При лицезрении мрачноватых картин современной действительности, наверное, каждому христианину приходила в голову мысль: а что лично я могу сделать, чтобы остановить или хотя бы затормозить ужасы апостасии, секулярной и антихристианской культуры, разврата, некоторых неприглядностей внутри церковной ограды? Частый итог этих размышлений – крайности: либо отказ от соответствующей активности по мотиву ограниченности собственных сил, либо, наоборот, мега-проекты вплоть до реставрации монархии, как правило, без оглядки на собственное духовное состояние.
Ситуация действительно непростая. Хотя добронамеренные люди находят себе те или иные «фронты», чтобы внести вклад личного неравнодушия в дело хранения и распространения Православного христианства. А что касается коллективной деятельности церковного народа, нам хотелось бы порассуждать об одном перспективном и, думается, жизненно необходимом ее направлении – глубокой внутренней консолидации на почве Православных братств (сестричеств).
Актуальность вопроса о развитии и распространении института братств
Почему вопрос о консолидации стоит остро? В силу беспрецедентных по силе вызовов Православию (уже существующих и еще назревающих), а также из-за особенностей уклада современной жизни, отрицательно сказывающихся на состоянии церковных общин и вообще внутреннем единстве верных. Немного подробнее.
Во-первых, история учит тому, что упрочнение внутренних связей членов Церкви требуется по мере нарастания давления внешней среды. Если идти от близких аналогий с современностью, то это подтверждается, прежде всего, историей западных русских епархий, оказавшихся под властью польско-литовского государства – там сохранение Православия в его чистоте и институциональных формах оказалось возможным благодаря заблаговременно организованной «снизу», так сказать, глубокой «эшелонированной» самообороне. Но это, конечно, не единственный пример – так и в годы коммунистических гонений всевозможные общины, братства и общинки уберегли в себе как бы в углублениях на дне зимней реки ту жизнь, которая по мере замерзания прекратилась в остальном и основном потоке. Об этом мы еще скажем ниже.
Во-вторых, специфика «жизненного шаблона» в современном обществе, особенно в крупных городах, сама по себе требует от Церкви адаптации и реагирования, в противном случае обещая множество проблем. Речь, с одной стороны, о невиданной мобильности, разбросанности людей, об утончении традиционных каналов формирования внутренних связей между прихожанами. Это не та приходская жизнь, которая была в Российской империи, когда единоверные люди хорошо знали друг друга на протяжении долгого времени и были готовы моментально реагировать на проблемы сообща, образуя в масштабах страны абсолютное большинство. С другой стороны, в условиях апостасии и тотальной дехристианизации всевозможных социальных институтов и норм Церковь с неизбежностью вынуждена (будет?) перехватить и воспроизвести некоторые функции, по которым ранее вполне можно было рассчитывать на государство – например, обучение определенным знаниям и навыкам, обеспечение хозяйственной безопасности своих членов, медицинская поддержка и т.п. (об этом см. в статье «О путях Церкви и христианина в апостасийном обществе»).
Стоит добавить, что важное преимущество консолидации на почве братств – возможность начать действовать без каких-либо формальностей (к чему, конечно, не относится благословение), которые обычно необходимы в других случаях. В пределе схема основывается на доверии и может быть очень простой: несколько единомышленных человек наметили план действий, ударили по рукам, взяли благословение, сбросились ресурсами и начали работать.
Задачи, которые можно решать через братства
Мы не испытываем иллюзий насчет достижения сразу всех потенциально полезных рубежей. Скорее всего, первые 2-3 маркера из списка ниже в подавляющем большинстве случаев недосягаемы («программа-максимум»), но остальные («программа минимум») вполне доступны и сами по себе означают приличный эффект как для конкретных людей и общин, так и для Церкви в целом. Итак, о задачах:
- честный голос церковного народа по внутрицерковным вопросам (разумеется, в канонически допустимых границах и формах)
- готовая площадка на случай представительства перед лицом государства
- очаг христианской культуры в океане секулярности, в частности - творческая, публицистическая площадка для полемики с противными учениями, упражнения в богословии, организации совместных мероприятий
- линия взаимной поддержки, в т.ч. хозяйственной, самозащиты от различных угроз, способ для конкретного человека обзавестись близкими людьми – единомышленниками, особенно если это по каким-то причинам невозможно в храме, что не так уж редко
- место взаимного обучения различным полезным навыкам
- база для христианского делания, добротворения, попечения о храмах, совместной молитвы; возможны конкретные локальные проекты наподобие книгоиздания, ремесел, обучения и т.п.
Отсюда вытекает минимум, о котором надо договориться при формировании братства:
- Единомыслие по ключевым внутрицерковным и социально-политическим вопросам
- Генеральные направления работы (варианты):
- Публицистика, участие в обсуждениях
- Просветительство и обучение
- Попечительство о храме(ах), благотворительность
- Взаимная профессиональная и материальная поддержка, самозащита по фактам конкретных угроз и т.д.
- Актив, органы управления, распределение задач на выбранном горизонте планирования
- Финансовая основа деятельности и степень и хозяйственной кооперации (частота и основания для взносов братьев, цели расходования, наличие совместного имущества и порядок управления им и т.п.)
- «Конституционный документ» (устав, положение и т.п.), отражающий базовые принципы работы братства, причем не обязательно юридически значимый, т.к. расчет на судебную и государственную защиту в случае нарушения кем-либо взятых на себя обязательств в данном случае неуместен
Славные страницы истории
Не станем подробно пересказывать славные страницы из истории Православных братств, описывать те незаменимые роли, которые они сыграли в деле хранения нашей веры. Но чтобы нагляднее проиллюстрировать тезис об их незаменимости в деле Церкви полагаем нужным остановиться только на двух вехах, уже коротко упомянутых выше.
Прежде всего, беспрецедентая для судьбы Церкви роль братств в польско-литовском государстве XVI - XVII вв., в деле противостояния инославному гнету и впоследствии унии. С опорой на братства Православный народ мог сначала вести конструктивный и убедительный диалог с иноверческой властью (в видах масштабов и силы явления государство вынуждено было учитывать голос братств, просто опасаясь гражданской войны), амортизировать наносимые ему удары за счет принципа общинности. В дальнейшем на этой базе люди смогли выразить протест против предательского тайного сговора большинства архиереев, нечестно и узурпаторски подготовивших унию с католиками и выразить его в такой форме, какую нельзя было замолчать и проигнорировать (без братств это было бы крайне затруднительно, если не безнадежно). С той ситуацией сейчас напрашиваются многие параллели – например, давление на христианство извне, отсутствие серьезной государственной поддержки и даже, по сути, самоустранение государства от ряда критически важных для жизни и здоровья народа задач, предательство части иерархии, особенно хорошо известное по последним десятилетиям на Украине и т.п.
И другая точка – знаменитое Александро-Невское братство. Образованное как раз в начале тяжелых испытаний XX в., оно обеспечило сохранение и передачу традиции, Предания новым поколениям в условиях жесточайшего, поистине сатанинского гнета.
Что есть сейчас и почему этого недостаточно
Нам известно только об одном положении РПЦ по теме, которое касается деятельности братств и сестричеств только диаконической направленности (более современный термин – «социальное служение») – оно принято на заседании Священного Синода РПЦ от 2 октября 2013 года (журнал № 115). Но как показано выше, братства лишь такого профиля очевидно не реализуют в себе весь потенциал данной формы консолидации. Еще несколько слов об этом.
Само по себе регулярное участие в Таинствах (то единственное, что гарантирует приходская жизнь) не обещает, во-первых, полноценную настройку собственной повседневности на христианский лад, включая восприятие Предания в различных его аспектах, а во-вторых, «рабочий коллектив» из ближних собратьев. Деятельное же участие в братстве призвано сделать церковную, общинную бытность материей жизни христианина за пределами дверей своего дома, а не одним из слайдов в пестрой событийной ленте. Это противоядие против отвлеченного понимания христианства, дуалистического существования, поверхностного восприятия опыта Церкви и некоторой инородности по отношению к ее жизни (об этой проблеме см. в статье «Православное просвещение против отвлеченного понимания христианства»).
Мы убеждены, что, по крайней мере, на сегодняшний день ни политические институты, ни какие-либо кружки по своему потенциалу для христиан не могут сравниться с братствами.
Что касается уже существующих братств, то тут можно найти прекрасные опыты и примеры для воспроизводства в своих уникальных условиях, но незадействованная перспектива остается огромной. К сожалению, на данный момент «покрытие» и значение у братств в масштабах Церкви и, тем более, страны весьма скромное.
Проблемы
Если не брать в расчет банальную пассивность в вопросах самоорганизации (липкое наследие коммунистического строя?!), то хорошо известны неудачные примеры братств. Сама эта идея в посткоммунистической России знает уже и взлеты и падения. Особенно резко выглядят случаи, когда братства начинали походить на секты, а также плачевные расколы и нестроения в управлении.
По известной Евангельской притче (Мф. 7, 24 – 27) многое тут зависит от основания, на котором строится здание, так что значение правильного выбора отправной точки консолидации (конкретная храмовая община, духовное лицо и т.п.) трудно переоценить. Хотя, разумеется, универсального рецепта для преодоления всех этих проблем не существует, да и каждый знает, что такое «ветер в лицо», особенно когда идешь в правильном направлении.
Заключение
Итак, у института Православных братств, в общем-то, есть две основных перспективных задачи – укрепить Церковь как место для отдачи своей повседневности и поставить заслон для проникновения в нее каких-либо лжеучений. Путь к ним лежит через усиление коммуникации, углубленное общение верных в канонически допустимых границах, преодоление кризиса общинности, вызванного в т.ч. господствующей урбанистической и секулярной культурой.
Общины и братства – надежная точка фиксации знамени Православия, рупор церковного народа, поле для адресной взаимопомощи. Здесь можно понять самим и показать «внешним», что Церковь – живой общественный институт, а не абстракция, которая все труднее понимается человечеством.
Призываем всех неравнодушных и заинтересованных людей оценить для себя возможность создания братств и участия в них.