хотелось бы порассуждать об одном перспективном и, думается, жизненно необходимом ее направлении – глубокой внутренней консолидации на почве Православных братств (сестричеств).

Актуальность вопроса о развитии и распространении института братств

Почему вопрос о консолидации стоит остро? В силу беспрецедентных по силе вызовов Православию (уже существующих и еще назревающих), а также из-за особенностей уклада современной жизни, отрицательно сказывающихся на состоянии церковных общин и вообще внутреннем единстве верных. Немного подробнее.

Во-первых, история учит тому, что упрочнение внутренних связей членов Церкви требуется по мере нарастания давления внешней среды. Если идти от близких аналогий с современностью, то это подтверждается, прежде всего, историей западных русских епархий, оказавшихся под властью польско-литовского государства – там сохранение Православия в его чистоте и институциональных формах оказалось возможным благодаря заблаговременно организованной «снизу», так сказать, глубокой «эшелонированной» самообороне. Но это, конечно, не единственный пример – так и в годы коммунистических гонений всевозможные общины, братства и общинки уберегли в себе как бы в углублениях на дне зимней реки ту жизнь, которая по мере замерзания прекратилась в остальном и основном потоке. Об этом мы еще скажем ниже.

Во-вторых, специфика «жизненного шаблона» в современном обществе, особенно в крупных городах, сама по себе требует от Церкви адаптации и реагирования, в противном случае обещая множество проблем. Речь, с одной стороны, о невиданной мобильности, разбросанности людей, об утончении традиционных каналов формирования внутренних связей между прихожанами. Это не та приходская жизнь, которая была в Российской империи, когда единоверные люди хорошо знали друг друга на протяжении долгого времени и были готовы моментально реагировать на проблемы сообща, образуя в масштабах страны абсолютное большинство. С другой стороны, в условиях апостасии и тотальной дехристианизации всевозможных социальных институтов и норм Церковь с неизбежностью вынуждена (будет?) перехватить и воспроизвести некоторые функции, по которым ранее вполне можно было рассчитывать на государство – например, обучение определенным знаниям и навыкам, обеспечение хозяйственной безопасности своих членов, медицинская поддержка и т.п. (об этом см. в статье «О путях Церкви и христианина в апостасийном обществе»).

Стоит добавить, что важное преимущество консолидации на почве братств – возможность начать действовать без каких-либо формальностей (к чему, конечно, не относится благословение), которые обычно необходимы в других случаях. В пределе схема основывается на доверии и может быть очень простой: несколько единомышленных человек наметили план действий, ударили по рукам, взяли благословение, сбросились ресурсами и начали работать.

Задачи, которые можно решать через братства

Мы не испытываем иллюзий насчет достижения сразу всех потенциально полезных рубежей. Скорее всего, первые 2-3 маркера из списка ниже в подавляющем большинстве случаев недосягаемы («программа-максимум»), но остальные («программа минимум») вполне доступны и сами по себе означают приличный эффект как для конкретных людей и общин, так и для Церкви в целом. Итак, о задачах:

  • честный голос церковного народа по внутрицерковным вопросам (разумеется, в канонически допустимых границах и формах)
  • готовая площадка на случай представительства перед лицом государства
  • очаг христианской культуры в океане секулярности, в частности - творческая, публицистическая площадка для полемики с противными учениями, упражнения в богословии, организации совместных мероприятий
  • линия взаимной поддержки, в т.ч. хозяйственной, самозащиты от различных угроз, способ для конкретного человека обзавестись близкими людьми – единомышленниками, особенно если это по каким-то причинам невозможно в храме, что не так уж редко
  • место взаимного обучения различным полезным навыкам
  • база для христианского делания, добротворения, попечения о храмах, совместной молитвы; возможны конкретные локальные проекты наподобие книгоиздания, ремесел, обучения и т.п.

Отсюда вытекает минимум, о котором надо договориться при формировании братства:

  • Единомыслие по ключевым внутрицерковным и социально-политическим вопросам
  • Генеральные направления работы (варианты):
    • Публицистика, участие в обсуждениях
    • Просветительство и обучение
    • Попечительство о храме(ах), благотворительность
    • Взаимная профессиональная и материальная поддержка, самозащита по фактам конкретных угроз и т.д.
  • Актив, органы управления, распределение задач на выбранном горизонте планирования
  • Финансовая основа деятельности и степень и хозяйственной кооперации (частота и основания для взносов братьев, цели расходования, наличие совместного имущества и порядок управления им и т.п.)
  • «Конституционный документ» (устав, положение и т.п.), отражающий базовые принципы работы братства, причем не обязательно юридически значимый, т.к. расчет на судебную и государственную защиту в случае нарушения кем-либо взятых на себя обязательств в данном случае неуместен

Славные страницы истории

Не станем подробно пересказывать славные страницы из истории Православных братств, описывать те незаменимые роли, которые они сыграли в деле хранения нашей веры. Но чтобы нагляднее проиллюстрировать тезис об их незаменимости в деле Церкви полагаем нужным остановиться только на двух вехах, уже коротко упомянутых выше.

Прежде всего, беспрецедентая для судьбы Церкви роль братств в польско-литовском государстве XVI - XVII вв., в деле противостояния инославному гнету и впоследствии унии. С опорой на братства Православный народ мог сначала вести конструктивный и убедительный диалог с иноверческой властью (в видах масштабов и силы явления государство вынуждено было учитывать голос братств, просто опасаясь гражданской войны), амортизировать наносимые ему удары за счет принципа общинности. В дальнейшем на этой базе люди смогли выразить протест против предательского тайного сговора большинства архиереев, нечестно и узурпаторски подготовивших унию с католиками и выразить его в такой форме, какую нельзя было замолчать и проигнорировать (без братств это было бы крайне затруднительно, если не безнадежно). С той ситуацией сейчас напрашиваются многие параллели – например, давление на христианство извне, отсутствие серьезной государственной поддержки и даже, по сути, самоустранение государства от ряда критически важных для жизни и здоровья народа задач, предательство части иерархии, особенно хорошо известное по последним десятилетиям на Украине и т.п.

И другая точка – знаменитое Александро-Невское братство. Образованное как раз в начале тяжелых испытаний XX в., оно обеспечило сохранение и передачу традиции, Предания новым поколениям в условиях жесточайшего, поистине сатанинского гнета.

Что есть сейчас и почему этого недостаточно

Нам известно только об одном положении РПЦ по теме, которое касается деятельности братств и сестричеств только диаконической направленности (более современный термин – «социальное служение») – оно принято на заседании Священного Синода РПЦ от 2 октября 2013 года (журнал № 115). Но как показано выше, братства лишь такого профиля очевидно не реализуют в себе весь потенциал данной формы консолидации. Еще несколько слов об этом.

Само по себе регулярное участие в Таинствах (то единственное, что гарантирует приходская жизнь) не обещает, во-первых, полноценную настройку собственной повседневности на христианский лад, включая восприятие Предания в различных его аспектах, а во-вторых, «рабочий коллектив» из ближних собратьев. Деятельное же участие в братстве призвано сделать церковную, общинную бытность материей жизни христианина за пределами дверей своего дома, а не одним из слайдов в пестрой событийной ленте. Это противоядие против отвлеченного понимания христианства, дуалистического существования, поверхностного восприятия опыта Церкви и некоторой инородности по отношению к ее жизни (об этой проблеме см. в статье «Православное просвещение против отвлеченного понимания христианства»).

Мы убеждены, что, по крайней мере, на сегодняшний день ни политические институты, ни какие-либо кружки по своему потенциалу для христиан не могут сравниться с братствами.

Что касается уже существующих братств, то тут можно найти прекрасные опыты и примеры для воспроизводства в своих уникальных условиях, но незадействованная перспектива остается огромной. К сожалению, на данный момент «покрытие» и значение у братств в масштабах Церкви и, тем более, страны весьма скромное.

Проблемы

Если не брать в расчет банальную пассивность в вопросах самоорганизации (липкое наследие коммунистического строя?!), то хорошо известны неудачные примеры братств. Сама эта идея в посткоммунистической России знает уже и взлеты и падения. Особенно резко выглядят случаи, когда братства начинали походить на секты, а также плачевные расколы и нестроения в управлении.

По известной Евангельской притче (Мф. 7, 24 – 27) многое тут зависит от основания, на котором строится здание, так что значение правильного выбора отправной точки консолидации (конкретная храмовая община, духовное лицо и т.п.) трудно переоценить. Хотя, разумеется, универсального рецепта для преодоления всех этих проблем не существует, да и каждый знает, что такое «ветер в лицо», особенно когда идешь в правильном направлении.

Заключение

Итак, у института Православных братств, в общем-то, есть две основных перспективных задачи – укрепить Церковь как место для отдачи своей повседневности и поставить заслон для проникновения в нее каких-либо лжеучений. Путь к ним лежит через усиление коммуникации, углубленное общение верных в канонически допустимых границах, преодоление кризиса общинности, вызванного в т.ч. господствующей урбанистической и секулярной культурой.

Общины и братства – надежная точка фиксации знамени Православия, рупор церковного народа, поле для адресной взаимопомощи. Здесь можно понять самим и показать «внешним», что Церковь – живой общественный институт, а не абстракция, которая все труднее понимается человечеством.

Призываем всех неравнодушных и заинтересованных людей оценить для себя возможность создания братств и участия в них.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Павел Александрович Панов
Не получается верить в Христа – почему?
Мы как народ не обрели утраченного Христа
06.12.2024
Современнику и собрату по обуреваемой Отчизне
Вера и Предание, которые хранятся только в Православной Церкви, – как кирка и лопата, которыми мы можем расчищать завалившие нас камни, пробиваясь к своей цели
26.10.2024
Грешная Россия и Русская Церковь объявили войну самому диаволу
О заблуждениях православных журналистов Украины насчет идущей войны
29.10.2022
О перспективах христианской России
Общественно-политический аспект
10.11.2021
Когда в Церкви растрачивается церковность
Искушение профанацией священного сейчас поистине судьбоносно
15.10.2021
Все статьи Диакон Павел Александрович Панов
Проблемы церковной жизни
Когда же придёт царь?
Или За полчаса до Илии
17.12.2024
Патриарх Варфоломей – настоящий иезуит
Что стоит за предложением папе Римскому перейти на Юлианскую Пасхалию
16.12.2024
Приятный яд тщеславия
Мы, будучи обмануты неведением и стремлением получить благодать, не потрудившись для этого в деле покаяния, в борьбе с грехами и страстями попадаемся в сети самообольщения
07.12.2024
Почему бы нашим архиереям не стать крестными отцами каждого третьего ребёнка в семье?
Русская Церковь проявляет активность в поощрении рождаемости и поддержке беременных женщин
03.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Бузина Олесь
18.12.2024 21:53
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Ил76
18.12.2024 20:40
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от prot
18.12.2024 20:23
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от ipopov
18.12.2024 20:21
Суд да дела Василия Бойко-Великого и Божий Суд
Новый комментарий от Леонид Болотин
18.12.2024 20:10
О либерализме
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:48
Если России не будет – на Земле будет ад
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:36