Нелёгкое испытание Божие

Глава из новой книги

Александр Сергеевич Пушкин 
0
2870
Время на чтение 14 минут

Памяти Валерия Павловича Филимонова

От редакции. Как сообщила нам вдова В.П. Филимонова, Лариса Пахомьевна Кудряшова, в редакцию одного из издательств передана рукопись книги, посвящённой памяти Валерия Павловича. Теперь предстоит редакторская и типографская работа. Сегодня предоставляем вниманию читателей главу из будущего издания о благотворительности в Царской России.

***

Богатство, как и любой талант и дар Божий – нелёгкое испытание Божие. «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 23-24). Трудно, ибо велик соблазн. Но разве это значит, что невозможно? Многие русские люди из купеческого сословия уподобились евангельскому купцу, ищущему ту драгоценную жемчужину, которая есть Царствие Божие.

Одним из таких благочестивых русских купцов, уподобившихся евангельскому самарянину, был в конце 19 начале 20 века Василий Николаевич Муравьев – будущий преподобный Серафим Вырицкий.

В книге Валерия Павловича Филимонова, агиографа святого Серафима Вырицкого «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа», послужившей основанием для прославления Вырицкого старца, подробно раскрыт и глубоко духовно осмыслен путь восхождения преподобного к вершинам христианской святости. Как, будучи в гуще мирской жизни, в водовороте земных дел сохранить свою душу для Бога, как идти «царским путём» среди сложных и противоречивых событий времени к вратам Небесного чертога? Самой своей жизнью угодник Божий ответил на эти вопросы.

Есть в этой книге, исторически достоверно, живо и богословски выверенно показывающей жизненный и духовный путь Вырицкого старца, и глава «Ярославское благотворительное общество». В работе этого Общества принимал деятельное участие и купец, вышедший из исконно-русских - ярославских земель - Василий Николаевич Муравьёв – будущий преподобный Серафим.

Это ещё одна замечательная страница, которая была открыта писателем в ходе изысканий, связанных с поиском сведений о мирском периоде жизни преподобного Серафима Вырицкого. В архивах писателя сохранился более полный, развёрнутый вариант этой статьи об удивительной деятельности ради любви к ближним и Отечеству лучших представителей русского купечества Царской России. Полный вариант этой главы вошёл в новую книгу, посвящённую памяти Валерия Павловича Филимонова.

Ярославское благотворительное общество

Как много сегодня забыто из того, что в России всегда было нормой жизни, естественным состоянием души русского человека! Было время, когда многие люди воистину радели о благе Отчизны и её народа. Обладая данными от Бога талантами и занимая видное положение в обществе, не ставили они самоцелью собственное процветание, а всеми силами стремились обустроить Россию и созидали из неё великую державу. Они прекрасно понимали, что от благополучия каждого отдельного человека зависит благополучие страны в целом. Великодушие и отзывчивость, искренняя любовь к ближним, находившая выражение в нелицемерной заботе о попавших в трудные житейские обстоятельства и обездоленных, всегда отличали наших предков.

К началу ХХ века в Санкт-Петербурге существовало очень сильное ярославское землячество. Многие из его представителей достигли весьма высоких успехов в различных областях жизнедеятельности. Было среди них немало истинно верующих людей, стремившихся всегда помочь чужому горю. Стараниями этих благочестивых чад Православной Церкви в столице было создано Ярославское благотворительное общество. Его торжественное открытие состоялось 28 декабря 1897 года в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви на Стремянной улице. В дальнейшем здесь проходили многие совещания участников Общества. Выбор места был неслучайным. Председателем Общества религиозно-нравственного просвещения являлся один из выдающихся пастырей Петербурга, будущий священномученик, протоиерей Философ Николаевич Орнатский, одновременно помогавший и ярославцам. Здесь же, ещё со студенческой поры, подвизался в течение многих лет своей земной жизни и другой наш небесный покровитель – священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский.

На открытие нового благотворительного общества собралось около 200 человек. После молитвы «Царю Небесный...», пропетой всеми присутствующими, с достопамятной речью выступил один из создателей Общества, председатель Учебного комитета при Святейшем Синоде, протоиерей Пётр Алексеевич Смирнов. С новой силой звучат сегодня его проникновенные слова: «Одно из гибельных заблуждений нашего времени – это какое-то напускное, расплывчатое устремление любви ко всему якобы человечеству, с небрежением о ближайших людях, с которыми соединяет нас – семья, Родина, Отчизна, Вера, Церковь. Правда, Господь заповедал нам любить всех, но прежде своих ближних. «Еже Бог сочета, человек да не разлучает. Чти отца твоего и матерь твою». Начинай с ближайших и затем постепенно расширяй своё сердце в любви ко всем...Есть грани, которые положила природа и чрез которые перескакивать нельзя. Муж и жена – это зерно семьи: тут нет различия. Затем идут родители и дети, товарищи и други, односельчане, сограждане, единоземцы и соплеменники, христианские и родственные народы, а затем уже всё человечество.

Итак, любовь к согражданам есть чувство законное, христианское...

Время теперь страшное и опасное. Прежде была одна беда – нужда. Терпи: вытерпишь, будешь человек; редкий пропадал...Теперь и нужда и отовсюду соблазны. Не только надо помочь ребёнку на первых порах, но и присмотреть за ним, остеречь его. Надо поскользнувшихся приподнять, помочь встать на ноги. Вообще дела предстоит много и требуется и труд, и подвиг...»

Говоря о своих земляках, связавших жизнь с Петербургом, отец Пётр отметил: «История всех здешних ярославцев с незначительными изменениями одна: наденет отец или мать образок на шею, даст медный пятак в руку, и – ступай с Божиим благословением. И вот, натерпится, намается человек, но встанет, наконец, на ноги, берёт в руки дело, строит там в деревне, дом высокий, школу или церковь, приобретает известность, даёт начало богатому роду в столице..». Как созвучно всё это с судьбой Василия Николаевича Муравьёва.

В заключение отец Пётр отметил: «Сыне, сердце твоё дай Мне», - говорит Господь. Помолимся, чтобы Господь дал нам деятелей добрых и усердных, которые бы приложили к делу Общества отеческую любовь и материнскую заботу».

Уже в первом постановлении Общества говорилось о том, что «оказываемая ближним помощь будет не только материальной, но и нравственной в особенности, все виды которой трудно предусмотреть и перечислить», а «главнейшим условием успешной деятельности Общества, во имя любви к Родине и ближним, должно стать бескорыстное и искреннее сердечное стремление его членов послужить на общую пользу».

После собрания в Троицком храме Общества религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви было совершено торжественное молебствие о ниспослании вседействующего благословения Божия на начинающееся доброе дело.

В самом начале деятельности Ярославское благотворительное общество было поддержано милостивым к нему вниманием Высокопреосвященного Ионафана, архиепископа Ярославского и Ростовского. «8 января 1898 года сей архипастырь благоволил принести в благословение новоучрежденному Обществу сребро-позлащенную икону Божией Матери, именуемую Ярославскою, и образы святых благоверных князей Василия и Константина Ярославских чудотворцев. Приняв с благоговением святые иконы, члены Общества положили поставить их в приличествующих киотах с лампадами в зале своих собраний».

За короткое время Ярославское общество превратилось в мощную духовно-благотворительную структуру и стало одним из ведущих в России. Существовало оно вплоть до 1917 года. Среднее число членов Общества составляло около 500 человек, причём в самом Петербурге проживало около 200. Среди иногородних участников Общества было много священнослужителей - уроженцев Ярославской губернии, работавших Господу в разных уголках великой державы. Однако, в Общество входили не только ярославцы, хотя они и составляли в нём большинство. Сам Господь благословил это доброе начинание – этот союз, созданный во славу Божию.

Надо сказать, что указанное количество участников Ярославского благотворительного общества относится к его постоянным членам, входившим в официальные ежегодные списки Общества. Количество же членов-корреспондетов (с иногородними), вносившими единовременные пожертвования на богоугодные дела Общества, порою достигавших нескольких тысяч человек. Впечатляет география этого воистину всероссийского братства. Вот далеко не полный перечень городов и селений Российской империи и других стран, где проживали участники Ярославского общества: Петербург, Москва, Гельсингфорс, Ревель (Таллин), Рига, Вильно (Вильнюс), Варшава, Лондон, Шлиссельбург, Кронштадт, Ярославль, Рыбинск, Вологда, Бежецк, Старый Оскол, Молога, Кострома, Самара, Саратов, Ростов, Алупка, Екатеринодар, Ставрополь, Архангельск, Оренбург, Иркутск, Хабаровск и даже далёкая Урга в Монголии. То здесь, то там вспыхивали на обширных пространствах

многие сердца чистым светом неподдельной любви ко Господу и ближним.

Среди постоянных участников Общества видим имена выдающихся пастырей Русской Православной Церкви – святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского, высокопреосвященного Ионафана, архиепископа Ярославского и Ростовского, высокопреосвященного Агафодора, архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского, преосвященного Иоанникия, епископа Архангельского и Холмогорского; почтеннейших архиерееев: упомянутого Петра Алексеевича Смирнова, заведующего дворцовым духовенством Петра Афанасьевича Благовещенского; настоятеля церкви Общества религиозно-нравственного просвещения Петра Николаевича Лахостского.

Об отце протоиерее Петре Лахостском необходимо сказать отдельно. Это был известнейший петербургский пастырь, глубоко понимавший жизнь и нужды простого народа. На одном из собраний Ярославского благотворительного общества отмечалось, что он «с особой любовью и искренним расположением к Обществу принял на себя труд по устройству церковных праздников Общества, всегда участвуя во всех богослужениях, приуроченных к сим праздникам, произнося при этом назидательные речи, воодушевляющие членов Общества развивать начатое дело...»

В 1908 году в Общество вступил высокопреосвященнейший Тихон, будущий Патриарх Московский и всея России, принявший на тот момент к управлению Ярославскую кафедру. В своём слове к участникам Общества Первосвятитель Русской Православной Церкви сказал, что «делает он это исключительно по собственному почину, руководствуясь велением сердца, чтобы ещё теснее сблизиться с паствой, учить которую он поставлен», - дивный штрих к духовному портрету будущего Патриарха. Как член Святейшего Синода, он проводил в Санкт-Петербурге довольно много времени. И с 1913 года, будучи уже архиепископом Литовским и Виленским, владыка Тихон неизменно оставался членом Общества, принимая в его работе деятельное участие.

В состав Ярославского благотворительного общества входили многие известные государственные и общественные деятели – член Государственного Совета, впоследствии премьер-министр Борис Владимирович Штюрмер; член Государственного Совета, сенатор Николай Алексеевич Зиновьев; Санкт-Петербургский голова Александр Геннадьевич Ратьков-Рожнов; дворцовый комендант, генерал-адъютант Владимир Александрович Дедюлин; видный деятель Ярославского губернского земства, князь Дмитрий Иванович Шаховской и другие.

Безсменным председателем Общества был коммерции советник (а с 1908 года – статский советник) Иван Семёнович Крючков – земляк Василия Николаевич Муравьёва, также происходивший из Рыбинского уезда Ярославской губернии. Талантливый коммерсант и видный общественный деятель, он был гласным городской думы и председателем Санкт-Петербургской купеческой управы (в Ярославское общество также входили заседатель управы и оба гильдейских старшины).

В состав Общества входили и поставщики Двора Его Императорского Величества, потомственные почётные граждане Елисеевы – Александр Григорьевич, Степан Петрович и Григорий Григорьевич; выдающийся скульптор, сын ярославского крестьянина, Александр Михайлович Опекушин – один из создателей памятников «Тысячелетие Руси» в Новгороде и императрице Екатерине II в Петербурге,

автор известных монументов Александру Сергеевичу Пушкину в обеих столицах. Членом Общества был также редактор одной из популярнейших столичных газет «Петербургский листок» Николай Александрович Скоробогатов.

Около 20-ти человек из числа участников Общества были старостами крупнейших петербургских приходов. Примечательно, что имена лиц, входивших в Ярославское благотворительное общество, после их кончины оставались навечно занесёнными в списки Общества.

Участники Общества получали право на ношение почётного жетона на цепочке. Ежегодно, в день основания Ярославского Общества, 28 декабря, в Троицком храме Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, совершались торжественные богослужения – панихида по почившим членам Общества, Божественная Литургия и молебен о здравии действительных членов с призыванием помощи Божией на добрые дела. Нередко эти службы были архиерейскими, В частности, в 1909 и 1910 годах служил архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон в сослужении почётных протоиереев - Павла Лахостского, Владимира Воскресенского, Михаила Троицкого и Константина Ивановского.

Участники Общества и члены их семей также встречались в храме в воскресные дни и дни двунадесятых праздников. Несомненно, что литургическая близость необыкновенно укрепляла этот братский союз, воистину созданный во имя Господне.

В основу работы Общества были положены дела христианского милосердия. На Коломенской улице, в доме № 40 была открыта безплатная столовая для бедняков, в которой ежедневно питались почти триста человек.

На 4-й Рождественской улице, в доме № 9, был организован приют – гостиница для приезжающих в Петербург в поисках места работы мальчиков-ярославцев. Здесь были созданы все условия жительства и пропитания. Оказывалась действенная помощь в их профессиональном обучении и трудоустройстве. Услугами этого временного прибежища могли одновременно воспользоваться около двухсот человек.

На Петербургской стороне, в доме № 51 по большому Проспекту, действовали детский приют и ясли. Там было всё продумано до мелочей, чтобы дети чувствовали себя, как дома. Питание в яслях было четырёхразовым. Летом детей вывозили на дачи в Сиверскую и Лесное, а на Рождество устраивали большую ёлку с подарками. Для работы в яслях в приюте ежегодно командировались две старших воспитательницы из женского училища Принцессы Терезии Ольденбургской. Им помогали опытные воспитательницы и женщина-врач. День начинался с совместной молитвы, а после завтрака следовали уроки Закона Божия и хорового пения. Детям также преподавались начальные знания по ряду светских дисциплин. Свободное время использовалось для прогулок в Александровском саду, игр и чтения. В Воскресные и праздничные дни дети обязательно посещали близлежащий храм апостола Матфея где исповедались и причащались.

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Ярославским благотворительным обществом был открыт лазарет для раненых воинов, который помещался в доме №9 по 4-й Рождественской улице.

Оборот денежных средств Ярославского благотворительного общества, выделяемых на дела милосердия и благотворительности, достигал 35-ти тысяч рублей в год – сумма громадная по тому времени.

Для того, чтобы читателю легче было понять масштабы цен, ощутить силу и могущество российского рубля, ниже приведена таблица стоимости продовольственных товаров в России на период с 1890 по 1915 годы («Свод товаров на главных рынках России за 1890-1896 годы». СПб.1896; «Сведения о ценах на хлеб и некоторые другие важнейшие товары, составленные статистическим отделением Канцелярии Министерства Торговли и Промышленности за 1906-1915 годы». СПб., 1915 ).

1. Мука пшеничная за 5 пудов – 6-10 руб. (в среднем 10 коп. за кг.)

2. Мука ржаная за 9 пудов – 6-10 руб. ( 5 коп. за кг.)

3. Крупа гречневая за пуд – около 1 руб. (6 коп. за кг.)

4. Сахарный песок за пуд – 2-5 руб. (21 коп. за кг.)

5. Масло сливочное за пуд – 6-10 руб. (50 коп. за кг)

6. Масло растительное за пуд – 2-5 руб. (21 коп. за кг.)

7. Мясо (говядина) за пуд – 2-4 руб. (18 коп. за кг.)

8. Рыба свежая 11 кат. (судак, щука, сазан) за пуд –

1,5 -3 руб. (14 коп. за кг.)

9. Рыба свежая 1 кат. (белуга, севрюга, осетр)) за пуд – 5-8 руб. (40 коп. за кг).

10. Яйца за 1000 – 8-10 руб. (9 коп за дес.)

11. Сыр за пуд – 3-6 руб. (28 коп. за кг.)

12. Сельдь – в ассортименте (шотландская, норвежская, исландская, ирландская) за бочку – 8-12 руб. (20 коп. за кг.)

13. Спирт – ректификат (высшей очистки натуральный) за ведро – 20-60 коп. (3-4 коп. за литр)

14. Икра паюсная за пуд – 30-50 руб. (2,5 руб. за кг.)

Из упомянутого можно вполне заключить, что 35 тысяч рублей были тогда деньги далеко не малые.

Из них более 6-ти тысяч рублей в год выделялось на содержание столовой и прибежища для мальчиков, около 5-ти тысяч рублей составляло содержимое детских яслей и приют. Более двух тысяч человек получали различные виды денежных пособий. Благотворительная помощь включала в себя: единовременную и ежемесячную выдачу пособий неимущим; помощь престарелым вдовам и старикам; помощь потерпевшим от пожаров; выдачу пособий малоимущим к двунадесятым праздникам; помощь при уплате за квартиру; выдачу пособий на лечение больным; выдачу пособий по случаю замужества; выдачу пособий на погребение усопших; взносы платы на слушание лекций учащимися, уроженцами Ярославской губернии; выдачу пособий вдовам, имеющим малолетних детей; организацию работы воскресных школ; множественные вещевые пожертвования одеждой и обувью: пожертвование продуктами – всего не перечислить! (Отчёты Ярославского благотворительного общества и список членов общества за 1898год. СПб., 1899 и по годам – до 1914 включительно). Ежемесячные пособия составляли от 2 до 5 рублей, а единовременные колебались в широких пределах в зависимости от обстоятельств.

Благотворительной столовой Общества обязательно соблюдались все посты и постные дни, установленные Православной Церковью. В среднем один обед на человека обходился Обществу в 7 копеек. Это было на 2 копейки выше, чем в других безплатных столовых Петербурга. В отчётах Общества публиковалась раскладка продуктов на каждый день недели, включая мясо, сало филейное

рыбу, крупы, картофель и овощи, специи и хлеб, масло растительное и другие продукты. В постные дни стоимость обеда на 250 человек составляла 11-12 рублей, в обычные – 18-20 рублей.

С любовью и радостью о Господе трудились члены Ярославского благотворительного общества на ниве милосердия. Это были совершенно реальные дела любви к ближним, где сочетались трогательная братская забота с действенной материальной помощью. Ведь все, обратившиеся в Общество со своими скорбями, несомненно, получали, кроме каких-то земных благ, ещё и духовное утешение. Сколько отчаявшихся страдальцев обретали после этого веру в помощь Божию, надежду на будущее, любовь ко Господу и ближним! Оттаивали сердца, очищались души – люди начинали новую, непостижимую дотоле для себя жизнь. Ведь многие из них впервые ощущали то, что превыше всякого разума...

Это был тот дух, который ныне почти безвозвратно утрачен. Участники Ярославского общества по сути были евангельскими самарянами своего времени. Безкорыстно помогали они «больным и раненым житейскими невзгодами», тем, кто не мог самостоятельно справиться с бурным течением жизни. Как правило, к работе Общества привлекались и члены семей его участников, в том числе и дети. Для них это было великой школой милосердия и любви к ближним.

В деятельности Ярославского благотворительного общества – драгоценный опыт для тех, кто хочет в наше время возродить воистину благотворительные организации!..

С 1905 года действительным членом Ярославского благотворительного общества является и Василий Николаевич Муравьёв. В течение многих лет вносил он свою лепту и в эти добрые дела – дела, которые сами за себя говорили перед Господом.

Общество проводило регулярные собрания, начинавшиеся и заканчивавшиеся общей молитвой. На них обсуждались насущные проблемы этого воистину православного братства и планы на будущее. Эти встречи носили характер непринуждённых товарищеских бесед, где каждый мог свободно высказать своё мнение. Несомненно, что Василий Николаевич имел возможность для личных с каждым из участников Общества, в том числе и с духовными лицами. Конечно, это был тот круг людей, среди которых можно было почерпнуть много душеполезного и спасительного. Безусловно, имели место и необходимые деловые контакты.

«Когда творишь милостыню, пусть левая твоя рука не знает, что делает правая..» (Мф. 6, 3). В отчётах Ярославского и ряда других благотворительных обществ, а также во многих периодических изданиях, выходивших до 1917 года, часто встречаются записи о пожертвованиях от лиц, пожелавших остаться неизвестными. Нередко тайные благодетели передавали крупные пожертвования и через третьих лиц. В таких случаях их имена, действительно, оставались известными только Отцу нашему Небесному...

В связи с этим необходимо отметить, что деятельное участие Василия Николаевича в ряде благотворительных обществ и фондов есть только видимая сторона проявления его бесконечной любви к ближним. Один Бог ведает, как пылало сердце молодого подвижника. Многочисленные пожертвования на храмы и монастыри, непрестанные пожертвования неимущим творил он пред лицем Господа втайне от окружающих. Это известно из воспоминаний матушки Серафимы ( в миру Ольги Ивановны – супруги Василия Николаевича), которые она передала своим родным.

Надо сказать, что сама Ольга Ивановна была удивительно добрым и отзывчивым человеком. Тем не менее, ей, как хозяйке дома, иногда нелегко было понять Василия Николаевича. Случалось так, что порою он, не задумываясь, отдавал буквально последнее и при этом радовался несказанно. Деньги и вещи никогда не представляли для него никакой ценности...

Так, с Божией помощью, шаг за шагом шёл к высотам христианского совершенства будущий отец Серафим.

Источники:

1. В.П. Филимонов, «Святой Преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа», «Сатисъ», СПб, 2019

2. Личный архив В.П. Филимонова

Ссылки на документы, цитаты и изречения – в указанных источниках

Подготовила Л.П.Кудряшова

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Филимонов
Светлый Ангел Петрограда
«Я возвращаю мой белый клобук незапятнанным...» О непостижимых подвигах и мученической кончине митрополита Петроградского Вениамина
12.08.2023
Духовная битва
Валерий Павлович Филимонов о России
21.07.2022
«Мы не прощались с батюшкой, а провожали его в жизнь вечную...»
Глава из книги Валерия Павловича Филимонова, посвящённой преподобному Серафиму Вырицкому
02.04.2022
«Я вышла от батюшки самым счастливым человеком...»
Воспоминания игумении Георгии о встречах с преподобным Серафимом Вырицким
25.02.2022
Загадочный и любимый старец
Ко дню прославления преподобного Феодосия Кавказского (8 августа 1995 года)
05.08.2021
Все статьи Валерий Филимонов
Лариса Кудряшова
Великий канон
Стихи
17.03.2024
Прощеное воскресенье
Стихи, которые стали песнями
15.03.2024
Покров
Стихи
13.10.2023
«Добро сражается со Злом…»
К сороковинам автора
02.02.2023
Духовная битва
Валерий Павлович Филимонов о России
21.07.2022
Все статьи Лариса Кудряшова
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 16:29
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:20
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 15:32
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59