«У врат Небесного Чертога, над леденящей глубиной...»

Существует ли православная поэзия? О творчестве Сергея Поликарпова (10.07.1947 - 28.09.2014)

Александр Сергеевич Пушкин 
0
1153
Время на чтение 13 минут

 

Немало воистину православных писателей и поэтов явило время, когда после долгих лет богоборчества и гонений на Церковь, Россия стала возвращаться к Православной вере, воцерковляться. В русской словесности появился целый пласт литературы, до сих пор не изученный литературоведами.

Осенью 2014 года знакомые подарили сразу несколько поэтических книг Сергея Поликарпова. Они сразу вошли в домашнюю библиотечку любимых поэтов. Думалось, что доведется воочию увидеть и услышать поэта, ведь он - наш современник и коренной петербуржец. А 28 сентября донеслась весть - Сергей Константинович Поликарпов отошел к Небесным обителям.

Он как будто предчувствовал свой земной уход. «Вслед за теми, с кем сердце дружится, Я сорвусь, как последний лист»; «Я пока что живу и дышу, Но душою не здесь», - читаем мы в книге «Вечный свет», изданной в 2013 году и обобщившей избранные стихи поэта.

 

... Над раскисшею дорогой

Дорогая сердцу грусть...

Любоваться так немного

Мне тобой осталось, Русь.

 

Я осенний твой прохожий,

И молю издалека -

Пусть в Небесном Царстве Божием

Будут осень и река.

 

Переход от земной жизни к Вечности он понимал как человек православный: «Впрочем, я верую - значит живу, Значит умру... и воскресну».  В этом - и крепкая вера, и смирение, и покаянное чувство, и надежда на милость Божию:

 

* * *

 

Я живу, чтоб умереть.

Жизни узкая полоска.

Знаю я - свече гореть,

Ровно столько, сколько воска.

 

Я умру, чтоб вечно жить,

Чтоб к ногам Царя и Бога

Все, что нажил положить.

Только нажил так немного.

 

...Добродетель малой мерой

Мерит грешное житье.

Много только светлой веры

В милосердие Твое.

 

Из сведений об авторе, предваряющих книгу, мы узнаем, что Сергей Константинович окончил геологический факультет Ленинградского государственного университета, получив профессию геолога. Работал геофизиком в аэропартии на поисках золота, алмазов, урана на Дальнем Востоке. В 90-х годах  закончил Епархиальное духовное училище при Александро-Невской Лавре, служил катехизатором, работал в церковной лавке, пел в хоре на клиросе. Автор восьми книг поэзии и прозы. Член Союза писателей России. Награжден медалью святого благоверного князя Александра Невского и почетным знаком святой мученицы Татианы - «Наставник молодежи».

За скупыми строками биографии видится многое. Но еще больше мы узнаем об авторе из его стихов, в которых, чаще всего, лирический герой - он сам. И все это так близко, знакомо, понятно и дорого душе верующего православного человека. Читатель, пришедший к вере, в церковную ограду, стремящийся идти по пути спасения, по пути православного делания и живущий в православной традиции, читает как будто о самом себе. Он читает как будто о своей личной судьбе: о несении Креста, о мгновениях, когда душа купается в лучах благодати Божией, о своем стремлении быть во всем с Богом и о дерзновении идти по духовной лествице, шествие по которой сопровождается и неземной радостью, и непрестанной  невидимой  бранью.

 

Литургия

 

В церкви тихое воскресенье.

Солнце низенько. Полумрак.

«Иже всех зовый ко спасенью

Обещания ради благ...»

 

И мгновенно стихают звуки.

Напряженная тишина.

Иерея воздеты руки.

И свеча уже зажжена.

 

И обратной дороги нету -

Предстоятель дары несет.

Только к вечности, только к Свету!

Литургия венчает все.

 

* * *

 

В нашем храме нет даже купола

И киотов нет позолоченных.

Все иконочки в лавке куплены

И гвоздями к стене приколочены.

 

И сквозняк - прихожанин непрошенный,

И частенько фальшивят певчие...

А Пречистая, вся продрогшая,

Греет ручки Свои над печкою.

 

* * *

 

Когда, обременен крестом,

Свой ропот укротишь,

Когда молитвой и постом

Раскаянье родишь,

Когда исторгнешь из души

Сомненье и расчет...

Услышишь Вышнего в тиши:

«Ты - верный раб - прощен!

И ты не раб уже - ты брат,

И больше - сын теперь,

Когда отрекшись от наград,

Избрал стезю потерь...

Да, умер Я! Но Я воскрес!

Гряди за мной смелей.

Я награжу тебя - вот крест.

Он твой. Он тяжелей».

 

И сколько бы ни спорили наши современники о том, сохранилась ли православная традиция в русской литературе, существует ли вообще православная поэзия,  -  эта поэзия живет и вершится, являя нам удивительно талантливых, тонко и глубоко чувствующих, прекрасно владеющих мастерством слова и воистину духовно-зрячих поэтов.

Православная поэзия - это не раздел литературы, не жанр, не вид и не род поэтического произведения, не метод изображения действительности, не направление и не течение, не литературная школа, не стиль и даже  не тематика, но - дух.

 Это - Дух Христа, усвоенный в меру своих собственных сил именно духом, сердцем и умом писателя. Этот Дух Евангелия передается через его художественные произведения, несущие таким образом в мир свет учения Христова, о чем бы ни говорил пишущий: о Церкви и вере ли, о природе, о взаимоотношениях людей, о событиях своей жизни или же о великих событиях истории, о смысле бытия. Это дух, усвоенный - лично, на своем собственном духовном опыте: опыте молитвы, опыте покаяния и поста, самообуздания и преодоления человеческой греховности и ветхости, опыте участия в церковной жизни и Таинствах Святой Православной Церкви. Православие - это, прежде всего, образ жизни. Это жизнь по вечным законам Евангелия. Это состояние человека, когда он и самой своей жизнью, и своим творчеством исповедует и прославляет Господа нашего Иисуса Христа.

Это дух Евангелия, принятый не рассудочно и формально, не педантично-сухо, но -  живым духом  и верою. Ведь Евангелие - это не книга законов и правил, но книга свободы, совести, и любви.

 

Лампада

 

Я не молился дни и ночи

И власяницу не носил,

Но я любил, что было мочи,

И я лампаду не гасил.

 

Пусть не пророк, мне стать поэтом

Едва-едва хватило сил,

Но я всегда скорбел об этом

И я лампаду не гасил.

 

Гори, гори моя лампада,

Подсвечивая Божий лик.

А Богу много не надо,

Христос и в немощи велик.

 

«В этом мiре на веру одну я могу положиться», - произнес Сергей Поликарпов в одном из своих стихотворений. А если истина установлена, обретена, значит ли это, что дальше все просто и безмятежно? Нет больше борений, смятений и поисков? Конечно же, это не так. Путь совлечения с себя ветхого человека - нелегок и тернист. «Да только, чтоб родиться в вечность, собой пожертвовать придется», - понимает поэт. То есть своею самостью, себялюбием, горделивостью... «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3), - вспоминаем мы тут одну из Заповедей блаженства.

Этот путь -  осознание своих грехов и непрестанной борьбы с ними:

 

* * *

 

Беда! Едва не согрешил.

В душе палящий ветер.

Пожар растерзанной души

Я вовремя приметил.

 

Крестами почернел погост,

Трава прибита в поле,

И роща вековых берез

Истерзана до боли.

 

В смятенье мечется сирень,

Об изгороди бьется.

И сад, взъерошен набекрень,

Того гляди - сорвется.

 

Ах, совесть, совесть - якорь мой,

Ты корень мирозданья...

И хлынул дождик проливной

И утолил страданье.

 

* * *

 

Он стоял, перегаром дыша,

Был он грязен и жалок, и все же

Я не подал ему ни гроша.

Он сказал: «Сохрани тебя Боже!»

 

Глянул: за отворотом плаща

Проблеснул исцарапанный орден.

И, в душе оправданья ища,

Понял я, что для Рая не годен.

 

И   всегда  -  надежда и упование на милосердие Божие:

 

Благовест

 

Сегодня совести моей безсонница

Мне нашептала о моем грехе,

И ранним утром зазвучала звонница,

И благовест пронесся по реке.

 

И оглушил... Я ожидал отмщения

За грех, что я в душе своей взрастил.

И я дерзнул молиться о прощении...

Но я не знал, что Бог уже простил.

 

И даже страдания, самые горестные и тяжелые, как потеря самых близких и родных, верующая душа, плача, воспринимает со смирением:

 

Тепло, блаженство, светлый дом

С открытым в райский сад окном...

Но это не сейчас, потом,

За смерти белым полотном.

 

А здесь, теперь - тоска и боль,

Обрушившейся крыши хруст,

И дом наш холоден и пуст,

И быль страшней, чем небыль...

 

Да солона, как прежде, соль,

И купины пылает куст,

На языке - молитвы вкус,

И я держусь за Небо.

 

«Как сладко жить и умереть под взором Бога...» - делится с нами  поэт той радостью, которую несет благодать веры:

 

* * *

 

«Бог не дал мне голоса - эко невезение.                                                                                                    

Только не в обиде я - с верой повезло.

Оттого по солнышку встану в воскресенье,

Поспешу к обедне я в дальнее село.

 

Снегом припорошенный храм на тихом кладбище.

Снегом оторочены в вышине кресты.

Хор синиц на паперти, звонко Бога славящий...

Снег сметаю с валенок, но без суеты.

 

Батюшка вполголоса служит проскомидию.                 

Поклонюсь престолу я в землю не спеша

Ангелов-то, Ангелов! Видимо-невидимо!

Под благословением запоет душа.

 

Трое нас на клиросе - значит на три голоса

Дай нам, Боже, в радости службу сослужить.

На престоле солнышко цвета спела колоса...

Можно и без голоса со Христом прожить.

 

Крещенье

 

Помолюсь, поставлю свечку,

Отдавая Богу дань.

С топором пойду на речку,

Буду делать Иордань.

 

Полушубок скину - жарко,

Закатаю рукава.

Я бы спел тропарь, да жалко -

Сил не хватит на слова.

 

Вскрою Вечности теченье

И ладони окуну.

Подо льдом мое прощенье.

Я прощенья зачерпну.

 

Последние годы Сергей Поликарпов жил в Старой Ладоге. И перед нами встают картины величественной и светлой  русской северной природы, с которой так сроднилась душа  поэта.

 

* * *

Медленно течет река

В даль лилово-розовую.

Галка смотрит свысока

Сквозь листву березовую.

 

А за речкою поля,

Перелески малые,

Вдоль дороги тополя

Пыльные, усталые.

 

Ветерок с реки пошел,

Зашумела рощица...

Так на сердце хорошо -

Помирать не хочется.

 

В другом стихотворении автор говорит:

 

... Жизнь моя предо мной проплывет

По стремнине лесного потока,

А кукушка назад позовет

Уходящей России потомка.

 

Среди этих прохладных осок

Затеряться - какая удача!

Вот коснется виска колосок -

И от радости сердце заплачет.

 

Судьбе России, судьбе Руси Святой посвящены многие из стихов Сергея Поликарпова. Это и гордость, и радость, и благодарение,  и горечь, и стремление встать на защиту, и - надежда.

Вспоминая былую славу и доблесть Отчизны, поэт печалится: «Нету Царя над русскими, Нет и былой страны».

 

Святому Отроку

 

Мы храм построим деревянный

Во имя Отрока святого,

Алтарь устроим покаянный

Под колокола звон литого.

 

И все, о чем отцы просили,

Построим силою молитвы, -

Самодержавную Россию...

Колокола уже отлиты.

 

И мы споем светло и нежно,

И обойдемся «обиходом».

И выйдет Отрок белоснежный,

И остановится у входа,

 

И всех простит, как мы просили,

И осенит Крестом и Властью...

И вспомним мы, что Бог не в силе,

И что в России наше счастье.

 

Отмечая в русском народе такие истинно христианские качества, как смирение, терпение, милосердие, братство, отзывчивость, стремление к Небесному, поэт не забывает и еще об одном качестве русского человека - умении в нужную минуту встать на защиту Отечества. Невольно вспоминаешь воинов-схимников, благословленных преподобным Сергием Радонежским на ратный подвиг при битве Куликовской. Но здесь, наверное, сражение с псами-рыцарями, да и мало ли захватчиков приходило на Русь.

 

Монашеский меч

 

Шнеки дубовые, к бою готовые.

Волны морские. Заморская речь.

Весла еловые. Брони пудовые.

Шелест кольчуг от движения плеч.

 

Тихо в обители, молятся жители...

Братия бредит тревожно во сне.

Веки смежаются. Враг приближается.

Зоркий не дремлет дозор на стене.

 

Утром у звонницы старцу поклонятся.

Шоркнул из ножен монашеский меч.

Шнеки причалили, волны качали их.

Бог помогает ударить, рассечь...

 

Весла изломаны, брони искрошены,

Кровью забрызганы, втоптаны в грязь...

Братия к храму бредет по дороженьке,

Пот вытирая, смиренно молясь.

 

Поэзия Сергея Поликарпова вмещает в себя не только размышления о вере и православном делании. Его герои не только прихожане, певчие, батюшки, старцы. Мы видим и камчатских вертолетчиков, и работающих на приисках геологов, и воинов-афганцев, и староладожских купцов, и археологов, и нищего в переходе, и богача на иномарке. Видим и, оставляющую за собой черную, круглую дыру, толпу, с шумом и хохотом несущуюся вниз в метро, и «разящий глаз» Макдональдса. Видим отлетающего в вечность Пушкина и «буревестника» революций Горького. Видим события 1917 года и года 37-го. Поэту жаль и крошку-воробья, и скашиваемую траву, и разрушающуюся Старую Ладогу.

Никогда не отделяет поэт себя от своего народа. Вспоминая об исповедниках веры он говорит: «Все они из народа, из которого я». Рассказывая о возведенном храме, пишет: «В нем народ - избранник Божий, Пусть Господь его хранит». И даже, когда он вспоминает о революционных событиях  прошлого века или сокрушается о сегодняшнем падении нравов, он никогда не говорит, как поучающий, строгий, обличитель, но с горечью и печалью, говорит - «мы». Сухой проповеди от знания, морализаторства и резонерства - нет в этих стихах. Напротив, Сергей Поликарпов раскрывает эти явления как совершенно мертвенные и непригодные для воздействия на душу человеческую.

 

Миссионер

 

Я говорил с тобою долго,

Я убеждал: «Ты веришь в ложь!»

Потом умолк, не видя толка, -

Ты безтолковый, не поймешь.

 

И долго тайно я молился,

Одолевая пустоту,

И ты поверил, - обратился.

Не мне поверил, но Христу.

 

Мудрецы

 

Мы знаем падший мир, мы обличаем,

Бичуем немощи и лжеучений бред,

Но ничего вокруг не замечаем...

А слушатели где? Простыл и след...

Не верят люди в Бога - верят в слухи!

И мы с тобой гнушаемся толпы.

Не слышит нас никто - безумцы глухи...

Лишь потому, что мудрецы слепы.

 

Сергей Константинович был, думается, совсем не номенклатурным писателем. Своим кабинетом он называл аллею в парке, жил, не ожидая признания и наград. Человек образованный и глубоко интеллигентный, жил просто. И всегда ощущал свою неразрывную и глубокую связь с народом. Наверное, поэтому он мог понять и бомжа, приставившего ему однажды ночью нож к горлу: «Я ему все простил. Ты прости его, Боже». И простых деревенских старушек, которые теперь, когда «в лужу безбожного века» схлынула толпа прихожан, погрузившихся в Интернет, поют в пустом храме так, как будто «стучат святые души в златые райские врата». Очевидно поэтому он и писал:

 

Талант мой не яркий, но искренний,

Соратник великой  Любви,

Согретый Христовою истиной,

Сокрытой в народной крови...

 

Предназначение поэзии и источник вдохновения были известны поэту:

 

* * *

 

Стихи в Писании живут,

В  божественной Любви.

Ты их молитвой позови -

Они уж тут как тут.

 

Он говорит, что слово в истинном его значении «дано не плоти бренной, но только духу и труду»; духу, возвышенному страданием и пришедшему от гордости к покаянию. А в одном из стихов рассказывает о своем разговоре со Старцем, который на вопрос, не грешно ли писать стихи, ответил:

 

...Помолюсь о тебе в тиши,

Ты мне имя свое скажи...

Оба славим с тобою Слово.

 

Свет

 

Закат был и чист, и светел,

Подсвечивал свод ночной...

Зачем он во тьме светит -

Таинственный, неземной?

 

Но что я сделал на свете

Хорошего? Ничего...

А Свет, Он во тьме светит,

И тьма не объяла Его.

 

И те, за кого мы в ответе,

Так далеко ушли...

А Свет и для них светит,

Даже - по край земли.

 

И вспомнить пора о смерти,

Не слишком ли мы смелы?

А Свет, Он с Небес светит

И выйти зовет из мглы.

 

А когда Свет Божий - вечный свет, коснется души поэта, тогда и вспыхнут в его сердце строки истинной, благозвучной и благодатной поэзии, понятной и говорящей и верующему, и неверующему. И даже если читателю не знакомы некоторые из слов церковной лексики или старославянского языка, поэт, озаренный Божественным Духом, так сумеет коснуться «вечности святынь», что ты уже «Не вскрикнешь: "Понял!", Прошепчешь: "Верую, аминь!"»

«Цель нашей жизни христианской - стяжание Духа Святаго Божиего», - наставлял святой преподобный Серафим Саровский Чудотворец. А святой Силуан Афонский говорил желающим спастись: «Держи свой ум во аде и не отчаивайся». В одном из своих стихотворений Сергей Константинович Поликарпов произнес:

 

...Душа волнуется весной

И дерзновенно ждет итога

У врат Небесного Чертога,

Над леденящей глубиной.

 

 Счастлив тот, кому удалось при жизни хоть чуть-чуть подняться над земным, над греховной «леденящей глубиной» и жить, как говорил поэт, держась за Небо.

Прочтите стихи Сергея Константиновича Поликарпова и сами дайте ответ на вопрос: возможна ли сегодня подлинно художественная православная поэзия...

 

Лариса Пахомьевна Кудряшова, русский православный поэт и публицист

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

† Лариса Пахомьевна Кудряшова
Свет святого Валаама
11 июля - День преподобных Сергия и Германа Валаамских
10.07.2025
Великий канон
Стихи
04.03.2025
Покров
Стихи
13.10.2024
Все статьи † Лариса Пахомьевна Кудряшова
Александр Сергеевич Пушкин
А.С. Пушкин о творческих силах истории
Сам автор оценивал «Бориса Годунова» едва ли не выше всего им созданного
26.08.2025
День памяти поэта К.Н. Батюшкова
Также сегодня мы вспоминаем командира крейсера «Варяг» В.Ф.Руднева, дипломата Я.И.Булгакова, архитектора В.Г.Сретенского, математика А.А.Маркова, ректора МГУ А.А.Мануйлова, историка Н.Д.Шаховскую-Шик, поэта М.В.Исаковского и генерала армии Д.Д.Лелюшенко
20.07.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Большевизм без коммунизма
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
31.08.2025 21:39
Украину россияне не понимают до сих пор
Новый комментарий от Бузина Олесь
31.08.2025 21:17
Ты гневаешься, Юпитер, значит, ты не прав
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
31.08.2025 21:17
Вот так и живём!
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
31.08.2025 20:55
На членистоногих водружается панцирь…
Новый комментарий от В.Р.
31.08.2025 20:44
Антикоммунист не антисоветчик
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
31.08.2025 18:26
День памяти протоиерея Николая Орловского
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
31.08.2025 18:18