Православные братства – залог силы и равновесия Церкви и общества

Проблемы церковной жизни 
0
1201
Время на чтение 7 минут

 

При лицезрении мрачноватых картин современной действительности, наверное, каждому христианину приходила в голову мысль: а что лично я могу сделать, чтобы остановить или хотя бы затормозить ужасы апостасии, секулярной и антихристианской культуры, разврата, некоторых неприглядностей внутри церковной ограды? Частый итог этих размышлений – крайности: либо отказ от соответствующей активности по мотиву ограниченности собственных сил, либо, наоборот, мега-проекты вплоть до реставрации монархии, как правило, без оглядки на собственное духовное состояние.

Ситуация действительно непростая. Хотя добронамеренные люди находят себе те или иные «фронты», чтобы внести вклад личного неравнодушия в дело хранения и распространения Православного христианства. А что касается коллективной деятельности церковного народа, нам хотелось бы порассуждать об одном перспективном и, думается, жизненно необходимом ее направлении – глубокой внутренней консолидации на почве Православных братств (сестричеств).

Актуальность вопроса о развитии и распространении института братств

Почему вопрос о консолидации стоит остро? В силу беспрецедентных по силе вызовов Православию (уже существующих и еще назревающих), а также из-за особенностей уклада современной жизни, отрицательно сказывающихся на состоянии церковных общин и вообще внутреннем единстве верных. Немного подробнее.

Во-первых, история учит тому, что упрочнение внутренних связей членов Церкви требуется по мере нарастания давления внешней среды. Если идти от близких аналогий с современностью, то это подтверждается, прежде всего, историей западных русских епархий, оказавшихся под властью польско-литовского государства – там сохранение Православия в его чистоте и институциональных формах оказалось возможным благодаря заблаговременно организованной «снизу», так сказать, глубокой «эшелонированной» самообороне. Но это, конечно, не единственный пример – так и в годы коммунистических гонений всевозможные общины, братства и общинки уберегли в себе как бы в углублениях на дне зимней реки ту жизнь, которая по мере замерзания прекратилась в остальном и основном потоке. Об этом мы еще скажем ниже.

Во-вторых, специфика «жизненного шаблона» в современном обществе, особенно в крупных городах, сама по себе требует от Церкви адаптации и реагирования, в противном случае обещая множество проблем. Речь, с одной стороны, о невиданной мобильности, разбросанности людей, об утончении традиционных каналов формирования внутренних связей между прихожанами. Это не та приходская жизнь, которая была в Российской империи, когда единоверные люди хорошо знали друг друга на протяжении долгого времени и были готовы моментально реагировать на проблемы сообща, образуя в масштабах страны абсолютное большинство. С другой стороны, в условиях апостасии и тотальной дехристианизации всевозможных социальных институтов и норм Церковь с неизбежностью вынуждена (будет?) перехватить и воспроизвести некоторые функции, по которым ранее вполне можно было рассчитывать на государство – например, обучение определенным знаниям и навыкам, обеспечение хозяйственной безопасности своих членов, медицинская поддержка и т.п. (об этом см. в статье «О путях Церкви и христианина в апостасийном обществе»).

Стоит добавить, что важное преимущество консолидации на почве братств – возможность начать действовать без каких-либо формальностей (к чему, конечно, не относится благословение), которые обычно необходимы в других случаях. В пределе схема основывается на доверии и может быть очень простой: несколько единомышленных человек наметили план действий, ударили по рукам, взяли благословение, сбросились ресурсами и начали работать.

Задачи, которые можно решать через братства

Мы не испытываем иллюзий насчет достижения сразу всех потенциально полезных рубежей. Скорее всего, первые 2-3 маркера из списка ниже в подавляющем большинстве случаев недосягаемы («программа-максимум»), но остальные («программа минимум») вполне доступны и сами по себе означают приличный эффект как для конкретных людей и общин, так и для Церкви в целом. Итак, о задачах:

  • честный голос церковного народа по внутрицерковным вопросам (разумеется, в канонически допустимых границах и формах)
  • готовая площадка на случай представительства перед лицом государства
  • очаг христианской культуры в океане секулярности, в частности - творческая, публицистическая площадка для полемики с противными учениями, упражнения в богословии, организации совместных мероприятий
  • линия взаимной поддержки, в т.ч. хозяйственной, самозащиты от различных угроз, способ для конкретного человека обзавестись близкими людьми – единомышленниками, особенно если это по каким-то причинам невозможно в храме, что не так уж редко
  • место взаимного обучения различным полезным навыкам
  • база для христианского делания, добротворения, попечения о храмах, совместной молитвы; возможны конкретные локальные проекты наподобие книгоиздания, ремесел, обучения и т.п.

Отсюда вытекает минимум, о котором надо договориться при формировании братства:

  • Единомыслие по ключевым внутрицерковным и социально-политическим вопросам
  • Генеральные направления работы (варианты):
    • Публицистика, участие в обсуждениях
    • Просветительство и обучение
    • Попечительство о храме(ах), благотворительность
    • Взаимная профессиональная и материальная поддержка, самозащита по фактам конкретных угроз и т.д.
  • Актив, органы управления, распределение задач на выбранном горизонте планирования
  • Финансовая основа деятельности и степень и хозяйственной кооперации (частота и основания для взносов братьев, цели расходования, наличие совместного имущества и порядок управления им и т.п.)
  • «Конституционный документ» (устав, положение и т.п.), отражающий базовые принципы работы братства, причем не обязательно юридически значимый, т.к. расчет на судебную и государственную защиту в случае нарушения кем-либо взятых на себя обязательств в данном случае неуместен

Славные страницы истории

Не станем подробно пересказывать славные страницы из истории Православных братств, описывать те незаменимые роли, которые они сыграли в деле хранения нашей веры. Но чтобы нагляднее проиллюстрировать тезис об их незаменимости в деле Церкви полагаем нужным остановиться только на двух вехах, уже коротко упомянутых выше.

Прежде всего, беспрецедентая для судьбы Церкви роль братств в польско-литовском государстве XVI - XVII вв., в деле противостояния инославному гнету и впоследствии унии. С опорой на братства Православный народ мог сначала вести конструктивный и убедительный диалог с иноверческой властью (в видах масштабов и силы явления государство вынуждено было учитывать голос братств, просто опасаясь гражданской войны), амортизировать наносимые ему удары за счет принципа общинности. В дальнейшем на этой базе люди смогли выразить протест против предательского тайного сговора большинства архиереев, нечестно и узурпаторски подготовивших унию с католиками и выразить его в такой форме, какую нельзя было замолчать и проигнорировать (без братств это было бы крайне затруднительно, если не безнадежно). С той ситуацией сейчас напрашиваются многие параллели – например, давление на христианство извне, отсутствие серьезной государственной поддержки и даже, по сути, самоустранение государства от ряда критически важных для жизни и здоровья народа задач, предательство части иерархии, особенно хорошо известное по последним десятилетиям на Украине и т.п.

И другая точка – знаменитое Александро-Невское братство. Образованное как раз в начале тяжелых испытаний XX в., оно обеспечило сохранение и передачу традиции, Предания новым поколениям в условиях жесточайшего, поистине сатанинского гнета.

Что есть сейчас и почему этого недостаточно

Нам известно только об одном положении РПЦ по теме, которое касается деятельности братств и сестричеств только диаконической направленности (более современный термин – «социальное служение») – оно принято на заседании Священного Синода РПЦ от 2 октября 2013 года (журнал № 115). Но как показано выше, братства лишь такого профиля очевидно не реализуют в себе весь потенциал данной формы консолидации. Еще несколько слов об этом.

Само по себе регулярное участие в Таинствах (то единственное, что гарантирует приходская жизнь) не обещает, во-первых, полноценную настройку собственной повседневности на христианский лад, включая восприятие Предания в различных его аспектах, а во-вторых, «рабочий коллектив» из ближних собратьев. Деятельное же участие в братстве призвано сделать церковную, общинную бытность материей жизни христианина за пределами дверей своего дома, а не одним из слайдов в пестрой событийной ленте. Это противоядие против отвлеченного понимания христианства, дуалистического существования, поверхностного восприятия опыта Церкви и некоторой инородности по отношению к ее жизни (об этой проблеме см. в статье «Православное просвещение против отвлеченного понимания христианства»).

Мы убеждены, что, по крайней мере, на сегодняшний день ни политические институты, ни какие-либо кружки по своему потенциалу для христиан не могут сравниться с братствами.

Что касается уже существующих братств, то тут можно найти прекрасные опыты и примеры для воспроизводства в своих уникальных условиях, но незадействованная перспектива остается огромной. К сожалению, на данный момент «покрытие» и значение у братств в масштабах Церкви и, тем более, страны весьма скромное.

Проблемы

Если не брать в расчет банальную пассивность в вопросах самоорганизации (липкое наследие коммунистического строя?!), то хорошо известны неудачные примеры братств. Сама эта идея в посткоммунистической России знает уже и взлеты и падения. Особенно резко выглядят случаи, когда братства начинали походить на секты, а также плачевные расколы и нестроения в управлении.

По известной Евангельской притче (Мф. 7, 24 – 27) многое тут зависит от основания, на котором строится здание, так что значение правильного выбора отправной точки консолидации (конкретная храмовая община, духовное лицо и т.п.) трудно переоценить. Хотя, разумеется, универсального рецепта для преодоления всех этих проблем не существует, да и каждый знает, что такое «ветер в лицо», особенно когда идешь в правильном направлении.

Заключение

Итак, у института Православных братств, в общем-то, есть две основных перспективных задачи – укрепить Церковь как место для отдачи своей повседневности и поставить заслон для проникновения в нее каких-либо лжеучений. Путь к ним лежит через усиление коммуникации, углубленное общение верных в канонически допустимых границах, преодоление кризиса общинности, вызванного в т.ч. господствующей урбанистической и секулярной культурой.

Общины и братства – надежная точка фиксации знамени Православия, рупор церковного народа, поле для адресной взаимопомощи. Здесь можно понять самим и показать «внешним», что Церковь – живой общественный институт, а не абстракция, которая все труднее понимается человечеством.

Призываем всех неравнодушных и заинтересованных людей оценить для себя возможность создания братств и участия в них.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Павел Александрович Панов
Современнику и собрату по обуреваемой Отчизне
Вера и Предание, которые хранятся только в Православной Церкви, – как кирка и лопата, которыми мы можем расчищать завалившие нас камни, пробиваясь к своей цели
26.10.2024
Грешная Россия и Русская Церковь объявили войну самому диаволу
О заблуждениях православных журналистов Украины насчет идущей войны
29.10.2022
О перспективах христианской России
Общественно-политический аспект
10.11.2021
Когда в Церкви растрачивается церковность
Искушение профанацией священного сейчас поистине судьбоносно
15.10.2021
Православное просвещение против отвлеченного понимания христианства
К вопросу о взаимопонимании Церкви и нашего народа
18.02.2021
Все статьи Диакон Павел Александрович Панов
Проблемы церковной жизни
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 15:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
20.11.2024 15:16
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12
«Мигранты в законе»: азербайджанская диаспора
Новый комментарий от Константин В.
20.11.2024 14:33
Зачем Дерипаска восстанавливает хазарскую синагогу в Тамани?
Новый комментарий от Сергей из НН
20.11.2024 14:28
Россия может оказаться перед угрозой голода
Новый комментарий от Кожухевич
20.11.2024 13:39